Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ОБЪЕКТОВ ИЛИ ИХ ЧАСТЕЙ



2019-11-13 251 Обсуждений (0)
ОБЪЕКТОВ ИЛИ ИХ ЧАСТЕЙ 0.00 из 5.00 0 оценок




 

I. Общие положения

 

1. Методические указания по осуществлению государственного мониторинга водных объектов в части наблюдений за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон и изменениями морфометрических особенностей водных объектов или их частей (далее - Методические указания) разработаны в соответствии с пунктом 8 Положения об осуществлении государственного мониторинга водных объектов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2007 г. N 219 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 16, ст. 1921; 2009, N 18, ст. 2248; N 43, ст. 5080; 2011, N 29, ст. 4493; N 47, ст. 6660; 2013, N 24, ст. 2999; 2014, N 18, ст. 2201).

2. В соответствии с Положением об осуществлении государственного мониторинга водных объектов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2007 г. N 219 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 16, ст. 1921; 2009, N 18, ст. 2248; N 43, ст. 5080; 2011, N 29, ст. 4493; N 47, ст. 6660; 2013, N 24, ст. 2999; 2014, N 18, ст. 2201), Федеральное агентство водных ресурсов в целях организации и осуществления мониторинга:

ведет регулярные наблюдения за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон и изменениями морфометрических особенностей водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации;

осуществляет сбор, обработку, хранение, обобщение и анализ сведений, полученных в результате наблюдений как Федеральным агентством водных ресурсов и организациями, находящимися в его ведении, так и иными участниками ведения мониторинга, а также сведений, представленных заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, собственниками водных объектов и водопользователями;

проводит общую оценку и прогнозирование изменений состояния водных объектов, дна, берегов водных объектов, их морфометрических особенностей, водоохранных зон водных объектов, количественных и качественных показателей состояния водных ресурсов, состояния водохозяйственных систем, в том числе гидротехнических сооружений;

формирует банк данных мониторинга по бассейновым округам, речным бассейнам, водохозяйственным участкам, территориям субъектов Российской Федерации и в целом по Российской Федерации.

3. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, участвуя в организации и осуществлении мониторинга:

организуют проведение регулярных наблюдений за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон и изменениями морфометрических особенностей водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории субъекта Российской Федерации, за исключением водных объектов, мониторинг которых осуществляется федеральными органами исполнительной власти, а также водных объектов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации и находящихся в собственности как субъектов Российской Федерации, так и муниципальных образований;

осуществляют сбор, обработку, обобщение и хранение сведений, полученных в результате наблюдений за состоянием дна, берегов и водоохранных зон водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности, и наблюдений за водными объектами, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации, представляют их в территориальные органы Федерального агентства водных ресурсов в соответствии с установленными формами и порядком представления данных, формами и порядком представления сведений и порядком информационного обмена, а также представляют сведения о нарушениях режима использования водоохранных зон водных объектов, полученные в результате осуществления регионального государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов <1>.

--------------------------------

<1> Пункт 14 Положения об осуществлении государственного мониторинга водных объектов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2007 г. N 219 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 16, ст. 1921; 2009, N 18, ст. 2248; N 43, ст. 5080; 2011, N 29, ст. 4493; N 47, ст. 6660; 2013, N 24, ст. 2999; 2014, N 18, ст. 2201).

 

4. Собственники водных объектов и водопользователи:

ведут регулярные наблюдения за водными объектами (их морфометрическими особенностями) и их водоохранными зонами;

представляют в территориальные органы Федерального агентства водных ресурсов сведения, полученные в результате такого учета и наблюдений, в соответствии с установленными формой и периодичностью. <1>

--------------------------------

<1> Пункт 16 Положения об осуществлении государственного мониторинга водных объектов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2007 г. N 219 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 16, ст. 1921; 2009, N 18, ст. 2248; N 43, ст. 5080; 2011, N 29, ст. 4493; N 47, ст. 6660; 2013, N 24, ст. 2999; 2014, N 18, ст. 2201).

 

5. Показатели, получаемые в результате мониторинга, идентифицируют конкретные антропогенные воздействия и отражают их интенсивность или превышение допустимых пределов (несоблюдение нормативов допустимого воздействия, целевых показателей качества вод и состояния водных объектов).

 

II. Цели и задачи государственного мониторинга водных

объектов в части наблюдений за состоянием дна, берегов,

состоянием и режимом использования водоохранных зон

и изменениями морфометрических особенностей водных

объектов или их частей

 

6. Объектами государственного мониторинга водных объектов в части наблюдений за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон и изменениями морфометрических особенностей водных объектов или их частей являются процессы руслоформирования или изменения морфологического строения дна и берегов водных объектов, происходящие в водных объектах на участках активного взаимодействия (взаимного воздействия) русловых процессов (в речных системах) или береговых процессов (в озерах и водохранилищах) и инженерных сооружений или мероприятий.

7. Целями ведения государственного мониторинга водных объектов в части наблюдений за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон и изменениями морфометрических особенностей водных объектов или их частей являются:

своевременное выявление и прогнозирование негативного воздействия вод, а также развития негативных процессов, влияющих на качество воды в водных объектах и их состояние, разработка и реализация мер по предотвращению негативных последствий этих процессов;

своевременное выявление и прогнозирование негативного воздействия процессов руслоформирования и деформаций берегов озер и водохранилищ на инженерные объекты и условия использования водных объектов и их прибрежных территорий в пределах водоохранных зон;

оценка эффективности мероприятий по охране морфологического состояния водных объектов.

8. Основными задачами государственного мониторинга водных объектов в части наблюдений за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон и изменениями морфометрических особенностей водных объектов являются:

идентификация гидроморфологических типов речных русел и типов русловых процессов на участках взаимодействия процессов руслоформирования с различными видами антропогенной деятельности;

идентификация основных типов озер и водохранилищ на участках взаимодействия береговых процессов с различными видами антропогенной деятельности;

идентификация и типизация преобладающих видов инженерной и антропогенной деятельности в водоемах, речных руслах и в пределах речных бассейнов, оказывающих воздействие на процессы формирования морфологического строения водных объектов;

выявление и классификация участков взаимодействия процессов формирования морфологического строения водных объектов с различными видами антропогенной деятельности;

организация и ведение наблюдений за динамикой морфологического строения берегов и дна озер и водохранилищ, речных русел и их пойм, а также прибрежных территорий в пределах водоохранных зон для установления преобладающих тенденций;

оценка и прогнозирование характера и интенсивности процессов деформаций дна и берегов озер и водохранилищ, а также русловых процессов в речных руслах на участках взаимодействия, развивающихся по естественным законам или под антропогенным воздействием;

оценка морфологического состояния речных русел и ложа водоемов в части наличия различных инородных предметов и затонувшей древесины для обеспечения условий, необходимых для обитания водной биоты;

расчеты стока донных руслоформирующих наносов в контрольных створах для контроля соблюдения нормативов допустимого воздействия при изъятии руслового материала из речных русел;

оценка состояния, установления физических причин и прогноз динамики изменения конфигурации и положения береговой линии (особенно в части разрушения берегов).

9. Специфические задачи государственного мониторинга водных объектов в части наблюдений за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон и изменениями морфометрических особенностей водных объектов или их частей:

мониторинг развития эрозионных процессов в водоохранных зонах;

идентификация, оценка интенсивности и опасности процессов подтопления и заболачивания прибрежных территорий;

оценка состояния экосистем водоохранных зон в соответствии со спецификой природных условий и хозяйственной инфраструктуры территории;

контроль за соблюдением специальных режимов хозяйственной и иной деятельности в водоохранных зонах;

наблюдение за режимом использования затапливаемых в половодья и паводки массивов современной поймы.

10. Региональные программы ведения государственного мониторинга водных объектов в части наблюдений за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон и изменениями морфометрических особенностей водных объектов или их частей формируются с учетом основных и специфических задач мониторинга состояния дна и берегов водных объектов и состояния их водоохранных зон, указанных в пунктах 8 и 9 настоящих Методических указаний.

 

III. Региональные программы ведения государственного

мониторинга водных объектов в части наблюдений

за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом

использования водоохранных зон и изменениями

морфометрических особенностей водных

объектов или их частей

 

11. Основой ведения государственного мониторинга водных объектов в части наблюдений за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон и изменениями морфометрических особенностей водных объектов или их частей являются региональные программы его ведения, которые учитывают региональные физико-географические условия, особенности водного режима рек, озер и водохранилищ, процессов руслоформирования в речных системах или деформаций ложа водоемов и региональные особенности антропогенной деятельности в пределах водных объектов, на их поймах и водосборах.

12. Региональные программы ведения государственного мониторинга водных объектов в части наблюдений за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон и изменениями морфометрических особенностей водных объектов или их частей, также виды работ, предусмотренные пунктом 13 настоящих указаний, разрабатываются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными ими органами и определяют:

цели и задачи ведения данного вида мониторинга в пределах подведомственной территории;

участки водных объектов, в пределах которых проводятся мониторинговые наблюдения;

наблюдаемые или контролируемые параметры и характеристики;

методы и технические средства ведения мониторинга;

периодичность проведения наблюдений.

13. Разработке региональной программы ведения государственного мониторинга водных объектов в части наблюдений за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон и изменениями морфометрических особенностей водных объектов или их частей предшествуют:

общий анализ особенностей водного режима;

общий анализ особенностей русловых процессов на реках и процессов деформаций ложа водоемов на подведомственной территории, их классификация и типизация;

общий анализ морфологического строения водоохранных зон водных объектов их морфологическая типизация;

общий анализ морфологического строения пойменных массивов современной поймы и их морфологическая типизация;

анализ особенностей антропогенной деятельности в водоемах, в речных руслах, на их поймах и водосборах и классификация видов антропогенной деятельности по видам и формам воздействия на процессы руслоформирования или процессы деформаций ложа водоемов;

выявление участков активного взаимодействия (взаимного воздействия) процессов руслоформирования или деформаций ложа водоемов и инженерных сооружений или мероприятий;

подготовка основы сводного проекта "Мониторинг состояния дна и берегов водных объектов и их водоохранных зон", выбор его картографической основы и подготовка программного обеспечения на основе геоинформационной системы.

14. Для оценки характеристик русловых процессов, которые не поддаются непосредственному измерению в натурных условиях, таких как расход и сток донных руслоформирующих наносов применяются расчетные методы. В этом случае в натурных условиях в рамках ведения мониторинга состояния дна и берегов водных объектов измеряются характеристики потока и состава донных наносов, необходимые для проведения расчетов.

 

IV. Этапы ведения государственного мониторинга водных

объектов в части наблюдений за состоянием дна, берегов,

состоянием и режимом использования водоохранных зон

и изменениями морфометрических особенностей

водных объектов или их частей

 

15. Процесс организации и ведения государственного мониторинга водных объектов в части наблюдений за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон и изменениями морфометрических особенностей водных объектов или их частей состоит из пяти этапов:

этап общего анализа и подготовки региональных фоновых материалов на основе информации о русловых процессах, о процессах деформаций ложа водоемов и антропогенной деятельности в регионе (предварительный этап ведения мониторинга);

этап разработки региональной программы ведения государственного мониторинга водных объектов в части наблюдений за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон и изменениями морфометрических особенностей водных объектов или их частей, включающий в себя проведение рекогносцировочного маршрутного обследования водных объектов;

этап ведения регулярных (ежегодных) натурных наблюдений (морфологических и топографических съемок), выполнения гидрометрических работ и периодического получения и обработки материалов дистанционного зондирования Земли;

этап анализа материалов мониторинга, включающий в себя расчеты расхода и стока донных наносов, а также углубленный анализ и прогноз переформирований ложа водоемов, речных русел и пойм на участках опасного взаимодействия.

 

V. Методические основы ведения государственного мониторинга

водных объектов в части наблюдений за состоянием дна,

берегов, состоянием и режимом использования водоохранных

зон и изменениями морфометрических особенностей

водных объектов или их частей

 

16. Объектом общего анализа морфологического состояния водных объектов являются деформации ложа водоемов или процессы руслоформирования в речных системах, происходящие в водных объектах, как в естественном их состоянии, так и в условиях антропогенного воздействия.

