Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Имущественное и наследственное право находится в центре внимания мусульманского законодательства. 4 страница



2019-11-21 279 Обсуждений (0)
Имущественное и наследственное право находится в центре внимания мусульманского законодательства. 4 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




Разочаровавшись в Али как в вожде и объявив его согласие на третейский суд несовместимым с духом Ислама, 12 тысяч воинов покинули его лагерь. Это привело к расколу в лагере Али и выделению из числа его сторонников новой религиозно-политической группировки – хариджитов.

 

К сведению студентов:

Хариджиты (от араб. «хараджа» - «выступать», «отступившие») – самая ранняя в Исламе религиозно-политическая группировка, образовавшаяся в ходе борьбы за власть между Али и Муавией. В литературе хариджиты упоминаются и под другими названиями: шурат, марикуна, махаккима.

Источники называют более 20 хариджитских общин, действовавших в разное время и в разных краях халифата. Хариджиты признавали безусловную выборность главы религиозной общины – государства, не признавая никакого значения происхождению кандидата. В настоящее время хариджиты представлены лишь ибадитами в Омане и некоторых районах Северной Африки.

 

19 января 661 года при выходе из мечети Куфы Али был смертельно ранен хариджитом Ибн Мулджамом и через два дня скончался. По преданию, он похоронен под Куфой, где впоследствии возник г. Неджеф, ставший шиитской святыней.

Муавия решил не упустить выпавший шанс самому стать халифом. Сын Али, Хасан, согласился отказаться от своих прав и был удовлетворен денежным содержанием. Второй сын Али, Хусейн, согласился отложить свои требования до смерти Муавии.

Муавия решил не переезжать в Медину, и столицей мусульманского мира стал Дамаск. На смертном одре своим преемником вместо Хусейна он назначил своего сына Йазида (Язида).

Хариджиты, как и следовало ожидать, не приняли Йазида и образовали Шиат Али (партию сторонников Али и его потомков). Шиитское возмущение вылилось в битву при Кербеле, во время которой Хусейн был убит.

После смерти Муавии власть в халифате стала наследственной. Первой династией была династия Омейядов. Ее сменила династия Аббасидов.

Ал-Аббасиййун (или бану ал-Аббас) – Аббасиды, вторая династия халифов (749 – 1258г.г.), прямых потомков ал-Аббаса бен Абд ал-Мутталиба бен Хашима (умер в 653г.), дядя пророка Мухаммада, который хотя и поздно принял Ислам, но будто бы помогал племяннику.

К X в. Аббасиды утратили политическую власть над значительной частью своих владений, но суннитские государи продолжали признавать их религиозный суверенитет и приезжали к ним за инвеститурой.

В борьбе Ислама с крестоносцами Аббасиды не играли организующей роли.

После уничтожения халифата монголами в 1258 г. мамлюкские правители Египта и Сирии сочли необходимым для придания авторитета своей власти найти потомка Аббасидов и признали его халифом, а себя – его вассалами. В 1368 году пресеклась и эта ветвь Аббасидов.

 

 

Контрольные вопросы

1. Основные вехи жизни Пророка Мухаммада (САВ).

2. Семья Пророка Мухаммада (САВ).

3. Возникновение Ислама.

4. Овладение Меккой и последнее паломничество Пророка Мухаммада (САВ).

5. Назовите имена четырех праведных халифов и каких взглядов они придерживались.

 

Литература

1. Абдулла Абдугани. Права и задачи мусульманства. – Т., «Адолат», 1993. (на узб.).

2. Кулаков А.Е. Религии мира: Пособие для учащихся. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997. – 352 с.

3. Максуд Р. Ислам / Пер. с англ. В.Новикова. – М.: ФАИР – Пресс, 2001. – 304 с.

4. Ирмияева Т.Ю. История мусульманского мира. От халифата до Блистательной Порты. – М.: Изд-во «Урал LTD», 2000. – 350 с.

5. Васильев Л.С. История религий Востока.: Учеб. пособие для студ. вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 1988. – 416 с.

6. Сафи ар-Рахман аль-Мубаракфури Мухаммад. Второе издание. – М.: Издательский дом «Бадр», 2001. – 324 с.


 

ГЛАВА 3

ИСЛАМСКОЕ ПРАВО – ЗАКОН ЖИЗНИ МУСУЛЬМАН

3.1. Предмет и задачи учебного курса «Исламское право». Структура и классификация отраслей исламского права

Исламское право характеризуется двумя взаимообусловленными особенностями:

1) религиозным происхождением;

2) тесной связью юридических предписаний с мусульманской догматикой (богословием), нравственными нормами, правилами культа, религиозными нормами ислама в целом.

Исламское право остается одной из крупных правовых систем современного мира и содержит нормы, регулирующие все основные сферы человеческих взаимоотношений (семья, общество, государство).

Большинство содержащихся в исламском праве норм считаются имеющими Божественное происхождение, а значит – вечными и неизменными. Поэтому теоретически они заменены нормативно-правовыми актами государства.

Мусульманские юристы (факихи) исходят из того, что в основополагающих источниках (Коран, сунна, иджма, кийас) имеются ответы абсолютно на все вопросы. Задача сводится лишь к тому, чтобы их найти. Они разработали разнообразные приемы извлечения новых норм для решения вопросов, не урегулированных прямо Кораном и Сунной.

Исламское право потому и смогло выполнить свою историческую миссию, что не сводилось к немногочисленным предписаниям Корана и Сунны, а опиралось на них в самых общих чертах как на свою идейно-теоретическую базу, черпая конкретное содержание из трудов факихов.

Таким образом, можно сделать вывод: наряду с Кораном, Сунной и судебно-нормативными решениями сподвижников Пророка Мухаммада (вынесенными индивидуально или на основе консенсуса) именно доктрина, вобрав в себя все так называемые рациональные источники, стала самостоятельным и ведущим источником (внешней формой) исламского права в юридическом смысле. Более того, именно в рамках доктрины была создана большая часть норм действующего исламского права.

Доктринальная разработка исламского права, затрудняя его систематизацию, вместе с тем, придавала ему известную гибкость, возможность развиваться. При этом роль факихов в этом процессе все время возрастала. На ранних стадиях своего генезиса мусульманско-правовая доктрина в основном занималась поисками конкретных правил поведения на основе толкования Корана и Сунны.

В дальнейшем мусульманско-правовая доктрина приступила к строгой систематизации рациональных приемов извлечения из них новых правовых норм. А еще позже сосредоточила основные усилия на разработке методологической и общетеоретической основы исламского права.

Основу исламского права составляет казуистический метод. За ним закрепилось название «ильм ал-фуруъ» или «масаа ил» (разбирательство дел). Дело в том, что развитие исламского права не шло по пути формулирования общих абстрактных норм, последовательной замены одних правил поведения другими или же придания общеобязательной силы конкретным судебным решениям.

Особенностью структуры исламского права является то, что все выводы одной школы, содержащиеся в канонизированных трудах юристов, признаются в равной степени действительными, хотя и могут противоречить друг другу. Прямая отмена пережиточных норм, пусть даже не соответствующих новым общественным потребностям, теоретически не допускалась в рамках шариата как религиозно-правовой системы.

В этих условиях со временем исламское право превратилось в собрание огромного множества возникших в различных исторических ситуациях разнообразных норм, в большинстве случаев формально неопределенных. Причем положения данного толка были обязательны для судей и муфтиев, задача которых заключалась в выборе нужной нормы, исходя из «условий, места и времени».

Следует отметить, что исламское право давало широкий простор для судейского выбора. Не случайно вплоть до настоящего времени при закреплении его норм в современном законодательстве сохраняется возможность выбирать из множества противоречивых предписаний те, которые наилучшим способом отвечают интересам социально-политических сил, стоящих у власти в той или иной мусульманской стране.

По содержанию все нормы исламского права принято подразделять на две основные группы. Первая включает предписания, содержащие оценку того или иного поступка человека. В этом отношении все поступки исламское право делит на пять категорий:

1) обязательные;

2) рекомендуемые;

3) разрешаемые;

4) порицаемые;

5) запрещенные.

Ко второй группе относятся нормы, формулирующие правила поведения в определенных ситуациях, а также определяющие условия и последствия деяний.

Классификация отраслей исламского права была разработана его доктриной, которая выделяет среди основных из них:

- право личного статуса (регулирующие брачно-семейные, наследственные и некоторые иные примыкающие к ним отношения);

- деликтное (уголовное) право;

- гражданское право;

- так называемые «властные нормы» (охватывающие государственное, административное и финансовое право.).

На наш взгляд, исламское право в целом – это в значительной мере частное право, исторически возникшее из отношений собственности, обмена, личных неимущественных связей. Главное место в нем занимают правила поведения, ориентирующиеся на религиозно-нравственные принципы и критерии. Наверное, закономерно, что особую и наиболее развитую отрасль представляет собой право личного статуса.

По мнению ряда исследователей, казуальный характер большинства норм мусульманского права свидетельствует не о его слабости или недоразвитости, а, наоборот, делает его свободным от существенного недостатка, характерного для “современного” законодательства, и проявляющееся в том, что последнее закрепляет в основном предельно абстрактные унифицированные правила поведения1 .

В отличие от него, исламское право гарантирует максимальный учет индивидуальных особенностей лица в особых обстоятельствах каждого конфликта и, тем самым, обеспечивает большую справедливость. Ведь судья при рассмотрении дела вправе выбрать наиболее подходящее решение из множества разнообразных, а, порой, и противоречивых правил. Причем при коллизии норм он, как правило, применяет ту, которая более выгодна мусульманину.

Как бы то ни было, но исламское право является самостоятельной правовой системой (семьей) с присущими ей правовыми принципами, конструкциями и методами регулирования, которые могут применяться в разных социально-политических условиях.

Исламское право – сложное социальное явление, имеющее долгую историю своего развития. Будучи тесно связанным с религией ислама, исламское право не сливается с ней и может рассматриваться как самостоятельная правовая система.

Исследование исламского права представляет для правоведения не только исторический, но и теоретический интерес. Ислам и исламское право – предмет изучения многих отраслей обществоведения. Каждая из них исследует эту проблему в соответствии со своими целями. Естественно, считает доктор юридических наук, проф. А.Х. Саидов, и юридическая наука изучает исламское право в определенном аспекте.

Для общей теории государства и права – ведущей отрасли юриспруденции – предметом исследования являются:

- общие закономерности возникновения и развития исламского права;

- социальная сущность власти в мусульманских государствах;

- особенности их формы правления и государственного устройства;

- природа, источники и школы мусульманского права;

- его структура и основные институты и отрасли;

- характерные черты национального права современных мусульманских стран2 .

Говоря о предмете «Исламское право», необходимо всегда анализировать общие и принципиальные отличия исламского права от науки права других стран. Всегда надо иметь в виду, что все мусульмане имеют общий законодательный кодекс – шариат, который одинаково применяется в их жизни.

Каждому желающему ознакомиться с основами исламского права, следует, прежде всего, иметь в виду, что понятие и принципы современной европейской науки о праве не приложимы к исламской системе законодательства.

 

3.2. Соотношение исламского права с религиозной системой

Те ученые юристы, которые исследуют мусульманское право, обычно обращают внимание на две его характерные и взаимообусловленные особенности:

1) На религиозное происхождение – Божественную природу;

2) На тесную, неразрывную связь юридических предписаний с мусульманской догматикой – богословием, нравственными нормами, правилами культа, религиозными нормами Ислама в целом.

Строгие научные критерии требуют, чтобы первое слово в любых рассуждениях относительно мусульманского права принадлежало самим последователям Ислама. Причем, первое слово должно предоставляться факихам – знатокам мусульманского права, специально изучающим это явление. Ведь сказано в Коране:

 

«И до тебя Мы посылали только людей, которым внушали; спросите же людей, напоминания, если вы сами не знаете!».

 

(Коран, сура «Пророки» («Анбиё»), аят 7).

 

Исламская традиция связывает понятие шариата с использованием данного термина в Коране для обозначения начертанного Аллахом пути, идя которым правоверный достигает нравственного очищения и самосовершенства, мирского благополучия и может попасть в рай.

Например, в обращении Аллаха к человеку:

 

«Потом Мы устроили тебя на прямом пути повеления. Следуй же по нему и не следуй страстям тех, которые не знают!».

 

(Коран, сура «Коленопреклоненная» («Жосия»), аят 17(18).

Словосочетание «прямой путь» соответствует слову «шариат». Общий смысл данного понятия становится яснее, если учесть его происхождение от корня «ша-ра-а», который неоднократно встречается в Коране в значении узаконивать, предписывать что-либо как обязательное:

 

«Он узаконил для вас в религии то, что завещал Нуху, что открыли мы тебе и что завешали Ибрахиму, и Мусе, и Исе: «Держите прямо веру, и не разделяйтесь в ней!».

 

 

(Коран, сура «Совет» («Шуро»), аят 11(13)).

 

«Или у них есть сотоварищи, которые узаконили им в религии то, чего не дозволял Аллах? Если бы не слово решения, то было бы между ними решено. Поистине, для несправедливых наказание мучительное!».

 

(Коран, сура «Совет» («Шуро»), аят 20(21)).

 

Отсюда вывод: источниками шариата выступают Коран и Сунна – собрание преданий (хадисов) о поступках и высказываниях Пророка Мухаммада, в которых воплощено Божественное откровение.

Одновременно в исламской литературе утвердилось общее определение шариата как совокупности обращенных к людям предписаний, установленных Аллахом и переданных им через Пророка.

Известный востоковед В.В. Бартольд в свое время очень точно подметил: «Христианин, чтобы исполнить требования своей веры, должен забыть себя ради Бога и ближнего; от мусульманина его закон требует, чтобы он среди своих дел не забывал ни Бога, ни ближнего, завершал в положенное время молитвенный обряд и отдавал часть своего имущества в пользу бедных»1.

Действительно, шариат никогда не исчерпывался чисто догматическими и культовыми вопросами, предопределяющими внутренний мир мусульманина, его религиозную совесть. Не меньшее, а скорее даже большее значение в нем уделяется проблемам повседневной жизни, поведению мусульман в их отношениях между собой, с властью и иноверцами.

Ислам является не только определенной идеологией, религиозно-этическим учением, но и не в последнюю очередь особой культурой, цивилизацией.

Он нацелен как на решение догматических и культовых вопросов регулирования поведения мусульман – верующих и одновременно просто людей, так и на формирование образа их жизни в целом.

«Ислам, – подчеркивает Р. Давид, – эта религия закона, а мусульманское право имеет не рациональную, а религиозную, Божественную, природу»1 .

На наш взгляд, универсальный характер Ислама наглядно проявляется в шариате, содержание которого, однако, неодинаково трактуется различными течениями исламской мысли и мусульманско-правовыми школами. Преобладает точка зрения, в соответствии с которой шариат включает три основных части:

1) религиозную догматику;

2) исламскую этику;

3) так называемые практические нормы.

Практические нормы в свою очередь делятся на культовые предписания, устанавливающие порядок исполнения религиозных обязанностей, и нормы, регулирующие все иные стороны поведения мусульман, их светские правоотношения.

Безусловно, при рассмотрении шариата в центре внимания может оказаться тот или иной элемент его содержания. Так, акцент на догматику и этику высветит характер шариата как религиозно-этического учения, обращенного к совести мусульманина, к внутреннему миру верующего.

Анализ же входящих в состав шариата правил поведения позволит представить его в качестве всеобъемлющей системы социально-нормативного регулирования. При этом следует подчеркнуть, что нормативная сторона - это не просто некое дополнение к исламской догматике и этике, а в практическом отношении его важная часть, своего рода стержень.

Видимо, не случайно некоторые авторитетные исследователи полагают, что собственно теология занимает в шариате даже подчиненное положение по отношению к праву2, либо вообще относят к шариату лишь предписания, регулирующие внешнее поведение человека и прямо не касающиеся его религиозной совести и внутренней мотивации поступков.

Все обратившиеся в Ислам подвергаются действию мусульманского права, которое прежде всего регулирует выполнение религиозных обрядов (молитва, омовение, паломничество, пост) каждым мусульманином. Последователь Ислама обязан соблюдать многочисленные предписания, касающиеся мельчайших деталей формального богопочитания.

В религиозно-обрядовой жизни каждого мусульманина соответствующие предписания мусульманского права, безусловно и безоговорочно обязательны.

«Ислам обязал верующего не только следовать собственно религиозным нормам поведения, то есть исповедовать взгляды, диктуемые вероучением, и отправлять определенные обряды, – заключают отечественные юристы Г. Неклесса и К. Эргашев, – но в своем практическом поведении, во взаимоотношениях людей, следовать правовым нормам, устанавливаемым религией»1.

Догматические постулаты и нравственные требования Ислама веками практически не менялись и мало зависят от особенностей различных районов его распространения. Они исчерпывающим образом изложены в авторитетных источниках, обращены лишь к мусульманам и предстают в их глазах вечными.

Становление мусульманина включает в себя состояние, известное как ихсан. Ихсан – слово “ихсан” образовано от глагола “ахсана” - делать что-либо хорошо; совершать благодеяние; делать добро (кому-либо). В Коране и Сунне “ихсан” понимается как искренность (чистосердечие), проявляемая человеком при исполнении им своих религиозных обязанностей и противопоставляемая всему показному. Большинство людей, уверовавших однажды в существование Аллаха, быстро развивают таква, или «богосознание», блогочестие. Отныне в их жизни буквально все меняется, ибо утвердившись в таква, они обретают вожделенную цель: угождать Всевидящему Аллаху, от которого невозможно скрыть даже самые потаенные, невысказанные мысли.

Для мусульманина естественно и неоспоримо бытие Единого Бога. Это основная концепция Ислама известна как таухид, или «единственность», что богословской терминологии обозначается словом «монотеизм» (вера в Единого Бога).

«Нет Бога кроме Аллаха». Мусульмане полагают, что если Бог является первопричиной, Твердой и Высочайшей Силой Вселенной, то это значит, что по определению Он может быть только Единым. В мире не существует ничего, подобного Богу, и ничто не может сравниться с Ним.

 

«Скажи: Он Аллах – един, Аллах вечный; не родил и не был рожден, и не был Ему равным ни один»

 

(Коран, сура «Очищение (веры)» («Ихлос»), аяты 1-4).

 

Любовь и сострадание Аллаха – наиболее важный аспект. Аллах является не только Творцом, Он еще и Судья. Вечная судьба живого существа лежит в Его руках. К счастью, правосудие Аллаха не похоже на суд людей, знания которых несовершенны, добродетели которых порой сомнительны. Богу известны любая мысль, любой мотив, любое влияние, воздействующее на человека.

О милосердии Аллаха постоянно говорится в Коране и в хадисах.

 

«О сын Адама – обращайся ко Мне и проси у Меня, и Я прощу тебе все содеянное тобой…

Явись ко Мне, изнемогая под непосильным бременем грехов, и предстань предо Мной, не придавая Мне сотоварищей – и Я прощу тебя в равной мере».

 

(Хадис Ахмада Термизи)

 

Соответственно и от мусульман ожидается готовность прощать тех, кто погрешил против них, обращаться с ними милосердно и «покрывать» их ошибки:

 

«По милосердию от Аллаха ты смягчился к ним; а если бы ты был грубым, с жестоким сердцем, то они бы рассеялись от тебя. Извини же их и попроси им прощения и советуйся с ними о деле. А когда ты решился, то положись на Аллаха – поистине, Аллах любит полагающихся!»

 

(Коран, сура «Семейство Имрана» («Оли Имрон»), аят 153/159).

В Исламе жизнь не рассматривается как нечто случайное и бессмысленное, но считается испытанием, приготовляющим к жизни грядущей. Какие бы обстоятельства не обрушились на мусульманина, он должен терпеливо принимать выпавшие ему беды, пребывать в твердости, оставаться спокойным, сохранять веру и исполнять все, возложенное на него Аллахом.

Если мусульманин обязан служить Господу и исполнять волю Его, то обязанность Господа – ясно объяснить, в чем состоит эта воля, чтобы мусульманин не впал в заблуждение. Рисала и является таким каналом, связующим мусульман с Аллахом.

