Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


II. ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование особенностей представлений студентов об экстремистских угрозах и психологической безопасности



2019-11-13 603 Обсуждений (0)
II. ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование особенностей представлений студентов об экстремистских угрозах и психологической безопасности 0.00 из 5.00 0 оценок




Программа исследования

Цель исследования: провести анализ представлений студенческой молодежи о явлениях радикализма и экстремизма в современных условиях и обеспечения психологической безопасности. 

Объект исследования: студенческая молодежь.

Прe­дмe­т иc­c­лe­дo­вa­ния: представления о радикализме и экстремизме

Задачи исследования:

1. Провести анализ представлений об экстремистских угрозах.

2. Провести анализ представлений о радикализме.

3. Провести анализ представлений студенческой молодежи относительно факторов психологической безопасности.

4. Предложить рекомендации по обеспечению психологической безопасности в условиях ожидаемых экстремистских угроз.

 Методы исследования:

· теоретический aнaлиз пo прoблeмe иccлeдoвaния;

· эмпиричecкиe мeтoды (анкетирование: шкалы по психологической безопасности, разработанные Е.И. Середа, Н.Б. Парфеновой и адаптированные к проблеме исследования);

· мeтoды cтaтиcтичecкoй oбрaбoтки рeзультaтoв (частотный, сравнительный, фaктoрный анализ).

     Для oбрaбoтки рeзультaтoв иccлeдoвaния примeнялась статистическая программа «SPSS 22».

Экспериментальная бaзa иccлeдoвaния. Иccлeдoвaниe прoвeдeнo нa бaзe Дагестанский государственный университет, при участии ФГБОУ ВПО «Псковский гocудaрcтвeнный унивeрcитeт».

 

В результате исследования были опрошены 26 студентов Дагестанского государственного университета в возрасте от 17 до 30 лет, из них 30,8% - мужчин и 69,2% - женщин.


Табл.1. Возраст, %

17-20

76,9

21-25

19,2

26-30

3,8

Респонденты определили свою национальную идентичность следующим образом:

Табл.2. Национальность, %

Аварец/Аварка

32,0

Даргинец/Даргинка

24,0

Лкец/Лачка

16,0

Лезгин/Лезгинка

16,0

Кумык/Кумычка

8,0

Другое

4,0


Особенности представлений студенческой молодежи о психологической безопасности, о радикализме и об экстремизме

Представление молодежи о степени безопасности по разным сферам жизнедеятельности показывает повышенную тревогу относительно к российскому обществу и миру в целом (Табл.3).

Табл.3. Степень безопасности молодежи по сферам жизнедеятельности, %

 

Очень опасное Скорее опасное И не опасное, и не безопасное Скорее безопасное Полностью безопасное

Окружение в котором живешь

0,0

0,0

16,0

36,0

48,0

Взаимоотношения с людьми

0,0

0,0

8,0

40,0

52,0

Российское общество

20,0

16,0

28,0

28,0

8,0

Весь мир

20,0

20,0

40,0

16,0

4,0

Наибольшие опасения у молодежи вызывают экологические проблемы и вооруженные конфликты, вместе с этим молодые люди обеспокоены политической ситуацией в мире и проявлением терроризма и экстремизма (Табл.4). Безработица так же является проблемой среди молодежи.

 

Табл.4. Проявления опасения к мировым проблемам, %

  Никогда не вызывают Скорее не вызывают Скорее вызывают Всегда вызывают
Политическая ситуация в мире 0,0

7,7

38,5

53,8

Вооруженные конфликты в мире 0,0

7,7

30,8

61,5

Национализм

4,0

28,0

28,0

40,0

Терроризм

11,5

3,8

30,8

53,8

Экологические проблемы 0,0

3,8

23,1

73,1

Безработица

3,8

7,7

34,6

53,8

Экстремизм

3,8

7,7

38,5

50,0

 

Молодые люди не чувствуют себя защищенными от проявления какого-либо произвола со стороны правоохранительных органов, представителей власти и политических организаций (Табл.5).


Табл.5. Чувство защищенности от возможного произвола со стороны…, %

  Определенно нет Скорее нет Скорее да Определенно да
Политических организаций

26,9

42,3

23,1

7,7

Власти 

30,8

34,6

26,9

7,7

Полиции, ГИБДД

19,2

38,5

38,5

3,8

Судов 

26,9

30,8

38,5

3,8

Прочих государственных структур

26,9

26,9

42,3

3,8

 

Для дагестанских студентов важнее всего добиться в жизни успеха, участвовать в молодежных активностях, при этом отстаивать свои права (Табл.6). Личный комфорт занимает высокое место в рейтинге важности: это выражается в желании быть с близким человеком. Не менее значимое место молодежь отводит для самопознания. Последние строчки рейтинга занимает материальное благосостояние.

Табл.6. Рейтинг приоритетности, %

  Совсем не важно Скорее не важно Скорее важно Очень важно
Добиваться успеха 0,0 0,0

3,8

96,2

Быть с близким человеком 0,0 0,0

20,0

80,0

Понять себя самого 0,0 0,0

12,0

88,0

Бороться за свои права 0,0 0,0

20,0

80,0

Активно участвовать в молодежных организациях 0,0

4,0

16,0

80,0

Испытывать счастье от борьбы за позитивные изменения в стране 0,0

4,2

16,7

79,2

Радоваться общению с другими 0,0

4,0

20,0

76,0

Делать хорошую карьеру 0,0 0,0

28,0

72,0

Реализовать все свои возможности 0,0 0,0

32,0

68,0

Противостоять несправедливости

4,0

8,0

20,0

68,0

Жить ради своей семьи

4,0

12,0

16,0

68,0

Познавать Бога

12,0

16,0

4,0

68,0

Занимать достойное положение в обществе 0,0

4,0

32,0

64,0

Чувствовать, что кому-то нужен 0,0

16,0

20,0

64,0

Помогать людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию 0,0

3,8

34,6

61,5

Быть свободным от политической идеологии

7,7

7,7

26,9

57,7

Совершенствовать лидерские качества 0,0 0,0

46,2

53,8

Иметь много денег 0,0

20,0

44,0

36,0

Получать удовольствие от материального благополучия 0,0

15,4

50,0

34,6


Рассматривая понятие «экстремизм» молодежь в первую очередь расценивает как противозаконные действия, затем - насильственное навязывание точки зрения (Табл.7).

 

Табл.7. Понятие экстремизм, %

Противозаконные действия

20,0

Крайняя нетерпимость, антипатия

8,0

Радикальная оппозиция

8,0

Религиозные верования

8,0

Антиобщественные идеи

12,0

Экстремальные течения

12,0

Насильственное навязывание точки зрения

16,0

Агрессия против других

12,0

Другое

4,0

 

Экстремистская угроза больше всего вызывает опасение за своих родных и близких (Табл.8). Менее значимое место отводится паническому страху перед угрозой безопасности.

Табл.8. Восприятие жизненных ситуаций, вызывающих опасения экстремистской угрозы, %

  Полностью не согласен Скорее не согласен Скорее согласен Полностью согласен
Несущие угрозу жизни

4,2

8,3

33,3

54,2

Несущие угрозу чувству собственного достоинства

8,3

16,7

37,5

37,5

Несущие угрозу благополучию финансовому

8,3

16,7

37,5

37,5

Потерю любимого (ой)

4,3

17,4

21,7

56,5

Потерю родителей

4,3

13,0

21,7

60,9

Потерю друзей

8,7

4,3

26,1

60,9

Потерю трудоспособности (инвалидность)

8,7

17,4

30,4

43,5

Несущие угрозу личному будущему

4,3

13,0

26,1

56,5

Потерю душевного равновесия 0,0

13,0

43,5

43,5

Потерю чувства безопасности 0,0

8,7

34,8

56,5

Потерю доверия к окружающим

8,7

13,0

39,1

39,1

Переживание чувства бессилия

8,7

34,8

17,4

39,1

Переживание неуверенности в будущем

8,7

13,0

39,1

39,1

Угрозу внешней привлекательности

21,7

21,7

39,1

17,4

Переживание паники

8,7

21,7

52,2

17,4

Несущие угрозу стабильности в стране 0,0

34,8

34,8

30,4

Несущие угрозу здоровью

4,3

13,0

34,8

47,8

 

На вопрос «С чем, по Вашему, связано распространение экстремизма в Вашем регионе?», молодые люди ответили, что, прежде всего, причина кроется в социальном неравенстве (Диагр.1). Коррупционная составляющая так же способствует проявлениям экстремизма. Другая важная причина – это недостаточный уровень качества образования в регионе.

 

Диагр.1. С чем связано распространение экстремизма в Вашем регионе, %

 

 

По мнению респондентов одной из важных причин вовлечения молодежи в экстремистские группы и течения кроется в идеологической обработке молодых умов (Диагр.2). Вторая причина – это индивидуальная незрелость молодого человека, которая способствует необдуманным решениям и поступкам. Отсутствие работы и нехватка денег, по мнению дагестанской молодежи, тоже может стать веской причиной для вступление в экстремистскую группу.

Диагр.2. Причины вовлечения молодежи в экстремистские группы и течения, %

 

 

Больше половины дагестанских студентов считают, что в «зону риска» экстремистской активности чаще всего попадают выходцы из неблагополучных семей (Диагр.3).

 


Диагр.3. Категории молодежи, находящиеся в «зоне риска» экстремистской активности, %


Относительно источников информации об экстремистской угрозе, которым доверяют дагестанские молодые люди, можно выделить родителей, представителей молодежных организаций и Интернет-ресурсы (Диагр.4). Меньше всего доверия к телевидению и представителям местной власти.

Диагр.4. Уровень доверия к источникам информации об экстремистской угрозе, %

 

 

 

На вопрос: «Одобряете ли Вы экстремистские угрозы как способ привлечения внимания к молодежным проблемам?», большинство студентов (88%) ответили, что «не одобряют» и 12% оказались «скорее согласны» с таким способом привлечения внимания.

 

Более половины дагестанских студентов смогли бы принять участие в экстремистских молодежных выступлениях из идейных соображений, а так же каждый второй смог бы тем самым выразить свой протест (Диагр.5).

 

 


Диагр.5. Условия участия в экстремистских молодежных выступлениях, %

Давая определение «религиозному экстремизму», почти каждый второй молодой человек выбрал «сложная социально-политическая проблема общества, проявляется в крайней религиозной нетерпимости» (Табл.9).

 Табл. 9. Понятие религиозный экстремизм, %

Сложная социально-политическая проблема общества, проявляется в крайней религиозной нетерпимости

45,8

Проявления локального характера, продвигающие интересы религиозного меньшинства

16,7

Приверженность к крайним религиозным взглядам и способам разрешения противоречий

29,2

Справедливая борьба против ущемления своих религиозных прав

8,3

 

 

Основные причины религиозного экстремизма лежат в «разжигании» представителями экстремистско-настроенных организаций агрессии по отношению к другим религиям и в низкой правовой культуре населения и недостаточной терпимости людей (Табл.10).


Табл. 10. Основные причины религиозного экстремизма, %

В многоконфессиональности населения, проживающего на территории СКФО

9,1

В низкой правовой культуре населения и недостаточной терпимости людей

20,0

В «разжигании» представителями экстремистско-настроенных организаций агрессии по отношению к другим религиям

21,8

В недостаточном правовом просвещении граждан в сфере противодействия (профилактики) экстремизма

14,5

В недостаточном количестве центров досуга и специальных досуговых программ

12,7

В кризисе школьного и семейного воспитания

10,9

В деформации системы ценностей в современном обществе

10,9

 

 

Табл. 11. «В чем выражается основная деятельность религиозных экстремистских организаций в Вашем регионе», %

Пропагандистское воздействие

33,3

Организации массовых общественно-политических акций

12,1

Проведение силовых акций без применения оружия

3,0

Акции прямого действия с применением холодного и травматического оружия

18,2

Массовые террористические акции с применением огнестрельного оружия и взрывчатых веществ

27,3

Регулярное партизанское банд подполье

6,1

 

На вопрос: «Считаете ли Вы, что в Вашем регионе международные религиозные организации в своих целях вовлекают молодежь в экстремистскую деятельность?», 23% согласились, 42% отрицали, остальные 35% - отказались ответить.

 

Большинство респондентов осуждают действия представителей религиозных экстремистских организаций (Диагр.6).

 Диагр.6. Отношение к действиям представителей религиозных экстремистских организаций, %

 

Диагр.7. Практики столкновения с проявлениями экстремизма в повседневной жизни, %


Сопоставляя практики столкновения дагестанской молодежи с проявлениями экстремизма и с дискриминацией в их адрес, можно отметить, что достаточно частым испытанием для них бывают дискриминационные действия по религиозному признаку (Диагр.8). С проявлением экстремизма молодые люди сталкивались редко (Диагр.7).

 

Диагр.8. Практики столкновения с дискриминацией по религиозному признаку, %

 

 

У небольшого числа респондентов отмечается опыт участия в конфликтах на религиозной почве (Диагр.9).

 

Диагр.9. Опыт участия в конфликтах на религиозной почве , %

 

Наиболее эффективный способ профилактики экстремизма, по мнению дагестанской молодежи, - радикальные, допускающие ужесточение уголовной ответственности за экстремизм (Табл.12, 38,5%).

 

Табл. 12. Наиболее эффективные способы профилактики экстремизма, %

Радикальные, допускающие ужесточение уголовной ответственности за экстремизм

38,5

Административную ответственность за экстремизм

7,7

Менее радикальные способы: обеспечение обязательного соблюдения закона для всех

11,5

Другое

3,8

Не знаю

38,5

 

 Каждый второй студент отметил, что за последние 2-3 года в Дагестане стало значительно меньше экстремистских проявлений (Диагр.10).

 

Диагр.10. Частота проявлений экстремизма в молодежной среде в Республике за последние 2-3 года , %

 

 

Для углубленного исследования в дальнейшем целесообразно составить психологический портрет молодого человека, представителя Северного Кавказа о представлениях психологической безопасности и экстремистской угрозе.

 


ВЫВОДЫ

 

Рассматривая представления дагестанской студенческой молодежи о психологической безопасности и об экстремистской угрозе, выяснилось следующее:

1.Наибольшие опасения у молодежи вызывают экологические проблемы и вооруженные конфликты, вместе с этим молодые люди обеспокоены политической ситуацией в мире и проявлением терроризма и экстремизм.

2. Для дагестанских студентов важнее всего добиться в жизни успеха, участвовать в молодежных активностях, при этом отстаивать свои права. Связь с близким человеком и самопознание – так же важные составляющие для личного комфорта и благополучия.

3. Молодые люди не чувствуют себя защищенными от проявления какого-либо произвола со стороны правоохранительных органов, представителей власти и политических организаций.

4. «Экстремизм» для молодежи, это, в первую очередь, противозаконные действия, затем - насильственное навязывание точки зрения. Распространение экстремизма в регионе молодые люди связывают, прежде всего, с социальным неравенством. Коррупционная составляющая  недостаточный уровень качества образования в регионе – благодатная почва для распространения экстремизма.

5. По мнению респондентов одной из важных причин вовлечения молодежи в экстремистские группы и течения кроется в идеологической обработке молодых умов. Вторая причина – это индивидуальная незрелость молодого человека, которая способствует необдуманным решениям и поступкам.

6.Отсутствие работы и нехватка денег, по мнению дагестанской молодежи, тоже может стать веской причиной для вступление в экстремистскую группу. Больше половины дагестанских студентов считают, что в «зону риска» экстремистской активности чаще всего попадают выходцы из неблагополучных семей.

7. Большинство респондентов осуждают действия представителей религиозных экстремистских организаций.

8. Достаточно частым испытанием для дагестанской молодежи бывают дискриминационные действия по религиозному признаку, с проявлением экстремизма молодые люди сталкивались реже.

9. Наиболее эффективный способ профилактики экстремизма, по мнению студентов, - радикальные, допускающие ужесточение уголовной ответственности за экстремизм.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Среди методов управления молодежной экстремальностью наиболее актуальными являются формы, основанные на предложении альтернативной деятельности:

· Участие молодежи в экстремальных видах досуга и спорта, связанных с риском и преодолением препятствий. Данная форма предлагает молодежи удовлетворить потребность в риске в условно опасной среде.

· Участие молодежи в специфических видах активности. Это могут быть разнообразные хобби, клубы, движения.

 

Возможными традиционными формами работы с молодежным радикализмом и экстремизмом могут выступать:

· Информационная работа: выпуск брошюр, проведение конференций и т.п.;

· Организация межнациональных молодежных лагерей и фестивалей национальных культур;

· Воспитательная работа среди лидеров молодежных общественных объединений

· Создание молодежных добровольческих объединений;

· Введение образовательных программ, направленных на профилактику ксенофобии и экстремизма (уроки дружбы, дни национальных культур, дискуссионные клубы и т. д.);

· Поддержка традиционной культуры (фольклорные коллективы, клубы реконструкторов, этнографические проекты — экспедиции, исследования и др.).

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре, или Принципы политического права // Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М., 1969.

2. Керимов Г. М. Шариат: Закон жизни мусульман. М., 1999.

3. Донцов В.Е. Ислам в международных отношениях//Дипломатический ежегодник 1997. М., 1997.

4. Добаев И.П. Политические институты исламского мира: идеология и практика. Ростов-на-Дону, 2001.

5. Ермаков И.А. Ислам в культуре России. М., 2001.

6. Саидбаев Т.С. Ислам и общество: Опыт историко-социологического исследования. М., 1984. С. 5.

8. Дерлугьян Г. (2010) Адепт Бурдье на Кавказе. Эскизы к биографии в миросистемной перспективе. М.: Издательский дом “Территория будущего”.

9. Дюркгейм Э. (1994) Самоубийство. Социологический этюд.

10. Стародубровская И.В., Казенин К.И. (2014) Северокавказские города: территория конфликтов // Общественные науки и современность. № 6.

11. Стародубровская, И. В. Истоки конфликтов на Северном Кавказе / И. В. Стародубровская. — М.: Дело, 2013.

12. Габриель Тард «Этюды по социальной психологии» (1898).

13. Бааль Н.Б. Молодежные экстремистские организации в постсоветской России // История государства и права. 2007. № 11.

14. Молодежный экстремизм. Предупреждение и профилактика: моногр. / С.К. Бондырева и др. - Москва: Мир, 2015.

15. Профилактика экстремизма и радикализма в молодежной среде Республики Татарстан : сб. науч.-метод. и информационных материалов / под ред. А.С. Кондратьевой. — Казань, 2011.

16. Терроризм и религия / под ред. В. Н. Кудрявцева. — М. : Наука, 2005.

17. Томалинцев, В.Н. Социальный экстремизм в системе координат культуры. Типы личности и война. / В.Н. Томалинцев. - М.: Алетейя, 2016.
18. Хрусталевой, Н.С. Психология кризисных и экстремальных ситуаций. Индивидуальные жизненные кризисы. Агрессия и экстремизм: моногр. / Н.С. Хрусталевой. - М.: Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ), 2016.

19. Верховский, А. Политический экстремизм в России / А. Верховский, А. Папп, В. Прибыловский. - М.: Институт экспериментальной социологии, 2011.

20. Бондырева, С.К. Молодежный экстремизм: предупреждение и профилактика. Учебно-методическое пособие / Бондырева Светлана Константиновна. - М.: Московский психолого-социальный университет (МПСУ), 2015.

21. Жусупова, Гульдарай Основные тенденции экстремизма в мировом сообществе / Гульдарай Жусупова. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2013.

