Список интернет-ресурсов
21. http://detecddonetsk.com.ua/mainmenu/gorodon/infodon.php?idn=1 22. http://donpatriot.ru/1500-torki.html 23. http://etnodon.com/plemena-i-voennye-soyuzy/polovtsy 24. http://infodon.org.ua/postal/872 25. http://alldonetsk.info/doneckie-arheologi-obnaruzhili-ruiny-hazarskogo-goroda 26. http://dalizovut.narod.ru/hramko/hramko11.htm 27. https://studfiles.net/preview/5678541/page:6/ 28. www.irbis-nbuv.gov.ua/cgi-bin/irbis_nbuv/cgiirbis_64.exe?. 29. http://dongazeta.com/articles/donetskij-kraj-v-epohu-zolotoj-ordy/ 30. https://historicaldis.ru/blog/43096751029/Donetskiy-kray-v-epohu-Zolotoy- Ordyi 31. http://ruskline.ru/analitika/2014/03/14/donbass_etnicheskaya_istoriya 32. https://dn.vgorode.ua/news/sobytyia/136918/ 33. http://etnodon.com/plemena-i-voennye-soyuzy/khazary 34. https://korrespondent.net/tech/science/3732003-v-krymu-nashly-antychnuui- krepost
При составлении пособия были использованы следующие материалы: 1. Андреев, И. Л. История России с древнейших времен до XVI века. 6 кл.: учебник / И. Л. Андреев, И. Н. Федоров. – М.: Дрофа, 2016. 2. Арсентьев, Н. М. История России. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 и 2 / Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, И.В. Курукин, А.Я. Токарева; под ред. А. В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2016. 3. Бунтовский, С. Ю. История Донбасса: научно-популярное издание / С.Ю. Бунтовский. – Донецк: Донбасская Русь, 2015. – 416 с. 4. Бернштам А.Н. Очерки истории гуннов. – Л., 1956. 5. Бубенок О.Г. Аланы–асы в Золотой Орде (XIII-XV вв.) – К., 2004. 6. Буданова В.П., Горский А.А., Ермолова И.Е. Великое переселение народов: этнополитические и социальные аспекты. – Санкт-Петербург: Алетейя, 2011. 7. Васильев А.А. Византия и арабы / Васильев А.А. – СПб, 1902. – Т. II. – Ч. 2. 19 с. 8. . Повесть временных лет. – М., 1950. – Ч. 1. 9. Дедов В.Н. Святые горы. От забвения к возрождению. – 2-е изд., перераб. и доп. – Славянск: Печатный двор, 2004. 10. Егоров В.Л. Историческая география городов Золотой Орды в XIII-XIV вв. – М.: Наука, 1985. 245 с. 11. Зенченко М.Ю. Южное российское порубежье в конце ХVІ-начале ХVІІ в. (опыт государственного строительства) – М.: Памятники исторической мысли, 2008. 12. Ипатьевская летопись // Полное собрание русских летописей (ПСРЛ). Т.2. – М., 1998. 13. История (история Донбасса от древности до современности): учебное пособие / под общей редакцией проф. Л.Г. Шепко, проф. В.Н. Никольского. – Донецк: ДонНУ, 2017. – 730 с. 14. История городов и сел Украинской ССР. Донецкая область / [Ред. кол. Ерхов Г.П. и др.]. – К.: Институт истории АН УССР, 1976. – 811 с. 15. История Луганского края: Учебное пособие / Ефремов А.С., Курило В.С., Бровченко И.Ю., Климов А.А., Красильников К.И., Семистяга В.Ф., 16. Подов В.И. – Луганск: Альма-матер, 2003. – 432 с. 17. История рабочих Донбасса в двух томах / [Ред. кол. С.В. Кульчицкий, З.Г. Лихолобова, А.М. Сабина]. – К.: Наукова думка, 1981. – Т. 2: Рабочие Донбасса в период завершения строительства социализма и постепенного перехода к коммунизму. – 326 с. 18. История родного края. Ч. 2: Учеб. пособие для 10-11 кл. / Авторы: Р.Д. Лях, В.Н. Никольский, В.Д. Нестерцов, Л.Б. Лихачева. – Донецк: Кардинал, 1998. – 320 с. 19. История родного края. Часть первая. Учебное пособие для 6-9 классов. – Донецк: Изд-во «Фирма «Кардинал», 1998. – 320 с. 20. Колесник, А. В. История родного края (часть первая). Учебное пособие для 6-9 классов / А.В. Колесник, В.А. Пирко, С.М. Нестерцова, Е.В. Щербинина. – Донецк: Фирма «Кардинал». – 1998. 21. Калинина Т. Сведения ранних ученых Арабского халифата. – М.: Наука. 1988. 22. Кабузан В.М. Заселение Новороссии (Екатеринославской и Харьковской губерний) в ХVIII – первой половине ХIХ века (1718-1858 гг.). – М.: Наука 1976. 23. Музейный вестник Республики. № 1. Донецк: РАДОН, 2017. – 495 с. 24. Пчелов, Е. В. История России с древнейших времён до конца XVI века: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений / Е.В. Пчелов. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. – 272 с. Тесты и задания для самоконтроля Задания к параграфам 1, 2, 3, 4 I уровень 1. Укажите дату Адрианопольского сражения – … а) 378 г. б) 478 г. в) 578 г. г) 678 г. 2. Назовите главное занятие гуннов – … а) земледелие б) кочевое скотоводство в) ткачество г) бортничество 3. Укажите, к какому времени относят первое упоминание в источниках названия «славяне» – … а) IV в. б) V в. в) VI в. г) VII в. 4. Назовите сформировавшиеся ветви славянства – … а) южные, западные, восточные б) северные, южные, западные в) западные, восточные, северные г) юго-западные, восточные, южные 5. Укажите, какой титул носили предводители тюркских народов периода раннего Средневековья – … а) хан б) каган в) князь г) султан 6. Укажите дату окончательного распада Аварского каганата – … а)VI в. б) VII в. в) VIII в. г) IX в. 7. Укажите, где было обнаружено женское погребение, подтверждающее существование в Донецком крае болгар – … а) бассейн реки Северский Донец б) бассейн реки Дон в) бассейн реки Кальмиус г) бассейн реки Калка 8. Укажите историков, сообщивших, что после распада Великой Болгарии «вышел великий народ хазар» – … а) Феофан и Никифор б) Феофан и Геродот в) Никифор и Гомер г) Феофан и Тацит 9. Определите государственную религию Хазарского каганата в IX в. – … а) христианство б) ислам в) иудаизм г) буддизм 10. Назовите центр русского княжества на берегу Керченского пролива – … а) Тмутаракань б) Белая Вежа в) Саркел г) Итиль II уровень 1. Установите соответствие между понятиями и их определениями:
2. Исключите лишнее: а) Аварский каганат, Волжская Булгария, Хазарский каганат, Македонское царство б) Булгары, хазары, авары, норманны в) Христианство, буддизм, ислам, иудаизм, язычество 3. Установите хронологическую последовательность событий: а) образование Аварского каганата б) Расцвет Хазарского каганата в) возникновение Волжской Булгарии г) смерть Атиллы 4. Заполните таблицу, исправив ошибки. Хазары создали свое государство в VI в. Наиболее известна хазарская столица Итиль в низовьях Волги. Во главе государства стоял хан, руководивший не только подданными, но и покоренными народами. Два больших района Хазарского каганата – Донской и Приазовский частично располагались на территории Крыма. На территории нашего края хазарские древности представлены салтово-маяцкой археологической культурой. Большинство городищ салтово-маяцкой культуры находились на высоком левом берегу Северского Донца. В письменных источниках, четко прослеживается важная роль хазар и Хазарского каганата в жизни многих государств и народов Евразии VII-X вв. «Великий народ хазары» (так о них написано в «Хронографии» Феофана IX в.) играл доминирующую роль в истории восточных славян и венгров, существенную роль в становлении и развитии подвластных им Волжской Булгарии и Кавказской Алании, а также Киевской Руси, серьезную роль в истории Византии и Арабского халифата. В VIII-X вв. народы, входившие в состав Хазарского каганата, пережили, как и сами хазары, бурный период перехода от кочевого образа жизни к земледельческому – оседлому. Выделение из земледелия ремесла и торговли показало высокий уровень хозяйственного и культурного развития салтово- маяцкой культуры – «государственной культуры Хазарского каганата», но с конца Х века она, как и всё Хазарское государство, приходит в упадок. Начинается новый период в истории южнорусских степей.
5. Вставить пропущенные слова и даты. В конце (VIII, IX, X) века (Аварский, Хазарский, Тмутаракань) (каганат, княжество, царство) начинает испытывать натиск со стороны (печенегов, половцев, монголо-татар). III уровень Задание по выбору. 1. Составить рассказ о военном искусстве и традициях гуннов. 2. Заполнить таблицу «Последствия Великого переселения народов для Европы и Донецкого края».
3. Написать историческое сочинение-миниатюру по изученной теме (указать не менее двух исторических событий по периоду; назвать исторические личности, деятельность которых связана с данным периодом; использовать в работе исторические понятия и термины)
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (429)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |