Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Форма правления в Российской Федерации



2019-11-20 233 Обсуждений (0)
Форма правления в Российской Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Становление российской государственности процесс длительный и многоступенчатый. Он прошел несколько стадий, однако очень скоро стремление воплотить в жизнь прогрессивные идеи реформирования государства стало вступать в противоречие с реальными предпосылками формирования Российского государства. И все же были созданы новые государственные формы, аналогов которым невозможно найти не только в послереволюционной, но и дореволюционной России. Постоянно действующий законодательный орган, конституционное судопроизводство, институт президентской власти необратимо изменили облик государственной власти страны. Кратко обратимся к новейшей истории нашей страны.

2 марта 1917 г. император Николай II отрекся от престола и сложил с себя верховную власть – так прекратило свое существование монархическая власть. Однако он не передал ее законному наследнику — царевичу Алексею, объяснив это нежеланием расстаться с сыном, а объявил о передаче наследия брату — великому князю Михаилу Александровичу и благословил его на вступление на престол государства Российского. Но 3 марта великий князь отказался принять верховную власть, заявив о своем решении «в том случае воспринять, если такова будет воля великого народа нашего, которому надлежит всенародным голосованием через представителей своих в Учредительном собрании установить образ правления и новые основные законы государства Российского».

Временное правительство подготовило Положение о выборах в Учредительное собрание, утвержденное 23 сентября 1917 г., но 1 сентября провозгласило Российскую республику, на что легитимных полномочий, безусловно, не имело (Государственная дума фактически не работала). Что касается Октябрьского переворота и установления советской власти в форме республики Советов, то монархисты не без основания отмечают, что легитимность всех конституционных установлений этого периода более чем сомнительна, поскольку большевики разогнали Учредительное собрание, которое, однако, в первый день своей работы успело провозгласить Россию республикой. Форму республику советов страна сохранила вплоть до конца Советского Союза, правопреемницей которого стала РФ. После развала СССР возник вопрос о конституции РФ, которая после долгих противоречий была принята на референдуме всенародным голосованием 12.12.1993 г. Согласно тексту Конституции  Российская Федерация – Россия – есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Вид республики не указывается в конституции.

По классификации, принятой в науке конституционного права, в Российской Федерации существовала модель полупрезидентской или смешанной формы правления, т.е. сочетающей в себе признаки и президентской, и парламентской республик. Данную модель у нас иногда называют французской, поскольку именно такая форма правления была инициирована в 1958 г. генералом Шарлем де Голлем.

Сочетание признаков президентской и парламентской республик в РФ выражается в наличии сильной президентской власти при сохранении некоторых признаков парламентской формы – наличие Председателя правительства, возможность отстранения от власти Президента парламентом и роспуска парламента Президентом. Конституция РФ закрепляет следующие признаки республиканской формы правления: отказ от какого-либо независимого и длительного обладания государственной властью, основанного на индивидуальном праве; создание государственных органов на основе согласования интересов управления государством с нерушимостью гражданских свобод; формирование государственных органов путем свободных выборов и на ограниченный срок.

Президент РФ провозглашен главой государства, а не главой исполнительной власти притом, что исполнительная власть прямо возложена на правительство.

Вместе с тем Конституция предоставила Президенту РФ как главе государства, обладающему рядом функций, ставящих его над другими властями, в том числе исполнительной, обширные полномочия по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия Правительства РФ и других органов государственной власти, а также по формированию правительства, направлению его деятельности. Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом. Президент назначает председателя (с согласия Государственной думы) и членов правительства, принимает решения о его отставке и об освобождении от должности отдельных членов правительства, утверждает структуру федеральных органов исполнительной власти, вправе отменять постановления и распоряжения федерального правительства.

Президент наделен Конституцией и на ее основе федеральными законами определенными полномочиями, позволяющими утверждать о наличии у главы государства функций исполнительной власти. К их числу, в частности, относятся руководство рядом органов исполнительной власти, внешней политикой, право председательствовать на заседаниях правительства и др.

Президент может быть отрешен от должности Советом федерации на основании выдвинутого Государственной думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного суда Российской Федерации о наличии в действиях президента признаков преступления и заключением Конституционного суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

Конституция изменила принцип взаимоотношений органов законодательной и исполнительной властей, а также характер ответственности правительства перед парламентом. С Государственной думой согласовывается назначение председателя правительства; эта палата вправе вынести вотум недоверия правительству, а председатель правительства поставить перед ней вопрос о доверии.

Правительство как высший государственный орган, осуществляющий исполнительную власть, должно исполнять и проводить в жизнь федеральные законы. Как субъект законодательной инициативы правительство обеспечивает подготовку, и внесение в Государственную думу значительной части законопроектов. Правительство может направлять в палаты Федерального собрания официальные отзывы о рассматриваемых федеральных законах и законопроектах. Взаимодействие правительства с палатами Федерального собрания обеспечивается полномочными представителями правительства в соответствующих палатах, назначаемыми на должность правительством, и статс-секретарями - заместителями руководителей федеральных органов исполнительной власти.

Председатель правительства или его заместитель дают в устной или письменной форме ответы на парламентские запросы, запросы и обращения членов Совета федерации и депутатов Государственной думы.

Правительство взаимодействует с органами судебной власти, обеспечивает в пределах своих полномочий возможность независимого осуществления правосудия, исполнение судебных решений, участвует в проведении судебной реформы. В случае признания судами актов правительства или их отдельных положений не соответствующими Конституции, федеральным законам и указам президента правительство принимает решения о приведении указанных актов в соответствие с федеральным законодательством. Конституция предоставляет право правительству обращаться в Конституционный суд с запросами о соответствии Конституции федеральных законов, нормативных актов федеральных органов государственной власти, конституций республик, уставов, а также нормативных актов субъектов Федерации, некоторых других правовых актов, определенных Конституцией, с запросами о толковании Конституции, а также в связи с разрешением споров о компетенции.

Конституция определяет Федеральное собрание как законодательный орган. Это означает, что на Федеральное собрание возложена функция издания правовых актов самой высокой юридической силы, выше которой юридическая сила лишь самой Конституции и международных договоров. Федеральное собрание - единственный орган федеральной законодательной власти. Его акты - федеральные законы - не могут быть отменены или изменены никаким другим государственным органом, поскольку соответствуют Конституции.

Особенностью формы правления в Российской Федерации является то, что в силу своего федерального характера она имеет в своем составе 21 республику в качестве субъектов Федерации. Согласно пункту 2 статьи 5 Конституции РФ 1993 года, республика в составе РФ является государством, имеющим свою Конституцию и законодательство. Федеративный договор, за которым Конституция РФ признает качество источника конституционного права Российской Федерации, называют республики суверенными. Они имеют собственное гражданство, собственную государственную символику, а так же имеют право свободного выхода из Российской Федерации. Если Россию относят к республике смешанного типа, то среди республик в ее составе имеются как республики смешанного типа, так и республики с президентской формой правления.

Конституция РФ не содержит точного указания на принадлежность Президента РФ к одной из трех ветвей власти.

В соответствии с Конституцией РФ Правительство фактически формируется Президентом. Так, Президент назначает Председателя Правительства с согласия Государственной Думы. Однако данное согласие носит несколько формальный характер, так как Государственная Дума не может противопоставить Президенту что- либо существенное, ибо после трехкратного отклонения Государственной Думой представленных кандидатур на должность Председателя Правительства РФ Президент РФ назначает Председателя Правительства РФ, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы. В свою очередь, кандидатов на должности министров подбирает Председатель Правительства, а Президент назначает и увольняет таковых, при этом согласия Парламента в обоих случаях не требуется. Сегодня Правительство РФ почти полностью зависит от Президента РФ. В США система сдержек и противовесов содержит механизм взаимодействия ветвей власти, что прямо закреплено в тексте Конституции.

Согласно п. 3 ст. 80 Конституции РФ Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики государства в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами. То есть Президент выдвигает определенную программу, в которой указываются стратегические направления развития государства и общества, − через ежегодные послания Президента Федеральному Собранию, в которых озвучиваются основные направления внутренней и внешней политики Российской Федерации, доводятся до сведения народа, депутатов, партий и общественности.

Соответствие нормативных указов Президента Конституции может быть установлено только Конституционным Судом в порядке конституционного судопроизводства. Однако следует помнить, что Президент в случае обращения Правительства или отдельных его министров в Конституционный Суд РФ об оспаривании конституционности актов Президента может в ответ на данную инициативу отстранить от должности неугодных министров. Таким образом, Правительство РФ так же, как и Государственная Дума РФ, при возникновении принципиальных разногласий с Президентом может прекратить свое существование.

17 декабря 1997 г. вступил в силу Федеральный конституционный закон № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», в соответствии с которым ведомства, отвечающие за вопросы обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, от Правительства перешли в прямое подчинение Президенту.

Вышеперечисленные факты достаточно четко характеризуют особое положение Президента РФ в системе органов государственной власти России. Президент фактически формирует, осуществляет руководство, контролирует и по своему усмотрению распускает Правительство как руководящую структуру исполнительной ветви власти. При этом за свои ошибки всю ответственность несет только Правительство, действуя фактически под руководством Президента, который является лицом неответственным и может быть лишь подвергнут критике в СМИ и со стороны общества.

Таким образом, можно сделать вывод, что в России – страна с республиканской формой правления. В стране на данный момент - смешанная форма правления, в которой очень силен институт президентской власти, которая не входит не в одну из ветвей власти.

 

Заключение

Таким образом, форма правления – это модель организации власти, специфика которой определяется следующими сущностными характеристиками: порядок формирования высших органов государственной власти; структура высших органов государственной власти, порядок деятельности высших органов государственной власти, правовое положение высших органов государственной власти и их взаимоотношения между собой.

· как создаются высшие органы государства и каково их строение;

· какой принцип лежит в основе взаимоотношений между высшими и другими государственными органами;

· как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны;

Форма правления делится на следующие виды – президентская, парламентская, смешанная.

Согласно статье 1 Конституции РФ (принята 12 декабря 1993 года)  – Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. По Конституции не определен вид республики: парламентская, президентская или смешенная. Но, исходя из предложенных в работе положений, можно убедиться, что в современной России – смешанная форма республики – президентско-парламентская, но президент наделен широкими властными полномочиями.

Форма государственного правления в Российской Федерации имеет свои несовершенства в Российской Федерации, но они есть и в любой другой стране. По-другому можно сказать, что не совсем отлажен механизм сдержек и противовесов. Однако при этом можно подчеркнуть, что органы власти в республике достаточно хорошо функционируют, отлажено взаимодействие между ними.

 

 



2019-11-20 233 Обсуждений (0)
Форма правления в Российской Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Форма правления в Российской Федерации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (233)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)