17. Общие схемы плановых и высотных деформаций ложа водоемов, речных русел и пойм определяются гидроморофологическим типом водоемов или речных русел и происходящих в них русловых процессов и определяют интенсивность и форму воздействия процессов руслоформирования на инженерные сооружения и используемые прибрежные территории, а также интенсивность и форму воздействия инженерных сооружений и мероприятий на процессы руслоформирования и на морфологическое строение речного русла и поймы или ложа водоема на участке воздействия. Наблюдаемые (контролируемые) в ходе ведения мониторинга параметры изменений речного русла или ложа водоема и периодичность наблюдений также определяются типом береговых процессов или руслового процесса на участке наблюдений. Пространственная структура мониторинга состояния дна и берегов водных объектов, то есть плановое расположение участков и створов наблюдений, базируется на карте гидроморфологических типов речных русел и типов руслового процесса. Разработка таких региональных карт в масштабе 1:100000 проводится на предварительном этапе организации ведения мониторинга дна и берегов водных объектов. Для установления гидроморфологического типа речного русла и типа руслового процесса целесообразно использовать крупномасштабные топографические карты масштабов 1:50000 и 1:25000, а также материалы аэрофотосъемок и космического зондирования поверхности земли.

18. Наблюдения за режимом использования затапливаемых в половодья и паводки массивов современной поймы осуществляются с учетом региональных физико-географических условий в речных бассейнах, особенностей морфологического строения речных русел, пойм и геологического строения склонов речных долин. Учет указанных особенностей осуществляется на этапе разработки региональных программ ведения мониторинга путем предварительной морфологической типизации водоохранных прибрежных территорий и их картирования. Для идентификации и оценки интенсивности и опасности процессов подтопления и заболачивания прибрежных территорий (водоохранных зон) и интенсивности развития эрозионных процессов в их пределах и установления физических причин, их вызывающих, устанавливается генетическая природа тех элементов речной долины, в пределах которых оказываются водоохранные зоны.

 

VI. Классификация водоохранных зон, участков речных русел

и берегов водоемов, инженерных сооружений и мероприятий

 

19. При классификации водоохранных зон выделяют следующие морфологические типы:

водоохранные зоны на коренных склонах долины;

водоохранные зоны на широких пойменных массивах различного типа;

водоохранные зоны на унаследованных поймах;

водоохранные зоны в пределах паводочного русла реки.

20. Выделяют следующие участки речных русел или берегов водоемов, определяющие морфологические и динамические особенности водоохранных зон:

пойменные и беспойменные участки;

участки со стабильными берегами;

участки, на которых деформации берегов носят естественный характер и определяются типом руслового процесса или динамикой водных масс в водоемах;

участки, на которых деформации берегов определяются геологическими и эрозионными процессами на территории водоохраной зоны;

участки, на которых деформации берегов определяются антропогенной деятельностью на берегах водоемов, в руслах рек или на их поймах;

участки чрезвычайной антропогенной нагрузки на прибрежные территории, русла рек и ложа водоемов.

21. При классификации водоохранных зон на пойменных участках учитывается гидроморфологическая типизация пойм.

22. Инженерные сооружения и мероприятия в зависимости от характера их взаимодействия с процессами руслоформирования (русловыми процессами) приведены в Приложении к Методическим указаниям.

23. Каждая однородная группа инженерных сооружений и мероприятий (пассивные и активные) и каждое инженерное сооружение или мероприятие, выделенные в рамках указанной в Приложении к Методическим указаниям классификации, для оценки состояния участка водного объекта, на котором они находятся, требуют специального набора данных о характеристиках русла и потока, определяемого указанным в Приложении к Методическим указаниям видом воздействия на процессы руслоформирования или деформации ложа водоемов.

24. Набор данных, характеризующих воздействие конкретных инженерных сооружений и мероприятий, устанавливается при составлении программ локального мониторинга состояния дна и берегов водных объектов и их водоохранных зон, которые являются составной частью региональной программы ведения мониторинга и разрабатываются одновременно с нею.

25. Расчет расхода и сток донных руслоформирующих наносов на этапе анализа материалов мониторинга дна и берегов водных объектов осуществляется для обеспечения контроля соблюдения нормативов допустимого воздействия при изъятии руслового материала из речных русел в пределах одного водохозяйственного участка и принятия решения о разрешении на организацию новых дополнительных участков добычи нерудных строительных материалов из речных русел.

26. При установлении нормативов допустимого воздействия для водохозяйственного участка рассчитывается среднемноголетний годовой сток донных наносов на участке (годовой сток донных наносов за средний по водности год). Данный расчет проводится в рамках ведения мониторинга дна и берегов водных объектов для каждого гидрометрического створа, расположенного на границах водохозяйственных участков.

 

VII. Общий процесс осуществления государственного

мониторинга водных объектов в части наблюдений

за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом

использования водоохранных зон и изменениями

морфометрических особенностей водных

объектов или их частей

 

27. Государственный мониторинг водных объектов в части наблюдений за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон и изменениями морфометрических особенностей водных объектов или их частей требует сбора, обработки, анализа и хранения топографических, картографических, аэрофотосъемочных материалов и материалов космического фотографирования поверхности земли (при наличии).

28. Разработанные на предварительном этапе карты гидроморфологических типов речных русел и типов руслового процесса, карты морфологических типов водоохранных зон и карты распределения инженерных объектов и мероприятий включаются в состав геоинформационной системы в качестве исходной информационной базы.

29. В последующем все топографические работы и материалы дистанционного зондирования поверхности земли на участках наблюдений создаются на основе геоинформационной системы.

30. На этапе разработки региональных программ ведения мониторинга определение контрольных участков проведения мониторинговых наблюдений производится на основе комплексного анализа карт гидроморфологических типов речных русел и типов руслового процесса, карт морфологических типов водоохранных зон и карт распределения инженерных объектов и мероприятий и установления участков активного взаимодействия процессов руслоформирования и инженерных сооружений и мероприятий. Участки определяются с учетом классификации инженерных сооружений и мероприятий (Приложение к Методическим указаниям) и ранжируются по степени опасности инженерных сооружений или мероприятий для освоенных прибрежных территорий и для водного объекта.

31. Устанавливаются участки воздействия инженерных сооружений I и II категорий, как наиболее интенсивно и кардинально влияющих на состояние водного объекта, на которых организуются мониторинговые наблюдения за состоянием дна и берегов водных объектов по программам, соответствующим категории сооружения или мероприятия и формам их влияния.

32. Выделяют участки активного воздействия процессов руслоформирования на инженерные объекты и прибрежные территории, в первую очередь, в границах населенных пунктов и сельскохозяйственных угодий (размываемые участки), которые включаются в перечень участков ведения мониторинговых наблюдений по программам, соответствующим типам руслового процесса на участке.

33. Мониторинговые наблюдения на участках воздействия инженерных сооружений и мероприятий I и II категорий и на участках активного воздействии процессов руслоформирования соответствуют субъектному уровню ведения данного вида мониторинга и проводятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

34. Морфологическое строение речного русла и поймы полностью определяется формированием и динамикой дискретных целостных морфологических элементов речного русла (мезо- и макроформ), которые являются формами транспорта руслоформирующих наносов. Динамика речного русла и поймы в одном конкретном створе или на конкретном коротком участке определяется динамикой этих целостных морфологических образований. Наблюдения за состоянием и динамикой дна и берегов речного русла проводятся на участках, полностью охватывающих доминирующие морфологические элементы речного русла, динамика которых определяет процесс взаимодействия с инженерными сооружениями и воздействие русловых процессов на прибрежный осваиваемый участок. Участок наблюдений должен охватывать одну или две доминирующих на участке русловых формы.

35. Доминирующие формы руслового рельефа на участке наблюдений (мезоформы и макроформы речного русла) определяются гидроморфологическим типом речного русла и типом руслового процесса. Длина и ширина участка мониторинговых наблюдений зависят от типа руслового процесса и его особенностей на участке.

36. На участках рек с активным транспортом донных наносов в виде мезоформ, то есть с ленточно-грядовым, побочневым и осередковым типами руслового процесса, цель наблюдений сводится к оценке размеров мезоформ (ленточных гряд, побочней и осередков), темпов их плановых и высотных деформаций и их связи с характеристиками водного режима реки. Участок наблюдений должен охватывать не менее трех смежных мезоформ речного русла.

