Статья 158 КоАП РФ (“Мелкое хулиганство”)
КУРСОВАЯ ПО АДМИНИСТРАТИВНОМУ ПРАВУ НА ТЕМУ: АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. Введение Административная ответственность — это применение государственными органами, представителями власти и должностными лицами мер административного воздействия, определенных государством, к гражданам и организациям в надлежащих случаях за нарушение законности и государственной дисциплины. По мнению Бахраха Д. Н., административная ответственность — “это особый вид юридической ответственности, которой присущи все признаки последней (она наступает на основе норм права, за нарушение правовых норм, конкретизируется юрисдикционными актами компетентных органов, связана с государственным принуждением). С другой стороны, административная ответственность является составной частью административного принуждения и обладает всеми его качествами”. Следует знать, что ответственность по нормам административного права предусматривает нормы и ряда других отраслей права, таких как трудового и финансового. Нормы административного права включают различные виды ответственности: дисциплинарную, уголовную, собственно административную и материальную (для тех лиц, на которых действие норм трудового права не распространяется), а также на основе норм административного права могут использоваться меры общественного воздействия и иные меры. Правонарушение — виновное противоправное общественно-вредное деяние деликтоспособного лица. Правонарушение является главным основанием привлечения к ответственности. В зависимости от степени общественной опасности все правонарушения делятся на преступления и проступки (деликты). Проступки, в свою очередь, подразделяются на административные, дисциплинарные и служебные. В настоящее время осуществляется подготовка нового уголовного кодекса и нового кодекса об административных правонарушениях, поэтому стоит разграничить для себя понятия “проступок” и “преступление”, а также уточнить свойства этих деяний, чтобы создать возможности для четкого и обоснованного их разграничения (прежде всего это относится к оценке так называемых смежных правонарушений). Для разрешения данного вопроса обратимся к Комментарию к Кодексу РСФСР об административных правонарушениях. Здесь отмечается, что законодатель не назвал их, в отличие от преступления, общественно опасными деяниями, то есть, существуют качественные отличия этих двух правонарушений. В то же время в тексте Комментария можно найти подтверждения вероятности общественной опасности административного правонарушения: “Все составы административных проступков, как и преступлений можно условно разделить на формальные и материальные. Материальные составы правонарушений, в отличие от формальных, включают в себя в качестве обязательного признака не только действие или бездействие, но также и последствия и причинную связь между действие (бездействием) и наступившим вредным последствием”. А вредные последствия как раз являются признаком общественной опасности деяния. Так сюда можно отнести нарушения правил охраны водных ресурсов, нарушения правил дорожного движения с причинением пострадавшему легких телесных повреждений или любого материального ущерба, правил пожарной безопасности, завершающиеся пожаром с менее тяжкими последствиями, превышение нормативов выброса загрязняющих веществ в атмосферу и ряд других административных проступков. В таком случае административное правонарушение может представлять общественную опасность, и отсутствие или наличие такого признака деяния, как общественная опасность, не может служить границей, отделяющей проступки от преступлений. Учитывая тот факт, что и проступки могут быть общественно опасными, приходится признавать, что лишь единственное обстоятельство может служить универсальным отличием проступков от преступлений: проступки не могут сопровождаться нанесением тяжких последствий. В конечном итоге разграничение смежных правонарушений, не влекущих за собой тяжких последствий, зависит от решения законодателя, учитывающего обстоятельства функционирования государства и жизни общества. Еще в сороковые годы отмечалась неабсолютная грань между преступлениями и проступками и зависимость ее от законодателя. Общественно опасными признаются и такие деяния, которые сами вреда