Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Раздел 1. Выводы и рекомендации



2019-11-20 259 Обсуждений (0)
Раздел 1. Выводы и рекомендации 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Совещание Группы экспертов по проблеме коррупции, проходившее в Буэ­
нос-Айресе 17—21 марта 1997 г., хотело бы довести до сведения Комиссии по предуп­
реждению преступности и уголовному правосудию на ее шестой сессии приведенные
ниже выводы и рекомендации для рассмотрения и принятия решения Комиссией.

А . Осуществление резолюции 51/59 Генеральной Ассамблеи и резолюции 1995/14 Экономического и социального совета

Общие соображения

2. Все большая сложность и изощренность явления коррупции, а также много­
образие и разнообразие проблем, которые она создает на национальном и междуна­
родном уровнях, требуют согласованных действий и общих решений. Меры по пре­
дотвращению этого явления и борьбе с ним, которые необходимо разработать и осу­
ществлять на национальном и международном уровнях, охватывают экономическую,
социальную, культурную, политическую и правовую сферы. В этой связи приори­
тетное значение приобретают программы, в рамках которых намечены взаимосвязан­
ные и тщательно координируемые меры, в том числе законодательные меры в облас­
тях административного, гражданского, процессуального и уголовного права, а также
различные нормативные положения и административные действия, направленные на
предотвращение коррупции и борьбу с ней.

3. Успешные действия по борьбе с этим явлением должны основываться на твер­
дом и последовательном стремлении правительств бороться с коррупцией во всех ее про­
явлениях. В основе таких действий должна также лежать определенная культура ответ­
ственности, открытости, компетентности и честности в государственно-общественной
жизни. Эта культура должна подкрепляться стремлением к самосовершенствованию и
уважением достоинства человека. Большее понимание отрицательных последствий кор­
рупции для экономического и социального развития и неравнодушное отношение к этому
явлению способствуют формированию и сохранению стремления бороться с ним.

4. Для осуществления любой программы в области предупреждения коррупции
и борьбы с ней чрезвычайно важное значение имеют следующие институты:

 

(a) эффективная и справедливая система уголовного правосудия, особенно не­
зависимые судебные органы, которые используют все имеющиеся средства для рас­
следования и судебного преследования актов коррупции;

(b) свободные, честные и внимательные средства массовой информации;

(c) должным образом подготовленные и материально обеспеченные сотрудни­
ки правоохранительных, следственных, ревизионных и надзорных органов, отвечаю­
щие высшим критериям профессионализма и честности.

574


5. Борьба с коррупцией требует также принятия или пересмотра законодатель­
ных и нормативных положений для обеспечения того, чтобы государства располагали
набором мер, способствующих предупреждению, обнаружению, предотвращению,
преследованию и осуждению случаев коррупции, с полным учетом меняющегося ха­
рактера этой проблемы и ее различных проявлений. При этом законодательные и
нормативные положения должны быть разработаны таким образом, чтобы они учиты­
вали сложный и все более транснациональный характер этого явления.

6. Кроме того, эффективные меры по борьбе с коррупцией требуют участия,
активной заинтересованности и сотрудничества гражданского общества. Это важно
для изменения, когда это необходимо, взглядов и представления общественности в
отношении коррупции в целях (а) воспитания и сохранения культуры законности в
качестве основы для последовательного и успешного осуществления мер по предуп­
реждению коррупции и борьбе с ней и (Ь) мобилизации поддержки и содействия в
преодолении консенсуального характера коррупции. Поэтому программы предупреж­
дения коррупции и борьбы с ней должны включать меры, направленные на обеспече­
ние участия и поддержки общественности на всех уровнях.

Специальные меры

7. Рекомендуется рассмотреть специальные меры, изложенные ниже.

Представление государственными должностными лииами сведений об активах и обязательствах

8. Государствам настоятельно рекомендуется принять или, если необходимо,
пересмотреть меры, которые обязывают государственных должностных лиц представ­
лять сведения о их активах и обязательствах, а также копии своих налоговых деклара­
ций. Цель таких мер заключается в обеспечении отчетности, поэтому соответствую­
щие требования об объявлении активов должны распространяться, по крайней мере,
на супругов и детей-иждивенцев государственных должностных лиц, а также могут
применяться в отношении других лиц в соответствии с культурными традициями стра­
ны. Государствам следует определить, должны ли такие требования применяться к
государственным должностным лицам на всех уровнях или к лицам, занимающим
высшие должности в государственной администрации, или к государственным долж­
ностным лицам, которые могут быть в большей степени подвержены коррупции в
силу своих должностных обязанностей. Следует рассмотреть вопрос о возложении на
соответствующие органы полномочий по проведению расследований в связи с конт­
ролем за объявлением таких сведений и их оценкой, а также о введении санкций за
представление ложных сведений. Необходимо также предусмотреть положения, обес­
печивающие недопущение злоупотребления такой информацией.

руководства по исполнению обязанностей государственными должностными лицами

9. Государствам рекомендуется рассмотреть вопрос о разработке руководств и
других материалов, например, целевых исследований и информационных циркуля­
ров, в которых четко и последовательно излагались бы функции и обязанности госу­
дарственных должностных лиц. Это особенно важно для лиц, занимающих должнос­
ти, сопряженные с выполнением весьма сложных функций. Конечная цель таких
руководств и связанных с этим материалов заключается в том, чтобы помочь государ­
ственным должностным лицам в разрешении этических или правовых дилемм, четко
определив, что ожидается или требуется от государственных должностных лиц.

575


Создание новых или укрепление существующих независимых ревизионных учреждений или органов , которые проверяли бы расходование государственных средств

10. Государствам следует создать или, если необходимо, укрепить независимые
органы ревизии, предоставив им права и полномочия по проверке расходования государ­
ственных средств. Это может быть весьма полезной и эффективной мерой для предупреж­
дения и предотвращения случаев коррупции, что будет также способствовать формирова­
нию культуры открытости и ответственности при использовании государственных средств.

Создание специализированных органов по борьбе с коррупцией

11. Опыт показывает, что создание специализированных органов, на которые
была бы возложена обязанность и полномочия непосредственно заниматься предотв­
ращением коррупции и борьбой с ней, имеет определенные преимущества. Такими
органами могут быть генеральная инспекция, службы омбудсмана, комитеты надзора
или другие аналогичные органы, способные уделять достаточно внимания всем про­
блемам, связанным с коррупцией. Государствам рекомендуется рассмотреть вопрос о
целесообразности создания таких групп и принятия законодательства в отношении их
полномочий, степени их независимости и механизмов, с помощью которых они мог­
ли бы эффективно функционировать, а также сотрудничать и координировать свою
деятельность с деятельностью уже существующих учреждений.

Меры , направленные на внедрение или поощрение прозрачности в сФеое распоряжения государственными средствами и принятия решений

12. Государствам рекомендуется разработать и осуществить или, если необхо­
димо, пересмотреть законодательные меры, направленные на повышение прозрачно­
сти в расходовании государственных средств, на основе предоставления или поощре­
ния доступа общественности к соответствующим процессам принятия решений и кон­
тролю над ними. Целесообразно было бы ввести соответствующие правила, применя­
емые в процессе принятия решений в ходе обычной деятельности органов государ­
ственного управления. Эти меры могут подкрепляться законодательными и норматив­
ными актами, направленными на обеспечение прозрачности в системе учета предпри­
нимательских расходов, индивидуальных или корпоративных физических лиц, имею­
щих деловые отношения с правительством.

Принятие открытых и конкурсных процедур , регулирующих проведение торгов по присуждению контрактов на производство общественных работ и контроль за выполнением таких контрактов , и внедрение ясных правил в отношении закупок

13. Ввиду деликатности процедур торгов по присуждению контрактов на произ­
водство общественных работ и связанных с этим процедур контроля, а также возмож­
ности злоупотреблений в ходе закупок, осуществляемых на основе расходования госу­
дарственных средств, важное значение имеют открытость и конкуренция, а также
ясность правил и процедур. В этой связи рекомендуется пересмотреть правила регу­
лирующие эти процессы, а если таких правил не существует, разработать и принять
соответствующие законодательные и нормативные акты для соблюдения вышеупомя­
нутых требований. Дополнительными элементами, которые следует учитывать в этой
связи, являются простота и последовательность в сочетании с необходимостью упраз­
днения ненужных процедур, которые замедляют и усложняют этот процесс.

576


Меры по обеспечению свободной конкуренции , включая антитрестовское законодательство

14. Экономическая среда, в которой действуют законы свободной конкуренции,
создает меньше условий для коррупции и дает возможность более эффективно предупреж­
дать и пресекать ее. Рекомендуется принять законодательные и нормативные акты в этой
области в качестве средства предупреждения возникновения коррупции. Недобросовест­
ная практика, против которой должны быть направлены такие меры, включает установ­
ление цен, бойкотирование, распределения рынков и отказ заключать сделки.

Меры по недопущению неправомерного использования преимушестя

15. Государствам рекомендуется рассмотреть меры по пресечению практики скры­
той коррупции в связи с использованием государственными служащими своих долж­
ностей, влияния или знаний, приобретенных при исполнении ими своих обязаннос­
тей, для нечестного получения выгод физическими или юридическими лицами, име­
ющими деловые отношения с государственными учреждениями. Такая практика по­
зволяет государственному чиновнику получить не какие-либо сиюминутные финансо­
вые или иные выгоды, а выгоды, которые реализуются им по прошествии определен­
ного времени, когда он уходит с государственной должности. Меры, предназначен­
ные для борьбы с такой практикой, не должны приводить к чрезмерной регламента­
ции или каким-либо образом препятствовать осуществлению совершенно законного
права государственных служащих заботиться о своем трудоустройстве после ухода с
государственной должности или использовать опыт и знания, которые они приобрели
во время пребывания на государственной службе.

Ограничение или сокращение сферы применения правила о соблюдении банковской тайны

16. Коррупция часто связана с отмыванием доходов от незаконной деятельно­
сти. Коррумпированные должностные лица применяют те же каналы и действуют
таким же образом для отмывания и использования доходов от своей незаконной дея­
тельности, что и лица, совершающие другие серьезные преступления, приносящие
доходы. Ввиду сложного характера коррупции и трудности обнаружения и расследова­
ния связанных с этим преступлений важно рассмотреть вопрос об ограничении или
сокращении сферы применения правила о соблюдении банковской тайны. Государ­
ствам следует принять соответствующие законодательные и нормативные меры для
обеспечения обнаружения и регистрации поступлений от коррупции.

Меры для обеспечения и поощрения участия общественности

17. Как отмечалось выше, участие, заинтересованность и содействие обще­
ственности являются важными условиями любого успешного осуществления программ
по предупреждению коррупции и борьбе с ней. В этой связи государствам следует
принять меры, которые были бы направлены на массовое изменение позиции населе­
ния по этой проблеме и формирования менее терпимого или нетерпимого отношения
к коррупции. Важно также обеспечить, чтобы граждане лучше знали свои права на
пользование свободными от коррупции государственными услугами и программами.
Соответствующие меры должны включать разработку процедур подачи жалоб гражда­
нами и создание системы их предварительного рассмотрения для отклонения необос­
нованных, произвольных, сутяжнических или злонамеренных обвинений. Кроме того,
меры в этой области должны включать обеспечение регулярного надзора органов, ко-

577


торым поручено рассмотрение жалоб граждан, и проведение общественных кампаний с участием средств массовой информации, учебных заведений, частного сектора, профсоюзов, а также религиозных и общественных деятелей в целях изменения сло­жившихся взглядов, формирования этических ценностей и мобилизации обществен­ной поддержки для привлечения необходимых ресурсов на борьбу с коррупцией и принятия соответствующего законодательства. Государства должны помогать соответ­ствующим органам, которые уже намечено создать по их конституции или законода­тельству, в полной мере развить их потенциал. Было бы также полезно поощрять создание общественных организаций для надзора за официальными органами.

Меры по обеспечению отчетности и эффективные дисциплинарные меры

18. Государствам рекомендуется принять в системе органов государственного
управления, когда это необходимо, административные по своему характеру процеду­
ры для обеспечения отчетности за действия и решения, принимаемые государствен­
ными должностными лицами, и предусмотреть дисциплинарные меры за нарушение
правил или кодексов поведения, в том числе меры по возмещению ущерба, при об­
щем соблюдении надлежащей правовой процедуры. Эти меры имеют важное значе­
ние, поскольку они дополняют любые другие действия или процедуры, которые мо­
гут применяться в случаях, когда то или иное деяние представляет собой также нару­
шение действующего законодательства. Подобные меры оказывают существенное сдер­
живающее влияние и имеют то явное преимущество, что они формируют внутренние
правила и кодексы поведения более чем символического характера.

Финансирование политических партий и кампаний

19. Государствам рекомендуется рассмотреть меры по обеспечению прозрачно­
сти механизмов финансирования политических партий и кампаний так, чтобы это не
нарушало соответствующих основных прав и свобод и не создавало препятствий для
деятельности политических партий.

