Русские народные сказки
Литература. 5 класс Проектирование учебного курса Оглавление Введение……………………………………………………………………………………….. 2 Основные принципы и подходы к изучению курса «Литература» в 5 классе…………4 Содержание курса ....................................................................................................................... 8 Примерное тематическое планирование курса «Литература» ........................................ 12 Примерное поурочное планирование курса «Литература» .............................................. 13 Контрольные измерительные материалы ........................................................................ 49 Введение
Современные подходы к организации образовательного процесса, определённые Федеральным государственным образовательным стандартом, требуют от учителя овладения новыми способами регулирования своей профессиональной деятельности. Сегодня невозможно ограничиться только планированием учебных занятий, необходимо проектировать учебный курс. Проектированием в образовании принято называть профессиональную деятельность учителя, цель которой -- реализация проектного замысла: достижение планируемых образовательных результатов. Основными этапами проектирования явлются: - анализ конкретной педагогической ситуации, выявление проблем, требующих решения; - разработка системы последовательных целенаправленных эффективных совместных действий участников образовательного процесса. Пособие поможет учителю создать проект курса литературы в 5 классе. При разработке материалов мы учитывали особенность учебного предмета «Литература». Как любая школьная наука литература вооружает учащихся определенными знаниями. Это в первую очередь теоретико- и историко-литературные знания, позволяющие войти в художественный мир писателя, осознать место его творчества в литературном процессе. Но, в отличие от других учебных дисциплин, предметом изучения в литературе является не сама действительность, а её образное отражение в художественном произведении. Постижение смысла литературного произведения требует от читателя активной работы разума, воображения, чувства, предполагает возможность различного восприятия и интерпретации прочитанного. Поэтому в основе проектирования курса литературы лежит поиск оптимального сочетания предметного содержания и форм учебной деятельности школьников по его усвоению. Любой проект призван изменить окружающую действительность: «Проектирование - это целенаправленная деятельность по нахождению решения проблем и осуществлению изменений в окружающей среде». [1] Поэтому следует учесть, что разработанные нами материалы представляют собой лишь своеобразную модель курса, которую необходимо скорректировать с учётом реальной педагогической ситуации. В таблице представлены основные этапы проектирования и даны разъяснения для учителя.
Основные принципы и подходы К изучению курса «Литература» в 5 классе
Цель учебного курса «Литература» в 5 классе – введение в учебный предмет «литература», развитие читательских компетенций, сформированных в начальной школе. Методическая концепция изучения литературы предполагает сочетание компетентностного и деятельностного подходов. Вопросы и задания к художественным и учебным текстам нацелены на формирование читательской (и шире – коммуникативной) компетенции школьников, на развитие их творческих способностей. Развитию и поддержанию познавательного интереса при изучении литературы в 5 классе способствует создание проблемных ситуаций, которые требуют от учащихся активного применения полученных знаний, сформированных умений, предполагают поиск, догадку, самостоятельный анализ явления. Поэтому в названии каждого тематического раздела учебника содержится явный (или скрытый) вопрос или познавательное противоречие. (ТАК, ЭТО МЕТОДИЧЕСКИЙ ТЕРМИН) Пятиклассники учатся воспринимать художественный текст; выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть; выделять смысловые части художественного текста; составлять план прочитанного; владеть различными видами пересказа; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; выражать свое отношение к прочитанному. Ведущей историко-литературной и методической идеей курса литературы 5 класса является осознание природы художественного образа, специфики литературного вымысла. Основные теоретические понятия: искусство, литература, слово; художественный образ; вымысел; устное народное творчество, виды фольклора; выразительно-изобразительные средства художественного языка (эпитет, метафора, сравнение, гипербола, аллегория). В учебнике представлена следующая система заданий: – задания передкаждым текстом, помещенным в учебнике, нацеливающие на его осмысленное чтение и понимание; – вопросы, которые помогают выяснить, внимательно ли учащиеся читали текст и адекватно ли восприняли его содержание; – вопросы, предоставляющие возможность рассуждать, опираясь на прочитанный текст, спорить, аргументировано отстаивать свою позицию; – вопросы и задания, нацеливающие на работу с иллюстрациями, формирующие умение воспринимать и интерпретировать текст, созданный как с помощью вербальных (словесных), так и невербальных знаков; – специальные вопросы и задания к анализу текстов лирических произведений, учитывающие специфику лирики как рода литературы, ее субъективно-эмоциональное воздействие на читателя; – задания, развивающие речевые умения; особая роль в системе этих заданий отведена словарной работе: выделение ключевых слов текста, их толкование, включение в активный словарь; – задания-проекты, задания-исследования, которые ориентируют на самостоятельный поиск истины, учат работать с разными источниками информации, ставить перед собой цели и определять пути их достижения; с ними логически связаны специальные задания, развивающие умение читать, анализировать и конспектировать научную литературу, участвовать в учебно-научном дискурсе; – художественно-творческие задания, выполняя которые можно рисовать, петь, играть на музыкальных инструментах, сочинять тексты, выступать на сцене; – задания, выполняемые в паре: школьники учатся принимать совместное решение, прислушиваясь к позиции партнера и отстаивая собственное мнение; – коллективные задания формируют умение сотрудничать, распределять обязанности в команде, вырабатывать общее решение и отстаивать его – необходимое условие успешного решения учебных и жизненных задач; – рефлексивные задания позволяют учащемуся оценить эффективность своей работы, проанализировать уровень актуальности и доступности полученной информации. Формулировки всех вопросов и заданий в учебниках содержат алгоритм их выполнения, определяют последовательность действий для достижения цели. Многие задания предусматривают возможность выбора учащимся формы их выполнения (письменно или устно, самостоятельно или в паре, с предварительной подготовкой или без нее). Программа, на основе которой создан учебник, разработана в соответствии с требованиями к результатам основного общего образования, представленными в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (2010 г.). Основу программы составляют Фундаментальное ядро содержания общего образования, а также основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования. Ориентиром для составления программы явилась Примерная программа по литературе (Стандарты второго поколения).[2]
Планируемые результаты изучения предмета «Литература»: - личностные результаты (совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации); - метапредметные результаты (умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов; умение работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности); - предметные результаты (понимание ключевых проблем изученных произведений; понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; умение анализировать литературное произведение: понимать и формулировать тему, идею, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; определение в произведении элементов сюжета, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов; формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка; осмысленное чтение и адекватное восприятие произведений: умение пересказывать прозаические произведения, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, уметь вести диалог; написание изложений и сочинений; понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; формирование эстетического вкуса; понимание русского слова в его эстетической функции). (НЕМНОГО ПОМЕНЯЛА ЗНАКИ В ВЫДЕЛЕННОЙ ЧАСТИ -- НИЧЕГО БОЛЬШЕ СДЕЛАТЬ НЕ МОГУ: ДОКУМЕНТ!!!!!) Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в объёме 455 ч, в том числе: в 5 классе — 105 ч.
Содержание курса Литература как искусство слова Литература и жизнь. Литература как искусство слова. Вымысел. Литература как учебный предмет.
Реальность и вымысел Малые жанры фольклора Загадки, пословицы и поговорки как основные малые жанры фольклора. Выражение народного миропонимания. Роль средств художественной изобразительности. Роль фольклора в национальной культуре, современном языке и речи.
Русские народные сказки Сказка как выражение народного миропонимания. Сказка как явление фольклора. Художественный мир сказок. Виды сказок.
«Хрустальная гора». Волшебная сказка. Нравственно-философские основы волшебной сказки. Чудесное как условие достижения идеала. Структура волшебной сказки. Герой волшебной сказки.
«Тетерев и Лиса». Сказка о животных. Иносказательность. Своеобразие сюжета. Мораль сказки о животных.
«Как старик домовничал». Бытовая сказка. Своеобразие содержания. Отражение народного уклада жизни и нравов. Поучительность бытовой сказки.
ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ. Русская народная сказка «Пойди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что». Авторская сказка Литературная сказка и фольклорная сказка. Народность литературной сказки.
А.С. Пушкин. Слово о писателе. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Нравственная проблематика: проблема добра и зла, истинного и ложного. Сюжет сказки. Образы героев. Поэтическое мастерство Пушкина. Е.Л. Шварц. Слово о писателе.Сказка «Два клёна». Специфика драматургического произведения: предназначенность для сценического воплощения. Сказка-пьеса. Читатель и зритель. Фольклорная основа сюжета. Образы героев. Нравственная проблематика сказки. Торжество добра и справедливости.
Э.Т.А. Гофман. Слово о писателе. Сказка «Щелкунчик». Реальное и чудесное в сказке. Значение мечты в реальной жизни. Характер героини.
Н.В. Гоголь. Слово о писателе. Повесть «Ночь перед Рождеством». Фантастическая повесть. Волшебные и фольклорные основы повести. Бытовое в повести. Художественные средства. Юмор. М.М. Пришвин. Слово о писателе. Сказка-быль «Кладовая солнца». Специфика сказки-были. Сказочные элементы в произведении. Образы героев. Нравственная проблематика. П.П. Бажов. Слово о писателе. Сказ «Медной горы Хозяйка». Предание, сказ, сказка. Реальное и чудесное. Образ главного героя. Аллегорический образ Медной горы Хозяйки. Роль рассказчика. В.М. Гаршин. Слово о писателе. Сказка «То, чего не было». Специфика сказки-притчи. Иносказательность. ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ. В. Гауф. Слово о писателе. Сказка «Холодное сердце».
Басня Аллегория и мораль в басне. И.А. Крылов. Слово о писателе. Басни «Ворона и Лисица», «Волк и Ягнёнок», «Свинья под Дубом», «Лебедь, Рак и Щука», «Демьянова уха», «Слон и Моська». Специфика басни. Басня и сказки о животных. Образы и сюжеты. Аллегория и мораль. ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ. Эзоп. Басни «Крестьянин и его сыновья», «Соловей и ястреб». Жан де Лафонтен. Басни «Лев, который собирался на войну», «Обезьяна и кот». Готхольд Эфраим Лессинг. Басня «Свинья под дубом» Этот необычный мир… Легенда Специфика легенды. Её отличие от сказки. Историческая легенда. Поэтическая легенда.
А.С. Пушкин. Стихотворение «Анчар». Добро и зло в человеке и мире. Поэтический мир стихотворения.
М.Ю. Лермонтов. Слово о писателе.Стихотворение «Три пальмы». Поэтическая философская легенда. Проблема жизненного выбора. Поэтический мир стихотворения.
«Повесть временных лет» («Кий, Щек и Хорив», «Призвание варяжских князей», из сказаний о князе Олеге, «Создание славянской азбуки») Летопись как один из истоков древнерусской литературы. История и предание. Проблема автора. Фольклорные элементы.
А.С. Пушкин. Баллада «Песнь о вещем Олеге». Легендарное и художественное. Летописная основа произведения. Человек и судьба. Поэтический мир произведения.
ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ. Легенда о Томасе Лермонте.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (213)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |