Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методика преодоления системного недоразвития речи при задержке психического развития.



2019-11-13 292 Обсуждений (0)
Методика преодоления системного недоразвития речи при задержке психического развития. 0.00 из 5.00 0 оценок




СНР диагностируется у детей старше 5 лет и представляет собой разновидность речевой патологии, при которой у ребенка диагностируются тяжелые отклонения процесса формирования всех основных составляющих языкового аппарата – фонетики, грамматики, лексики. СНР имеет различный уровень выраженности – от незначительных недостатков грамматического, лексического, фонетико-фонематического характера до полного отсутствия умения формировать длинные, сложные предложения если системное недоразвитие речи тяжелой степени. В некоторых случаях СНР развивается на фоне умственной отсталости.                                                   Вся работа с младшими школьниками с ЗПР опирается на три основные блока: - Диагностический блок предполагает проведение логопедического обследования. - Коррекционно - развивающий блок, который включает проведение индивидуальных логопедических занятий. - Контрольный блок - проведение повторного логопедического обследования, с целью определения эффективности коррекционной программы.                                       Коррекционно-воспитательная работа опирается на принципы: 1.Учёт единства диагностики и коррекции. Содержание логопедической работы определяется уровнем речевого развития, а также состояния здоровья, условий жизни и развития в семье. 2.Осуществление обучения и воспитания детей с СНР с позиции индивидуально-дифференцированого подхода ( особенности каж.ребёнка, с одной стороны, и особенности группы в целом, с другой). 3.Опора на закономерности онтогенетического развития. Язык усваивается как языковая система в процессе общения, в связи с различными видами деятельности происходит постепенный переход, от импрессивной речи к экспрессивной. Процесс речевого развития сопряжён с сенсомоторным, умственным, эмоционально-личностным развитием ребёнка.                                                                Методические рекомендации к организации и содержанию коррекционных занятий                                           1. Работа по расширению, углублению, уточнению их представлений о ближайшем окружении, формированию навыков и умений определяется в каждый конкретный момент в соответствии с уровнем их психического развития.     2. Весь процесс логопедической работы должен быть направлен на формирование и развитие памяти, внимания, на развитие познава­тельной деятельности - мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения. 3. Макси­мальное включение анализаторов, использование разнообразной наглядности.Схемы, речевые профили звуков, разрезную азбуку, игры, карточки, игровые упражнения и игры, технические средства обучения. 4 . Дифференцированный подход - учет особенностей высшей нервной деятельности (например, преобладание процесса возбуждения или процесса торможения): психические особенности ребен­ка, его работоспособность, особенность моторного развития, уровень несформированности речи, симптоматику речевых расстройств, их механизмы и т.д. 5.Коррекцию нарушений речи (особенно нарушений звукопроизношения) необходимо увязать с общим моторным развитием и преимущественно тонкой ручной моторики ребенка с задержкой психического разви­тия. Учитывая тесную связь ручной и артикуляционной моторики (пальчиковая гимнастика, эле­менты логоритмики). 6. Обязательного создания доброжелательной атмосферы общения , обеспечения каждому ребенку близкой и понятной мотивации деятельности; использования игровых приемов обучения, моментов соревнования, дидактических игр с целью поддержания интереса . 7.Учитывая быструю утомляемость детей с ЗПР, а также неустойчивость вни­мания, необходимо проводить частую смену видов деятельности, переключение де­тей с одной формы работы на другую. Необходимо постепенное усложнение заданий и материала от простого к сложному, любая сложная задача должна быть разложена на простые со­ставляющие, необходим определенный, не слишком быстрый темп работы. Каждое задание и каждая тема отрабатывается до полного усвоения. Ведущим специалистом является дефектолог - работает над формированием, развитием и коррекцией высших психических функций (память, внимание, мышление, речь). Составляет индивидуальные программы обучения на каждого ребёнка

В программе комплексной реабилитации выделяются основные направления педагогического сопровождения : - формирование самосознания « я и окружающий мир» (начальный этап),                                                                - формирование навыков общения ( умение устанавливать зрительный, эмоциональный, предметный, речевой контакт, быть понятым, ориентироваться в социальных ситуациях);                                                                                - создание оптимальных условий для компенсации первичного дефекта и предупреждение вторичных дефектов. Логопедическая работа с детьми,  проводится по следующим направлениям:

• развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения; • развитие зрительного восприятия, анализа, зрительной памяти; • формирование пространственных представлений; • развитие слухового восприятия, внимания, памяти; • коррекция нарушений моторного развития, особенно нарушений ручной и артикуляторной моторики; • коррекция нарушений звукопроизношения, искажений звукослоговой структуры слова; • развитие лексики (обогащение словаря, уточнение значения слова, формирование лексической системности, структуры значения слова, закрепление связей между словами); • формирование морфологической и синтаксической системы языка; • развитие фонематического анализа, синтеза, представлений; • формирование анализа структуры предложений; • развитие коммуникативной, познавательной и регулирующей функции речи.

С не говорящими детьми первые занятия проводятся индивидуально или небольшими подгруппами. Т.к они не в полном объёме владеют пониманием речи, усваивают инструкции, обращённые только лично к ним.                                                   Каждое занятия включает несколько направлений, первоеразвитие понимания речи.Сначала ребёнок учится понимать речь окружающих, связывать названия предметов и действий с конкретными звукосочетаниями и словами и только потом начинает говорить, первоначально наиболее простой для них является ситуативная речь. При этом мимика и интонация логопеда способствует наиболее точному пониманию его вопросов, указаний, обращений. (Показ предметов, игрушек. Дети находят их, опираясь на вопрос «где?» «кто?» по просьбе «дай», «принеси». Рассматривая их, дети находят подобные изображения на картинках.) . Постепенно фразы – обращения должны расширяться: «Покажи, где красный карандаш». Затем вопросы-обращения становятся более разнообразными и сложными. Дети могут отвечать только соответствующими действиями. Для закрепления названий занятия следует проводить систематически изо дня в день. Важно поощрять даже самое искаженное его воспроизведение. При этом используются специальные приемы, способствующие актуализации речи. Например:совместное проговаривание слова,отраженное проговаривание, договаривание слова и ситуации, подсказывающей нужное слово. Расширяя пассивный словарь детей, логопед учит их внимательно рассматривать предметы, действия, признаки на картинках, слушать стишки, короткие потешки, где упоминаются их названия. Второе направление работы с детьми– формирование активной подражательной деятельности.                 Всякое появление речи у ребёнка на данном этапе необходимо поощрять. Не принуждать сказать. избегать слов скажи, повтори..лучше заменить словами угадай, отгадай . Обучение активной речи начинаем с имитации «криков животных» (звукоподражаний, ономатопей) и других слов из «языка нянь» (гага, мяу, топтоп, биби и т. п.). Однако слова создаваемые самим ребёнком,не повторять за детьми. В этот период необходимыми для него являются дыхательно-голосовые упражнения (загнать ватный шарик; мыльные пузыри). + музыкальные упражнения позволяет превратить занятия в игру. Ребенок имитирует мелодический рисунок, появляются вокализы, затем новые звуки, лепетные слоги. использует песни где есть повторяющиеся слоги (ля-ля-ля, та-та) Музыкально-ритмические упражнения решают ряд задач:(формирование умения выполнять простые инструкции;развитие слухового внимания;развитие чувства ритма;выработка координации движения и речи.) Виды детской деятельности: игровая деятельность, конструктивная деятельность, продуктивная деятельность, коммуникативная деятельность.                                                                                                                                  При СНР незначительной степени то Коррекционную работу можно начинать с дидактических игр и упражнений направленные на:

· формирование произносительной стороны речи  (работа над развитием дыхания, передачей основных видов интонации. Специальные артикуляционные упражнения для постановки звуков, формирование, коррекция звукопроизношения осуществляется по схеме: постановка звука, автоматизация его в слогах, словах, предложениях., узнавание и выделение звука и звуковых комплексов.

· развитие грамматического строя речи (Дети обучаются выражать связь между словами с помощью правильных окончаний. Правильно употреблять части речи в числе, роде, падеже.

· расширение и уточнение словарного запаса (Накопление пассивного словарного запаса. Название их игрушки, частей тела, предметов одежды, с которыми ребенок ежедневно соприкасается, отдельные названия предметов и явлений окружающей его жизни, названия животных - путем рассматривания тематических картинок, обыгрывании различных действий, происходящих на них, описании предметов.
Пассивный глагольный словарь должен состоять из названий действий, которые ребенок совершает сам.

· воспитание навыка построения простых распространённых и сложных предложений (путем ответов на вопросы, поставленные к несложным сюжетным картинам (Кто, что это? Что он, она делает?); дети обучаются подбирать названия предметов к названным действиям (Лежит кто? Что?); учатся договаривать слова, словосочетания в разучиваемых стихотворениях, и др.

  • развитие связной речи, (формирование и совершенствование целенаправленности и связности высказываний, точности и разнообразия употребляемых слов, грамматической правильности построения предложений, внятности и выразительности речи;) Начинается работа с составления предложений по демонстрируемым действиям. Составление рассказа-описания по опорным вопросам к картинке; по предмету, игрушке. Пересказ текста с опорой на предметы и предметные картинки. Пересказ короткой сказки по ролям. Рассматривание серии сюжетных картин, установление их последовательности.
  • первоначальное обучение с грамоте. Развитие мелкой моторики осуществляется с помощью пальчиковых игр, упражнений, массажа, самомассажа ладоней и прописей.

Взаимодействие с семьей Основными формами работы с родителями являются: Посещение занятий. Консультации, беседы. Совместные праздники и развлечения. Информационные стенды, копилки советов. Тетрадь рекомендаций родителям, в которых предлагаются упражнения для закрепления знаний по изучаемой теме, для отработки упражнений по автоматизации поставленных звуков. Дети с СНР нуждаются в комплексе лечебно-оздоровительных мероприятий, соблюдении режима дня, закаливании организма, водных процедурах, физиотерапии, физическом воспитании, необходим массаж, лечебная гимнастика, ритмика.



2019-11-13 292 Обсуждений (0)
Методика преодоления системного недоразвития речи при задержке психического развития. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методика преодоления системного недоразвития речи при задержке психического развития.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (292)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)