Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 5. Правовая антропология



2019-11-21 434 Обсуждений (0)
Тема 5. Правовая антропология 0.00 из 5.00 0 оценок




 

1. Природа человека и право. Антропологические основы права.

2. Философский смысл и обоснование прав человека.

3. Личность и право. Гуманистическая природа права.

4. Как связаны между собой «образ человека» и «образ права»?

 

Методические рекомендации

    Правовая антропология – это учение о праве как способе человеческого бытия. Одной из ее центральных проблем является выявление антропологических предпосылок правовой теории. Обращение к сущности человека позволяет обосновать идею права, критерий справедливости, т.е. решить основной вопрос философии права. С одной стороны, без права человек не может существовать, с другой, в структуре человеческого бытия можно выделить такие моменты, которые порождают правовые отношения (право). При подготовке и в ходе практического занятия магистрантам предстоит дать определение понятию «правовой человек», а также соотнести природу человека и необходимость правопорядка. При рассмотрении вопросов занятия необходимо высказать свое мнение по вопросам: а) Какая, на ваш взгляд, форма индивидуального бытия человека (индивид, личность, индивидуальность) соответствует понятию субъекта права? и б) Какая позиция вам кажется более правильной – соблюдение несправедливого закона или его нарушения? Почему?

 

Список рекомендуемой литературы

1. Иконникова Г.И., Ляшенко В.П. Философия права: учебник / Г.И. Иконникова, В.П. Ляшенко. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2011. - 351 с.

2. Мартышин О.В. Философия права. Учебник для магистров. / О.В. Мартышин. – М.: Проспект, 2017. – 352 с.

3. Марченко М.Н. Философия права. Курс лекций в 2 т. / М.Н. Марченко. – М.: Проспект, 2014. – 512 с.

 

Тема 6. Философия права в России

 

1. Зарождение философии права в России. Ее особенности и мировоззренческо-методологические основания.

2. Философия права в России XIX-XX вв.

2.1 Философско-правовая концепция Б.Н. Чичерина.

2.2 Философско-правовая концепция П.И. Новгородцева.

2.3 В.С. Соловьев о взаимосвязи права и нравственности.

2.4 Философско-правовые идеи Н.А. Бердяева.

 

Методические рекомендации

Становление философии права как самостоятельной отрасли философского знания в России происходит в XVIII в. В трудах таких мыслителей, как Я.П. Козельский, С.И. Десницкий, И.А. Третьяков, Г. Сковорода и др. закладываются ее основы, формируется ее понятийный аппарат. С самого начала отечественную философию права отличали стремление к моральному обоснованию права, религиозно-экзистенциальный характер идеи «естественного права» и «прав человека». Период XIX- начало XX вв. ознаменован распространением либеральных идей. Для характеристики взглядов отечественных мыслителей, магистранты должны познакомиться с материалами Приложения данного пособия и использовать их для обоснования своих выводов.

 

Список рекомендуемой литературы

1. Марченко М.Н. Философия права. Курс лекций в 2 т. / М.Н. Марченко. – М.: Проспект, 2014. – 512 с.

2. Нерсесянц В.С. Философия права: учебник / В. С. Нерсесянц - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2008. - 848 с.

3. Новгородцев П.И. Введение в философию права. Кризис современного правосознания / П.И. Новгородцев - Санкт-Петербург: Лань, 2000. - 352 с.

4. Чичерин Б.Н. Философия права. Избранные сочинения. / Б.Н. Чичерин - 2-е изд. - М.: Издательство Юрайт, 2016. – 407 с.

 

Тема 7. Основные философско-правовые концепции современности

 

1. Общая характеристика.

2. Неокантианские концепции философии права.

3. Неогегельянские концепции философии права.

4. Чистое учение о праве Г. Кельзена.

5. Концепция «возрожденного» естественного права.

6. Экзистенциальная философия права.

 

Методические рекомендации

Зарубежная философия права второй половины XIX-XX вв. богата событиями и новыми идеями. Наиболее влиятельными течениями XIX в. была историческая школа права и пришедший ей на смену юридический позитивизм. Особенностью философско-правовой мысли ХХ в. является плюрализм, который был обусловлен многообразием противоречивых событий, социально-политических процессов, формированием новой неклассической парадигмы мышления и сознания. Для характеристики взглядов зарубежных мыслителей, магистранты должны познакомиться с материалами Приложения данного пособия и использовать их для обоснования своих выводов.

 

Список рекомендуемой литературы

1. Мартышин О.В. Философия права. Учебник для магистров. / О.В. Мартышин. – М.: Проспект, 2017. – 352 с.

2. Марченко М.Н. Философия права. Курс лекций в 2 т. / М.Н. Марченко. – М.: Проспект, 2014. – 512 с.

3. Нерсесянц В.С. Философия права: учебник / В.С. Нерсесянц - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2008. - 848 с.

4. Торгашев Т.А. Философия права. Курс лекций / Т.А. Торгашев. – М.: Проспект, 2017. – 192 с.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Какие методы применяются в философско-правовом исследовании?

2. Перечислите основные способы осмысления права?

3. Каково значение философии права для формирования мировоззрения специалиста?

4. Какие философско-правовые проблемы затрагивались в древнеиндийской философии? Как они решались в брахманизме, буддизме и джайнизме?

5. Какие проблемы находились в центре внимания древнекитайской философско-правовой мысли? Как они решались в конфуцианстве, легизме и маизме?

6. Какое место занимает справедливость в естественно-правовом учении Платона? Как, с точки зрения Платона, соотносятся справедливость, право и закон?

7. Как трактуется право в философско-правовой концепции Аристотеля? Понятие и виды справедливости по Аристотелю.

8. Что говорит Августин о земном правопорядке и возможности его установления?

9. Какие виды закона выделяет Фома Аквинский в своем учении о праве и законе? Как они соотносятся с правом?

10. Каково значение философии права эпохи Возрождения?

11. Какова роль законов в поддержании стабильности государства по Н. Макиавелли?

12. Каковы экономические и социально-политические предпосылки изменения правовой реальности нового времени?

13. Объясните следующие понятия «юридическое мировоззрение», «естественное право», «общественный договор».

14. В чем заключалась экономическая обусловленность права по К. Марксу?

15. Назовите причины возрождения естественного права в ХХ в. Каковы особенности возрожденного естественного права?

16. Какое влияние оказала теория психоанализа на современную философско-правовую мысль?

17. Что представляет собой жизненный мир человека с точки зрения феноменологии? Какое место в нем занимает правовая реальность?

18. Что понимается под правовой реальностью?

19. Что такое «правовой человек»?

20. Оправдана ли возможность ограничения прав? В каких случаях это допустимо?

21. Какие способы обоснования долга повиноваться закону предполагают различные теории (философский анархизм, естественное право, юридический позитивизм, теория общественного договора, утилитаризм).

22. Какая позиция вам кажется более правильной – соблюдение несправедливого закона или его нарушения? Почему?

23. Оправдано ли гражданское неповиновение?

24. В чем выражается кризис современной демократии?

25. Является ли правовое ограничение насилием над личностью?

26. Почему возникает необходимость в толковании законов? Каковы возможности герменевтики в толковании законов?

 

Тестовые задания

 

1. Предметом изучения философии права являются

а) общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права;

б) социальные факторы создания и действия права;

в) глубинные мировоззренческие, духовно-нравственные основания права.

2. Аксиология права – часть философии права, которая изучает:

а) ценность права;

б) сущность права;

в) методологию юридической науки.

3. Кому из знаменитых философов принадлежит авторство первой книги под названием «Философия права»:

а) Аристотелю;

б) Фоме Аквинскому;

в) Гегелю;

г) Канту.

4. Какой из подходов к сущности права сводит его к внутренним эмоциональным переживаниям по поводу праву:

а) психологический;

б) естественно-правовой;

в) позитивисткий;

г) исторический.

5. Какие ученые принадлежат к числу сторонников школы юридического позитивизма:

а) Савиньи;

б) Иеринг;

в) Остин, Бергбом, Шершеневич;

г) Петражицкий.

6. Какой из подходов к сущности права был взят на вооружение во времена великих буржуазных революций в Западной Европе:

а) естественно-правовой;

б) нормативизм;

в) историческая школа права;

г) юридический позитивизм.

7. Основоположник нормативизма Г. Кельзен предлагал:

а) искать в праве волю господствующего класса;

б) исходить в изучении права из нравственных начал;

в) исследовать право как совокупность юридических норм без учета идеологии,  морали, политики;

г) применять исторический метод в познании права.

8. Юридическая гносеология разрабатывает:

а) проблему сущности права;

б) подходы, принципы и методы изучения права;

в) проблему истории права;

г) проблему соотношения права и справедливости.

9. К принципам познания права относят:

а) субъективизм;

б) историзм;

в) беспристрастность;

г) аргументированность.

10. В гуманитарных науках в отличие от естественных и технических предмет  изучения:

а) характеризуется действием неизменных закономерностей;

б) зависит от человеческой воли и подвержен случайностям;

в) не познаваем;

г) касается отношений человека с природой и техникой.

11. Синергетический метод изучения права характеризуется:

а) признанием наличия случайностей, самоорганизации в создании и действии права;

б) исследованием права как системы;

в) анализом исторических условий действия права;

г) сопоставлением правовых систем разных стран мира.