37. Программа наблюдений на участках рек с ленточно-грядовым, побочневым и осередковым типами руслового процесса включает в себя наблюдения за динамикой мезоформ речного русла. Методом этих наблюдений являются периодические русловые съемки речного русла в пределах всего участка наблюдений. Русловые съемки проводятся после прохождения половодья в пределах пойменных бровок на участке длиной как минимум 8 - 10 ширин русла реки в пойменных бровках в масштабах от 1:1000 до 1:10000 в зависимости от размеров реки и измерением параметров гряд путем эхолотирования продольных профилей дна.

При этих типах руслового процесса в программу мониторинговых наблюдений входит:

определение гранулометрического состава донных отложений;

измерение уклонов свободной поверхности воды и расхода воды в различные фазы водного режима;

регулярные наблюдения за динамикой поперечных сечений русла реки до пойменных бровок в 3 - 4 поперечных створах, равномерно расположенных вдоль участка воздействия инженерного сооружения, и их совмещение;

наблюдения за динамикой продольного профиля дна, измеряемого после прохождения половодий или паводков в пределах участка наблюдений;

проведение аэрофотосъемки русла реки и ее водоохранных зон в меженный период в пределах участка наблюдений или анализ крупномасштабных космических снимков.

38. Сущностью процессов руслоформирования на горных реках при долинном блуждании также является динамика и движение мезоформ паводочного русла горной реки. Цели и программа мониторинговых наблюдений при таком типе руслового процесса совпадают с целями и программами мониторинговых наблюдений, указанных в пунктах 36 и 37 Методических указаний. Отличием являются только границы производства русловой съемки. При долинном блуждании русловая съемка меженного русла реки дополняется топографической съемкой обсохших побочней и осередков в пределах всего паводочного русла реки. При этом продольное эхолотирование гряд исключается из программы ввиду его отсутствия.

39. При свободном меандрировании главной целью наблюдений является установление закономерностей планового развития излучин и связанного с этим изменения глубин русла.

40. Программа наблюдений на участках рек со свободным меандрированием включает в себя наблюдения за плановым положением нескольких соседних излучин. Методом этих наблюдений являются периодические аэрофотосъемки русла реки и ее поймы в меженный период в пределах участка наблюдений или анализ крупномасштабных космических снимков, построение полноценных фотопланов и их последовательное совмещение.

При этом типе руслового процесса в программу мониторинга входит:

определение гранулометрического состава донных отложений;

измерение уклонов свободной поверхности воды и расхода воды в различные фазы водного режима;

выполнение первичной русловой съемки русла реки в пойменных бровках в пределах всего участка в масштабе 1:1000;

выполнение первичной топографической съемки пойменных массивов в пределах наблюдаемых излучин в масштабе 1:2000;

регулярные наблюдения за динамикой поперечных сечений русла реки до пойменных бровок в нескольких поперечных створах в пределах размываемых участков берегов, проходящих через вершину излучины и створ максимального размыва (совмещение поперечных сечений в абсолютных высотных отметках, измеренных после прохождения половодья или паводка);

наблюдения за динамикой продольного профиля дна, измеряемого после прохождения половодий или паводков в пределах участка наблюдений;

периодическое (раз в три-четыре года) или следом за высокими паводками нивелирование морфостворов и сопоставление их с предыдущими.

41. При незавершенном меандрировании цели и программа наблюдений совпадают с целями и программой наблюдений при свободном меандрировании. Но при этом программа наблюдений должна быть дополнена наблюдениями за развитием спрямляющего протока.

42. При пойменной многорукавности и горной пойменной многорукавности участок наблюдений охватывает излучину основного русла реки и смежные крылья соседних излучин, спрямляющие протоки и вышележащий по течению участок разветвления.

43. При пойменной многорукавности в отдельных протоках развиваются русловые процессы разных типов - меандрирование, ленточно-грядовый или побочневый. Изучение подобных участков реки должно охватывать главное русло в целом и процессы развития руслового процесса в каждой протоке, для чего прибегают к фрагментированию исследуемого участка реки.

44. Программа наблюдений при пойменной многорукавности и при горной пойменной многорукавности включает в себя программу наблюдений при незавершенном меандрировании и программу наблюдений при побочневом и осередковых типах руслового процесса в зависимости от вида русловых процессов во вторичных пойменных протоках.

45. При ограниченном меандрировании главной задачей наблюдений является выявление особенностей плановых деформаций излучин в ходе их сползания, и установление связей скорости сползания излучин с гидрологическим режимом и гидравлическими характеристиками потока. В связи с этим участок наблюдений охватывает сползающую излучину целиком и граничные крылья смежных излучин.

46. Программа мониторинговых наблюдений при ограниченном меандировании аналогична программе наблюдений при свободном меандрировании, однако створы ежегодных измерений поперечных сечений русла реки располагаются в вершинах наблюдаемой и двух смежных излучин.

47. При русловой многорукавности наблюдения выполняются с целью выявления закономерностей переформирования осередков-островов, их плановых положений и конфигурации. Участок наблюдений охватывает оба рукава, огибающих осередок-остров и узлы разветвления и слияния этих огибающих рукавов. Методом этих наблюдений являются периодические аэрофотосъемки русла реки и ее поймы в меженный период в пределах участка наблюдений или анализ крупномасштабных космических снимков, построение полноценных фотопланов и их последовательное совмещение.

При этом типе руслового процесса программа мониторинговых наблюдений включает в себя:

определение гранулометрического состава донных отложений;

измерение уклона свободной поверхности воды и расхода воды в различные фазы водного режима;

выполнение первичной русловой съемки русла реки в пойменных бровках в пределах всего участка в масштабах от 1:1000 до 1:10000 в зависимости от размеров реки;

выполнение первичной топографической съемки поверхности осередков-островов в пределах участка наблюдений в масштабах 1:2000 - 1:10000 в зависимости от размеров рек;

наблюдения за динамикой продольных профилей дна в обеих огибающих протоках, измеряемых после прохождения половодий или паводков;

регулярные наблюдения за динамикой нескольких поперечных сечений русла реки до пойменных бровок, располагаемых вершинах слаборазвитых излучин в пределах размываемых участков берегов обеих проток (рукавов), огибающих осередок-остров, с последующим их совмещением с предыдущими. Измерения поперечных сечений проводятся ежегодно после прохождения половодья или паводка.

48. Участки мониторинговых наблюдений за состоянием водоохранных зон устанавливаются на основе разработанной морфологической классификации водоохранных зон и выполненного их аэровизуального обследования. К таким участкам (участкам последующих мониторинговых наблюдений) относятся участки проявления негативных естественных процессов (водно-эрозионных, заболачивания и подтопления, обезвоживания (осушения)) в пределах водоохранных зон и участки выявленных нарушений условий использования водоохранных зон, особенно в пределах массивов современной поймы.

49. Исследования и наблюдения за динамикой береговой линии, русловых процессов водотоков и состояния водоохранных зон водных объектов базируются на использовании ретроспективных данных (картографических, материалов дистанционного зондирования и других), характеризующих процессы руслоформирования на участке наблюдений, и на оперативных материалах, получаемых непосредственно в период наблюдения.

 

VIII. Общая характеристика методов ведения и состава

государственного мониторинга водных объектов в части

наблюдений за состоянием дна, берегов, состоянием

и режимом использования водоохранных зон и изменениями

морфометрических особенностей водных

объектов или их частей

 

50. К оперативным методам осуществления государственного мониторинга водных объектов в части наблюдений за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон и изменениями морфометрических особенностей водных объектов или их частей относятся следующие методы:

маршрутные морфологические обследования (съемки);

геодезические методы мониторинга;

гидрометрические методы измерения;

методы дистанционного зондирования;

расчеты отдельных характеристик русловых процессов по данным натурных наблюдений.

51. В зависимости от характера взаимодействия инженерных сооружений или мероприятий и процессов деформаций ложа водных объектов или русловых процессов в речных системах указанные методы мониторинга применяются в различном сочетании и в различной последовательности. Маршрутные морфологические обследования (съемки) предшествуют (или служат в качестве обоснования для дальнейшего применения) методам геодезического мониторинга или дистанционного зондирования.

5



2019-11-13 251 Обсуждений (0)
ОБЪЕКТОВ ИЛИ ИХ ЧАСТЕЙ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ОБЪЕКТОВ ИЛИ ИХ ЧАСТЕЙ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (251)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)