Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сущность Системы Правового Регулирования Пенсионного Обеспечения Граждан



2019-11-21 376 Обсуждений (0)
Сущность Системы Правового Регулирования Пенсионного Обеспечения Граждан 0.00 из 5.00 0 оценок




ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГРАЖДАН.

Сущность Системы Правового Регулирования Пенсионного Обеспечения Граждан

 

Право социального обеспечения – совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся между гражданами и органами социального обеспечения[1].

Предмет права социального обеспечения – это пенсионные отношения, отношения по обеспечению пособиями, по медицинскому обслуживанию, по социальному обслуживанию, предоставлению льгот, социальной помощи и социальной поддержке, а также тесно связанные с ними отношения по установлению фактов, имеющих юридическое значение, по предоставлению обеспечения, в связи с юридической ответственностью сторон этих отношений и по рассмотрению споров[2].

Социальное обеспечение всегда являлось и занимало одно из ключевых мест в жизни общества и государства. Оно непосредственно зависит от развития экономики и очень тесно связано с политической деятельностью и социальным благополучием человека и неработающего слоя населения. Социальное обеспечение направлено на материальное обеспечение определенной категории граждан из финансов государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае если произойдут события, которые государство признает социально значимыми с целью выровнять социальное положение граждан по сравнению с остальной частью общества. Выделяют некоторое количество критериев, в соответствии с которыми тот или иной вид обеспечения следует называть социальным.

Первый критерий – источник финансирований. На сегодняшний день финансирование социального обеспечения происходит благодаря внебюджетным фондам: Фонда социального страхования, Пенсионного Фонда, Фонда обязательного медицинского страхования, а также бюджетов различных уровней.

Второй критерий – круг лиц, которые подлежат обеспечению. Социальное обеспечение за счет общества предназначено не для всех граждан, так установлено государством. Это обеспечение осуществляется для определенной категории граждан, прописанной в законе.

Третий критерий – условия, по которым предоставляется обеспечение. Право на предоставление государством определенного вида обеспечения для определенной группы лиц возникает только при наступлении определенных обстоятельств, которые определены в законе (смерть, рождение ребенка, инвалидность, достижение определенного возраста и другое).

Четвертый критерий – цель предоставления обеспечения. Основной целью определенного вида обеспечения является выравнивание социального положения человека с остальным обществом.

Система права социального обеспечения делится на 2 части: общую и особенную.

Общая часть включает в себя: нормы, которые закрепляют права человека в области социального обеспечения; нормы, которые разграничивают компетенцию РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления в области социального обеспечения; нормы – принципы; нормы, которые устанавливают виды социальных рисков.

 Особенная часть состоит из: норм, которые регулируют предоставление пенсий; норм, которые регулируют предоставление пособий и прочих социальных выплат; норм, которые регулируют предоставление бесплатных и частично платных социальных услуг; норм, которые регулируют предоставление бесплатной медицинской помощи.

Общая часть состоит из таких институтов, как: субъекты права социального обеспечения; основания обеспечения и его виды; принципы права социального обеспечения.

Особенная часть состоит из институтов, которые имеют самостоятельный объект регулирования. К ним относят: трудовой стаж; пенсии; компенсационные выплаты; пособия; медицинская помощь и лечение; социальное обслуживание; различные льготы[3].

Субъектами, правоотношений, возникающих в связи с предоставлением того или иного вида, обеспечения в порядке обязательного социального страхования, могут быть только лица, подлежащие либо ранее подлежавшие обязательному (добровольному) социальному страхованию (или семья застрахованного). В этом случае необходима, следовательно, специальная правоспособность, которая возникает с момента начала уплаты страховых взносов в фонды социального страхования.

Виды субъектов права социального обеспечения. Прежде всего, к ним относятся физические лица — граждане, в том числе иностранные граждане и лица без гражданства, лица с двойным гражданством, за которыми закон признает право при наступлении соответствующих, обстоятельств стать субъектами правоотношений по социальному обеспечению, беженцы и вынужденные переселенцы, семья (при возникновению пенсионного правоотношения по случаю потери кормильца).

Другим субъектом правоотношений по социальному обеспечению выступает государственный орган, к компетенции которого отнесено осуществление социального обеспечения:

- органы социальной защиты населения, которые назначают и выплачивают пенсии и пособия, предоставляют услуги и т.п.;

- специальные пенсионные службы отдельных министерств и ведомств (например, прокураторы, Министерства юстиции РФ, Министерства обороны РФ, МВД РФ, ФСБ РФ и т.д.);

- органы здравоохранения (предоставление бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения и т.д.);

- органы народного образования (содержание детей, лишенных родительской опеки и попечительства, учреждения интернатского типа и т.д.)[4]

Под объектом материальных правоотношений по социальному обеспечению понимают конкретное благо, по поводу которого они возникают, то есть конкретный вид социального обеспечения. В процедурных правоотношениях объектом выступают действия - решение государственных органов о назначении конкретного вида социального обеспечения, без которого невозможна реализация материальных правоотношений.

Объектом материальных правоотношений является конкретное благо в виде выплат (пенсий, пособий, компенсаций и прочее), услуг или льгот. Причём льготы могут распространяться как на выплаты, так и на услуги.

 Каждый вид социального обеспечения (пенсии, пособия и др.) имеет ряд признаков, которые позволяют как отграничивать их от других выплат и услуг, не регулируемых нормами права социального обеспечения, так и проводить различия между ними. Существует три наиболее существенных признака пенсий:

Во-первых, они назначаются, когда лицо либо освобождается от обязанности трудиться, либо не может трудиться по состоянию здоровья, либо когда член семьи потерял кормильца и получает средства на содержание, имеющие алиментарное значение.

Во-вторых, источником выплат служит государственная казна или специальные фонды, созданные государством или при его содействии.

В-третьих, необходимым условием для предоставления пенсий является прошлая служба или иная деятельность.

Важное место в системе социального обеспечения принадлежит пособиям. Пособия имеют строго целевое назначение. Одни пособия назначаются с целью замещения утраченного по уважительной причине заработка:

- пособия по временной нетрудоспособности;

- пособия по беременности и родам;

- пособия по безработице.

Другие - с целью социальной поддержки:

- единовременное пособие при рождении ребёнка;

- ежемесячное пособие на ребёнка;

- единовременное пособие на погребение и др.

Продолжительность выплаты пособий ограничивается временными рамками. В зависимости от сроков выплаты пособия можно классифицировать как:

- единовременные;

- ежемесячные;

- периодические.

Как и пенсии, пособия предоставляются на безэквивалентной основе.

В последнее время система пособий динамично развивается. В частности, в связи с появлением безработицы введены пособия по безработице. Упорядочение системы государственных пособий для граждан, имеющих детей, привело к установлению нового вида пособий.

Учитывая вышеизложенное, пособия можно определить как выплаты, назначаемые в целях замещения утраченного заработка в размерах, соотносимых с ним, либо в целях оказания социальной поддержки в строго определённых законом случаях, как правило, в твёрдых размерах.

Также видом социального обеспечения являются компенсационные выплаты. Они могут служить основным источником средств существования, либо назначаться с учётом прожиточного минимума, совокупного дохода семьи и других обстоятельств. Компенсационные выплаты предоставляются:

а) неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за инвалидом 1-й группы либо престарелым, нуждающимся по заключению медицинского учреждения в постоянном постороннем уходе по заключению лечебного учреждения или достигшим 80 лет, а также за ребёнком-инвалидом в возрасте до 16 лет;

б) работникам, находящимся в отпусках без сохранения заработной платы в связи с вынужденным временным прекращением работы организации;

в) лицам, пострадавшим от радиационного воздействия;

г) пенсионерам в связи с ростом цен на потребительские товары и услуги и в некоторых других случаях[5].

Пенсио́нное обеспе́чение в Росси́и —форма материального (денежного) обеспечения граждан со стороны государства или иных субъектов в установленных законом случаях[6].

Пенсионное обеспечение осуществляется в Российской Федерации в форме обязательного и добровольного пенсионного страхования и затрагивает имущественные интересы всего населения. Особенностью организации данного вида страхования является участие в нем в качестве страховщиков как Пенсионного фонда Российской Федерации, так и негосударственных пенсионных фондов (НПФ), а также страховых организаций, имеющих лицензию на данный вид деятельности[7].

Система правового регулирования пенсионного обеспечения граждан является одним из самых сложных теоретических и практических вопросов современного права социального обеспечения.

Действующая в РФ пенсионная система предполагает наличие большого числа различного вида пенсий, которые можно классифицировать по различным основаниям.

Пенсия - регулярная денежная выплата (в расчете на месяц), которая производится в установленном законом порядке определенным категориям лиц из специальных фондов и других источников, предназначенных для этих целей.

В действующем пенсионном законодательстве нет общего определения понятия «пенсия».

