Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анализ государственной политики



2019-11-13 583 Обсуждений (0)
Анализ государственной политики 0.00 из 5.00 0 оценок




Государственное управление как система и процесс. Основные принципы государственного управления. Цели и основные функции государственного управления. Уровни и виды государственного управления.

Государственное управление – это деятельность по реализации законодательных, исполнительных, судебных и иных властных полномочий государства в целях выполнения его организационно-регулирующих и служебных функций как в обществе в целом, так и в отдельных его частях.

Признаки государственного управления:

· это вид государственной управленческой деятельности;

· деятельность носит юридически властный, исполнительно-распорядительный характер;

· деятельность осуществляется постоянно, непрерывно и планово;

· деятельность осуществляется на основании и во исполнение законов (под законодательная деятельность);

· характеризуется наличием вертикальных (иерархических) и горизонтальных связей;

· осуществляется в различных формах (правовых и неправовых);

· обеспечивается посредством системы гарантий;

· нарушение управленческой деятельности влечет за собой наступление негативных последствий (право ограничений).

Цель государственного управления – предполагаемые результаты, к которым стремится субъект при осуществлении управленческой деятельности. Различают следующие цели управления:

1) социально-экономические - упорядочение общественной жизни и удовлетворение публичного интереса; достижение экономического благосостояния, построение и поддержание определенной системы экономических отношений;

2) политические – участие в управлении всех политических сил в стране, выработка позитивных предложений и процессов в обществе и государстве, способствующих совершенствованию государственных и общественных структур, развитию человека;

3) обеспечительные – обеспечение прав и свобод граждан, законности в обществе, общественного порядка и общественной безопасности, необходимого уровня благосостояния;

4) организационно-правовые – формирование правовой системы, способствующей реализации всех основных функций государства и решения всех его задач при помощи демократических институтов и механизмов правового государства, а также организационно-функциональных образований.

Принципы государственного управления – основополагающие идеи, руководящие начала, лежащие в основе управленческой деятельности и раскрывающие ее сущность. Принципы делятся на общие (социально-правовые) и организационные.

ü Общие (социально-правовые) принципы:

· демократизм – народ выступает единственным источником власти; он осуществляет власть как непосредственно, так и через органы исполнительной власти; контроль за деятельностью органов исполнительной власти осуществляется органами законодательной и судебной власти, прокуратуры, а также населением (общественный контроль);

· законность – деятельность органов исполнительной власти должна строиться на основе точного и неукоснительного соблюдения и исполнения Конституции и законов, соответствия прилагаемых нормативных правовых актов актам высшей юридической силы;

· объективность – при осуществлении управленческой деятельности необходимо адекватно воспринимать происходящие процессы, устанавливать существующие закономерности и учитывать их при принятии управленческих решений и их реализации;

· научность – применение научных методов сбора, анализа и хранения информации, учета научных наработок в ходе принятия и реализации управленческих решений;

· конкретность – осуществление управления должно строиться с учетом конкретных жизненных обстоятельств, т. е. в соответствии с реальным состоянием объекта управления и ресурсом субъекта управления;

· разделение властей – подразделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную с закреплением за ними в установленном порядке конкретных функций;

· федерализм – деятельность органов исполнительной власти строится на основе нормативного закрепления разграничения компетенции и предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами РФ;

· эффективность – достижение целей управленческой деятельности должно осуществляется при минимальных затратах сил, средств и времени.

 

ü Организационные принципы:

· отраслевой – осуществление управленческой деятельности, организация системы управления строится с учетом общности объекта управления, который образует определенную отрасль (управление промышленностью, транспортом, связью, агропромышленным комплексом, образованием, здравоохранением и т. п.);

· территориальный – формирование системы управления основывается на территориальной основе (административно-территориальном делении);

· линейный – тип организации служб и подразделений, осуществляющих исполнительно-распределительную деятельность, при котором руководитель в пределах своей компетенции обладает по отношению к подчиненным всеми правами распорядительства;

· функциональный – органы и аппараты исполнительной власти осуществляют общие подведомственные функции управления (финансы, статистика, занятость и т. д.);

· двойного подчинения – сочетание начал централизованного руководства с учетом территориальных условий и состояния объекта управления;

· сочетание единоначалия и коллегиальности – наиболее важные вопросы, касающиеся основополагающих аспектов управленческой деятельности, принимаются коллегиально, а оперативные, текущие, не требующие коллегиального рассмотрения, решаются единолично.

 В настоящее время выделяют различные уровни и виды государственного управления.

Уровни государственного управления :


Трехуровневая система федеральных органов власти : аппарат правительства; министерства; службы-агентства-надзоры.
Правительства – высшие органы исполнительной и распорядительной власти

   Министерства – органы, выполняющие функции выработки государственной политики и координирующие деятельность государственных агентств, служб и надзоров, действующих в соответствующей сфере;

Службы – органы, оказывающие услуги, связанные с реализацией властных полномочий государства и финансируемые исключительно за счет бюджета либо установленных законом обязательных платежей хозяйствующих субъектов и населения (службы судебных приставов, налоговая, таможенная службы);

Агентства – органы, оказывающие государственные услуги как за счет бюджетных средств, так и на коммерческой основе (авиационно-космическое, статистическое);

Надзоры – органы, реализующие контрольные функции государства по отношению к хозяйствующим субъектам и населению.

ВИДЫ

На национальном уровне государственное управление осуществляется центральными органами, представляющими все общество. К таким органам относятся главы государства, парламент, правительство, министерства и ведомства и др. Они имеют широкие полномочия и призваны, прежде всего, решать вопросы обороны, внешней политики, экономического и социального развития, связи, транспорта, всего жизнеобеспечения государства. Принятые ими решения носят общеобязательный характер.

На региональном уровне управление направлено на рациональное размещение производства, углубление специализации, комплексное развитие территорий и выравнивание уровней их экономического и социального развития.

На местном уровне, вне зависимости от формы территориально-административного устройства, выполняются следующие функции:

· обеспечение общественной безопасности;

· решение проблем здравоохранения;

· социальные программы;

· регулирование (защита потребителей, дорожная безопасность);

· обслуживание (школы, парки, библиотеки и т.д.);

· планирование общественного строительства;

· владение и распоряжение государственными предприятиями.

 

 

2. Органы государственного управления в Российской Федерации.

3. Методы государственного управления. Использование управленческих технологий по целям, результатам и ситуации в государственном управлении

Государственного управления – это приемы, средства, способы воздействия государства на общественную жизнедеятельность людей.

В зависимости от средств управляющего воздействия различаются методы: административно-правовые, организационные, политические, экономические, социальные, информационные, идеологические и социально-психологические.

По характеру воздействия: демократические, авторитарные, принудительные, манипуляционные, мобилизационные, партисипативные.

По результатам воздействия : революционные и реформаторские, инновационные и консерваторские.

Административно-правовые методы опираются на иерархическую структуру управляющего государственного субъекта. Суть их – воздействие на управляемых по типу “приказ – исполнение”.

Организационные методы основаны на правовых нормах и специфической власти организации как системы. Это – управление при помощи создания организаций или совершенствования существующих для решения определенных задач.

Политические методы управления (руководства) – это способы прямого или косвенного (в большинстве своем) воздействия на поведение и деятельность управляемых при помощи политических средств.

Публичная (открытая) политика – организующая и мобилизующая сила. Ее воздействие на управляемые массы и общественные процессы – это влияние общих интересов, концентрированным выражением которых политика является.

Политические методы – составная часть демократических технологий управления. Специфика политических методов – во влиянии на поведение людей, на выбор ими форм участия (или неучастия) в политическом процессе, на отношение к системе господствующих ценностей, на формирование желаемой для государства социально-политической обстановки, на отношение граждан к власти и т.д.

Экономические методы обычно рассматривают в соотношении с административно-правовыми, когда речь идет о проблемах государственного регулирования экономики. Основное отличие экономических методов от административно-правовых, политических и прочих заключается в воздействии материальными, главным образом финансовыми средствами на интересы управляемых.

Социальные методы, как и экономические, используются управляющим субъектом в целях мотивации активности управляемых путем изменения социальной среды обитания и удовлетворения жизненных потребностей и интересов. Сущность социальных методов заключается в воздействии на факторы, мотивирующие движущие силы социальной активности людей, на факторы, блокирующие их влияние, на факторы, вызывающие удовлетворенность человека условиями своей жизни и результатами конкретной деятельности, и те, что обусловливают неудовлетворенность, стимулируют социальную пассивность или даже отчужденность от общественных дел.