12. Герменевтический метод познания права связан с:

а) анализом логической структуры права;

б) функциональным изучением права;

в) системным анализом права;

г) искусством истолкования правовых текстов с помощью раскрытия его внутреннего духа и погружения в спорную ситуацию.

13. Диалогическая концепция изучения права предполагает:

а) использования при исследовании права различного рода конференций, круглых столов ученых;

б) восприятие права как условия обеспечение диалога между людьми;

в) применение коллективных форм изучения права;

г) познания права как правоотношения.

14. Интегральная теория права пытается:

а) использовать в исследовании права математические интегралы;

б) доказать необходимость интеграции правовых систем;

в) синтезировать лучшие стороны различных подходов к праву;

г) соединить все школы правопонимания в одну.

15. Сторонниками интегральной концепции права являются:

а) М.И. Байтин;

б) М.Н. Марченко;

в) А.В. Поляков;

г) В.Г. Графский и Дж.Г. Берман.

16. Сторонником диалогической концепции права выступает:

а) И.Л. Честнов;

б) В.Д. Перевалов;

в) В.С. Нерсесянц;

г) О.Э. Лейст.

17. Плюрализм в изучении права означает:

а) использование единственно верного метода познания права;

б) сочетание подходов и методов исследования права с признанием нескольких возможных теорий права;

в) свободу полемики среди ученых;

г) признание отсутствия абсолютной истины.

18. Сторонниками православной концепции права в современной России являются:

а) А.В. Поляков и И.Л. Честнов;

б) Н.И. Матузов и А.М. Малько;

в) В.С. Нерсесянц и В.А. Четвернин;

г) А.М. Величко и В.В. Сорокин.

19. Проблема «европоцентризма» в исследовании права означает:

а) оценку истории и перспектив правовой системы по европейским образцам  концепций естественных права и правового государства;

б) признание европейского права как высшей ступени в развитии права;

в) необходимость внедрения в жизнь других культур западных юридических ценностей;

г) признание отсталости в правовом отношении других правовых систем.

20. Антропология права занимается изучением:

а) системы защиты прав и свобод личности;

б) древних юридических обычаев разных стран мира;

в) права в контексте той или иной культуры и положения человека в обществе с точки зрения права;

г) истории права.

21. Какое из слов русского языка близко по значению слову право:

а) закон;

б) порядок;

в) справедливость;

г) правда.

22. Признание права в качестве самостоятельной ценности называется:

а) подходом к праву как абсолютной ценности;

б) восприятием права как относительной ценности;

в) юридической гиперболизацией;

г) юридической идеологемой.

23. Какая из школ права сущность права видит в обеспечении свободы личности:
а) историческая;

б) психологическая;

в) естественно-правовая;

г) нормативистская.

24. Какие признаки права выражают качество справедливости:

а) регулятивность;

б) обеспеченность силой государственного принуждения;

в) формальная определенность;

г) общеобязательность и нормативность.

25. Состояние современного общества и сознания, отличающееся гибелью традиционных ценностей и распространения культа потребления информации называют:

а) массовым обществом;

б) постмодернизмом.

в) глобализацией;

г) информационным обществом.

26. В российской культуре право как регулятор общественной жизни:

а) занимает подчиненное место по отношения к нравственности и религии;

б) занимает ведущее место;

в) признается абсолютной ценностью;

г) выступает государственным средством регулирования.

27. Какая из школ права выступала за необходимость органического самобытного развития права в каждой культуре:

а) психологическая;

б) историческая;

в) юридический позитивизм;

г) социологическая юриспруденция.

28. Известному правоведу Е.А. Лукашевой принадлежат слова:

а) все моральное должно быть моральным;

б) право должно доминировать над нравственностью;

в) все правовое должно быть моральным, но не все моральное должно быть правовым;

г) право - высший закон справедливости.

29. Какой подход к праву доминировал советской правовой науке:

а) идеалистический;

б) феноменологический;

б) материалистической диалектики;

г) системного анализа.

30. Марксистское учение о праве полагало, что право:

а) вечная ценность;

б) средство обеспечения свободы и справедливости;

в) воля господствующего класса, которая отомрет в коммунистическом обществе;

г) материальная сила.

Заполните таблицу

 

 

 


Реферирование

 

Задание: В соответствии с памяткой напишите реферат.

 

Памятка по написанию реферата

Слово «реферат» происходит от латинского «refero» и переводится «пересказывать, воспроизводить, докладывать, сообщать». Под рефератом понимается краткое изложение, обзор материала по какой-то проблеме, сокращенное содержание книги. Рефератом также называют краткий доклад с обзором существующих готовых материалов по какой-либо проблеме, однако при этом все равно, как правило, автор готовит письменные план и конспект того сообщения, которое он делает на семинаре или конференции.

Цель реферата – показать, как осмыслена проблема. Есть также дополнительные цели: выработка навыков самостоятельной учебно-исследовательской работы, обучение методике анализа, обобщения, осмысления информации и проверка знаний студента по прочитанному специальному курсу. Реализация этих целей осуществляется путем последовательного решения ряда задач: 

- изучение литературы по намеченному вопросу; 

- изучение информации, имеющейся в литературе или в ресурсах Интернета;

- сбор и обобщение материала;

- составление плана реферата;

- написание реферата;

- оформление реферата. 

Реферирование предполагает, главным образом, изложение чужих точек зрения, сделанных другими учеными выводов, однако необходимо высказывать и свою точку зрения по освещаемому вопросу. Более того, реферат преследует цель выработки своего отношения к изучаемой проблеме. 

При оценке реферата опираются на следующие критерии:

- сумел ли автор подобрать достаточный список литературы, необходимый для осмысления вопроса, обозначенного в качестве темы; 

- составил ли он логически обоснованный план, соответствующий сформулированной цели и поставленным задачам;

- удалось ли ему собрать необходимый материал и осмыслить его правильно;

- умеет ли автор анализировать материал; 

- отвечает ли реферат требованиям объективности, корректности, грамотности, логичности, аргументированности, доказательности, ясности стиля и четкости изложения; 

- достаточно ли обоснованы выводы, соответствуют ли они поставленным задачам; 

- какие методы в работе над рефератом обучающийся использовал; 

- насколько самостоятельно он выполнил работу; 

- правильно ли оформлены реферат в целом, ссылки на использованные источники, список литературы. 

Приступая к написанию реферата, обучающемуся необходимо:

1. Выбрать тему и согласовать её с преподавателем. (Перечень тем рефератов дан. Магистрант может избрать для реферата тему не обозначенную в примерном списке).

2. Составить библиографию.

3. Разработать план реферата и тщательно изучить относящиеся к данной теме источники и литературу.

Составление плана реферата

План реферата отражает в концентрированном виде его суть. Это схематическое выражение того, что хочет сказать автор. Учитывая ограниченный объем внимания человека, план должен быть лаконичным, чтобы можно было, взглянув на него, легко понять, что стоит за ним, что будет раскрыто в тексте.

План может составляться разными путями:

- первый путь – взять за исходную точку избранную тему и, исходя из нее, сформулировать цель и задачи, они дадут названия разделов и параграфов реферата;

- второй путь – исходить из собранного материала, логика которого подскажет структуру изложения;

- третий – смешанный, сочетающий тот и другой подходы.

Обычная структура плана включает в себя:

1) Введение, в котором содержатся обоснование темы и ее значимости, объяснение причин, почему выбрана именно данная тема, чем обусловлен интерес к ней. Затем дается обзор литературы по выбранной теме.

Во введении должна быть четко сформулирована цель, которую автор ставит перед собой, и с помощью каких задач она будет реализоваться.

2) Основная часть реферата. Основная часть должна соотноситься с поставленными задачами. Возможна разбивка основной части на столько параграфов (подразделов), сколько поставлено задач.

3) Заключение содержит результаты осмысления проблемы, выводы, к которым приходит автор реферата, а также оценку значимости этих выводов для практики или для дальнейшего изучения проблемы. Выводы должны прямо соответствовать поставленным задачам.

 

Требования к оформлению реферата

Бумага – формат А4. Все страницы должны быть пронумерованы. На титульном листе цифра 1 не ставится. В реферат могут быть включены схемы, диаграммы, рисунки, фотографии. Текст должен быть напечатан на принтере, размер шрифта 14, междустрочный интервал полуторный.

Поля: левое поле 3 см, правое поле 1 см, верхнее поле и нижнее поле 1,5 см. Каждый раздел реферата, отражённый в его содержании, должен начинаться с новой страницы. Цитаты (выдержки) из источников, литературы используются в тех случаях, когда свою мысль хотят подтвердить точной выдержкой по определённому вопросу. Цитаты должны быть текстуально точными и заключены в кавычки. Если в цитату берётся часть текста, т.е. не с начала фразы, а также с пропусками внутри цитируемой части источника, то место пропуска обозначается отточиями (тремя точками). В тексте необходимо указать источник приводимых цитат. Как правило, ссылки на источник делаются под чертой, внизу страницы. Если на странице реферата повторно даётся ссылка на один и тот же источник, то сноска должна иметь вид: «Там же. С. ...». Ссылка на источник обязательна.

Библиография составляется общим нумерованным списком (в алфавитно-авторском порядке). Оформление в соответствии со стандартом.

 



2019-11-21 434 Обсуждений (0)
Тема 5. Правовая антропология 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 5. Правовая антропология

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (434)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)