Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Статья 164 КоАП (“Невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию и обучению детей“)



2019-11-20 632 Обсуждений (0)
Статья 164 КоАП (“Невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию и обучению детей“) 0.00 из 5.00 0 оценок




Злостное невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию и обучению несовершеннолетних детей, а также потребление несовершеннолетними наркотических веществ без назначения врача или совершение ими других правонарушений (кроме правонарушений, предусмотренных часть четвертой статьи 162 настоящего Кодекса) и часть второй настоящей статьи, — влечет предупреждение или наложение штрафа на родителей или лиц, их заменяющих, в размере до тридцати рублей.

Мелкое хулиганство или хулиганство, совершенное подростками в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, — влечет наложение штрафа на родителей или лиц, их заменяющих, в размере от десяти до тридцати рублей (в ред. Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 01 октября 1985 г.).
В ст. 164 предусмотрены различные виды административно наказуемого нарушения родителями или лицами, их заменяющими, своих обязанностей по воспитанию детей:

· злостное невыполнение этими лицами обязанностей по воспитанию и обучению несовершеннолетних детей;

· потребление несовершеннолетними наркотических веществ без назначения врача;

· совершение несовершеннолетними иных правонарушений;

· мелкое хулиганство или хулиганство, совершенное подростками от 14 до 16 лет.


Под невыполнением обязанностей по воспитанию и обучению детей следует понимать различные формы бездействия, в результате которого отсутствует должная забота о воспитании и образовании несовершеннолетних. Уклонение родителей и лиц, из заменяющих, от выполнения своих обязанностей может выражаться в том, что они не заботятся о нравственном воспитании, физическом развитии детей и укрепления их здоровья, создания необходимых условий для своевременного получения ими образования, успешного обучения, подготовке к трудовой деятельности.
Воспитание состоит из различного рода действий родителей, одним из элементов которых является надзор за поведением ребенка. Поэтому легкомысленное либо безразличное отношение родителей или лиц, их заменяющих, к поведению ребенка, отсутствие должного наблюдения за поведением и его соответствием нормам жизни общества часто ведут к совершению детьми правонарушений. В силу этого основанием ответственности родителей в случае совершения детьми административных проступков и иных правонарушений является также ненадлежащее выполнение родителями обязанностей по воспитанию, приведшее к правонарушению несовершеннолетнего.

Ответственность родителей или лиц, их заменяющих, по комментируемой статье может наступать в случае совершения подростками административных правонарушений и преступлений: потребления наркотических веществ без назначения врача, любых других правонарушений. Однако за появление в общественных местах в пьяном виде подростков в возрасте до 16 лет, а также за распитие ими спиртных напитков ответственность наступает по ч. 4 ст. 162, а за мелкое хулиганство и хулиганство, совершенное в возрасте от 14 до 16 лет, по ч. 2 ст. 164.
Во всех случаях родители несут ответственность за свое бездействие, в результате которого происходит ненадлежащее воспитание либо обучение детей, совершение ими правонарушений. Административная ответственность родителей и лиц, их заменяющих, по ст. 164 имеет самостоятельное основание и наступает не за совершение подростками правонарушений, а в связи с ними, наряду с применением предусмотренных законодательством мер к самим несовершеннолетним.

Комментируемая статья применяется лишь в случае, если уклонение виновного от выполнения обязанностей по воспитанию и обучению детей носило злостный характер. Вопрос о том, явилось ли невыполнение обязанностей злостным, решается в каждом конкретном случае с учетом продолжительности и причин ненадлежащего отношения к воспитанию и обучению детей, причин отсутствия условий для своевременного и успешного их обучения, длительности отсутствия надзора за поведением и обучением ребенка и всех других обстоятельств дела. О злостности может свидетельствовать, в частности, повторность (неоднократность) нарушений несовершеннолетним правовых норм и нравственных норм поведения, характер этих нарушений; наличие ранее предупреждений родителей различными органами (комиссиями по делам несовершеннолетних, органами внутренних дел, администрациями школ, профтехучилищ и др.) о неудовлетворительном поведении либо успеваемости ребенка и т. п.

Ответственность по комментируемой статье могут нести не только родители, т. е. лица, записанные отцом или матерью ребенка, в том числе и те, отцовство которых установлено в соответствующем порядке, но и иные лица, которых закон приравнивает к ним в части выполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетних детей: а) усыновители, обладающие по отношению к ребенку тем же объемом прав и обязанностей, как и законные родители; б) опекуны и попечители, обязанности которых в части воспитания их подопечных идентичны обязанностям родителей.

Так как лишение родительских прав освобождает от обязанностей по воспитанию детей, лица, лишенные в установленном законом порядке родительских прав, не подлежат административной ответственности по данной статье.

Родители вправе отдавать детей на воспитание в соответствующие государственные образовательные учреждения (например, интернаты) или отдельным гражданам, однако обязанность их воспитания в этом случае остается на родителях, и они несут ответственность за ненадлежащее его осуществление.

Обязанности по воспитанию детей родители и лица, их заменяющие, несут до совершеннолетия ребенка. С его достижением гражданин признается полностью дееспособным, и правовая обязанность родителей осуществлять его воспитание отпадает. В соответствии с этим состав данного правонарушения включает невыполнение обязанностей по воспитанию и обучению лишь несовершеннолетних.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетними, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, влечет уголовную ответственность по ст. 156 УК РФ.

Родители или лица, их заменяющие, могут нести ответственность по ст. 164 лишь при виновном поведении. Поэтому взыскание не налагается на лиц, не выполняющих своих родительских обязанностей по воспитанию детей вследствие душевной болезни, слабоумия или иного хронического заболевания и по другим причинам, от них не зависящим.

Дела в отношении родителей несовершеннолетних детей или лиц, их заменяющих, по ч. 1 ст. 164 рассматриваются районными (городскими), районными в городах комиссиями по делам несовершеннолетних, а по ч. 2 ст. 164 — органами внутренних дел (милицией).
Размеры налагаемых штрафов по каждому из вышеназванных видов правонарушений определяются в соответствии с Законом Российской Федерации от 14 июля 1992 г.

И если мы снова обратимся к статистическим отчетам по Ханты-Мансийскому автономному округу за первый квартал 1998 г. и первое полугодие 1998 г., из них видно, что по ст. 164 “Невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию и обучению детей” за первый квартал 1998 г. зарегистрировано 687 правонарушений, а во втором квартале количество этих правонарушений возросло до 1043, т. е. больше на 356 правонарушений. Рост составил 1.5 раза. А всего за полугодие зарегистрировано 1730 правонарушений (см. приложение 1 и 2).

10. Статья 164 (1) КоАП “Азартные игры”

Участие в азартных играх (в карты, рулетку “наперсток” и другие) на деньги, вещи и иные ценности, а равно принятие ставок частными лицами на спортивных и иных состязаниях — влекут предупреждение или наложение штрафа в размере до пятидесяти рублей с конфискацией игральных принадлежностей, а также денег, вещей и иных ценностей, являющихся ставкой в игре, или без таковой.
Те же действия, совершенные лицом, которое в течение года подвергалось административному взысканию за одно из нарушений, предусмотренных частью первой настоящей статьи, — влекут наложение штрафа в размере от пятидесяти до трехсот рублей с конфискацией игральных принадлежностей, а также денег, вещей и иных ценностей, являющихся ставкой в игре, или без таковой.

Организация азартных игр — влечет наложение штрафа в размере от ста до пятисот рублей с конфискацией игральных принадлежностей, а также денег, вещей и иных ценностей, являющихся ставкой в игре (введена Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 11 августа 1988 г.).
Участие в азартных играх (в карты, рулетку “наперсток” и др.) на деньги, ценные вещи и иные ценности, а также принятие ставок частными лицами на спортивных и иных состязаниях в соответствии со ст. 164 (1) Кодекса влекут административную ответственность. Данное административное правонарушение посягает на общественный порядок, способствует развитию паразитических наклонностей у неустойчивых граждан, подрывает нравственные устои общества.
Под азартными играми следует понимать не только игры, в которых выигрыш зависит от умения игрока и от случайности, но и так называемые коммерческие карточные игры, например, преферанс, винт, а также игры на деньги в бильярд, домино, лото, “железку”, нарды и т. д. Иными словами, в основе игры должен быть денежный выигрыш, вещи и иные ценности.

Проявлениями объективной стороны участия в азартных играх на деньги, вещи и иные ценности следует считать дачу лицом согласия на игру, внесения денежной либо иной материальной ставки, практическое выполнение условий игры.

Правонарушение в виде участия в азартных играх на деньги, вещи и иные ценности проявляется, во-первых, в даче лицом согласия на игру, во-вторых, во внесение денежной либо материальной ставки, в-третьих, в практическом выполнении условий игры. Данное административное правонарушение выражается также в принятии ставок отдельными гражданами в виде денег, вещей и других ценностей в период проведения спортивных и иных зрелищных состязаний (например, в бегах, во время футбольных и хоккейных матчах и т. д.).

Еще большую опасность представляет организация азартных игр, что выражается в следующих действиях:

· обеспечение участников игральными принадлежностями;

· вовлечение в игру широкого круга лиц (рекламирование, разыгрывание организаторами игр “сюжетов” в которых согласившийся на игру “прохожий” выигрывает ставку и, тем самым, возбуждает у зрителей желание принять участие в игре и др.);

· создание благоприятных условий для игры (формирование системы своевременного оповещения игрока о появлении представителей правоохранительных органов, недопущение организации аналогичных игр поблизости другими группами, обеспечение личной безопасности организаторов игр и др.);

· действия собственно игрока, являющегося одним из организаторов игр. Так, привлечению к административной ответственности за организацию игры в “наперсток” подлежат не только игрок, который располагает игральными принадлежностями, является инициатором и непосредственным участником игры, но и другие члены группы — зазывалы, поддавалы, стремщики, казначеи, “бойцы” и собственно руководитель всей группы.

Одним из условий наступления ответственности по ст. 164 (1) Кодекса является совершение указанного проступка на улицах, стадионах, скверах, парках, во всех видах общественного транспорта и в других общественных местах.

Вместе с тем анализ содержания указанной статьи позволяет сделать вывод о том, что место совершения проступка (общественное или иное) не является квалифицирующим обстоятельством при привлечении виновного к ответственности.
В то же время организация и участие в азартных играх в специально оборудованных помещениях (казино, ночные клубы, залы игровых автоматов) с предварительным получением в органах исполнительной власти и органах местного самоуправления разрешений (лицензии) на их открытие не являются правонарушениями и, следовательно, не влекут административной ответственности при условии законного открытия и функционирования подобных предпринимательских заведений.

Субъектом правонарушения может быть вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.
Причем данное правонарушение может быть совершено только умышленно: виновный сознает характер совершаемых действий и желает получить определенную материальную выгоду.
О совершении данного административного правонарушения сотрудниками милиции, а при их отсутствии народными дружинниками составляется протокол, в котором отмечаются обстоятельства, свидетельствующие о занятии азартными играми на деньги и иные ценности, а равно принятии ставок частными лицами на спортивных и иных состязаниях. Протокол и другие материалы, свидетельствующие о правонарушении, а также характеризующие личность правонарушителя, направляются в районный суд. Решение по ним принимается судьей единолично.
Дела о правонарушениях, совершенных лицами в возрасте от 16 до 18 лет, подлежат направлению в комиссию по делам несовершеннолетних, которые применяют к виновным меры, предусмотренные Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних.

11. Статья 164 (2) “Занятие проституцией”

Занятие проституцией — влечет предупреждение или наложение штрафа в размере сто рублей.
Те же действия, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, — влекут наложение штрафа в размере до двухсот рублей (введена Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 29 мая 1987 г.).
Под проституцией следует понимать вступление женщины в половую связь с мужчиной за материальное вознаграждение.

Само понятие проституции предполагает систематичность действий, направленных на получение материальной выгоды от половых сношений с мужчинами. Поэтому отдельный, единичный факт вступления в половую связь с мужчиной за вознаграждение не содержит признаков комментируемого деяния. Под систематичностью следует понимать неоднократное (более двух раз в течение года) вступление в половую связь с мужчинами за материальное вознаграждение.
Занятие проституцией в виде промысла предполагает систематическое вступление в половую связь с мужчинами за материальное вознаграждение при условии, что это вознаграждение — основной или дополнительный, но более или менее постоянный источник извлечения материальной выгоды. При этом размер вознаграждения, получаемого за каждый половой акт, для квалификации значения не имеет. В качестве материального вознаграждения может выступать не только российская и иностранная валюта, но и различные предметы материального мира (вещи, ценности, спиртные напитки и т. д.).
С субъективной стороны данное правонарушение характеризуется прямым умыслом, т. е. женщина осознает противоправность своих действий и желает их совершить. Кроме того, у правонарушителя присутствует четко выраженная цель — извлечение материальной выгоды.
Получение материальной выгоды — конститутивный признак проституции, причем эта цель формируется у правонарушителя до вступления в половую связь. Поэтому проституция отсутствует там, где женщина не получает материальной выгоды от половой связи.

Вовлечение в занятие проституцией путем применения насилия или угрозы его применения, шантажа, уничтожения или повреждения имущества либо путем обмана влечет уголовную ответственность по ст. 240 УК РФ. Вовлечение в занятие проституцией несовершеннолетнего также влечет уголовную ответственность по ст. 151 УК РФ. Если же подобные действия совершают родители, педагоги либо иные лица, на которых законом возложена обязанность по воспитанию несовершеннолетнего, то по данной статье виновные подвергаются более суровому уголовному наказанию. За организацию или содержание притонов для занятий проституцией предусмотрена уголовная ответственность по ст. 241 УК РФ.

Субъектом комментируемого правонарушения являются лица женского пола, достигшие 16-летнего возраста.
Лица, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они занимаются проституцией, вызываются в милицию для официального предостережения о недопустимости антиобщественного поведения и регистрации. К таким лицам могут быть применены уполномоченными на то должностными лицами органов внутренних дел (милиции) административное задержание, личный досмотр, досмотр и изъятие вещей.
Протоколы о данном правонарушении составляются сотрудниками милиции. Для составления протокола о данном правонарушении правонарушитель может быть сотрудником милиции доставлен в орган внутренних дел.

Дела о названном правонарушении рассматривают административные комиссии при районных, городских, районных в городах органах местного самоуправления.
Лица, подвергнутые административному взысканию за занятие проституцией, в целях выявления и лечения венерических заболеваний подлежат направлению на медицинское обследование или в орган внутренних дел. Эти лица сотрудниками милиции могут быть подвергнуты приводу. В случае отказа без уважительных причин следовать в медицинское учреждение или в орган внутренних дел (милицию) привод производится в принудительном порядке.

12. Статья 164 (3) “Приставание к иностранным гражданам с целью приобретения вещей”

Нарушение общественного порядка, выразившееся в приставании к иностранным гражданам с целью купли, обмена или приобретения иным способом у них вещей — влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до ста рублей с конфискацией приобретенных вещей или без таковой.
Те же действия, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, — влекут наложение штрафа в размере до двухсот рублей с конфискацией приобретенных вещей (введена Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 29 мая 1987 г.).
Объектом данного правонарушения выступает общественный порядок и спокойствие иностранных граждан.
Предметом купли, обмена или приобретения “иным способом” могут выступать как носильные вещи, так и другие предметы (спиртные напитки, сигареты, жевательная резинка и т. д.).

В случае купли, обмена или приобретения иным способом у иностранных граждан валюты, валютных ценностей и ценных бумаг правонарушитель привлекается к административной ответственности по ст. 153 Кодекса.

Под приставанием следует понимать неоднократное, назойливое, настойчивое обращение к иностранным гражданам с целью приобретения у них вещей.
Для данного состава не имеет значения место приставания к иностранным гражданам: улица, общественный транспорт, гостиница и т. п.
Комментируемая статья имеет в виду не фактическое приобретение вещей у иностранных граждан, а цель их приобретения. Поэтому правонарушение образует оконченный состав и в том случае, когда по независящим от правонарушителя причинам он не достиг желаемой цели после неоднократных обращений к иностранным гражданам.
Ответственность за приставание к иностранным гражданам с целью купли, обмена или приобретения иным способом у них вещей несут лица, достигшие 16-летнего возраста.
Дела о данном правонарушении рассматривают органы внутренних дел (милиции).

Заключение

В последние годы в России было принято множество законов и других нормативных актов по организации и деятельности органов исполнительной власти. Однако порядок их функционирования, вопросы процедуры еще не нашли необходимого правового закрепления. Процессуальные нормы общего характера содержатся по существу лишь в Кодексе об административных правонарушениях РФ, в котором административная процедура лишь частично урегулирована. Рассмотрение органами исполнительной власти заявлений граждан по их индивидуальным делам, не носящим характера административных правонарушений, и в особенности нормотворческая процедура, не получило еще должного нормативного регулирования. Из-за этого российские граждане и юридические лица остаются зачастую беспомощными перед лицом нашей бюрократии.

Во многих развитых зарубежных странах порядок работы административных учреждений уже давно регулируется комплексными правовыми актами. В этом отношении выделяются в особенности Соединенные Штаты Америки. Здесь административная процедура урегулирована полностью. Подробно регламентированы все виды административной деятельности: нормотворчество, а также исполнительная, правоприменительная, правоохранительная деятельность — то, что американцы называют административной юстицией или квазисудебной деятельностью. Практически все действия административных учреждений и их должностных лиц, кроме тех, о которых есть специальные оговорки в законах, охватываются нормами административно-процессуального права. Урегулированы также все стадии административного процесса: от расследования и сбора информации, подготовки проекта нормативного или индивидуального акта, рассмотрения его в открытом заседании, принятия по нему решения, обнародования этого решения до обжалования его в вышестоящие органы и затем в суд, рассмотрения и вынесения судом постановления по административному делу. Причем упор в праве делается на процессуальные гарантии прав частных лиц, физических и юридических.

Американцы не выделяют процессуальные нормы из своего административного права. Но эти нормы являются в нем доминирующими. Административная процедура в США представляет собой фактически итого юридической практики по защите адвокатами интересов частных лиц, недовольных действиями административных учреждений. Жалобы этих лиц рассматривались судами, которые обычно всегда становились на сторону потерпевших, если не соблюдалась справедливая процедура. А самой справедливой считалась та, которая применялась в судах. Английские и американские суды на протяжении веков совершенствовали порядок принятия к своему производству и рассмотрения дел и действительно сделали его максимально справедливым в рамках системы господства права, господства равных прав при неодинаковых возможностях отдельных лиц — изобретение человечества, может быть, не абсолютно совершенное, но наилучшее в его истории. Это судебное правотворчество нашло свое закрепление в Конституции США, в частности, в V и XIV поправках к ней. В XIV поправке также говорится о надлежащей правовой процедуре, но уже применительно к штатам. При этом такая процедура обязательно включает в себя, по мнению американских юристов, два элемента: оповещение и слушание, т. е. оповещение всех заинтересованных лиц о предстоящем рассмотрении их дела и предоставление им возможности участвовать в его рассмотрении.

В США, Великобритании, Франции и многих других развитых странах суды стали главными творцами административного и административно-процессуального права. Часто они имели дело с недостаточным, а нередко с противоречивым и неясным законодательным регулированием административной деятельности и поэтому стали дополнять, уточнять и прояснять действующее законодательство.

В цивилизованных странах суды обладают высшей юридической властью, поскольку согласно писаным законам или обычаям они являются последней инстанцией, разрешающей споры о праве. Их толкование законов и других нормативных актов является самым авторитетным и окончательным. Юристы, изучающие право или практикующие, прежде всего, анализируют судебную практику. В выступлениях судей, постановлениях судов дается основательный анализ норм Конституции, законов, подзаконных актов, судебной практики, трудов видных ученых. И это часто бывает достаточным для того, чтобы уяснить себе, какую позицию занять по тому или иному спорному вопросу права.

Согласно параграфу 551 пятого раздела Свода законов США, в качестве обязательного участника административного процесса выступает административное учреждение. Круг административных учреждений определен методом исключения и институционально, и функционально. Институционально к их числу относятся все правительственные органы, кроме Конгресса США, судов, обычных и третейских, органов управления столичным округом, территориями и владениями США, военных судов, комиссий и органов управления в районах боевых действий или на оккупированных территориях. Таким образом, участниками административного процесса со стороны государства могут быть только органы исполнительной власти. Далее, к числу административных относятся только те учреждения исполнительной власти, которые наделены полномочиями принимать властные решения о правах и обязанностях частных лиц. Такие решения оформляются в виде нормативных актов, называемых обычно правилами, и в виде индивидуальных актов — приказов, издаваемых по итогам рассмотрения отдельных дел конкретных частных лиц. Соответственно, из числа самостоятельных участников административного процесса исключаются публичные корпорации и органы исполнительной власти, выполняющие вспомогательные, совещательные функции, например, учреждения, входящие в состав Исполнительного управления президента.

Таким образом, федеральными административными учреждениями США являются 12 департаментов и несколько десятков независимых ведомств17.

Американцы приложили большие усилия к тому, чтобы сделать административный процесс открытым, доступным для всех заинтересованных лиц, для широкой общественности, с тем, чтобы оградить население от произвола бюрократии. Это делается путем широкого информирования граждан о том, чем администрация занимается, контролем граждан за заведенными на них делами путем проведения открытых заседаний коллегиальных органов и открытых слушаний в учреждениях нормотворческих и квазисудебных дел. Граждане имеют также права на получение от учреждения указателя всех актов, которые должны быть опубликованы или предоставлены в распоряжение граждан. На все эти материалы учреждение может ссылаться в суде, выступая против частного лица, только в тех случаях, когда они были внесены в указатель и опубликованы или открыты для свободного к ним доступа либо соответствующему лицу было “своевременно и действительно” сообщено об их содержании.

Отказ в выдаче документа может быть обжалован вышестоящему должностному лицу, а затем в суд. В суде дело о неправомерных действиях учреждения имеет приоритет перед всеми другими делами, кроме особо важных, и рассматривается “незамедлительно и быстро”. Дело рассматривается судом по существу, и бремя доказывания своей невиновности лежит на учреждении. При неисполнении приказа суда о выдаче ходатаю требуемых им документов виновное должностное лицо может быть наказано судом за неуважение.

Открытые слушания, устраиваемых администрацией, являются особенностью американского нормотворческого процесса. Великобритания и многие другие страны не знают ничего подобного. По порядку ведения их можно разделить на неформальные и формальные. Первые из них в значительной степени аналогичны слушаниям в комитетах легислатуры. На слушаниях формальных (или состязательных) присутствуют, как правило, две стороны, и они принимают характер судебных заседаний со всеми их требованиями в отношении доказательств, допросов, заявлений, ведения протокола и т. д.

Административный судья наделен широкими правами по ведению слушания, во многом аналогичными тем, которыми обладает судья в гражданском процессе. На слушании частное лицо имеет право высказываться устно, представлять доказательства, оспаривать доказательства, предоставленные противной стороной, используя перекрестный допрос и другие подходящие средства, требовать, чтобы решение основывалось лишь на известных ему доказательства., пользоваться помощью адвоката. Все происходящее на слушании, а также решения судьи отражаются в протоколе: выступления сторон, их предложения, процедурные постановления, полученные или рассмотренные доказательства, официально известные факты, оценка сторонами доказательств, проекты решений и возражения против них, любое решение, мнение или доклад лица, председательствующего на слушании, все служебные меморандумы и данные, переданные судье служащим учреждения в связи с рассмотрением дела. Административное решение должно быть обоснованно.

Обоснование решения дисциплинирует учреждение, заставляя его тщательнее рассматривать все факты по делу и принять решение, соответствующее этим фактам. Оно также облегчает учреждению соблюдение прецедентов, если фактические обстоятельства по делу совпадают. Далее, оно позволяет сторонам по делу и другим заинтересованным лицам понять ход рассуждений должностных лиц, вынесших решение, и либо принять меры для обжалования решения, либо воздержаться от него. И, наконец, обоснование решения облегчает задачи суда, проверяющего дело по жалобе. Учреждение обычно заинтересовано в том, чтобы его решение было хорошо аргументировано, так как иначе оно может быть отменено судом как необоснованное. В случае принятия учреждением иного решения, нежели ранее вынесенное по аналогичному делу, суды требуют, чтобы администрация объясняла в решении подобного изменения политики причины.
Административное право в развитых странах приобрело современную цивилизованную форму главным образом вследствие решающего участия в административном процессе судов. Уберите контроль судов над администрацией, и мы получим не административное право, а административный произвол. В правовом государстве политический процесс, включая административный, если возникает спор о праве, заканчивается в суде. Одна угроза отмены судом незаконного решения администрации заставляет ее в большинстве случае действовать в рамках закона.

В США контроль над администрацией судов базируется на ст. III Конституции, которая наделяет суды полномочиями выносить окончательные решения по всем правовым спорам, включая и споры, в которых США является стороной.

При возникновении спора между частным лицом и администрацией встает вопрос: кто, учреждение или суд, должен разрешить этот спор, т. е. кто из них имеет так называемую первичную юрисдикцию. Согласно доктрине первичной административной юрисдикции, учреждение имеет приоритет перед судом при разрешении вопросов факта в сфере, в которой оно является специалистом. Однако первоначальная юрисдикция исключительно по вопросам права, т. е. того, насколько верно учреждение истолковывает и применяет норму права, принадлежит судам. Вместе с тем, часто бывает трудно решить, является ли тот или иной вопрос исключительно вопросом права. В случаях такого рода суды предоставляют администрации возможность высказываться первой.
К числу важнейших в проблематике административного права относится вопрос о масштабе судебного контроля. На протяжении многих лет среди американских юристов шли ожесточенные споры между сторонниками рассмотрения судом административного дела “заново” и приверженцами ограниченного контроля, заключающегося в проверке судом лишь юридической стороны дела.

На примере США мы имеем образец тщательного и всестороннего процессуального регулирования всех видов административной деятельности. В итоге в этой стране имеет место формализация административного процесса. С одной стороны, она ведет к его удлинению и удорожанию, но, с другой — достигается главная цель, ради которой формализация проводится: демократизация этого процесса, охрана прав всех заинтересованных лиц, и, прежде всего, частных, перед лицом могущественной бюрократии, недопущение административного произвола

 



2019-11-20 632 Обсуждений (0)
Статья 164 КоАП (“Невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию и обучению детей“) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Статья 164 КоАП (“Невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию и обучению детей“)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (632)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)