22. Зубок, Ю.А. Молодежный экстремизм: сущность, формы проявления, тенденции: моногр. / Ю.А. Зубок. - М.: Академия (Academia), 2014.

23. Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 148-ФЗ "О внесении изменений в статьи 1 и 15 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности" // Собрание законодательства РФ. 2006. № 31 (1 ч.). Ст.3447.

24. Похилько А. А. Экстремизм и радикализм как политологические категории: понятийно-терминологический аппарат // Молодой ученый. — 2013. — №11.

25. Социология молодежи / Под ред. Кузнецова В.Н. М., Волтерс Клувер. 2008.

26. Сиоридзе А. Т. Причины возникновения группового молодежного экстремизма //"Черные дыры" в Российском законодательстве. 2006. № 2.

27. Чупров В.И. Политический экстремизм и его профилактика у студенческой молодежи. Ростов-на-Дону., Феникс. 2003.

28. Адорно Т. Исследования авторитарной личности / Т. Адорно. М. : Наука, 2001.

29. Аршинова А. И. Сущность и специфические особенности экстремизма / А. И. Аршинов // Вести. Моек, ун-та. Сер. 18: Социология и политология. 2010. № 3.

30. Демидова Е. В. Экстремизм: понятие и сущность / Е. В. Демидова // Вести. Казан, юрид. ин-та МВД России. 2010. № 2.

31. Краснов М. П. Политический экстремизм - угроза государственности / М. П. 32. Краснов // Российская юстиция. 1999. № 4.

33. Кузьмин А. В. Противодействие экстремизму и терроризму: социально-культурный подход / А. В. Кузьмин // Вести. Моек. гос. ун-та культуры и искусств. 2011. № 4.

34. Магомедов М. Д. Вовлечение молодежи в совершение преступлений экстремистского характера / М. Д. Магомедов // Российский следователь. 2007. № 20.

35. Ольшанский В. Д. Психология терроризма / В. Д. Ольшанский. СПб. : Питер, 2002.

36. Современный политический экстремизм: понятие, истоки, причины, идеология, организация, практика, профилактика и противодействие / под ред. А. 3. Дибирова. Махачкала : Изд-во ДГУ, 2009.

37. Соколов М. М. Самопредставление организации в русском радикальном националистическом движении / М. М. Соколов : дис.... канд. соц. наук. СПб., 2003.

38. Волков В. В. Политический радикализм в исламе и национальная безопасность России / В. В. Волков : дис. ... канд. полит, наук. М., 2002.

39. Воронцов С. А. Антиэкстремистская деятельность органов государственной власти и местного самоуправления в институционально-правовом контексте / С. А. Воронцов : автореф. дис. ... докт. юрид. наук. Ростов н/Д. 2009.

Горбунов К). С. Терроризм и правовое регулирование противодействия ему.

40. Монография / Ю. С. Горбунов. М. : Молодая гвардия, 2008.

41. Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта / Р. Дарендорф // Социс. 1994. № 5.

 

 


[1] И.В. СТАРОДУБРОВСКАЯ, «Как бороться с радикализмом молодежи на Северном Кавказе?», Общественные науки и современность, №6, 2015

[2] И.В. СТАРОДУБРОВСКАЯ, «Как бороться с радикализмом молодежи на Северном Кавказе?», Общественные науки и современность, №6, 2015, с. 85-86

 

[3] Э. Дюркгейм, 1994, с. 273

[4] И.В. СТАРОДУБРОВСКАЯ, «Как бороться с радикализмом молодежи на Северном Кавказе?», Общественные науки и современность, №6, 2015, с. 88-89

[5] Дерлугьян Г. (2010) Адепт Бурдье на Кавказе, с. 12



2019-11-13 603 Обсуждений (0)
II. ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование особенностей представлений студентов об экстремистских угрозах и психологической безопасности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: II. ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование особенностей представлений студентов об экстремистских угрозах и психологической безопасности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему молоко имеет высокую усвояемость?
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (603)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)