Обеспечение гарантии свободы печати и права на информацию

20. Обеспечение гарантии свободы печати и права общественности на ин­
формацию является необходимым условием деятельности по предотвращению кор­
рупции и борьбе с ней. Долг печати — содействовать предупреждению коррупции
и борьбе с ней на основе честного и последовательного информирования обще­
ственности.

Разработка и принятие кодексов этики для представителей определенных профессий

21. Представители определенных профессий играют центральную роль в борьбе
с коррупцией в силу того, что общественность и государство ожидают от них дополни­
тельного вклада в достижение общих целей, что в совокупности налагает на этих лю­
дей возросшие обязанности и обязательства. Кроме того, важный статус, который
некоторые профессии имеют в демократическом обществе, говорит в пользу того,
чтобы они сами регулировали свое поведение, а не ставили государство .перед необхо­
димостью предпринимать какие-либо шаги в этом направлении. Поэтому рекоменду­
ется поощрять разработку и осуществление кодексов поведения представителями таких
профессий, как судьи, прокуроры, ревизоры, юристы и журналисты, с тем чтобы
они могли выполнять свои функции и обязательства в рамках общих усилий по борьбе
с коррупцией.

578


Разработка программы поощрения соблюдения Международного кодекса поведения государственных должностных ли ! i

22. Государствам следует руководствоваться Международным кодексом поведе­
ния государственных должностных лиц и использовать провозглашенные в нем прин­
ципы в качестве основы для разработки программ по борьбе с коррупцией. Отделу по
предупреждению преступности и уголовному правосудию Секретариата следует регу­
лярно собирать информацию по этому вопросу и информировать Комиссию по пре­
дупреждению преступности и уголовному правосудию о том, как соблюдается этот
Кодекс и осуществляются национальные программы. Отделу следует совершенство­
вать программы технического сотрудничества для оказания помощи государствам,
которые желают разработать и осуществлять программы по борьбе с коррупцией.

В . Осуществление резолюции 51/191 Генеральной Ассамблеи

Установление уголовной ответственности за акты взяточничества и кор­рупции в отношении иностранных государственных должностных лиц

23. Объявление актов взяточничества и коррупции в отношении иностранных
государственных должностных лиц уголовно наказуемым преступлением имеет чрезвы­
чайно важное значение в согласованной международной деятельности по борьбе с кор­
рупцией. Государствам следует пересмотреть свое законодательство и официально при­
знать такое преступление или, в соответствующих случаях, обеспечить эффективное
применение существующих правовых норм, запрещающих взяточничество в междуна­
родных коммерческих операциях. В этой связи соответствующее внимание следует уде­
лить надлежащим санкциям, которые выступали бы в качестве эффективного сдержива­
ющего фактора. Кроме того, государствам следует рассмотреть вопрос о включении в
их законодательство положений, которые давали бы возможность частным сторонам,
выступающим в качестве жертв практики коррупции в международных коммерческих
операциях, возбуждать иски в суде в отношении лиц, замешанных в коррупции.

Законодательство по борьбе с отмыванием денег

24. Взяточничество применительно к иностранным должностным лицам сле­
дует включить в число предикативных преступлений, указанных в законодательстве
по борьбе с отмыванием денег. Государствам, которые еще не приняли законов о
борьбе с отмыванием денег, настоятельно рекомендуется принять такое законода­
тельство.

Международная конвенция о борьбе с коррупцией

и взяточничеством в международных коммерческих операциях

25. Комиссия по предупреждению преступности и уголовному правосудию
настоятельно рекомендует разработать международную конвенцию о борьбе с кор­
рупцией и взяточничеством в международных коммерческих операциях в соответ­
ствии с резолюцией 51/191 Генеральной Ассамблеи, поскольку подобная конвенция
является наиболее соответствующим инструментом для решения данной проблемы.
Такая конвенция должна предусматривать эффективные механизмы по обеспечению
ее соблюдения.*

*Резолюция 51/59 Генеральной Ассамблеи, приложение.

* Более подробно вопрос технической помощи рассматривается в пункте 50 ниже.

*Более подробно вопрос о разработке такой конвенции обсуждается в пункте 51 ниже.

579


Недопущение исключения не?якг > нных выплат из налогооблагаемой базы

26. Следует поощрять государства принимать законодательные и нормативные
меры для того, чтобы корпорации или частные лица не могли получать налоговые
льготы или скидки в отношении зарубежных выплат, которые представляют собой
взятки или другие неправомерные выплаты иностранным государственным должност­
ным лицам. При подготовке и введении соответствующего законодательного и норма­
тивного режима государствам следует рассмотреть вопрос о разработке систем и про­
цедур, которые дали бы возможность обнаруживать незаконные выплаты, скрытые
под видом якобы законных затрат.

Корпоративная уголовная ответственность

27. В соответствии со своими правовыми системами и традициями государ­
ствам следует включить в свое законодательство положения о корпоративной уголов­
ной ответственности в качестве меры для повышения ответственности корпораций и
предусмотреть более эффективный механизм обеспечения соблюдения других зако­
нодательных и нормативных мер, направленных на борьбу с коррупцией и взяточни­
чеством.

Нормы и методы отчетности

28. Государствам следует пересмотреть свои существующие нормативные и за­
конодательные меры для совершенствования или, если необходимо, разработки норм
и методов отчетности, которые способствовали бы большей прозрачности междуна­
родных коммерческих операций, и для последовательного применения таких норм и
методов в целях повышения эффективности других мер по борьбе с коррупцией и
взяточничеством.

С . Общие меры , связанные с осуществлением резолюции 51/59 и 51/191 Генеральной Ассамблеи

Уголовное право

Анализ адекватности национальных норм уголовного права

29. Для повышения способности бороться со всеми формами и проявления­
ми коррупции, а также с любыми видами поведения, помогающего или содей­
ствующего актам коррупции, государствам предлагается пересмотреть свою уго­
ловную политику и законодательство в целях определения того, насколько дей­
ственно они обеспечивают предотвращение коррупции и борьбу с ней. Государ­
ствам следует проанализировать адекватность санкций, предусматриваемых их за­
конодательством, с тем чтобы они выступали в качестве достаточно эффективного
средства сдерживания.

Пересмотр механизмов иммунитета

30. Государствам следует рекомендовать проанализировать и, если необходи­
мо, пересмотреть механизмы и правила, допускающие при определенных обстоятель­
ствах иммунитет государственных должностных лиц, с тем чтобы исключить возмож­
ность использования этих механизмов или правил для безнаказанного совершения ак­
тов коррупции или взяточничества.

580


Отмывание денежных поступлений , полученных r результате коррупции

31. В дополнение к рекомендации о включении коррупции и взяточничества в
число предикативных правонарушений, на которые распространяется действие зако­
нодательства по борьбе с отмыванием денег, следует усилить уголовное законодатель­
ство, объявив отмывание поступлений, полученных в результате коррупции и взяточ­
ничества, уголовно наказуемым правонарушением.

Отягчающие обстоятельства

32. Государствам следует рассмотреть вопрос о включении в свое законодатель­
ство положений, учитывающих отягчающие обстоятельства в случаях, когда корруп­
ция связана с организованной преступной деятельностью, в том числе с незаконным
оборотом наркотиков и огнестрельного оружия, а также с другими серьезными пре­
ступлениями. Эта мера представляется особенно важной, поскольку коррупция почти
всегда используется организованными преступными группами в их деятельности, осо­
бенно деятельности транснационального характера.

Обеспечение сотрудничества свидетелей и соучастникон

33. Ввиду сложного и консенсуального характера коррупции и взяточничества го­
сударствам рекомендуется рассмотреть, в контексте их правовых систем и традиций, воп­
рос об обеспечении или повышении гибкости их уголовного законодательства, с тем
чтобы оно допускало возможность учета смягчающих обстоятельств или, в соответствую­
щих случаях, освобождения от судебного преследования тех лиц, которые дали свиде­
тельские показания или представили другую полезную информацию правоохранительным
органам, проводящим расследование или судебное разбирательство дел о коррупции.

Зашита жертв коррупции и возмещение причиненного им ущерба

34. Государствам рекомендуется проанализировать свое гражданское законода­
тельство и принять или, если необходимо, усилить меры, направленные на то, чтобы
жертвы коррупции, в частности конкуренты или частные лица, а также жертвы вымо­
гательства имели возможность возбудить иски о возмещении ущерба как в своих стра­
нах, так и за рубежом. Предполагается, что такие иски включают также способность
возвратить средства, полученные обманным путем. Государствам следует также рас­
смотреть вопрос о включении в двусторонние или многосторонние договоры о сотруд­
ничестве в уголовных вопросах положений о защите прав иностранных физических или
юридических лиц в случаях коррупции*.

Административное право

Применение административных санкций

35. Государствам рекомендуется провести изучение взаимосвязи между уголов­
ным и административным правом с целью изыскания наилучшего пути принятия ско­
рейших мер по борьбе с коррупцией. Рекомендуется также уголовное законодатель­
ство подкреплять административными положениями. Такие положения должны вклю­
чать санкции, вводимые в полном соответствии с надлежащей правовой процедурой,
и должны использоваться в максимально возможной степени в силу той гибкости,
которую они позволяют проявлять, особенно в случаях коррупции в органах государ­
ственного управления. .

* См. также Декларацию основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью (Резолюция 40/34 Генеральной Ассамблеи, приложение).

581


Механизмы надзора

36. Государства следует поощрять разрабатывать и, когда это необходимо, при­
нимать меры для обеспечения подотчетности высокопоставленных государственных
должностных лиц, а также должностных лиц, функции которых включают вынесение
важных решений, также и перед выборными органами. Такие меры позволят повы­
сить требовательность в органах государственного управления и в то же время явятся
гарантией того, что выборные представители будут уделять должное внимание функ­
ционированию органов государственного управления, ответственно выполняя роль,
возложенную на них их избирателями. Такие меры имеют также то преимущество, что
с их помощью утверждаются принципы эффективного управления.

Повышение ответственности на местном уровне за счет децентрализации процесса принятия решений

37. Государствам следует рекомендовать рассмотреть вопрос о поощрении или
развитии децентрализации на основе предоставления местным органам власти воз­
можности более рационально и ответственно выполнять свою роль и решать возложен­
ные на них задачи. Процесс децентрализации должен сопровождаться упрощением
правил и процедур, регулирующих распределение контрактов на общественные рабо­
ты и закупки, в целях осуществления более эффективного контроля над ними.

Процессуальное право

Выполнение решений иностранных судов

38. Государства обеспечивают выполнение в пределах их юрисдикции реше­
ний, вынесенных судами других стран в отношении защиты жертв коррупции и возме­
щения причиненного им ущерба.

Вспомогательные меры

39. Государствам следует рассмотреть вопрос о принятии мер, которые применя­
лись бы на основании окончательного судебного решения и предусматривали невозмож­
ность вступления юридическими лицами, виновными в коррупции, в договорные отно­
шения с государственными учреждениями в течение определенного периода времени.

Положения о поощрении сотрудничества свидетелей

40. Государствам следует рекомендовать проанализировать, когда это необхо­
димо, свое законодательство для определения возможности принятия мер для поощ­
рения и облегчения сотрудничества с правоохранительными органами свидетелей,
жертв и лиц, проходящих в качестве соучастников по делам о коррупции, с уделени-
ем должного внимания правам обвиняемых. Такие меры должны включать программы
защиты свидетелей, альтернативные варианты судебному преследованию и гибкость в
определении наказания.

Бремя доказывания в случаях коррупции

41. Государствам следует рассмотреть вопрос о том, не требуют ли обстоятель­
ства, сложившиеся в их юрисдикциях, принятия таких положений, которые, не на­
нося ущерба основным правам обвиняемых, включая право на справедливое судебное
разбирательство, предусматривали бы перенос бремени доказывания, особенно в ходе
расследования, в случаях, когда физические или юридические лица, в отношении
которых проводится расследование, имеют в своем владении или распоряжении, пря­
мо или косвенно, товары и средства, которые явно превышают их обычные финансо­
вые возможности.


582


 


Методы расследовэния

42. Государства следует поощрять рассмотреть вопрос об использовании совре­
менных методов, которые доказали свою эффективность в расследовании таких слож­
ных форм преступности, как коррупция. Такие методы могут включать электронное
наблюдение, использование переодетых агентов и сбор информации с применением
конфиденциальных источников. Подобные правоохранительные операции должны
подлежать соответствующему правовому и судебному контролю.

Обязанность соблюдать конфиденциальность в ходе расследования

43. Государства следует поощрять рассмотреть вопрос о принятии мер по обес­
печению того, чтобы сотрудники правоохранительных органов не разглашали конфи­
денциальную информацию общественности и средствам массовой информации, осо­
бенно на стадии расследования, когда гарантии надлежащей правовой процедуры в
полной мере еще не обеспечиваются. Такие меры должны гарантировать защиту прав
обвиняемого, а также правомерное проведение расследования.

Укрепление возможностей персонала следственных и судебных органов

44. Государства следует поощрять обеспечивать надлежащую профессиональную
подготовку и квалификацию сотрудников правоохранительных учреждений, прокуратуры
и судебных органов, занимающихся борьбой с коррупцией, особенно с учетом того, что
в серьезных случаях коррупции используются весьма изощренные методы и приемы.

Конфискация активов , которые были получены в результате коррупции и взяточничества

45. Государства следует поощрять принять законы, которые разрешали бы изъятие
и конфискацию активов, приобретенных благодаря коррупции и взяточничеству. Та­
кие активы могут использоваться в качестве средств для возмещения ущерба жертвам
коррупции и для финансирования расследований, проводимых правоохранительными
органами с целью предотвращения коррупции и борьбы с ней, и могут подлежать
разделу с другими государствами, которые участвовали в обнаружении и расследова­
нии случаев коррупции и внесли в это свой вклад.

Международное сотрудничество

Недопущение отмывания доходов , полученных в результате коррупции

46. Государства следует поощрять применять все возможные механизмы междуна­
родного сотрудничества в целях офаничения использования банковских и коммерческих
учреждений и механизмов для отмывания денег, полученных незаконным путем, вклю­
чая фискальные оазисы, «подставные» компании и другие возможные системы*.

Процедуры сбора доказательств в делах о коррупции

47. Государствам следует изучить вопрос о создании правовых механизмов и
соглашений для содействия сотрудничеству их правоохранительных и судебных орга­
нов на двустороннем, региональном и субрегиональном уровнях, особенно в вопро­
сах сбора и допустимости доказательств в делах о коррупции, а также в целях согласо­
вания законодательства разных стран. Этому могло бы способствовать исследование
по вопросу о сборе доказательств в делах о коррупции, проведение которого можно

♦«Подставными» компаниями являются юридические лица, созданные законным путем исключительно с целью их использования в преступной деятельности.

583


было бы поручить Секретариату при содействии государств-членов и соответствующих международных организаций.

Взаимная помощь при расследовании дел о коррупции

48. Государства должны оказывать друг другу помощь при расследовании дел о
коррупции и обеспечении соблюдения законов о борьбе с коррупцией. Такая помощь
может заключаться в применении официальных и неофициальных процедур, напри­
мер, в быстром выполнении следственных поручений или обмене информацией меж­
ду правоохранительными органами для недопущения задержек в расследовании дел о
коррупции, и подобную помощь следует оказывать таким образом, чтобы это не на­
носило ущерба расследованию и разбирательству дела в запрашиваемом государстве.

Совместные мероприятия и механизмы по предотвращению международной коррупции и борьбе с ней

49. Государствам следует предусмотреть возможность проведения совместных
расследований, в том числе на основе создания объединенных отделов по борьбе с
коррупцией или в рамках региональных или международных соглашений, в целях пре­
дотвращения коррупции и борьбы с ней, расследований, которые могли бы прово­
диться более чем в одном государстве или в рамках применения международных опера­
ций или банковских и коммерческих соглашений.

D. Техническая помощь

50. Техническая помощь необходима для совместной деятельности по эффек­
тивному предупреждению коррупции и борьбе с ней. Как таковая она должна состав­
лять центральный и важнейший компонент усилий международного сообщества, в
том числе усилий Организации Объединенных Наций и других международных орга­
низаций, направленных на совершенствование согласованных мер по борьбе с кор­
рупцией на каждом уровне. Государства должны поддерживать Организацию Объеди­
ненных Наций и другие соответствующие международные организации в разработке и
осуществлении программ технического сотрудничества, направленных на оказание
помощи государствам, нуждающимся в укреплении их способности противостоять той
угрозе, которую создает коррупция. Такая помощь должна включать:

(a) предоставление консультативной помощи и услуг в разработке и примене­
нии всеобъемлющих стратегий и механизмов, направленных на предотвращение кор­
рупции и борьбу с ней;

(b) организацию учебных программ для ключевых государственных служащих,
включая работников правоохранительных и судебных органов, ревизоров и сотрудни­
ков, отвечающих за контракты на общественные работы и закупки, в целях п<



2019-11-20 259 Обсуждений (0)
Раздел 1. Выводы и рекомендации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Раздел 1. Выводы и рекомендации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (259)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)