Мусульмане верят, что человеческая душа живет на Земле единожды и после смерти предстанет на Судный день, чтобы выслушать окончательный приговор на пребывание либо в Раю, либо в Аду (Джаннат и Джаханнам).

Ислам учит, что Аллах не желает никого посылать в Ад, и только те люди обречены на пребывание в Аду, которые упорствуют в совершении злых поступков, не собираются каяться в своих прегрешениях и считают Божью истину ложью.

Мусульмане верят, что Вселенная находится под управлением и наблюдением Бога, следовательно, ничто не может произойти без Его соизволения.

Важным понятием в Исламе выступает понятие «Ибада» – «поклонение». Слово «ибада» происходит от слова «абад» и означает «раб» или «слуга». Следовательно, ибада – это служение Аллаху или поклонение Ему. В основе своей, это то, что мусульмане понимают как Богопочитание.

Мусульманское богопочитание начинается с понятия «ихсан». Состояние ихсана свидетельствует о том, что человек действительно старается совершить осознанные усилия к вхождению в общение с Аллахом. Осознание Аллаха (известное также как таква), ведет к углублению понимания важности и значимости дара человеческой жизни и к желанию как можно лучше распорядиться этим даром.

Для мусульман повышенный интерес вызывают понятия «иман», «амал», «джихад». Слово «иман» означает «вера». Пророк как-то ответил, что «иман» означает веру в Бога, Его ангелов, Его Писание, Его пророков, в Судный день и в воздаяние за добро и зло.

«Амал» означает «действие». Для мусульман академическое теоретизирование и доктрины абсолютно бессмысленны, если их нельзя перевести в сферу практической жизни. Главное назначение Ислама состоит в покорности Аллаху и в направлении человеческой жизни на тщательнейшее использование Его воли.

Понятие «амал» можно разделить на две категории:

- первая состоит из подчинения распоряжениям Аллаха в практике пяти дисциплин, известных как пять «столпов»;

- вторая категория заключается в тщательном следовании на всем протяжении жизненного пути Сунне Пророка, и стремлении, чтобы всякое действие совершалось во славу Божию.

«Джихад» означает «усердие». Естественно, это понятие может иметь и «военный подтекст», но истинный джихад – это битва против того, что мусульмане называют словом «дунья» (буквально «мир»).

Мир, будучи творением Бога, сам по себе не зол, но в нем присутствуют некоторые аспекты материального существования, прямо противоположные воле Бога.

Амр бин Ауф запечатлел:

 

«Не бедность ваша страшит меня, но то, что можете вы возжелать мира, как другие до вас возжелали его – и разрушит он вас, как и тех, что были прежде вас».

(Хадис Имама аль-Бухари).

 

Самым опасным заблуждением является себялюбие. Наше «я» - творение Аллаха и его следует любить, лелеять, заботиться о нем и уважать. Но когда люди становятся себялюбивыми, то собственные низменные желания увлекают их с путей праведной жизни, а любовь к себе приобретает некую форму ширк (многобожия).

Самолюбивые люди поклоняются, прежде всего, сами себе, а не Богу; они всегда озабочены только собственной персоной, пренебрегая своими обязанностями по отношении к Богу, которые, в общем, выражаются нашей любовью и милосердием по отношению к другим – будь то люди или животные.

Таким образом, дунья манит слабых людей наживкой их мирских страстей и роскоши, отвращая их от праведной жизни и делая жадными, жестокими, трусливыми, заносчивыми. Джихад и является борьбой против этого соблазна.

«И жизнь (ваша) в этом мире – забава легкая да тщета, и лишь в приюте будущего мира – истинная жизнь. О, если б они это знали!».

 

(Коран, сура «Паук» («Анкабут»), аят 64).

 

По этому поводу приведем один из хадисов Пророка:

 

«Богатство – сладостно, оно источник благословения тем, кто получил его нежданно; но те, кто ищет его из жадности своей, подобны людям, которые едят, но никогда не насыщаются».

 

(Хадис Имама аль-Бухари).

 

В совокупности своей понятия ихсана, имана, амала и джихада и составляют мусульманскую концепцию ибады – поклонения Аллаху.

А теперь перейдем к исследованию пяти столпов (заповедей) Ислама.

Первым столпом Ислама является Шахада, или свидетельство веры. Это простое свидетельство состоит из двух частей: нет Бога кроме Аллаха, и Мухаммад (да прибудет с Ним мир) – Пророк Его, и происходит от глагола «ашхаду», что означает «я заявляю» или «я свидетельствую».

По-арабски это звучит так: «Ашхаду ан ля Иляха илля Ллаху ва Мухаммадун Расулу Ллахи».

Люди, провозгласившие об этом и истинно уверовавшее в это всем сердцем своим, становятся мусульманами.

Принятие веры не ограничивается только лишь словами, оно влечет за собой существенные перемены. Принявшие Ислам полностью отказываются от продуктов из свинины, всяких животных продуктов, которые не разрешены (харам), алкоголя, от посещений баров и ресторанов, нескромных одеяний и т.д.

Им также следует избавиться от заносчивости, себялюбия, лживости и многих других слабостей своего характера.

Шахада используется также и для призыва на молитву пять раз в день. Если при мечети есть минарет, то на него подымается человек-муэдзин, - и громко провозглашает:

 

Аллаху Акбар! (четырежды).

Ашхаду ан ля иляха илля Ллаху (дважды).

Ашхаду анна Мухаммадун Расулу Ллахи (дважды)

Хаййя аля с-салят (дважды)

Хаййя аля ль-фалях (дважды).

Аллаху акбар! (дважды)

Ля иляха илля Ллаху (единожды)

 

По-русски эти слова означают

Аллах – самый великий

Свидетельствую, нет Бога кроме Аллаха.

Свидетельствую, и Мухаммад – Пророк Его.

Собирайтесь на молитву!

Ищите спасения!

Аллах – самый великий

Нет бога, кроме Аллаха!

 

Призыв на молитву называется азан. Он предоставляет мусульманам, собирающимся в мечеть, время, чтобы подготовиться к этому событию. До непосредственного начала молитв перед общиной провозглашается второй призыв, называемый икама.

В других случаях шахада, провозглашается при рождении ребенка, при утреннем пробуждении, при отправлении ко сну, и, по возможности, он же является последними словами умирающего.

Вторая заповедь – молитва «Салят».

 

«Совершайте молитву, давайте очистительную милостыню: что доброго предварительно сделаете вы для душ ваших, найдете то у Бога; потому что Бог видит, что делаете вы».

 

(Коран, сура «Корова» («Бакара»), аят 104).

 

Ибн Масуд запечатлел:

 

“Я спросил Посланника Аллаха (да пребудет с Ним мир): Которое из всех деяний наиболее любезно Богу? Он ответствовал: Совершать обязательные молитвы в установленное для них время”.

 

(Хадис Муслима).

 

Мусульманин молится пять раз в день – до восхода, в полдень, после обеда, на закате и вечером. К молитве мусульманин готовится, умывая голову, руки и ноги. “Пятикратная молитва подобна полноводной реке, протекающей у дверей любого из вас, кто купается в ней по пять раз в день”.

(Хадис Муслима).

Молитва выражает преклонение перед Богом и благодарность Ему. Она предназначена для всех мужчин и женщин. Молиться можно в любом незагрязненном месте, повернувшись в сторону Мекки. Мусульманин может молиться в одиночку или вместе с другими, но полуденную молитву в пятницу лучше проводить в сообществе верующих.

Молитва включает земной поклон, при котором лоб касается земли, эта поза выражает признание величие Аллаха.

Третья заповедь – милостыня: «Закят». Закят (по-арабски «очищение»).

Закят – это своего рода налог в пользу нуждающихся мусульман. В Коране милостыня связывается с набожностью, поскольку вера в Бога должна проявляться в добрых деяниях. Раз в год мусульманин выплачивает 2,5 процента своего капитала в качестве милостыни нуждающимся.



2019-11-21 279 Обсуждений (0)
Имущественное и наследственное право находится в центре внимания мусульманского законодательства. 4 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Имущественное и наследственное право находится в центре внимания мусульманского законодательства. 4 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (279)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)