не причиняют, но создают реальную возможность его причинения. Является ли проступок в данном случае общественно опасным? Чтобы составить достаточно полное представление о том, как наука административного права раскрывает в настоящее время содержание объективной и субъективной сторон административных проступков, дать правильную юридическую оценку событий, происходящих в действительности, следует обратиться к материалам, комментирующим Общую часть Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, и в частности к разъяснениям об умышленном и неосторожном совершении проступка. “В материальных составах административных проступков умышленная вина, кроме сознания противоправности совершаемого действия или бездействия, включает также отношение нарушителя к наступившим вредным последствиям“, — говорится в Комментарии. Лицо предвидит эти последствия и желает либо сознательно допускает их наступление. Важно отметить, что описание материального состава проступка, которое содержится в Комментарии, включает в себя причинную связь действия с его последствием. Данный признак называется, но сущность его остается нераскрытой. Остается открытым вопрос, каким путем нарушение правил и иных норм приводит к причинению вреда, и, следовательно, оказывается невозможным воссоздать картину проступка в том виде, в котором он был совершен в реальной действительности, т. е. в единстве действия и его результата. Несовершенство описания объективной стороны проступка с материальным составом, в свою очередь, служит препятствием для решения двух важнейших проблем их квалификации. Одна из них — получение ответа на вопрос о том, может или нет административный проступок посягать на общественную безопасность в связи с созданием угрозы причинения вреда, и если может, то в чем заключается сущность угрозы, в какой момент развития объективной стороны она возникает? Другая — установление действительной формы вины в совершении проступка. В приведенной выдержке из Комментария умысел в совершении проступков рекомендуется определять по характеру отношения лица к причинению вреда при осознании противоправности совершаемого действия. Однако без учета отношения к самому действию сказанное, на наш взгляд, теряет смысл. Ведь отношение к результату проявляется через отношение к действию в процессе его совершения. Невозможно, чтобы лицо каким-то образом проявляло умысел к результату, не совершая самих умышленных действий. Аналогичный подход характеризует форму вины при неосторожном совершении проступка. Налицо “раздвоение объективной и субъективной сторон административных правонарушений. Представляется, что в основе этого лежат исходные положения концепций “двойной”, “смешанной”, “сложной” форм вины, различные варианты которой, относящиеся к оценке преступлений, выдвигаются уже в течение нескольких десятилетий. Ключ в решении проблемы выявления состава административных проступков заключается в неукоснительном соблюдении далеко не нового научного требования — выявления всех существенных черт реально происходящих событий, в рассматриваемом случае — проявления пристального внимания к моменту, когда нарушение установленных правил приводит к причинению вреда. Основными нормативными актами, которыми определяются виды, основания ответственности и меры наказания, а также порядок их применения, являются: Уголовный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, уставы и положения о дисциплине и прохождении службы. Нарушения таких правил могут повлечь уголовную ответственность виновных лиц согласно Уголовному кодексу. Но в большинстве случае наступает административная ответственность, которая представляет собой применение мер наказания за административные правонарушения соответствующими органами и должностными лицами. Государственные служащие несут административную ответственность по общим правилам, наравне с остальными гражданами Российской Федерации. Если при дисциплинарной ответственности между начальником, применяющим меры воздействия, и лицом, привлекаемым к ответственности, существуют отношения служебной подчиненности, то при административной ответственности такая подчиненность исключается. Наложение административных взысканий осуществляется специальными органами исполнительной власти и в некоторых случаях судами (судьями).
Административное правонарушение является деянием, причиняющим вред интересам граждан, общества и государства, и оно противоправно. Конкретные административные проступки, за совершение которых предусмотрена административная ответственность, указаны в ст. 41-193 КоАП и других нормативных актах, не входящих в Кодекс. От смежных с ними преступлений административные правонарушения отличаются лишь меньшей степенью своей общественной опасности, поэтому зачастую говорят о вредности, а не общественной опасности административных деликтов. Составы же правонарушений формально идентичны, включая в себя объект, объективную сторону, субъект и субъективную сторону и тех, и других. Помимо административного проступка основанием административной ответственности может быть и незначительное преступление. Указами Президиума Верховного Совета СССР от 8 февраля 1977 г. “О внесении изменений и дополнений в уголовное законодательство Союза ССР” и “О порядке применения мер административного взыскания к лицам, освобожденным от уголовной ответственности в соответствии со ст. 43 Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик”. Предусмотрено, что лицо, совершившее преступление, не представляющее большой общественной опасности, может быть освобождено от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление и перевоспитание возможно без применения уголовного наказания. Такое лицо может быть привлечено к административной ответственности вместо уголовной, но лишь по делам о преступлениях, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок не свыше одного года либо другое, более мягкое наказание. Административная ответственность отличается от других видов и по субъектам ответственности. К ним относятся не только физические лица — граждане и должностные лица, в некоторых случаях ответственность несут и предприятия, учреждения, организации, например за экологические правонарушения и правонарушения в торговле. Что касается должностных лиц, работающих в государственных органах, то они, согласно ст. 15 КоАП, несут ответственность не только за нарушение общеобязательных правил своими действиями, но и некоторые правонарушения, которые считаются упущениями по службе. Сюда относятся административные правонарушения (проступки), связанные с несоблюдением установленных правил в сфере охраны порядка управления, государственного и общественного порядка, природы, здоровья населения и других правил, обеспечение выполнения которых входит в их служебные обязанности. Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок Статья 158 КоАП РФ (“Мелкое хулиганство”) Мелкое хулиганство, то есть нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам и другие подобные действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан, — влечет наложение штрафа в размере от десяти до пятидесяти рублей или исправительные работы на срок от одного до двух месяцев с удержанием двадцати процентов заработка, а в случае, если по обстоятельствам дела, с учетом личности нарушителя, применение этих мер будет признано недостаточным, — административный арест на срок до пятнадцати суток. С субъективной стороны мелкое хулиганство характеризуется умыслом, обычно прямым. Лицо сознает, что его действия противоправны, оно предвидит, что в результате их совершения будут нарушены общественный порядок и спокойствие граждан, и желает этого. Но возможны случаи, когда нарушитель не желает этого, но сознательно допускает. В таких случаях мелкое хулиганство совершается с косвенным умыслом. Элементом субъективной стороны мелкого хулиганства является мотив удовлетворения индивидуальности потребностей самоутверждения путем игнорирования достоинства других людей. По общему правилу, в качестве взыскания за мелкое хулиганство должны применяться штраф или исправительные работы в пределах, указанных в настоящей статье. Административный арест, как указано в статье, может применяться лишь в случае, если по обстоятельствам дела, с учетом личности нарушителя, применение штрафа или исправительных работ будет признано недостаточным. Основаниями для применения в качестве меры взыскания административного ареста являются, например, совершение наряду с мелким хулиганством другого серьезного административного правонарушения, отсутствие у правонарушителя постоянного места жительства, совершение в прошлом хулиганских действий. Мелкое хулиганство отличается от хулиганских действий, наказуемых по ч. 1 ст. 213 УК РФ, меньшей степенью нарушения общественного порядка. Грубые нарушения общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающиеся применением насилия к гражданам либо угрозой его применения, а равно уничтожением либо повреждением чужого имущества, образуют состав указанного преступления, а не административного проступка. Этим же постановлением разъяснено: “Мелкое хулиганство, влекущее административную ответственность, связанное с сопротивлением работнику милиции, народному дружиннику, военнослужащему при исполнении ими обязанностей по охране общественного порядка, а равно гражданину в связи с его участием в пресечении мелкого хулиганства, не должно квалифицироваться по ч. 2 ст. 206 УК РСФСР (в настоящее время ч. 2. ст. 213 УК РФ). Такие действия, в зависимости от характера оказанного сопротивления, надлежит квалифицировать по соответствующей статье УК”. Изучая материалы статистической отчетности по Ханты-Мансийскому автономному округу за первый квартал 1998 г. и за первое полугодие 1998 г., мы видим, что возросло количество административных правонарушений по ст. 158 КоАП “Мелкое хулиганство”. Так, если в первом квартале 1998 г. по округу было зарегистрировано 1732 правонарушения, то во втором квартале эта цифра уже возросла до 2303 административных правонарушений, то есть на 571 правонарушение больше, чем в первом квартале. А всего за первое полугодие 1998 г. по Ханты-Мансийскому автономному округу зарегистрировано 4035 правонарушений ст. 158 КоАП “Мелкое хулиганство”.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (335)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |