Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Константы внутренней и внешней политики Франции



2019-11-20 269 Обсуждений (0)
Константы внутренней и внешней политики Франции 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Проблема создания единой, неразделенной Европы имеет множество измерений. На сегодняшний день важнейшее среди них — военно-политическое. Именно с этой точки зрения особый интерес представляет история Западноевропейского союза.

В 60-70 годы французская военная доктрина была сориентирована на защиту территорий Франции и ближних подступов к ней. Это ограничивало возможности сотрудничества Парижа с НАТО[37].

Изменения в политическом климате Европы приведут к "европеизации" НАТО и активизации Западноевропейского союза, атлантические структуры безопасности будут переплетаться с западноевропейскими.

Для Вашингтона есть ряд благоприятных факторов в интеграционных процессах в Западной Европе: сокращение военных расходов США на европейскую оборону, усиление Западной Европы в военном отношении позволит США высвободить средства для обеспечения своих интересов за пределами сферы НАТО. Но Соединённые Штаты не хотят утратить военно-политическое влияние в Европе и стремятся подвести все объединительные начинания под эгиду НАТО.

Маастрихтский договор, преобразовавший Европейские Сообщества в Европейский Союз, прежде всего и впервые четко сформулировал цели общей внешней политики и политики безопасности (ОВПБ):

1) защищать общие ценности, основные интересы и независимость Союза;

2) укреплять безопасность Союза и государств–членов всеми способами;

3) сохранять мир и укреплять международную безопасность в соответствии с принципами Устава Организации Объединенных Наций, так же как и принципами Хельсинкского заключительного акта и целями Парижской хартии

4) содействовать международному сотрудничеству;

5) развивать и консолидировать демократию и законность и уважение прав человека и основных свобод.[38]

Современная французская военная доктрина основана на концепциях национальной независимости, ядерного сдерживания и военной достаточности. Франция - участник основания Северо-атлантического Договора (НАТО), и работала активно с союзниками, чтобы приспособить НАТО - внутренне и внешне - к обстановке после холодной войны. В декабре 1995, Франция объявила, что её участие в военном крыле НАТО будет увеличено, включая Военный Комитет. Президент Ширак заявил, что Франция может вернуться к объединенной военной структуре НАТО, в зависимости от продвижения к усиленной Европейской Безопасности и обороны в пределах Союза. В Париже в мае 1997 года прошла Встреча на высшем уровне НАТО– Россия для подписания Основного Акта о Взаимоотношениях, Сотрудничестве и Безопасности.

Однако в связи с последними событиями на Балканах сохранится ли во Франции курс на сближение с НАТО?

С началом бомбардировок Югославии во Франции большинство населения, 58 процентов, выступило за участие в акции НАТО, а 29 процентов - против.[39]

В целом можно сделать вывод о том, что Франция изменила свою политику в отношении альянса; это произошло "во имя Европы и с целью создания европейской системы обороны, что знаменовало собой изменение, представляющее чрезвычайное значение для НАТО в качестве единого целого."[40]

Экономическое процветание и финансовое оздоровление, которое символизирует введение в 1960 г. нового франка, позволили генералу де Голлю проводить весьма активную внешнюю политику.

Его цель - утвердить независимость и отстоять роль Франции в мире. Чтобы добиться этого, он делает ставку на ядерный потенциал, которым располагала страна с момента создания своего ядерного оружия. 13 февраля 1960 г. на полигоне Регган в Сахаре была испытана первая французская атомная бомба. Затем Франция оснащает свои вооруженные силы термоядерным оружием (первое испытание состоялось в 1968 г.) и полным комплектом современных средств доставки: ракетами наземного базирования, стратегическими бомбардировщиками и подводными лодками-ракетоносцами.

Она становится, таким образом, третьей ядерной державой, после США и СССР, хотя ее ударная мощь значительно уступает потенциалу этих двух сверхдержав. С целью подчеркнуть обретение страной качественно новой самостоятельности де Голль принимает решение о выходе Франции из объединенного военного командования НАТО, но в то же время страна останется членом Североатлантического союза.

Франция провела ряд подземных ядерных испытаний в южной части Тихого океана с сентября 1995 по январь 1996. Испытания были встречены сильными протестами французов и ожесточенной критикой почти по всему миру. На острове Tаити произошли беспорядки после того, как были проведены ядерные взрывы на атолле Моруа и атолле Фангатауфа во французской Полинезии; антифранцузские демонстрации имели место почти по всей Европе, и также много государств , включая Австралию, Новую Зеландию, Японию и большинство французских союзников в Европе, осудили действия французов. После окончания испытаний Франция в марте 1996 подписала Южное Тихоокеанское Соглашение по безъядерной зоне, запрещающее ядерные испытания.

Франция располагает крупнейшими в Западной Европе вооруженными силами, общая численность которых превышает 650 тыс. человек, в том числе: кадровые военные - 45%, призывники 35%, гражданские лица на военной службе - 20%. В составе стратегических сил шесть ядерных подводных лодок-ракетоносцев, оснащенных 96 баллистическими ракетами, в том числе 32 ракетами М-4 с разделяющимися головными частями, 18 самолетами "Мираж" с ядерным оружием на борту. Общее число ядерных зарядов на 130 стратегических носителях составляет 292 единицы.

Франция занимает третье (после США и Великобритании) место на Западе по экспорту вооружений. Торговля оружием является для Франции крупной статьей доходов, важным инструментом усиления своего влияния в развивающихся странах, на которые приходится свыше 50% французских военных поставок.

11 сентября 2002 г. был принят Закон о программировании деятельности в военной сфере, являющийся программным документом политики правительства в данной отрасли на 2003-2008 гг. По заявлению министра обороны Мишель Аллио-Мари, "к концу 2008 г. бюджетные средства, выделяемые на оборону, составят 2% ВВП" (в настоящее время - 1,8%).

В качестве одного из основных элементов законопроекта выделяется решение начать в 2005 г. строительство второго авианосца, к 2010 г. четвертой атомной подводной лодки, принятие на вооружение ракет М-51, вывод на орбиту в 2004 г. разведывательного спутника "Гелиос-2", поставка 12 средневысотных беспилотных самолетов-дронов. В классе тактических вооружений упоминаются заказы на 34 транспортных вертолета NH90, 57 истребителей "Рафаль" для ВВС и 19 – для ВМС, а также модернизацию 24 вертолетов "Cougar" и 45 – "Puma". На поддержку вооружений в боевом состоянии ежегодно предполагается выделение 2,4 млрд. евро.

В середине 90-ых критика французской политики в отношении Африки начала увеличиваться не только за границей, но и дома. В то время как Французское правительство утверждает, что продолжает держать свои вооруженные отряды в некоторых африканских странах только лишь для продвижения справедливой демократии в регионе, некоторые критики полагают, что эти отряды являются частью политики правительства, направленной на сохранение французских политических и финансовых интересов в Африке. Франция провела более чем 35 военных вмешательств в этом регионе, начиная с 1960 года, когда прежние французские колонии в Африке стали получать независимость. В ноябре 1996 года Жак Ширак обязался закончить односторонние военные действия Франции в Африке. Несмотря на эту клятву, Франция продолжает удерживать сильной рукой свое влияние на части африканского континента и остается ощутимой мощью позади нескольких африканских лидеров.

Критика африканской политики Франции была еще более усилена в январе 1997, когда французские отряды приняли ответные меры против мятежников в Центральноафриканской Республике, прежней французской колонии. Погибли два французских солдата из военного контингента, размещенного в стране. Мятежники выступали против правительства Центральноафриканской Республики и президента Анжэ-Феликса Патасса.

Может сложиться впечатление, что, поскольку в последние годы политические коалиции часто менялись, в управлении страной отсутствует преемственность. Силы, сменяющие друг друга у власти, разумеется, сохраняют свою специфику, поскольку у каждой из них своя ориентация и свой выбор методов решения проблем. Если говорить о коалиции ОПР - СФД, то она выступила с инициативой приватизации таких крупных предприятий государственного сектора, как заводы "Сен-Гобэн", банк "Сосьете женераль", 1-й канал телевидения (ТФ-1), компания "Рон-Пуленк" и др. Правое большинство выступает за ограничение роли государства и, находясь у власти, принимало меры для снижения налогов и обязательных отчислений. Напротив, социалисты и левое большинство в целом предпочитали сохранение статус-кво в части национализации и приватизации, способствовали увеличению численности государственных служащих и стремились сохранить, насколько возможно, государственно-административный контроль над экономической жизнью страны.

При всем этом, независимо от политической окраски стоящих у власти правительств, налицо постоянство в том, что касается решения проблемы занятости и борьбы с безработицей с использованием рычагов системы социального обеспечения: путем выплаты пособий, обеспечения прожиточного минимума самым малоимущим (пособие на трудоустройство) и престарелым, развития профессионального обучения и создания благоприятных условий для возвращения на рынок труда (стажировки, трудовые договоры на основе солидарности, рабочие места для молодежи и т. д.). Постоянство проявляется и в подходе к евростроительству. Все президенты и премьер-министры были его убежденными сторонниками, мобилизуя свое большинство на реализацию проекта объединения Европы. Впрочем, иногда разногласия по европейским проблемам выходили за пределы традиционного несовпадения мнений левого и правого лагерей[41].

Так, 20 сентября 1992 г. на референдуме по Маастрихтскому договору правые и левые разделились, как и вся Франция, на сторонников "за" и "против". За присоединение к договору был отдан только 51% голосов. С тех пор число сторонников европейского единства возросло, и консенсус по вопросу о переходе на единую валюту - евро - был уже шире, хотя острые разногласия на этот счет проявляются до сих пор. Наконец, все сменявшие друг друга правительства содействовали достойному участию Франции в мировом экономическом соревновании, стремясь смягчить последствия трудностей, испытываемых некоторыми отраслями экономики (рыболовство, черная металлургия, текстильная промышленность и др.), и создать благоприятные условия для развития новых отраслей, таких как авиакосмическая, телекоммуникации, биотехнологии, виды деятельности, связанные с охраной окружающей среды, и т. д.

В целом можно констатировать, что руководители и органы, которые определяли структуру политической жизни с 60-х гг., эволюционируют медленно, но их поведение и идеология претерпели глубокие изменения. По фундаментальным направлениям возник реальный консенсус, и Франция развивается в сторону модели, близкой к той, которая была создана социал-демократией Северной Европы.

Вырабатывая внешнеполитические приоритеты, Франция констатирует, что терроризм, распространение оружия массового уничтожения, организованная преступность являются основными факторами, угрожающими стабильности в современном мире. Финансовые скандалы в США увеличили опасения в отношении устойчивости международной экономической системы. Чтобы не стать заложниками данных проблем, у государств мира, по мнению Франции, есть только один выход - действовать сообща, координируя свои действия.

Во Франции ожидают расширения Европейского Союза в начале 2004 года и уверены, что интеграция 10-ти новых членов послужит сохранению и усилению эффективности организации и повышению ее веса в мире. Вместе с тем, по мнению Ж.Ширака, это не должно привести к появлению новых границ раздела в Европе. В этой связи, он подчеркивает важность укрепления партнерства с Россией и Украиной.

Франция примет самое активное участие в работе европейской межправительственной Конференции, которая до конца 2003 года должна выработать рекомендации по дальнейшему реформированию структур ЕС и механизма их функционирования. Ж.Ширак считает, что необходимо ввести выборную должность Президента Европейского Совета. В сфере внешних сношений Евросоюзу, по мнению Ж.Ширака, требуется пост Министра иностранных дел, который бы мог действовать под руководством Президента Европейского Совета (в настоящее время данные функции исполняются Верховным представителем ЕС по внешней политике и безопасности и Комиссаром ЕС по внешним сношениям). В Париже считают, что необходимо также более предметно разграничить сферы ответственности Европейского Совета и Комиссии ЕС. В настоящее время завершена работа по подготовке совместных франко-германских предложений в сфере безопасности и обороны, юстиции и внутренних дел[42].

В середине января 2003 года Франция и Германия пришли к единому решению важнейшего вопроса управления Европейским Союзом. Президент Франции Ж.Ширак и канцлер Германии Г.Шредер предложили ввести в ЕС институт двойного президентства, состоящего из Президента Европейской Комиссии, избираемого Европейским Парламентом, и Председателя Совета Министров, избираемого Главами государств-членов Евросоюза.

В качестве приоритета на европейском направлении Ж.Ширак выделяет задачу укрепления франко-германского сотрудничества, которое, по его мнению, будет и дальше выступать в качестве движущей силы европейского строительства.

Париж и Берлин предлагают создать "Европейский Союз безопасности и обороны", который предполагает солидарность участников на договорной основе в отношении внешних опасностей. Франция и Германия намерены внедрить общеевропейскую политику в области вооружений путем создания в этой сфере общего рынка и Европейского Агентства по вооружениям. Они призывают европейские государства предпринять совместные усилия для улучшения материального обеспечения вооруженных сил с тем, чтобы сократить все увеличивающийся разрыв в этой области с США.

Ж.Ширак считает, что в области европейской обороны и безопасности необходимо ускорить реализацию договоренностей между НАТО И ЕС; провести смену сил ООН в Боснии и НАТО в Македонии на европейские; выработать новые задачи для европейских сил, которые ограничены в настоящее время Петерсбергскими соглашениями.