В зависимости от того, кто устанавливает пенсии, все пенсии можно подразделить на два вида: государственные и негосударственные.

В свою очередь государственная система пенсионного обеспечения состоит из двух составляющих ее частей: государственное пенсионное обеспечение и государственное пенсионное страхование.

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению - ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении», и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации утраченного заработка гражданам из числа космонавтов или из числа работников летноиспытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет; либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.

Государственное пенсионное страхование - организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в РФ установлены ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ».

Данный Закон устанавливает, что обязательное пенсионное страхование осуществляется страховщиком, а именно Пенсионным фондом РФ, который является государственным учреждением.

Обязательное пенсионное страхование - система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения.

Государственные пенсии также можно классифицировать по различным основаниям:

По источнику финансирования все государственные пенсии можно разделить на два вида:

а) пенсии, выплачиваемые за счет средств Пенсионного фонда РФ;

б) пенсии, выплачиваемые за счет ассигнований из бюджетов различных уровней.

По отношению к труду и иной общественно полезной деятельности государственные пенсии делятся на два вида:

а) пенсии заработанные трудом - трудовые;

б) пенсии социальные, т.е. такие, которые назначаются вне связи с трудом.

В свою очередь, трудовые пенсии делятся на три вида:

- пенсия по старости,

- пенсия по инвалидности,

- пенсия по случаю потери кормильца

По кругу лиц, имеющих право на получение пенсии, можно назвать следующие виды государственных пенсий: пенсии лицам, работавшим на основании трудового договора; государственным служащим; судьям; инвалидам; лицам, проходившим военную службу; лицам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф; участникам Великой Отечественной войны; детям-сиротам и др.

По нормативным актам, на основании которых назначаются пенсии, государственные пенсии делятся на:

- пенсии, назначаемые на основании ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" от 15 декабря 2001г. N 166-ФЗ;

- пенсии, назначаемые на основании ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" от 17 декабря 2001г. N 173-ФЗ;

- пенсии, назначаемые на основании Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от 12.02.1993 №4468-1;

- пенсии, назначаемые на основании иных законов[8].

Пенсионный фонд Российской Федерации – это централизованный фонд государства, обеспечивающий формирование и распределение финансовых ресурсов в целях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации.

Пенсионный фонд Российской Федерации создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ и является самостоятельным финансово-кредитными учреждением.

Пенсионный фонд имеет огромное влияние на экономику страны, так как его главная цель – обеспечить заработанный человеком уровень жизненных благ путем перераспределения средств во времени и в пространстве. Где бы человек ни жил, он своим трудом и прошлыми социальными отчислениями гарантирует себе определенный прожиточный уровень в будущем.

Пенсионный фонд своими средствами обеспечивает выплату ежемесячных пособий, пенсий людям которые в силу определенных обстоятельств не могут обеспечить свое проживание, в том числе пенсионеров.

Пенсионный фонд Российской Федерации – один из крупнейших и наиболее значимых социальных институтов в стране. Создание Пенсионного фонда стало вехой в решении одной из важнейших задач по реформированию социальной сферы – перехода от государственного пенсионного обеспечения к обязательному пенсионному страхованию. На сегодняшний день по масштабу решаемых задач деятельность Пенсионного фонда уникальна и не имеет прецедентов в истории России.

Пенсионный фонд РФ представляет собой централизованную систему сбора и перераспределения денежных средств, используемых для осуществления выплат различным категориям нетрудоспособного населения[9].

Пенсионный фонд осуществляет ряд социально значимых функций, в том числе:

- Назначение и выплата пенсий;

- Ведение учета средств, поступающих на счета;

- Назначение и реализация социальных выплат определенным категориям граждан: инвалидам, Героям Советского Союза, Героям РФ, ветеранам и т.д.

- Взаимодействие со страхователями и работодателями;

- Взыскание недоимок по пенсионным отчислениям;

- Оформление и выдача материнских сертификатов;

- Выплата средств материнского капитала;

-Управление накопленными в системе деньгами с помощью государственной управляющей компании;

- Установление федеральных социальных доплат, чтобы довести совокупный доход до размера прожиточного минимума;  

- Реализация государственных программ по совместному финансированию пенсий для населения[10].



2019-11-21 376 Обсуждений (0)
Сущность Системы Правового Регулирования Пенсионного Обеспечения Граждан 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сущность Системы Правового Регулирования Пенсионного Обеспечения Граждан

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (376)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)