Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проблема монополизации отдельных видов страхования



2019-11-20 259 Обсуждений (0)
Проблема монополизации отдельных видов страхования 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Рынок страховых услуг в Беларуси постепенно становится прерогативой государственных страховых компаний. Безусловно, речь идет лишь о наиболее перспективных и рентабельных услугах — обязательных видах страхования. Известно, что негосударственные страховщики лишились права осуществлять страхование гражданской ответственности автовладельцев. Недоступными для них оказалось страхование от несчастных случаев на производстве, а также страхование гражданской ответственности автоперевозчика и экспедитора.

Опасность складывающейся ситуации понимают не только негосударственные страховщики. Высказывают опасения даже некоторые депутаты парламента, предполагая, что в будущем государство может постепенно ввести абсолютную монополию на все виды страхования [36].

На сегодня государство даже не рассматривает страхование как инвестиционный инструмент. Для него это — исключительно финансовый инструмент, один из каналов аккумулирования финансовых ресурсов в подконтрольных ему организациях. Безусловно, в данном случае речь не идет о традиционных налоговых поступлениях. Тем более что прямое повышение налогов — вещь весьма непопулярная. Но ведь обязательные страховые взносы также формально напоминают налоги. В данном случае деньги будут концентрироваться прежде всего в “Белгосстрахе” [36].

Например, в Германии существует только четыре вида обязательного страхования: страхование безработицы, обязательное медицинское страхование, страхование ответственности нанимателя и страхование гражданской ответственности автовладельца. Причем первые три вида являются социальным страхованием по своей природе, и взносы по ним даже не учитываются в официальной страховой статистике. Об их социальной направленности говорит и тот факт, что увеличение или уменьшение страховых взносов по ним зависит только от количества этих взносов.

Страховые организации, которые занимаются исключительно данными видами страхования, работают на бесприбыльной основе — в рамках норматива расходов на ведение дела. Причем это не обязательно государственные компании — ими могут быть отраслевые и иные организации. И лишь страхование гражданской ответственности автовладельцев — это обязательное страхование, традиционно осуществляемое на коммерческой основе.

Европейский опыт не имеет ничего общего с нашим обязательным страхованием. В Беларуси лишь по единственному виду страхования — страхованию гражданской ответственности автовладельцев — были сбалансированы тарифы и рентабельность. Компании вышли на уровень рентабельности в 4-6 %. Даже при такой рентабельности страховщики, безусловно, аккумулируют большие деньги, и в этом случае компания может себе позволить заниматься иными видами добровольного страхования. 36]

Что касается остальных видов, то рентабельность такого экзотического вида обязательного страхования, как страхование пассажиров, несоизмеримо высока. Высокую рентабельность имеют также обязательное страхование строений и иностранцев, въезжающих на территорию РБ. Такие “вкусные” виды страхования просто не могли отдать негосударственным страховщикам [36].

Что касается одного из обязательных видов — социального страхования от несчастных случае на производстве, то передача его в монопольное ведение “Белгосстраху” лишь по отчетам покажет увеличение поступлений страховых взносов и развитие страхового рынка. С таким же успехом к видовым показателям можно было бы “прицепить” розничный товарооборот, и тогда показатели будут еще выше. А ведь, по сути, такое “страхование” к собственно страхованию как таковому никакого отношения не имеет [36].

В определенной степени обязательное страхование, если оно вводится разумно, имеет право на жизнь, так как может послужить стимулом для повышения уровня страховой культуры у населения, воспитания у него потребности в страховании. Но “обязаловка” должна подаваться в “гомеопатических” дозах, только в качестве стимулятора, в данном же случае явно имеет место передозировка, чреватая самыми неприятными последствиями.

У негосударственных страховщиков сегодня можно отобрать все, что для них рентабельно. Этими видами могут вполне оказаться и страхование гражданской ответственности предприятий с повышенной опасностью, страхование ответственности за продукт, страхование жилья [36].

Однако следует обратить внимание на законность методов, при помощи которых рентабельные виды деятельности переходят в ведение государства. Например, Постановление правительства № 1258, посредством которого страхование гражданской ответственности автовладельцев перешло к государственным компаниям, попросту незаконно [36], так как противоречит изданному ранее Декрету №8 [прим. Автора].

Этот эксперимент может не удаться по одной причине. Уже сейчас “Белгосстрах” с трудом справляется с наплывом претензий по автогражданской ответственности. Теперь ему добавят еще 40 % клиентов, которые достанутся от негосударственных компаний. Безусловно, будет увеличен штат компании и созданы рабочие места, но полностью проблему, это не решит [36].

Необходимо также учитывать потери, которые негосударственные страховщики понесут из-за того, что потеряют возможность из-за недостатка финансирования проводить добровольное страхование. Кроме того, клиент не будет обращаться за разными видами страхования в разные компании. В данной ситуации такие государственные компании, как “Белгосстрах”, находятся в более выгодном положении, что весьма показательно, — мы видим, как реализуется на практике конституционный принцип равенства всех форм собственности перед законом.

В результате частные страховые компании будут не в состоянии содержать созданную ими инфраструктуру, так как она перестанет себя окупать.

Что касается перспектив развития страхового рынка, то, основываясь на вышесказанном можно предположить следующее.

Может быть, несколько сценариев развития событий. Мне кажется, что негосударственные страховые компании в скором времени осознают, что содержание имеющейся инфраструктуры является малоэффективным. Поэтому последует массовое сокращение кадров. Это около 1-1,5 тысячи человек. Закрыть брешь, которая возникла из-за недоступности для негосударственных компаний перспективных и высокорентабельных видов страхования, не удастся. В результате осуществлять добровольное страхование они будут не в состоянии. Конечно, можно разработать новые страховые продукты, “раскрутить” их, но это потребует больших финансовых затрат.

Кроме того, следует учитывать, что развитие спроса на добровольные виды страхования идет адекватно тому, как мы становимся богаче. Однако уровень жизни большинства наших сограждан пока не особенно улучшился.

Можно также предположить, что произойдет падение спроса на добровольные виды страхования в целом. В структуре рынка их доля будет находиться на уровне около 15 % и будет иметь тенденцию к сокращению [36].

Клиент в большинстве случаев лишится возможности выбора страховщика, так как полноценный выбор можно сделать только среди равных компаний. Для граждан, кроме всего прочего, монополизация может обернуться очередями, как на оформление страхового полиса, так и на получение возмещения.


Заключение

 

Страхование, согласно Положению о страховой деятельности в Республике Беларусь, представляет собой отношения по защите имущественных интересов субъектов гражданского права при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов (страховых резервов), формируемых страховщиками из уплачиваемых страховых взносов (страховых премий).

Страхование - это способ возмещения убытков, которые потерпело физическое или юридическое лицо, посредством их распределения между многими лицами (страховой совокупностью). Возмещение убытков производится из средств страхового фонда, который находится в ведении страховой организации (страховщика).

Страхование выступает как совокупность особых замкнутых перераспределительных отношений между его участниками по поводу формирования за счет денежных взносов целевого страхового фонда, предназначенного для возмещения возможного чрезвычайного и иного ущерба предприятиям и организациям или для оказания денежной помощи гражданам.

Страховой рынок как часть финансово-кредитной сферы является объектом государственного регулирования и контроля в целях обеспечения его стабильного функционирования.

Страхование регулируется Гражданским кодексом РБ (глава 48 "Страхование"), Положением о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденным Декретом Президента РБ от 28.09.2000 N20, иными нормативно-правовыми актами.

Страховая отрасль, считавшаяся традиционно самой консервативной на финансовом рынке, за последний год пережила несколько революционных потрясений. Прежде всего, они коснулись инфраструктуры и госрегулирования страхования.

Белорусский рынок страховщиков обязательного страхования гражданской ответственности представлен такими компаниями как:

1. АльВеНа

2. Багач

3. Бролли

4. Белингосстрах

5. Белгосстрах

6. Белвнешстрах

7. БАСО

8. Купала

9. ТАСК

Ограниченность поставщиков данного вида услуг связана с изданием Декрета Президента РБ № 17 о лицензировании и положением совета министров, разработанным на его основе, которые позволяют осуществлять обязательные виды страхования ответственности компаниям с долей государства не менее 50 %. Следует отметить, что данное постановление противоречит ранее принятому Декрету Президента Республики Беларусь №8, который не ограничивает право работать на рынке обязательного страхования частным страховщикам.

С 1 июля 1999 года в Республике Беларусь Декретом Президента РБ от 19.02.1999г. N8 введено обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств – один из наиболее значимых видов страхования не только в нашей стране, но и в развитых странах.

Цель данного обязательного страхования - предоставление финансовых гарантий возмещения убытков страхователя - владельца транспортного средства, возникших вследствие обязанности возместить вред, причиненный страхователем третьему лицу.

Законодательная база проведения обязательного страхования ГО владельцев транспортных средств нормируется следующими документами:

1. Декрет Президента РБ от 19.02.1999г. №8 "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".

2. Указ Президента РБ от 19.02.1999г. №100 "О порядке и условиях проведения обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств".

3. Указ Президента РБ от 12.06.2000 г. №339 "О совершенствовании порядка и условий проведения обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств".

4. Положение о порядке и условиях проведения обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (утверждено Указом Президента РБ от 19.02.1999г. N100 в редакции Указа Президента РБ от 12.06.2000 г. №339).

5. Инструкция о порядке проведения обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (утверждена приказом Белорусского бюро по транспортному страхованию от 12.10.2000 г. №27 - ОД).

6. Постановление Совета Министров РБ "Об утверждении размеров страховых взносов и лимитов ответственности по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств" от 16.06.2000 г. №898.

Застраховать свою ответственность можно в страховой организации, которая является членом Белорусского бюро по транспортному страхованию и имеет лицензию на проведение обязательного страхования ГО владельцев транспортных средств, выданную Комитетом по надзору за страховой деятельностью. Страхователь имеет право на выбор страховщика для заключения договора страхования, а страховщик не может отказать страхователю в его заключении.

Анализ, проведенный в данной работе построен на основных экономических показателях работы страховых органов системы БЕЛГОССТРАХа по Гродненской области за 9 месяцев 2004 года. Проведенный анализ показал, что наибольший удельный вес в обязательном страховании гражданской ответственности занимает ОСАГО (29,12 % от общей суммы сборов по Гродненской области).

В изучаемом периоде можно также отметить тенденции к снижению объема заключенных договоров, особенно в области страхования ответственности владельцев транспортных средств.

Перспективы развития белорусского страхового рынка рассматриваются с позиций усиления государственного влияния. Отсутствие свободной конкуренции в данной отрасли, как и во многих других, негативно сказывается на развитии страховых услуг и, в конечном счете, бьет по потребителю, как по конечному звену данной цепочки.




2019-11-20 259 Обсуждений (0)
Проблема монополизации отдельных видов страхования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Проблема монополизации отдельных видов страхования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (259)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)