Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Имущественное и наследственное право находится в центре внимания мусульманского законодательства. 1 страница



2019-11-21 257 Обсуждений (0)
Имущественное и наследственное право находится в центре внимания мусульманского законодательства. 1 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

ТАШКЕНТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ИСЛАМСКОЕ ПРАВО

УЧЕБНИК ДЛЯ ВУЗОВ

Рекомендован Министерством высшего и среднего

Специального образования Республики Узбекистан

ТАШКЕНТ - 2003


Исламское право: Учебник для Вузов. – Т.: Издательство ТГЮИ, 2003. –  510с.

 

Авторы: доктор юридических наук Аъзамжон Рахманов (ТГЮИ), кандидат юридических наук Абдумухтор Рахманов (Академия МВД РУз).

 

 

Отв. редактор и автор предисловия: Ибрагимов Н.И., профессор, академик АН Республики Узбекистан.

 

 

Рецензенты:

1. Закиров И.Б., доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой Ташкентского Государственного юридического института.

2. Жалилов Ш.И., доктор юридических наук, заведующий кафедрой Национального Университета им. Мирзо Улугбека.

3. Жузжоний А.Ш., кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой Ташкентского Исламского университета.

4. Эшанова Ш.О., кандидат юридических наук, заведующая отделом государствоведения и международного права Института философии и права АН РУз.

5. Каримов Д.А., кандидат юридических наук, заместитель начальника кафедры конституционного права Академии МВД РУз.

 

В учебнике рассматриваются теоретические проблемы и современная практика исламского права. Основу книги составляет анализ главных разделов канонического исламского права, положений, регулирующих торговлю и финансы, налоговую систему; изучает законы о браке и семье, запреты и наказания, вопросы собственности, статуса личности и прав мусульманина, систему судопроизводства.

Предназначен для бакалавров и магистров юридических вузов, слушателей и адъюнктов Академии МВД, а также для тех, кто интересуется вопросами исламского права.

Авторы будут благодарны всем тем, кто направит свои замечания и предложения по дальнейшему совершенствованию данного учебника.

 

© Рахманов А.Р., Рахманов А.Р., Ташкент, 2003г.

© Ташкентский Государственный юридический институт, 2003г.


Ислом ҳуқуқи. Олий ўқув юртлари учун дарслик. – Т.: ТДЮИ нашриёти, 2003. – 510 б.

 

Муаллифлар: юридик фанлар доктори Аъзамжон Рахманов (ТДЮИ), юридик фанлар номзоди Абдумухтор Рахманов (Ўзбекистон Республикаси ИИВ Академияси).

 

 

Масъул муҳаррир ва сўзбоши муаллифи: Н.И. Иброҳимов, профессор, Ўзбекистон Фанлар Академияси академиги.

 

Тақризчилар:

1. И.Б. Зокиров, юридик фанлари доктори, профессор, Тошкент Давлат юридик институти кафедра мудири.

2. Ш.И. Жалилов, юридик фанлари доктори, Мирзо Улуғбек номидаги Ўзбекистон Миллий университети кафедра мудири.

3. А.Ш. Жузжоний, юридик фанлари номзоди, доцент, Тошкент Ислом университети кафедра мудири.

4. Ш.О. Эшонова, юридик фанлари номзоди, Ўзбекистон ФА Фалсафа ва ҳуқуқ институти давлатчилик ва халқаро ҳуқуқ бўлими бошлиғи.

5. Д.А. Каримов, юридик фанлари номзоди, Ўзбекистон Республикаси ИИВ Академияси конституциявий ҳуқуқ кафедраси бошлиғи ўринбосари.

 

Дарслик Ислом ҳуқуқининг назарий муаммолари ва замонавий амалиётини таҳлил қилишга бағишланган. Дарсликнинг асосий мазмунини ислом ҳуқуқининг асосий қисмларини таҳлил қилиш, савдо ва молия, солиқ тизимининг ҳолатини тартибга солиш, никоҳ ва оила, ман этиш ва жазолаш қонунларини; мулк, исломда инсон ҳуқуқлари ва шахс мақоми, суд тизими масалаларини ўрганиш ташкил этади.

Дарслик ҳуқуқшунослик олий ўқув юртлари бакалаврлари ва магистрлари, ИИВ Академиясининг тингловчилари, шунингдек, ислом ҳуқуқи масалалари билан қизиқувчилар учун мўлжалланган.

Ушбу дарсликни келажакда такомиллаштириш бўйича ўз таклиф ва мулоҳазаларини юборган барча шахсларга муаллифлар ?зларининг чексиз миннатдорчилигини билдирадилар.

 

 

© А.Р. Рахманов, А.Р. Рахманов, Тошкент, 2003г.

© Тошкент Давлат юридик институти, 2003г.


 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

На протяжении многих столетий традиционные юридические и нравственные нормы поведения значительного числа народов Азии и Африки тесно связаны и обусловлены исламом и его правом. Под его влиянием находились все сферы социально-правовой, семейно-бытовой и даже личной жизни миллионов людей.

Ведь не зря на первой сессии Олий Мажлиса, состоявшейся в феврале 1995 года, Президент Республики Узбекистан И.А. Каримов особо подчеркнул: “Не будем забывать о том, что исламская религия – это религия наших отцов и дедов, что для нас она и вера, и нравственность, и совесть, и просвещение. Это просвещение наши люди принимают и следуют хорошим заветам. Они стараются быть добрыми и милосердными, совестливыми и честными”.

Он также отметил, что если мы хотим построить справедливое государство, свободное общество, мы должны помнить о том, что пути осуществления этой благородной цели совпадают с религиозными тысячелетними убеждениями.

Уверен, что учебник “Исламское право”, авторами которого являются специалисты со знанием арабского и английского языков - доктор юридических наук Аъзамжон Рахманов и кандидат юридических наук Абдумухтор Рахманов, - будет с интересом встречен правоведами и политологами, исламоведами и историками, студентами и аспирантами, всеми, кто интересуется исламским правом и исламско-правовой культурой.

В целях бережного сохранения богатого духовного и культурного наследия священной веры нашего народа – исламской религии, в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 7 апреля 1999 года в нашей стране создан Ташкентский Исламский Университет. Цели, которые преследует это высшее учебное заведение, организованное при Кабинете Министров Республики Узбекистан: глубокое и всестороннее изучение, анализ и развитие в современном духе идей и научных изысканий великих учёных, родившихся и выросших в нашем краю; проведение научно-теоретических исследований в этой области; обеспечение подготовки кадров квалифицированных специалистов на уровне современных требований, создание для них необходимых условий; повышение религиозной грамотности народа посредством распространения знаний, полученных на основе исследований уникальных источников, унаследованных от наших предков.

Выход в свет учебника “Исламское право” является результатом научного поиска двух узбекских исследователей– правоведов, сумевших на основе изучения источников на арабском языке расширить и углубить наши знания в области исламского права. Данная книга является многогранным, комплексным исследованием, состоящим из семнадцати глав. В первой главе “Религии и международное право” авторы дают определение понятия “мировые религии” и показывают их роль в международных отношениях и дипломатии. В остальных шестнадцати главах авторы сосредоточили свое внимание на таких основополагающих вопросах, как миссия Пророка Мухаммада (САВ), источники исламского права, основные направления и мазхабы (школы) исламского права, становление и развитие основных институтов исламского права в Моварауннахре (VIII – XIII в.в.).

Исследование источников исламского права авторы начинают с Корана. Этой Священной книге мусульман более XIII веков. Свыше миллиарда человек на Земном шаре относятся к ней с благоговением, держат её дома на самом почётном месте, прикасаются к ней только после ритуального очищения. Понять без Корана духовную жизнь, культуру, обычаи мусульман, в том числе и в нашей стране, невозможно. Религия ислам воздвигла понятие мира на пьедестал как свою главную идею и важный девиз. Само слово “ислам” корнем происходит от понятия “силм” и имеет значение “мир”.

Ислам является религией мира и дружбы. Кроме того, понятие мира является одной из основных тем Священного Корана. Аллах в своём послании говорит: “Эй, верующие! Все вы идите по пути полного мира и покорности”. “Сотрудничайте на пути добра и милосердия, не сотрудничайте на пути греха и вражды”.

Тема мира занимает важное место и в хадисах (изречениях) Пророка Мухаммада (САВ), в которых он указал путь счастливой жизни для человечества. В них ясно определены пути достижения мира и стабильности. Великий пророк Всевышнего, описывая мир как великий дар Аллаха, говорил так: “Мир и спокойствие – два великих дара, которых многие люди лишены”.

Согласно исламскому учению, нормативы религиозного культа и догматики рассматриваются как неизменный, верный и, безусловно, обязательный Божественный закон. Мусульманское право (ал-Фикх) и его законоведение (шариат) представляются как результат рационального творчества факихов, переводивших Коран, Сунну и хадисы на практические юридические нормативы.

Авторы показывают, что ал-Фикх, или мусульманское право, делится на две части: первая указывает последователям ислама, какой должна быть их линия поведения по отношению к себе подобным (муамалат); вторая предписывает обязательства по отношению к Аллаху (ибадат).

Собственно шариат также можно делить на двуединые части – теологию, или принципы веры (акида), и право (ал-Фикх). В шариате освещаются с точки зрения ислама как светские, так и религиозные проблемы. В нем сведены в единую систему законы, регулирующие хозяйственную жизнь, нормы морали и этики, мусульманские обряды и праздники и многое другое, определяющее поведение верующих и порядок жизни всей мусульманской общины. В шариате подробно излагаются запреты, перечисляются дозволяемые, одобряемые и порицаемые поступки.

И муамалат, и ибадат, и акида являются предметом юридической науки в том виде, в каком она была определена и изучена различными мусульманскими правовыми школами (мазхабами). В пятой главе авторы дают подробную характеристику ханифитской, маликитской, шафиитской и ханбалитской школ.

В шестой главе подробно раскрывается процесс становления и развития основных институтов исламского права в Моварауннахре (VIII – XIII в.в.). Распространение ислама в Средней Азии и дальнейшая его эволюция с неизбежностью вели к взаимовлиянию и взаимопроникновению ислама, местных традиционных верований и культов, взаимодействию мусульманского и местного обычного права.

Создатели книги раскрывают вклад узбекских факихов и просветителей в развитие философии просвещенного ислама. Время саманидов породило таких гигантов мысли, как Абу Наср Фараби, Абу Али ибн Сина, Абу Райхан Беруни, Мусо аль-Хоразми и других. В книге показано значение титанического труда Имама Исмаила аль-Бухари – великого собирателя хадисов, правотворчества Бурханиддина Маргинони – выдающегося факиха, творца шедевра правовой мысли мусульман “ал-Хидоя”.

В последующих главах авторы учебника анализируют основные положения канонического шариата – собственно мусульманского права и общих положений, регулирующих отношения собственности (в первую очередь земельной), налоговую систему, ремёсла, торговлю и финансы, а также систему запретов в исламе, семейную жизнь, обряды и праздники. Все это позволяет им раскрыть сущность шариата, проследить его эволюцию в процессе исторического развития.

Не обошли авторы вниманием и современное состояние мусульманского права. Глава шестнадцатая “Права человека в международном и мусульманском праве” посвящена вопросам имплементации международных соглашений по правам человека в арабском мире (гражданские и политические права), статуса личности и прав человека по исламскому праву.

В семнадцатой главе – “Исламское право в современном мире” - показано, как выглядит исламское право на правовой карте мира, исследуются современное право Узбекистана и традиции просвещенного ислама. На их взгляд, в период кардинальных реформ во всех сферах жизни суверенного Узбекистана, перевода экономики на рельсы рыночных отношений, построения светского, демократического, правового государства и формирования гражданского общества в нашей стране и в Центральноазиатском регионе создаётся весьма сложная социально-правовая обстановка. Несомненно, знание юридических, религиозных и обычных прав может привести в этих условиях к положительным последствиям в общественных и семейно-бытовых отношениях. Все это требует не только расширения и углубления научных знаний, исследований в области исламского права, но и осмысления традиционных форм законов и установлений, сложившихся в Туркестане.

В современных условиях традиции и правила шариата сохраняются и активизируются в мусульманских странах. Исламские духовно-культурные ценности, шариатские законы не только полностью сохраняют своё значение, но и играют всё более важную роль в развитии мусульманской цивилизации, укреплении мусульманского государства, в жизни мусульманского общества.

Особо стоит подчеркнуть, что исламское право, неоднократно испытывавшее зарубежное влияние, тем не менее остается самостоятельной правовой системой, оказывающей воздействие на миллиардную массу людей, вносящей свой вклад в развитие мировой правовой культуры.

Исламское право никогда не исчерпывалось чисто догматическими и культурными вопросами, предопределяющими внутренний мир мусульманина, его нравственность, религиозную совесть. Не меньшее, а может быть, большее значение в ней уделяется проблемам повседневной жизни, поведению мусульман в их отношениях между собой, с властью и иноверцами. Ведь ислам характеризуется не только определенной идеологией, религиозно-этическим учением, но и не в последнюю очередь особой культурой, цивилизацией.

Немаловажно, что учебник “Исламское право” написан простым, доходчивым языком, снабжён необходимыми таблицами и словарём для уяснения сложных терминов и формулировок.

 

Неъматилла ИБРАГИМОВ,

профессор, академик АН Республики Узбекистан.


 

ПРЕДИСЛОВИЕ

На протяжении многих столетий традиционные юридические и нравственные нормы поведения значительного числа народов Азии и Африки тесно связаны и обусловлены исламом и его правом. Под его влиянием находились все сферы социально-правовой, семейно-бытовой и даже личной жизни миллионов людей.

Ведь не зря на первой сессии Олий Мажлиса, состоявшейся в феврале 1995 года, Президент Республики Узбекистан И.А. Каримов особо подчеркнул: “Не будем забывать о том, что исламская религия – это религия наших отцов и дедов, что для нас она и вера, и нравственность, и совесть, и просвещение. Это просвещение наши люди принимают и следуют хорошим заветам. Они стараются быть добрыми и милосердными, совестливыми и честными”.

Он также отметил, что если мы хотим построить справедливое государство, свободное общество, мы должны помнить о том, что пути осуществления этой благородной цели совпадают с религиозными тысячелетними убеждениями.

Уверен, что учебник “Исламское право”, авторами которого являются специалисты со знанием арабского и английского языков - доктор юридических наук Аъзамжон Рахманов и кандидат юридических наук Абдумухтор Рахманов, - будет с интересом встречен правоведами и политологами, исламоведами и историками, студентами и аспирантами, всеми, кто интересуется исламским правом и исламско-правовой культурой.

В целях бережного сохранения богатого духовного и культурного наследия священной веры нашего народа – исламской религии, в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 7 апреля 1999 года в нашей стране создан Ташкентский Исламский Университет. Цели, которые преследует это высшее учебное заведение, организованное при Кабинете Министров Республики Узбекистан: глубокое и всестороннее изучение, анализ и развитие в современном духе идей и научных изысканий великих учёных, родившихся и выросших в нашем краю; проведение научно-теоретических исследований в этой области; обеспечение подготовки кадров квалифицированных специалистов на уровне современных требований, создание для них необходимых условий; повышение религиозной грамотности народа посредством распространения знаний, полученных на основе исследований уникальных источников, унаследованных от наших предков.

Выход в свет учебника “Исламское право” является результатом научного поиска двух узбекских исследователей– правоведов, сумевших на основе изучения источников на арабском языке расширить и углубить наши знания в области исламского права. Данная книга является многогранным, комплексным исследованием, состоящим из семнадцати глав. В первой главе “Религии и международное право” авторы дают определение понятия “мировые религии” и показывают их роль в международных отношениях и дипломатии. В остальных шестнадцати главах авторы сосредоточили свое внимание на таких основополагающих вопросах, как миссия Пророка Мухаммада (САВ), источники исламского права, основные направления и мазхабы (школы) исламского права, становление и развитие основных институтов исламского права в Моварауннахре (VIII – XIII в.в.).

Исследование источников исламского права авторы начинают с Корана. Этой Священной книге мусульман более XIII веков. Свыше миллиарда человек на Земном шаре относятся к ней с благоговением, держат её дома на самом почётном месте, прикасаются к ней только после ритуального очищения. Понять без Корана духовную жизнь, культуру, обычаи мусульман, в том числе и в нашей стране, невозможно. Религия ислам воздвигла понятие мира на пьедестал как свою главную идею и важный девиз. Само слово “ислам” корнем происходит от понятия “силм” и имеет значение “мир”.

Ислам является религией мира и дружбы. Кроме того, понятие мира является одной из основных тем Священного Корана. Аллах в своём послании говорит: “Эй, верующие! Все вы идите по пути полного мира и покорности”. “Сотрудничайте на пути добра и милосердия, не сотрудничайте на пути греха и вражды”.

Тема мира занимает важное место и в хадисах (изречениях) Пророка Мухаммада (САВ), в которых он указал путь счастливой жизни для человечества. В них ясно определены пути достижения мира и стабильности. Великий пророк Всевышнего, описывая мир как великий дар Аллаха, говорил так: “Мир и спокойствие – два великих дара, которых многие люди лишены”.

Согласно исламскому учению, нормативы религиозного культа и догматики рассматриваются как неизменный, верный и, безусловно, обязательный Божественный закон. Мусульманское право (ал-Фикх) и его законоведение (шариат) представляются как результат рационального творчества факихов, переводивших Коран, Сунну и хадисы на практические юридические нормативы.

Авторы показывают, что ал-Фикх, или мусульманское право, делится на две части: первая указывает последователям ислама, какой должна быть их линия поведения по отношению к себе подобным (муамалат); вторая предписывает обязательства по отношению к Аллаху (ибадат).

Собственно шариат также можно делить на двуединые части – теологию, или принципы веры (акида), и право (ал-Фикх). В шариате освещаются с точки зрения ислама как светские, так и религиозные проблемы. В нем сведены в единую систему законы, регулирующие хозяйственную жизнь, нормы морали и этики, мусульманские обряды и праздники и многое другое, определяющее поведение верующих и порядок жизни всей мусульманской общины. В шариате подробно излагаются запреты, перечисляются дозволяемые, одобряемые и порицаемые поступки.

И муамалат, и ибадат, и акида являются предметом юридической науки в том виде, в каком она была определена и изучена различными мусульманскими правовыми школами (мазхабами). В пятой главе авторы дают подробную характеристику ханифитской, маликитской, шафиитской и ханбалитской школ.

В шестой главе подробно раскрывается процесс становления и развития основных институтов исламского права в Моварауннахре (VIII – XIII в.в.). Распространение ислама в Средней Азии и дальнейшая его эволюция с неизбежностью вели к взаимовлиянию и взаимопроникновению ислама, местных традиционных верований и культов, взаимодействию мусульманского и местного обычного права.

Создатели книги раскрывают вклад узбекских факихов и просветителей в развитие философии просвещенного ислама. Время саманидов породило таких гигантов мысли, как Абу Наср Фараби, Абу Али ибн Сина, Абу Райхан Беруни, Мусо аль-Хоразми и других. В книге показано значение титанического труда Имама Исмаила аль-Бухари – великого собирателя хадисов, правотворчества Бурханиддина Маргинони – выдающегося факиха, творца шедевра правовой мысли мусульман “ал-Хидоя”.

В последующих главах авторы учебника анализируют основные положения канонического шариата – собственно мусульманского права и общих положений, регулирующих отношения собственности (в первую очередь земельной), налоговую систему, ремёсла, торговлю и финансы, а также систему запретов в исламе, семейную жизнь, обряды и праздники. Все это позволяет им раскрыть сущность шариата, проследить его эволюцию в процессе исторического развития.

Не обошли авторы вниманием и современное состояние мусульманского права. Глава шестнадцатая “Права человека в международном и мусульманском праве” посвящена вопросам имплементации международных соглашений по правам человека в арабском мире (гражданские и политические права), статуса личности и прав человека по исламскому праву.

В семнадцатой главе – “Исламское право в современном мире” - показано, как выглядит исламское право на правовой карте мира, исследуются современное право Узбекистана и традиции просвещенного ислама. На их взгляд, в период кардинальных реформ во всех сферах жизни суверенного Узбекистана, перевода экономики на рельсы рыночных отношений, построения светского, демократического, правового государства и формирования гражданского общества в нашей стране и в Центральноазиатском регионе создаётся весьма сложная социально-правовая обстановка. Несомненно, знание юридических, религиозных и обычных прав может привести в этих условиях к положительным последствиям в общественных и семейно-бытовых отношениях. Все это требует не только расширения и углубления научных знаний, исследований в области исламского права, но и осмысления традиционных форм законов и установлений, сложившихся в Туркестане.

В современных условиях традиции и правила шариата сохраняются и активизируются в мусульманских странах. Исламские духовно-культурные ценности, шариатские законы не только полностью сохраняют своё значение, но и играют всё более важную роль в развитии мусульманской цивилизации, укреплении мусульманского государства, в жизни мусульманского общества.

Особо стоит подчеркнуть, что исламское право, неоднократно испытывавшее зарубежное влияние, тем не менее остается самостоятельной правовой системой, оказывающей воздействие на миллиардную массу людей, вносящей свой вклад в развитие мировой правовой культуры.

Исламское право никогда не исчерпывалось чисто догматическими и культурными вопросами, предопределяющими внутренний мир мусульманина, его нравственность, религиозную совесть. Не меньшее, а может быть, большее значение в ней уделяется проблемам повседневной жизни, поведению мусульман в их отношениях между собой, с властью и иноверцами. Ведь ислам характеризуется не только определенной идеологией, религиозно-этическим учением, но и не в последнюю очередь особой культурой, цивилизацией.

Немаловажно, что учебник “Исламское право” написан простым, доходчивым языком, снабжён необходимыми таблицами и словарём для уяснения сложных терминов и формулировок.

 

Неъматилла ИБРАГИМОВ,

профессор, академик АН Республики Узбекистан.


 

 

ГЛАВА 1

РЕЛИГИЯ И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

1.1. Мировые религии и их роль в международных отношениях и дипломатии

Мировые религии – это религиозные конфессии, имеющие, в отличие от национальных религий, надгосударственный, наднациональный характер и отличающиеся масштабностью своего распространения в мире1 .

Предсказания атеистов об отмирании религии в ближайшем будущем не оправдались. Более того, конец XX – начало XXI вв. ознаменовались ростом интереса к религиям, усилением их влияния на жизнь людей, обществ, государств, на политику и международные и межнациональные отношения.

В современных международных отношениях все определеннее проявляет себя религиозный фактор, связанный с непосредственным участием в мировой политике различных религиозных объединений и организаций.

В основном они принадлежат к мировым религиям – буддизму, иудаизму, христианству и исламу.

Аль-Ислам («предание себя Богу» – арабск.) как социально-идеологическое явление, был не только историческим итогом развития обществ Аравии, но и одним из порождений общих процессов, характерных для всего Ближнего Востока в эпоху перехода его от древности к средневековью.

В чисто религиозном плане его рождение связано как с влиянием и развитием предшествовавших ему религий – буддизма, иудаизма, христианства и зороастризма, так и с эволюцией религиозного сознания жителей Аравии, со специфическими аравийскими формами синкретического монотеизма.

К V-VI вв. в Аравии распались древние государства, существовавшие в ее северных и южных районах – Набатия, Пальмира, Саба, частично Химйяр. Некоторые аравийские земли – на севере, востоке и юге – постепенно попадали под прямое управление соседних держав – Ирана, Византии, Эфиопии.

Распад многих основ древнего общества обострил все виды общественных противоречий, вел к разложению устоявшихся социальных связей, усилил конфликты между разными слоями общества, между племенами, между кочевниками и оседлыми.

Все это нашло отражение в обостренном чувстве неустроенности, в фатализме, которые пронизывали доисламскую арабскую жизнь. Это же стимулировало и духовные искания аравийцев, разочаровавшихся во многих старых богах.

Характерно, что именно в этот же период рождался новый мир Аравии. Складывались государства нового типа, построенные на динамичном соотношении оседлых и кочевников, в которых последние почти всегда главенствовали, – царства Лахмидов, Гассанидов, Киндитов, частично Химйар. Возникали новые союзы кочевых племен и жителей городов. Возвышались новые торгово-политические центры, к примеру, Мекка.

Шел процесс этнической и культурной консолидации и интеграции Аравии. Повсюду распространялись единый арабский язык, общая словесность, элементы общего самосознания. Усилился процесс перехода от родоплеменного строя к раннеклассовому.

Потребность в идеологическом обосновании политических, экономических и социальных перемен, стремление к их развитию породили во всех частях Аравии сходные друг с другом явления – политические движения, стремившиеся объединить племена и города, противостоять внешним врагам.

Во главе них становились люди, претендовавшие на прямую связь с божеством и обосновавшие свою деятельность «божественным вдохновением». Божество это представлялось им единым и единственным и называлось ар-Рахман или Аллах.

Оно «общалось» (прямо или через ангелов) со своими пророками в трансах. Искаженные сведения об этом пророческом движении сохранились в рассказах о «лжепророках», подражателях Мухаммада (САВ), – Мусайлиме, ал-Асваде, Саджах и других.

Ислам, пророческая деятельность Мухаммада (САВ) были частным и закономерным проявлением общих процессов.

Однако в идейном и политическом плане Мухаммад (САВ) был личностью исключительной, и это стало одной из причин того, что провинциальное хиджазское движение с идеологией, близкой иудео-христианским сектам, приобрело оригинальные черты, духовную и политическую мощь, сделавшую рождение Ислама одним из важнейших исторических событий.

Борьба с внешним врагом в Аравии постепенно переросла в ее политическое подчинение, сделав Ислам важным фактором в завершении процесса экономического, политического, этнического и культурного объединения Аравии. Динамика этой борьбы столкнула Мухаммада (САВ) с внешним миром – Византией и Ираном – и стимулировала дальнейшее развитие борьбы с ними и новой религии, и иного политического образования (умма - халифат).

Современный Ислам – вторая по численности последователей (после христианства) мировая религия. По приблизительным подсчетам, общая численность мусульман на Земном шаре достигла одного миллиарда человек (около девяноста процентов из них – это сунниты).

Более двух третей мусульман живет в Азии, составляя свыше 20 процентов населения этой части планеты, почти одна треть – в Африке (49 процентов населения континента). Из более чем 120 стран мира, в которых существуют мусульманские общины, в 35 мусульмане составляют большинство населения – свыше 80 процентов населения во всех странах Северной Африки, Западной Азии (за исключением Кипра, Ливана, Израиля), в Сенегале, Гамбии, Нигере, Сомали, Афганистане, Пакистане, Бангладеше, Индонезии и некоторых других.

В ряде стран Африки последователей Ислама насчитывается от половины до 80 процентов жителей; например, в Гвинее, Мали, Чаде, Судане. В Малайзии и Нигерии – почти половина, в других государствах – в Гвинее-Бисау, Камеруне, Буркина-Фасо, Сьерра-Леоне – они составляют влиятельное меньшинство.



2019-11-21 257 Обсуждений (0)
Имущественное и наследственное право находится в центре внимания мусульманского законодательства. 1 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Имущественное и наследственное право находится в центре внимания мусульманского законодательства. 1 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (257)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)