Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Теоретические концепции и местного самоуправления



2019-11-22 228 Обсуждений (0)
Теоретические концепции и местного самоуправления 0.00 из 5.00 0 оценок




Тема: Теоретические основы местного самоуправления (2ч)

Содержание темы:

              Понятие и признаки местного самоуправления. Теоретические концепции местного самоуправления. История становления местного самоуправления в Кыргызской Республике.

Понятие и признаки местного самоуправления

Современные авторы подходят к анализу содержания местного самоуправления с нескольких различных позиций, что обусловлено многоаспектностью данного явления. В целом, местное самоуправление может рассматриваться как основа конституционного строя, право населения на управление или форма народовластия.

Первая трактовка исходит из положения Европейской хартии местного самоуправления о том, что принцип местного самоуправления должен быть признан во внутреннем законодательстве и закреплен в Конституции государства, а также в Конституции Кыргызской Республики, которой признается и гарантируется местное самоуправление в КР, соответствующие положения содержатся в законе от 15 июля 2011 года № 101 «О местном самоуправлении».

Второй подход также обусловлен Хартией, рассматривающей местное самоуправление как право населения на самостоятельное решение вопросов местного значения. Согласно Конституции Кыргызской Республики именно местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

В ст. № 110 Конституции Кыргызской Республики дано определение местного самоуправления понимаемого как «гарантированное настоящей Конституцией право и реальная возможность местных сообществ самостоятельно в своих интересах и под свою ответственность решать вопросы местного значения».

В целом, местное самоуправление – это организация власти на местах, предполагающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Наряду с понятием местного самоуправления применяется и понятие «муниципальное управление».

Определение, сформулированное законодателем, позволяет выделить основные признаки местного самоуправления, т.е. критерии, применение которых позволит отличать его от других видов территориального управления.

1. Наличие и функционирование местных представительных органов (городские советы, собрания), обладающих правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, обязательные для исполнения на территории муниципального образования.

2. Выборность местных органов власти, регулярная сменяемость их состава, осуществление общественного контроля над аппаратом управления.

3. Возможность участия всего населения соответствующей территории в процессах выработки и принятия решений по всем основным вопросам жизнедеятельности местного сообщества.

4. Возможность организационной и экономической обособленности территориального образования. Речь идет о самостоятельности в пределах полномочий, которые определяются нормативными актами, когда органы местного самоуправления обязаны действовать в русле единой общегосударственной политики.

5. Ответственность органов МСУ за принимаемые решения (перед населением, государством, хозяйственными структурами).

Анализ современного состояния местного самоуправления в  Кыргызской Республике позволяет сделать вывод о том, что местное самоуправление находится на начальной стадии своего развития. Сам процесс осуществляется медленно, противоречиво, иногда с отклонениями от ранее разработанных планов, положений и нормативных актов.

 

Теоретические концепции и местного самоуправления

Несмотря на то, что местное самоуправление в разных формах (полисы, сельские, городские общины) существовало уже в период античности и средневековья, первые концепции местного самоуправления были сформулированы лишь в начале XIX века. Каждая теория по-своему объясняла природу и сущность местного самоуправления. К основным относятся теория свободной общины, общественная теория самоуправления, государственная теория самоуправления.

В основе теории свободной общины (или теории естественных прав общины) лежали идеи теории естественных прав: община рассматривалась как носитель естественных и неотчуждаемых прав, в частности права на самостоятельное управление делами общины. Так как община исторически сформировалась раньше государства, последнее не должно ущемлять права общины. С точки зрения этой теории, община, по сути, выступала как независимый от государства субъект.

 

Общественная теория самоуправления (или общественно-хозяйственная теория самоуправления) также рассматривала общину как независимую от государства, имеющую свои интересы, однако природа местного самоуправления усматривалась в осуществлении общиной хозяйственной функции. Такой подход, с одной стороны, не позволяет разделить местное самоуправление с хозяйствующими субъектами, с другой – собственно общинные дела и дела, переданные государством общине (дороги, медицина, образование и т.п.). Эти вопросы представляют интерес не только с точки зрения местного населения, но и государства в целом.

Согласно государственной теории самоуправления, местное самоуправление является формой организации местного государственного управления. Государственная власть наделяют муниципалитеты полномочиями, местное самоуправление осуществляется выборными представителями местных сообществ, местных жителей, заинтересованных в результате местного управления. Местные вопросы имеют ту же природу, что и государственные. Целесообразность в передаче отдельных государственных полномочий на муниципальный уровень обусловлена большей заинтересованностью местной власти в решении этих вопросов, а, следовательно, в более высокой эффективности управления.

Основы представлений о местном самоуправлении, разработанные в XIX веке в трудах Токвиля, Штейна, Гнейста и др., легли в основу современных воззрений на муниципальные органы, их место в демократической системе управления обществом. Так, муниципальное управление рассматривается как относительно децентрализованная форма государственного управления на местах.

Двойственный характер муниципальной деятельности (самостоятельность в чисто местных делах и осуществление определенных государственных функций на местном уровне) находит свое отражение в теории дуализма муниципального управления (иногда рассматривается как государственно-общественная теория, разделяется многими современными учеными). По этой теории муниципальные органы должны действовать как инструмент государственной администрации, поскольку в процессе осуществления определенных управленческих функций выходят за рамки местных интересов.

В рамках теории социального обслуживания основной целью всей муниципальной деятельности является благосостояние жителей коммуны. Поэтому в центре внимания находятся задачи развития сети услуг, предлагаемых жителям, организация обслуживания населения.

Наряду с перечисленными теориями существуют и социал-реформистские муниципальные концепции. Эти концепции исходят из возможности социалистической эволюции буржуазного местного самоуправления. Она рассматривается как один из путей безреволюционной трансформации современного общества в социалистическое.

Важнейшие различия в теориях местного самоуправления касаются таких вопросов, как способ формирования органов местной власти; характер их взаимоотношений с центральной властью; объем и содержание дел, подведомственных муниципальным структурам.

Двойственная природа местного самоуправления – его основная сущностная черта. Она находит свое проявление практически во всех современных муниципальных системах. В то же время сочетание общественных и государственных начал в каждой конкретной системе местного самоуправления специфично.

 Мировая практика свидетельствует о преобладании либо одних, либо других признаков. Это приводит к дроблению муниципальных систем как минимум на два противоположных лагеря. В связи с чем можно говорить о следующих современных моделях местного самоуправления.

Под моделью местного самоуправления понимается форма организации местной власти, воплощающая в себе наиболее существенные характеристики различных муниципальных систем и выступающая в качестве их типичного представителя. В мировой практике принято различать англосаксонскую (английскую), континентальную (французскую) и советскую модели местного управления. Эта классификация базируется на взаимоотношениях местных органов между собой и с вышестоящими властями.

 



2019-11-22 228 Обсуждений (0)
Теоретические концепции и местного самоуправления 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Теоретические концепции и местного самоуправления

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (228)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)