Местные политические обозреватели обращают внимание на то, что Париж сменил своего партнера в продвижении инициатив по вопросам европейской безопасности. Как известно, впервые предложения такого рода были выдвинуты на франко-британском саммите в Сан Мало в 1998 году. Переориентация Парижа связывается с возникшей напряженностью в отношениях между Ж.Шираком и Т.Блэром, в связи с чем в октябре 2002 года французская сторона объявила о переносе на неопределенное время франко-британского саммита, который должен был состояться 3 декабря 2002 года в г.Туке (Франция).

Касаясь вопроса обеспечения безопасности Франции, Ж.Ширак отмечает, что работа в этом направлении не должна ограничиваться только борьбой с терроризмом. В этой связи он подчеркивает важность нераспространения оружия массового поражения. Эту проблему, по мнению Парижа, должен решать Совет Безопасности ООН на самом высоком уровне. Глава французского государства предложил провести в рамках Генеральной Ассамблеи ООН 2003 года заседание СБ с участием глав государств, на котором подвести итог проделанной работе в сфере нераспространения, а также придать этому процессу значительный импульс на будущее.

Местные политические наблюдатели обращают внимание на активизацию франко-российских официальных контактов после победы Ж.Ширака на президентских выборах и его сторонников на парламентских. Здесь это рассматривается, как попытка наверстать упущенное время. По мнению специалистов, в Париже с настороженностью воспринимают то, что британский Премьер-Министр Т.Блэр и германский Канцлер Г.Шредер значительно опередили Ж.Ширака в установлении дружественных и неформальных отношений с российским Президентом В.Путиным.

Ж.Ширак считает, что "без участия России невозможно достичь какого-либо устойчивого баланса на европейском континенте". С целью регулярного обмена мнениями в отношении новых условий стратегической стабильности в 2002 году был создан Совет франко-российского сотрудничества, в рамках которого министры иностранных дел и обороны двух стран будут собираться дважды в год. Париж намерен поддержать идею по участию Москвы в практической реализации Системы европейской безопасности и обороны, а также в борьбе с организованной преступностью и нелегальной миграцией.

На саммите в Сочи в июле 2002 года Президент Франции впервые однозначно выразил свою позицию по т.н. "чеченскому вопросу", который в значительной степени сдерживал и тормозил развитие двусторонних отношений в 2000-2001 годах, заявив, что "Франция осуждает без каких-либо оговорок любые акты терроризма и считает, что никакие причины не могут оправдывать террористические акты".

Париж приложил большие усилия для принятия резолюции СБ ООН № 1441, в которой заложен принцип двухэтапного решения иракской проблемы. Тем самым было отвергнуто предложение США о возможности "автоматического" применения силы в отношении Багдада. Хотя Ж.Ширак и присоединился к предупреждениям Д.Буша и Т.Блэра в адрес режима С.Хуссейна, местные наблюдатели отмечают сохраняющееся различие в подходах Вашингтона и Парижа. В то время как американцы в открытую готовятся к войне, французы ожидают получить ответ на вопрос, выполнит или нет С.Хуссейн требования ООН в полном объеме.

Значительное место во внешнеполитической деятельности Франции занимает урегулирование региональных проблем и конфликтов (Ближний Восток, Индия и Пакистан и т.п.), решение которых, по мнению Парижа, необходимо искать путем примирения сторон на основе компромиссов. В частности, Франция возлагает большие надежды на организацию мирной конференции по Ближнему Востоку под эгидой четырех - США, РФ, ЕС и ООН.

Ж.Ширак подтверждает позицию Франции об ответственности индустриально развитых стран Запада за устойчивое развитие мира и их обязанность оказывать помощь развивающимся странам. В этой связи он заявляет, что Франция в течение ближайших 5 лет увеличит на 50% свою финансовую помощь зарубежным странам. Данные вопросы будут прорабатываться Францией в рамках международных финансовых организаций, а также "Большой восьмерки", в которой в 2003 году будет председательствовать Париж.

Анализ внешнеполитической деятельности Франции показывает, что Париж продолжает играть ведущую роль в определении внутренней и внешней политики Европейского Союза. Как постоянный член Совета Безопасности ООН Франция занимает активную позицию в решении мировых проблем, проявляя при этом принципиальность и независимость. В местных дипломатических кругах отмечается, что весомую роль в этом играет высокий международный авторитет Президента Франции Ж.Ширака.

 



2019-11-20 269 Обсуждений (0)
Константы внутренней и внешней политики Франции 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Константы внутренней и внешней политики Франции

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (269)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)