Идеологические методы ориентированы на активизацию общественной сознательности людей и подчинено формированию системы мотиваций, соответствующей целям государственной политики. Практические формы реализации идеологических методов разнообразны, главное же – пропаганда общественно значимых идей и духовных ценностей всеми возможными современными средствами, через деятельность всех институтов обучения и воспитания и, конечно же, средств массовой информации.

 Информационные методы – совокупность информационных технологий воздействия на объект управления. Средство воздействия – различные виды информации: служебной, научной, пропагандистской и пр. Основное орудие информационных технологий – современная индустрия массовой информации.

Социально-психологические методы – это комплекс приемов и средств целенаправленного формирования умонастроений, общественных чувств, психологических состояний, общественного спокойствия или напряженности, массового оптимизма или пессимизма, общественной активности или нигилизма, социальных ожиданий, предпочтений, ориентации и т.д.

Авторитарный стиль характеризуется жесткой централизацией решений и их безальтернативностью. Всевластие высшего управляющего центра (в лице одного правителя или узкой группы правящей элиты) и безвластие нижестоящих органов управления исключает участие последних (не говоря уже об управляемых) в выборе целей, путей и средств их осуществления.

Демократический стиль государственного управления противоположен авторитарному. Альтернативный выбор целей, осуществляемый коллегией, коллективное обсуждение проектов и принятие решений под руководством высшего должностного лица и под его персональную ответственность – важнейшая черта демократического стиля.

Либеральный стиль в государственном управлении в интерпретации российских либералов равнозначен концепции стихии. Либеральное поведение органов управления сегодня ассоциируется с правовым нигилизмом и позицией невмешательства государства в жизненно важные для общества социально-экономические и социокультурные процессы, с официальной установкой на социально-неограниченную свободу индивида, а, по сути – на анархистское общественное поведение.

Бюрократический стиль. Бюрократия (с фр. «власть канцелярии») – понятие, за которым закрепилось двойственное содержание. Бюрократия – это рациональная организация государственного управления, которая характеризуется: а) эффективностью, достигаемой за счет строгого распределения обязанностей; б) обязательной иерархизацией властных отношений, позволяющей осуществлять контроль сверху вниз; в) формально установленной и зафиксированной системой правил, обеспечивающей единообразие в управлении и применении общих правил к частным случаям; г) безличным характером административной деятельности, стоящей над человеческими отношениями и эмоциями.

4. Понятие и содержание стратегического управления в государственных системах. Разработка и анализ государственной политики. Формирование “древа целей” в государственном управлении.

 Стратегия государственного управления направлена на определение наиболее действенного способа применения мощи государства в кризисной ситуации.

Содержание стратегии государственного управления определяется системой задач, связанных с поиском ответов на 12 ключевых вопросов, образующих 6 групп (кластеров):

  • 1. Определение периодичности трансформаций в различных сферах деятельности (где, когда и почему?).
  • 2. Определение социально и культурно значимых целей (зачем?).
  • 3. Определение человеческих, природных, технико-технологических, производственных, финансовых, геополитических ресурсов (с кем, чем?).
  • 4. Разработка основ материального обеспечения воспроизводства населения государства (в каком количестве и какого качества?).
  • 5. Подготовка квалифицированных кадров (какими трудозатратами и по какой цене?).
  • 6. Своевременное реформирование социальных институтов, включая институт власти и государственного управления (каким образом и какими средствами?).

Разработка

Каждый из государственных институтов выполняет свою роль в процессе разработки государственной политики. На федеральном уровне основными институтами разработки и анализа государственной политики являются: Президент РФ, Правительство РФ, Федеральное Собрание РФ, Счетная Палата РФ, Государственный Совет РФ.

В настоящее время в Российской Федерации к основным механизмам определения целей и приоритетов в государственной политики можно отнести:

· ежегодное послание Президента Федеральному Собранию РФ;

· федеральный бюджет РФ (перспективный);

· концепцию социально-экономического развития РФ на 10 лет;

· среднесрочную программу социально-экономического развития РФ (на 2 года);

· план законотворческой деятельности Госдумы Федерального Собрания РФ.

В последнее время к ним можно отнести ежегодный Сводный доклад правительства РФ о результатах и основных направлениях деятельности правительства РФ, который заслушивается в Государственной Думе РФ.

В целом разработка государственной политики в различных сферах и отраслях включает следующие этапы:

· формирование основных целей, задач, приоритетов, этапов, направлений развития страны, региона, отрасли;

· разработку (конструирование) и выбор альтернатив, обоснование оптимальных стратегий при минимальных издержках и рисках;

· определение наиболее рациональных механизмов и инструментов реализации и ресурсных условий достижения целей и задач, а также целевых показателей и индикаторов контроля и мониторинга.

Анализ государственной политики

Анализ государственной политики включает такие составляющие как:

· контроль,

· мониторинг,

· оценка реализации государственной политики.

Контроль государственной политики проводится уже на ранних стадиях ее реализации в целях выявления отклонений от принятых норм и принятия мер по их устранению. Он может быть внешним и внутренним, в последнем выделяют вертикальный и горизонтальный уровни. В сфере государственного управления существуют такие виды контроля, как: президентский, парламентский, административный, судебный и гражданский.

Разновидностями контроля являются проверка, исполнение, надзор.

Цели контроля зависят от конкретной ситуации (контроль в интересах граждан, политического или административного руководства и пр.).

Осуществляется контроль посредством контрольного механизма, включающего информационную систему (оценка результатов, мониторинг) и организационную систему (структуры и процедуры). К контрольным технологиям относят оценку программ, финансовые отчеты, аудиторские проверки, инспекции, опросы руководителей и пр.

Мониторинг - процесс регулярного сбора и анализа информации о ходе реализации политики, включающий механизм реагирования на возможные и реальные угрозы и отклонения от намеченного плана. Мониторинг слагается из информационной, аналитической и оперативной подсистем.

В основе мониторинга лежит система показателей (индикаторов). Собранная информация анализируется - определяются типы и характер ошибок, отклонений, их влияние на достижение целей. Выработка рекомендаций по их устранению, внесению изменений в стратегию политики, ее содержание - задача оперативной системы. Результаты мониторинга помогают уполномоченным на то органам в принятии решений о будущем политики/программы.

Оценка реализации государственной политики - совокупность способов изучения и измерения фактических результатов завершенной или находящейся на стадии завершения политики/программы, применяемая в целях ее совершенствования. Оценка есть сбор и анализ информации о конечных или промежуточных результатах, определение изменений и современного состояния, оценка выгод и затрат.

Оценка, в отличие от мониторинга, проводится по мере необходимости, носит разовый характер. Проведение оценочных процедур необходимо на всех этапах политического цикла. Смысл оценки состоит в возможности усовершенствовать политику и определить ее результаты.

Оценка государственной политики складывается из таких элементов, как оценка процесса реализации, оценка последствий, оценка результатов, оценка экономической эффективности, оценка уровня удовлетворенности граждан, оценка инструментов, методов реализации политики.

Анализ политики требует рассмотрения пяти элементов последней: затрачиваемых ресурсов; проводимых мероприятий; полученных продуктов или услуг; результатов выполнения; последствий и эффектов.

К факторам эффективности политики можно отнести: во-первых, организационно-функциональные отношения внутри системы государственного управления: слабая реакция государственной политики, как правило, проявляется там, где отсутствует четкое разделение властных полномочий между различными государственными органами и организациями; во-вторых, качество разработанной политики, государственной программы или решения; в- третьих, точность заданий и их интерпретация исполнителями.

5. Сущность правового регулирования государственного управления. Предмет и метод правового регулирования государственного управления. Формы, структура правового регулирования государственного управления.

Правовое регулирование государственного управления — это деятельность государства по организации государственных органов и установлению правил их функционирования (деятельности).

Предмет ПР:

1. Отношения между государством (его органами) и обществом, благодаря которым формируется государственно-управляющее воздействие.

2. Отношения внутри государства, между его органами по поводу распределения предметов их ведения и государственной власти, необходимой для управления ими (полномочий), т.е. правовой статус государственных органов вообще и в сфере управления в частности.

3. Волевые отношения между людьми, вовлеченными в государственно-управленческие процессы - либо по причине профессионального несения государственной службы, либо обращающихся в государственные органы при решении каких-либо своих проблем.

Метод правового регулирования - совокупность юридических приемов, средств, способов воздействия социальных управляющих систем, входящих в гос. аппарат, на социально-правовую сферу в целом и на составляющие ее элементы.



2019-11-13 583 Обсуждений (0)
Анализ государственной политики 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анализ государственной политики

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (583)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)