5. | Сказка как произведение устного народного творчества | Сказка как выражение народного миропонимания. Художественный мир сказок. Виды сказок. | Читать учебно-научный текст учебника и постигать его смысл. Сжимать текст, представлять полученную информацию в форме таблицы. Устно отвечать на вопросы. | Особое внимание в этом разделе обращаем на задания, позволяющие формировать коммуникативно-речевые умения пятиклассников. Учим пятиклассников обращать свой ответ к слушателям (не к учителю). Учим слушать. Обязательно предваряем задания по слушанию четкой установкой на определенный вид слушания («Послушайте… и ответьте на следующий вопрос», «Послушайте… и выразите свое отношение к услышанному» и т.д.) | Учащиеся умеют выделять сказку среди других жанров фольклора и литературных жанров. Знают признаки волшебной, бытовой сказки и сказки о животных; применяют эти знания при анализе текстов; осознаЮт роль вымысла в сказке. | ||||||||||||
6. | Сказка «Хрустальная гора…». Знакомые герои, события, ситуации. | Волшебная сказка. Структура волшебной сказки. Герой волшебной сказки. | Выразительно читать сказку. Пересказывать сказку. Выявлять в тексте признаки волшебной сказки. Характеризовать героев сказки. Устно отвечать на вопросы. | Задание Пронаблюдай, как начинается сказка… (стр. 22). Обязательно выполняем это задание (в классе или дома). Сделанные учащимися наблюдения будут обобщены в следующем теоретическом разделе учебника. Это позволит реализовать принцип: «от деятельности к теории». | |||||||||||||
7. | «Хрустальная гора…» как волшебная сказка. | Нравственно-философские основы волшебной сказки. Чудесное как условие достижения идеала | Выразительно читать сказку. Пересказывать сказку. Выявлять в тексте признаки волшебной сказки. Формулировать идею сказки. Устно отвечать на вопросы. | Выполнение заданий с иллюстрациями формирует у учащихся осознание природы художественного образа (словесного и несловесного), развивает воображение. Иллюстрации в учебнике помогают чтению, но не подменяют его. | |||||||||||||
8. | «Тетерев и Лиса» | Сказка о животных. Иносказательность. Своеобразие сюжета. Мораль сказки о животных. | Выразительно читать сказку. Пересказывать сказку. Выявлять в тексте признаки сказки о животных. Формулировать идею сказки. Характеризовать героев сказки. Сопоставлять литературные произведения. Устно отвечать на вопросы. | Задание перед текстом сказки «Тетерев и лиса» (стр. 26). Чтение по ролям будет эффективно в том случае, если сначала прочитать сказку «про себя» и подумать над вопросами перед текстом. Правильное интонационное окрашивание текста поможет пятиклассникам осознать в дальнейшем сложное, но важное для интерпретации литературных произведений понятие «подтекст». | |||||||||||||
9. | «Как старик домовничал» | Бытовая сказка. Своеобразие содержания. Отражение народного уклада жизни и нравов. Поучительность бытовой сказки. | Выразительно читать сказку. Пересказывать сказку. Выявлять в тексте признаки бытовой сказки. Формулировать идею сказки. Характеризовать героев сказки. Сопоставлять литературные произведения. Устно отвечать на вопросы. | При выполнении задания Подбери пословицу… актуализируем знания малых жанров фольклора. Приучаем школьников в случае необходимости возвращаться к предыдущим материалам учебника. |
| ||||||||||||
10. | ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ | Сказка «Пойди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что» | Устанавливать связь прочитанного произведения с ранее изученным материалом. Формулировать идею сказки. Характеризовать героев сказки. Сопоставлять литературные произведения. Устно отвечать на вопросы. | Важно научить школьников приёмам работы с книгой: правилам пользования библиотекой, поиску книги по каталогу, поиску сказки по оглавлению в сборнике и т.д. | |||||||||||||
Авторская сказка | |||||||||||||||||
11. | Литературная сказка и фольклорная сказка | Народность литературной сказки.
| Читать учебно-научный текст учебника и постигать его смысл. Устно отвечать на вопросы. | Особое внимание обратим на задание Проверь себя: работа с указанными понятиями важна для дальнейшего освоения курса литературы. | Учащиеся умеют различать авторскую и фольклорную сказку; понимают цель обращения писателей к фольклорным жанрам; понимают нравственную основу сказки; владеют начальными умениями сопоставительного анализа; осознаЮт специфику драмы как рода литературы (пьеса-сказка Е.Л. Шварца) ; овладевают основами театральной деятельности
| ||||||||||||
12. | А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». События и герои. | Слово о писателе. Сюжет сказки. Образы героев. | Выразительно читать сказку. Пересказывать сказку. Устно отвечать на вопросы. | Обязательно используем памятку «Как подготовиться к выразительному чтению стихотворения». Учим пятиклассников работать с постраничными сносками. Объясняем, зачем комментаторы специально объясняют значение отдельных слов текста. После чтения текста дома можем в течение нескольких минут выяснить у учащихся, обращались ли они к сноскам, как поняли и запомнили толкование приведенных в сносках слов. Можно попросить учеников дополнить сноски. | |||||||||||||
13. | А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» -- «добрым молодцам урок». | Нравственная проблематика: проблема добра и зла, истинного и ложного | Устно отвечать на вопросы. Формулировать и доказывать свою позицию. Проводить межтекстовые и внутритекстовые сопоставления. | Задание, требующее от учащихся сопоставить героинь сказки, выполняем в соответствии с указанной в формулировке последовательностью действий. Это начало работы над сопоставительным анализом. | |||||||||||||
14. | А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». «Что за прелесть эти сказки!» | Поэтическое мастерство Пушкина. | Выразительно читать наизусть. Проводить самостоятельное исследование. | Впервые после этой сказки встречается задание «Проведи самостоятельное исследование» (стр. 59). Это задание адресовано не всем учащимся. Положительную оценку ученик получает только в случае именно самостоятельного выполнения задания. Можно организовать групповую работу по выполнению этого задания. Помогите пятиклассникам распределить функции. Назначьте лидера. |
| ||||||||||||
15. | Сочинение | За что наказана мачеха в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях»? | Анализ темы; сбор и систематизация материала; планирование работы над сочинением | Сочинение по литературе следует рассматривать не как контрольную работу, а как процесс обучения письменной речевой деятельности. Сочинение по литературе – это сочинение-рассуждение, поэтому учим понимать тему-вопрос (проблему), которую предстоит раскрыть: помогаем учащимся выделить в формулировке темы ключевые слова, дать им объяснение, сформулировать цель сочинения. Не допускаем поощрения сочинений, не соответствующих теме, неоправданно многословных, не содержащих конкретных тезисов, бездоказательных. Учим пятиклассников самоконтролю: все отмеченные в формулировке темы ключевые слова должны встретиться в тексте сочинения. Не считаем написанное учеником сочинение окончательным вариантом: даем возможность исправлять и совершенствовать по замечаниям учителя. Темами сочинений могут стать вопросы учебника (по выбору учителя). Все, написанные учеником работы, должны тщательно проверяться и сопровождаться рецензией учителя. | Учащиеся умеют раскрывать тему сочинения, формулировать основную мысль сочинения, собирать материал к сочинению, систематизировать собранный материал, совершенствовать написанное, строить высказывание в соответствии с композицией сочинения-рассуждения, выражать свои мысли правильно, точно, ясно, выразительно. | ||||||||||||
16. | Сочинение | Создание письменного развёрнутого ответа на проблемный вопрос; редактирование написанного | |||||||||||||||
17. | Сочинение | Анализ сочинения: полнота раскрытия темы, доказательность, логичность, речевая правильность и выразительность | |||||||||||||||
18. | Е.Л. Шварц. Сказка «Два клёна» -- сказка-пьеса. | Слово о писателе. Специфика драматургического произведения. Фольклорная основа сюжета. | Выявлять признаки драматургического произведения. Выразительно читать сказку. Пересказывать сказку. Устно отвечать на вопросы. Создавать сценарий (инсценировку). | Задание, требующее создать пьесу на основе сказки, позволяет применить полученные знания для решения учебной задачи. Задание следует выполнять в соответствии с представленным в формулировке алгоритмом. |
| ||||||||||||
19. | Е.Л. Шварц. Сказка «Два клёна». Сказка или быль? | Образы героев. Реальное и волшебное в сказке. | Устно отвечать на вопросы. Формулировать и доказывать свою позицию. Рассказывать. Объяснять. | Обращаем внимание на задание, выполняя которое учащиеся должны рассказать сказку о Лютонюшке, -- эта учебная задача учит рассказыванию как форме устного публичного выступления. Наблюдаем, как должно меняться речевое поведение рассказчика при смене адресата (слушателя). | |||||||||||||
20. | Е.Л. Шварц. Сказка «Два клёна». Смешная или или грустная? | Нравственная проблематика сказки. Торжество добра и справедливости. | Устно отвечать на вопросы. Формулировать и доказывать свою позицию. Рассуждать. | Задание, в котором ученика предупреждают: Не торопись, быть может, в сказке несколько поучений -- обучает рассуждению. | |||||||||||||
21. | Э.Т.А. Гофман «Щелкунчик». Сказка в сказке | Реальное и чудесное в сказке. Роль «Сказки о твёрдом орехе» в сюжете и проблематике «Щелкунчика».
| Выразительно читать сказку. Выделять смысловые части художественного текста. Пересказывать сказку. Устно отвечать на вопросы. Формулировать и доказывать свою позицию. | Задания после каждого фрагмента текста обучают «медленному чтению». Ученик должен обязательно перечитать фрагмент, если затрудняется при ответе на вопрос. |
| ||||||||||||
22 | Э.Т.А. Гофман «Щелкунчик». Что такое настоящая красота? | Значение мечты в реальной жизни. Характер героини. Идея сказки. | Формулировать и доказывать свою позицию. Характеризовать героев. Рассуждать. Делать вывод. Сопоставлять. | Задание Подготовь устный рассказ «Мари и Фриц»… (стр. 137) направлено на развитие умения учащихся выделять главное и сопоставлять. Оно готовит школьников к написанию сочинения- сравнительной характеристики. Целесообразно подготовительную работу по выполнению этого задания оформить в виде таблицы. Задания после каждого фрагмента текста обучают «медленному чтению». | |||||||||||||
23. | Н.В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством». | Слово о писателе.
Сюжет повести. | Выразительно читать фрагменты произведения. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Выделять смысловые части художественного текста. Читать учебно-научный текст учебника и постигать его смысл. | Задание Озаглавь каждый фрагмент текста (стр. 180). Работа по озаглавливанию фрагмента текста является очень эффективной для формирования умения сжимать текст. Не надо проводить эту работу лишь формально. Если учащиеся затрудняются в самостоятельном назывании фрагментов, пусть выберут ключевые слова или фразы из текста. Задания после каждого фрагмента повести позволяют организовать «медленное чтение». |
| ||||||||||||
24. | Н.В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством». Повесть или сказка? | Реальные и фантастические события и герои. | Выразительно читать фрагменты произведения. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Выявлять художественные особенности произведения. Устно отвечать на вопросы. Формулировать и доказывать свою позицию. Рассуждать. Сопоставлять. | При изучении повести основное внимание следует сосредоточить на соотношении в ней фантастического и реального. Описание волшебных героев и ситуаций в реалистической манере, снижающей волшебное начало (особенно портреты волшебных героев). Описание Диканьки в реалистической манере, фольклорные элементы (колядование). Описание Петербурга в фантастической манере. Привлечь внимание, но не акцентировать противопоставление Диканька – Петербург. Сделать итоговое обобщение, что описано реалистично, что – фантастично. |
| ||||||||||||
25. | Н.В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством» Традиции народной сказки | Волшебные и фольклорные основы повести. | Выразительно читать фрагменты произведения. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Выделять смысловые части художественного текста. Характеризовать героев произведения. Выявлять художественные особенности произведения. Устно отвечать на вопросы. Формулировать и доказывать свою позицию. Рассуждать. Сопоставлять. | Можно организовать деятельность учащихся по сопоставлению эпизодов: Оксана перед зеркалом и мачеха перед зеркалом («Сказке о мертвой царевне и семи богатырях»). Необходимо проводить пошаговое сопоставление. Хорошо, если сбор материала и планирование ответа будут оформлены в виде таблицы. Учитель может организовать выполнение задания в паре или в группе. Сделаем вывод о сходстве и различии героинь; о роли этих эпизодов в произведениях. |
| ||||||||||||
26. | Н.В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством». Главный герой повести | Вакула – главный герой повести. | Выразительно читать фрагменты произведения. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Характеризовать героев произведения. Выявлять художественные особенности произведения. Устно отвечать на вопросы. Формулировать и доказывать свою позицию. Рассуждать. | Собираем материал для характеристики героя, вновь обратившись к вопросам после фрагментов повести и к заданиям на стр. 175. Пусть учащиеся расположат эти вопросы в такой последовательности, чтобы получился алгоритм характеристики персонажа. Какие вопросы, по мнению школьников, необходимо добавить? |
| ||||||||||||
27. | Н.В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством» «Сколько… остроумия, веселости, поэзии и народности!» В.Г. Белинский | Художественные средства. Юмор. | Выразительно читать фрагменты произведения. Выявлять художественные особенности произведения. Устно отвечать на вопросы. Формулировать и доказывать свою позицию. Рассуждать. Создавать сценарий (инсценировку). | Можно построить работу над толкованием украинской пословицы «Не так страшен чёрт, как его малюют» с опорой на текст повести. Задание, требующее создать пьесу на основе повести (инсценирование), следует выполнять в соответствии с алгоритмом, представленным в формулировке задания на с. 180. |
| ||||||||||||
28. | М.М. Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца». События повести: реальные или фантастические | Слово о писателе. Специфика сказки-были. | Воспринимать текст литературного произведения. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Устно отвечать на вопросы. Читать учебно-научный текст учебника и постигать его смысл. | Задание Всё ли тебе понятно в прочитанном тексте?.. (с.213). Еще один тип задания, развивающий метапредметные умения учащихся и личностную компетенцию, – выполняя это задание, пятиклассник учится рефлексии, самоанализу, компенсаторным умениям, самостоятельному получению информации и др. Обязательно работаем над выполнением этого задания. Ориентируясь на конкретную педагогическую ситуацию в классе, учитель может включать выполнение этого задания и на более ранних этапах изучения литературы в 5 классе. |
| ||||||||||||
29. | М.М. Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца». Настя и Митраша | Образы героев. | Выразительно читать фрагменты произведения. Выявлять художественные особенности произведения. Устно отвечать на вопросы. Рассказывать. | Обращаем внимание на выполнение задания Подготовь три устных рассказа… Обязательно следуем алгоритму, представленному в формулировке задания. Обучаем рассказыванию: формируем умение устанавливать контакт со слушателями, создаём рассказ так, чтобы он был понятен и интересен слушателям. |
| ||||||||||||
30. | М.М. Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца». Правда Антипыча | Нравственная проблематика. | Выразительно читать фрагменты произведения. Выявлять проблематику произведения. Устно отвечать на вопросы. | Отвечая на проблемные вопросы после текста, обязательно обосновываем свою позицию. Категорически не принимаются односложные ответы. |
| ||||||||||||
31. | М.М. Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца». «Я, ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю». М.М. Пришвин | Художественное своеобразие повести. Роль пейзажа. | Выразительно читать фрагменты произведения. Характеризовать героев произведения. Выявлять художественные особенности произведения. Устно отвечать на вопросы. | Особое внимание следует обратить на роль пейзажа: сросшиеся сосна и ель. Сопоставить с образами брата и сестры, их ссорой (часть IV). Сделать вывод о единстве человека и природы для Пришвина. |
| ||||||||||||
32. | Сочинение |
Почему Настю называют «Золотая курочка»? или Почему Митрашу называют «Мужичок в мешочке»? (по выбору учащихся) | Анализ темы; сбор и систематизация материала; планирование работы над сочинением | Сочинение по литературе следует рассматривать не как контрольную работу, а как процесс обучения письменной речевой деятельности. Сочинение по литературе – это сочинение-рассуждение, поэтому учим понимать тему-вопрос (проблему), которую предстоит раскрыть: помогаем учащимся выделить в формулировке темы ключевые слова, дать им объяснение, сформулировать цель сочинения. Не допускаем поощрения сочинений, не соответствующих теме, неоправданно многословных, не содержащих конкретных тезисов, бездоказательных. Учим пятиклассников самоконтролю: все отмеченные в формулировке темы ключевые слова должны встретиться в тексте сочинения. Не считаем написанное учеником сочинение окончательным вариантом: даем возможность исправлять и совершенствовать по замечаниям учителя. Темами сочинений могут стать вопросы учебника (по выбору учителя). Все, написанные учеником работы, должны тщательно проверяться и сопровождаться рецензией учителя. | Учащиеся умеют раскрывать тему сочинения, формулировать основную мысль сочинения, собирать материал к сочинению, систематизировать собранный материал, совершенствовать написанное, строить высказывание в соответствии с композицией сочинения-рассуждения, выражать свои мысли правильно, точно, ясно, выразительно. | ||||||||||||
33. | Сочинение | Создание письменного развёрнутого ответа на проблемный вопрос; редактирование написанного | |||||||||||||||
34. | Сочинение | Анализ сочинения: полнота раскрытия темы, доказательность, логичность, речевая правильность и выразительность | |||||||||||||||
35. | П.П.Бажов. Сказ «Медной горы хозяйка» | Предание, сказ, сказка. Реальное и чудесное. Роль рассказчика.
| Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать фрагменты произведения. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Устно отвечать на вопросы. Читать учебно-научный текст учебника и постигать его смысл. | Обращаем внимание на вопросы перед текстом об авторе и на рефлексивное задание после текста: обучаем осмысленному чтению, умению выбирать, систематизировать и оценивать информацию. Развиваем личностные компетенции учащихся. |
| ||||||||||||
36. | П.П. Бажов. Сказ «Медной горы хозяйка» | Образ главного героя. Аллегорический образ Медной горы Хозяйки. | Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать фрагменты произведения. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Выявлять признаки сказа в тексте произведения. Устно отвечать на вопросы. Формулировать и доказывать свою позицию. Характеризовать героев произведения. | Обратим внимание на задание, нацеливающее на сопоставительный анализ героев. Деятельность учащихся усложняется: необходимо самостоятельно выбрать героев для сопоставления и обосновать выбор. Дальнейшее сопоставление проводится по известному учащимся алгоритму. Если школьники затрудняются с подбором литературного материала для сопоставительного анализа, учителю следует помочь им. | |||||||||||||
37. | В.М. Гаршин. Сказка «То, чего не было» | Слово о писателе. Специфика сказки-притчи. Иносказательность. | Воспринимать текст литературного произведения. Устно отвечать на вопросы. | Задние 2 перед текстом об авторе (стр. 224). Можно дать индивидуальное задание одному (нескольким) учащимся перечитать и подготовиться рассказывать сказку «Лягушка-путешественница». Задание Как ты думаешь, почему рассказ заканчивается трагически для его героев? (стр. 230). В случае необходимости поясним значение слова «трагический» – связанный с большим несчастьем, безнадежный, обреченный, полный страдания, глубоких переживаний. С этим словом учащиеся в дальнейшем неоднократно будут встречаться на уроках литературы. | Учащиеся осознают иносказательный смысл произведения. | ||||||||||||
38. | ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ | В.Гауф. Слово о писателе. Сказка «Холодное сердце». | Устанавливать связь прочитанного произведения с ранее изученным материалом. Формулировать идею сказки. Характеризовать героев сказки. Сопоставлять литературные произведения. Устно отвечать на вопросы. | Важно научить школьников приёмам работы с книгой: правилам пользования библиотекой, поиску книги по каталогу, поиску сказки по оглавлению в сборнике и т.д. | Учащиеся умеют различать авторскую и фольклорную сказку; понимают цель обращения писателей к фольклорным жанрам; осознают нравственные идеи сказки | ||||||||||||
Басня | |||||||||||||||||
39. | Басня | Специфика басни. Басня и сказки о животных. Аллегория и мораль в басне | Читать учебно-научный текст учебника и постигать его смысл. Устно отвечать на вопросы. | Очень важно организовать рефлексию после текста учебника по алгоритму, данному в задании. Особое внимание обратим на задание Проверь себя: работа с указанными понятиями важна для дальнейшего освоения курса литературы. | Учащиеся осознаЮт аллегорический смысл басни как литературного жанра, отличают басню от сказки о животных, знают историю жанра басни, умеют выразительно читать басню наизусть; осознаЮт идейно-художественные особенности басен И.А. Крылова | ||||||||||||
40. | И.А. Крылов «Ворона и лисица» | Слово о писателе. Образы и сюжеты. Аллегория и мораль. | Выразительно читать басню. Выявлять художественные особенности произведения. Сопоставлять произведения. Устно отвечать на вопросы. Формулировать мораль басни. | Организуя работу над выполнением задания, требующего сравнить басню со сказкой «Тетерев и Лиса», актуализируем знания учащихся и развиваем умение сопоставительного анализа. | |||||||||||||
41. | И.А. Крылов «Волк и ягнёнок» | Образы и сюжет. Аллегория и мораль. | Выразительно читать басню. Выявлять художественные особенности произведения. Сопоставлять произведения. Устно отвечать на вопросы. Формулировать мораль басни. | Следует внимательно проанализировать с учащимися диалог персонажей: как меняется настроение Ягнёнка и Волка? Начинаем работу над соотнесением речевой характеристики героя и его внутреннего облика. | |||||||||||||
42. | И.А. Крылов «Свинья под Дубом», «Лебедь, Рак и Щука» | Образы и сюжет. Аллегория и мораль. | Выразительно читать басню. Выявлять художественные особенности произведения. Сопоставлять произведения. Устно отвечать на вопросы. Формулировать мораль басни. | В чем отличие юмора от сатиры? На этот вопрос учащиеся отвечают в процессе сопоставительного анализа произведений, который предусмотрен в задании на с. 241: Сравни ворона из этой басни с Вороной из басни «Ворона и лисица». Чем отличаются персонажи?.. Задача учителя – доказать, что басня отнюдь не развлекательный жанр литературы, а попытка художника при помощи смеха усовершенствовать человека и общество. Таким образом, мы раскрываем значение выражения «критический и поучительный рассказ» (см. определение басни). |
| ||||||||||||
43. | И.А. Крылов «Демьянова уха» | Образы и сюжет. Аллегория и мораль. | Выразительно читать басню. Выявлять художественные особенности произведения. Сопоставлять произведения. Устно отвечать на вопросы. Формулировать мораль басни. | Вопрос: Почему в этом произведении нет говорящих животных, но мы называем его басней? актуализирует осознание учащимися жанровой природы басни. |
| ||||||||||||
44. | И.А. Крылов «Слон и моська» | Образы и сюжет. Аллегория и мораль. | Выразительно читать басню. Выявлять художественные особенности произведения. Сопоставлять произведения. Устно отвечать на вопросы. Формулировать мораль басни. Проводить самостоятельное исследование. | Задание Как ты думаешь, почему от будущих актёров при поступлении в театральный институт требуется обязательное чтение басни?) готовит пятиклассников к самостоятельной исследовательской деятельности: во-первых, формулировка как ты думаешь… предположи… учит начинать рассуждение с гипотезы; во-вторых, для установления истины пятиклассники могут использовать метод интервью, беседы (например, со знакомыми актерами студентами творческих вузов); в-третьих, можно воспользоваться специальной литературой, которая подскажет ответ (энциклопедиями, мемуарами, пособиями по актерскому мастерству). |
| ||||||||||||
45. | ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ | Эзоп. Басни «Крестьянин и его сыновья», «Соловей и ястреб». Жан де Лафонтен. Басни «Лев, который собирался на войну», «Обезьяна и кот». Г.Э.Лессинг. Басня «Свинья под дубом» | Устанавливать связь прочитанных произведений с ранее изученным материалом. Сопоставлять литературные произведения. Устно отвечать на вопросы. | Важно научить школьников приёмам работы с книгой: правилам пользования библиотекой, поиску книги по каталогу, поиску басни по оглавлению в сборнике и т.д. | |||||||||||||
46. | Диагностическая работа | Вариант диагностической работы представлен в данном пособии. Учитель может подобрать или разработать диагностический материал самостоятельно. Нецелесообразны задания с выбором ответа, не соответствующие специфике предмета Литература. | |||||||||||||||
47. | Анализ работы | В ходе анализа результатов работы следует обязательно организовать самоанализ и взаимопроверку. | |||||||||||||||
Этот необычный мир… | |||||||||||||||||
Легенда | |||||||||||||||||
48. | Легенда | Специфика легенды. Её отличие от сказки. Историческая легенда. Поэтическая легенда. | Читать учебно-научный текст учебника и постигать его смысл. Устно отвечать на вопросы. Рассказывать. | Задание Спроси у старших… обучаетдиалогу за пределами урока; формирует личностные компетенции учащихся. | Учащиеся осознаЮт понятие «легендарное» как имеющее реальную основу; различают реальное и фантастическое в произведении; осознаЮт нравственно-дидактическое начало легенд как причину их социально-культурного «долголетия» | ||||||||||||
49. | А.С. Пушкин. Стихотворение «Анчар». Главные поэтические образы | Добро и зло в человеке и мире. | Читать учебно-научный текст учебника и постигать его смысл. Выразительно читать стихотворение. Выявлять идею произведения. | Это произведение следует прочитать в классе, используя прием медленного чтения. Целесообразно задавать вопросы, акцентирующие внимание на важных идейных частях стихотворения и стимулирующие размышление. Задание перед текстом о произведении (стр.7). Для полноценного понимания текста необходимы фоновые знания, важнейшими из которых являются знания исторической обстановки, особенностей времени, изображенного в произведении. | |||||||||||||
50. | А.С. Пушкин. Стихотворение «Анчар». Проблема добра и зла | Поэтический мир стихотворения. | Выявлять художественные особенности произведения. Сопоставлять произведения. Устно отвечать на вопросы. | Необходимо организовать словарную работу: составить вместе с учащимися словарик архаизмов и старославянизмов, использованных в стихотворении (с «переводом»). | |||||||||||||
51. | М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Три пальмы». | Слово о писателе.Поэтическая философская легенда. Проблема жизненного выбора. Поэтический мир стихотворения. | Выразительно читать стихотворение. Выявлять художественные особенности произведения. Определять идею произведения. Устно отвечать на вопросы. Читать учебно-научный текст учебника и постигать его смысл. | Задание Чем похожи стихотворения «Три пальмы» и «Анчар»? Попробуй объяснить схожесть стихотворений двух разных поэтов. (стр. 13). может стать основой самостоятельной исследовательской работы учащихся. Важно оценить положительно даже осознанную попытку выполнить задание. | |||||||||||||
52. | «Повесть временных лет» («Кий, Щек, Хорив», «Призвание варяжских князей») | История и время создания. Нестор-летописец. Летопись как один из истоков древнерусской литературы, соединение в ней явлений разной природы. Особенность стиля летописи – нацеленность на передачу информации. | Воспринимать древнерусский текст в современном переводе. Выявлять характерные особенности летописи как жанра древнерусской литературы. Характеризовать героев древнерусской литературы. Устно отвечать на вопросы. | Как и при изучении стихотворения «Анчар», целесообразна работа по составлению словаря устаревших слов.
| |||||||||||||
53. | «Повесть временных лет» ( из сказаний о князе Олеге, «Создание славянской азбуки») | Летопись как один из истоков древнерусской литературы. История и предание. Проблема автора. Фольклорные элементы. | Воспринимать древнерусский текст в современном переводе. Выявлять характерные особенности летописи как жанра древнерусской литературы. Характеризовать героев древнерусской литературы. Сопоставлять произведения. Устно отвечать на вопросы. | Задание на стр. 20: На основании прочитанных фрагментов сделай выводы… Умение обобщать результаты наблюдений -- важнейшая метапредметная компетенция. | |||||||||||||
54. | А.С. Пушкин. Стихотворение «Песнь о вещем Олеге». Историческая основа произведения | Историко-культурная основа стихотворения. Источник сюжета – легенда об Олеге. Легендарное и художественное. | Выразительно читать стихотворение. Устно отвечать на вопросы. Читать учебно-научный текст учебника и постигать его смысл. Выделять смысловые части произведения. | Выделение смысловых частей стихотворения даст возможность учащимся сделать вывод: идейно-смысловые части « Песни…» не соотносятся во времени так жёстко, как в «Повести временных лет». В «Повести…» главное внимание сосредоточено на изложении фактов, в «Песне…» – на художественной идее. | |||||||||||||
55. | А.С. Пушкин. Стихотворение «Песнь о вещем Олеге». Герои стихотворения | Человек и судьба Характеры героев. | Выразительно читать стихотворение. Характеризовать героев произведения. Выявлять художественные особенности произведения. Устно отвечать на вопросы. | Обратим внимание на задание 3 на стр. 27. Пронаблюдаем, как меняется интонация и лексические особенности высказываний князя Олега. Обязательно делаем вывод изнаблюдений (Как речь характеризует героя?)
| |||||||||||||
56. | А.С. Пушкин. Стихотворение «Песнь о вещем Олеге». | Поэтический мир произведения. Летописная основа произведения... | Выразительно читать стихотворение. Выявлять идею произведения. Выявлять художественные особенности произведения. Сопоставлять героев. Устно отвечать на вопросы. | Задание, требующее от учащихся сопоставить героев стихотворения, выполняем в соответствии с указанной в формулировке последовательностью действий. Продолжаем развивать умение сопоставительного анализа. | |||||||||||||
57. | ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ | Легенда о Томасе Лермонте | Устанавливать связь прочитанного произведения с ранее изученным материалом. Сопоставлять литературные произведения. Устно отвечать на вопросы. | Важно научить школьников приёмам работы с книгой: правилам пользования библиотекой и др. | |||||||||||||
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (297)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |