Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Границы и методы государственного регулирования экономики



2019-11-21 214 Обсуждений (0)
Границы и методы государственного регулирования экономики 0.00 из 5.00 0 оценок




В рыночных условиях регулирование экономической сферы со стороны государства представляет собой целенаправленное воздействие правительства на обособленные секции рынка с помощью микроэкономических и макроэкономических регуляторов, с целью обеспечения равномерного роста всей экономической системы.

На практике рыночная экономическая система имеет свои провалы, на исправление которых и направленно регулирование со стороны государства экономической сферы: производство социальных благ; защита свободной конкуренции; сглаживание проявляющихся скачков на уровне макроэкономики; перераспределение доходов среди населения; нормативно-правовая база рыночной экономики; защита прав производителей и потребителей товаров и услуг[8].

Другими словами, государство стремится создать стабильную ситуацию внутри страны и улучшить функционирование рыночных механизмов с помощью своего вмешательства в экономическую сферу.

Но чтобы не допустить перегибов от вмешательства государства в рыночную система, необходимо определить ее пределы.

В первую очередь это те сферы общественной жизни и отрасли, где механизм рыночного саморегулирования начинает действовать неэффективно. Механизм рыночного регулирования способен через спрос удовлетворять только те потребности, имеющие выражение в денежной форме. Но также существуют и такие потребности, когда невозможно измерить их в денежной форме (национальная оборона, сеть коммуникаций и так далее).

Также обязанностью государства является справедливое распределение доходов населению. В случаях, когда в социуме есть люди, не владеющие ни капиталом, ни землёй, или люди, которые не трудоустроены, но являются трудоспособными (они не участвуют в деятельности рынка), к таким людям распределение доходов в условиях рынка недопустимо, и поэтому их содержанием должен заниматься государственный механизм. В указанной ситуации государство имеет законные полномочия, которые позволят вмешиваться в распределение доходов между членами социума.  Финансирование оборонной промышленности и всех связанных с ней научно-технических баз – это также одна из важнейшей задач, которая стоит перед государственным механизмом[9].

Методы государственного регулирования экономики условно можно разделить на прямые (административные) и косвенные (экономические).[10]. Ниже на рисунке 1 представлены методы государственного вмешательства в экономику, а именно прямые и косвенные.

Рис.1. Схема «Методы государственного вмешательства в экономику»

 

 

Экономические методы чаще всего преобладают над административными, но специалисты отмечают, как минимум, 5 областей экономики, где использование административных методов не просто предпочтительнее, а является обязательным[11].

Первая область касается прямого государственного контроля над монопольными рынками. Найти решение проблемы монополизации производственного процесса, используя лишь методы рынка в настоящее время, не является возможным, поэтому борьба с монополизаций рынка является одной из ключевых задач государства в экономической сфере.[12]

Вторая область экономики, где требует применение методы администрирования, обладает побочными эффектами, которые несут в себе рыночные процессы, а именно отрицательные последствия для не восполняемых ресурсов и состояния окружающей среды. Поэтому в этом направлении необходим процесс консервации определенных объемов национальных ресурсов, который осуществляет государство, а также запретить вредные для экологии и общества виды производственной деятельности, а также создание государственных заповедников.

Третья область, где прямые методы государственного регулирования экономической сферы необходимы, это разработка экологических и других национальных стандартов, которые гарантируют благоприятную жизнь населению (например, уровень радиации, загазованности, шума и так далее), с обязательным контроль со стороны государства за их соблюдением.

Четвертая область связана с определением и поддержанием минимально приемлемого уровня жизни населения, уровня благосостояния, ниже которого начинается уже нищета[13].

Пятая область - это деятельность государства по обеспечению защиты национальных интересов и системы внешнеэкономических связей через таможенные барьеры, лицензирование экспорта, государственный контроль по импортной политике.

Косвенное вмешательство в экономическую сферу, которое осуществляется государственным механизмом, подразумевает регулирование процессов контроля, инвестирования и иных мер воздействия на внешнюю и внутреннюю среду экономики с применением набора разнообразных инструментов государственной политики экономического характера. К основным косвенным методам по регулирования относятся:

1) фискальная политика, которая предоставляет возможность обеспечить полную занятость населения и получение антиинфляционного ВНП;

2) кредитная политика, которая включает меры по регулированию доступности условий кредита;

3) дефляционная политика представляет собой совокупность мероприятий, которые регулируют денежное обращение, направленная на сдерживание процесса инфляции, а также оздоровление платежного баланса;

4) инвестиционная политика, которая проводится в виде структурного и

объемного регулирования вложений инвестиций;

5) политика вмешательства со стороны государства в случаях необходимости во взаимоотношения между работодателем и наемным работником;

6) политика регулирования доходов (МРОТ, фиксированная цена и т.д.);

7) внешнеэкономическая политика, которая направлена, в частности, на регулирование обменным курсом денежной массы[14].

К отрицательным моментам, которые проявляются при применении административных методов, мы можно отнести, то, что они существенно ограничивают рамки свободного выбора решений, а также может свести свободу предпринимательства к нулю. Поэтому и необходимо, чтобы контроль не выходил за экономически обоснованные границы.

Что касается экономических методов, то они не в такой мере ограничивают свободу выбора производственных и других решений, как административные, они гораздо чаще расширяют свободу экономического характера. Но при этом среди инструментов по экономическому регулированию со стороны государства нет ни одного совершенного, который удовлетворял бы всем поставленным целям[15].

Каждый метод не идеален, так как обладает положительными и отрицательными сторонами, и поэтому может привести как к положительным эффектам, так и к отрицательным. Данное обстоятельство может оказать не позитивное влияние для иные сферы жизни общества. Именно поэтому государственный механизм применяет в своей деятельности 2 вида методов регулирования (административные и экономические), но и обязан их держать под контролем и своевременно останавливать негативные последствия.

 



2019-11-21 214 Обсуждений (0)
Границы и методы государственного регулирования экономики 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Границы и методы государственного регулирования экономики

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (214)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)