Содержание государственного экзамена
Целью государственного экзамена по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» (уровень бакалавриата), является определение теоретической и практической подготовленности выпускника к выполнению служебных задач, соответствующих его профессиональной квалификации.
Задачами государственного экзамена являются:
- определение соответствия уровня и качества подготовки выпускника требованиям федерального государственного образовательного стандарта;
- оценка теоретических знаний в области конституционного, административного и таможенного права, а также практических навыков и умений выпускника;
- проверка подготовленности выпускника к профессиональной деятельности.
Государственный экзамен проводится в устной форме с применением программах средств в два этапа.
Первый этап является единым для всех направленностей (профилей) программы бакалавриата и обеспечивает проверку общекультурных и общепрофессиональных, а также профессиональных компетенций, формирующих знания, умения и навыки без учета направленности (профиля).
Второй этап обеспечивает проверку профессиональных компетенций по направленности (профилю), а также общекультурных и общепрофессиональных.
Этапы государственного экзамена проводятся в соответствии с расписанием государственной итоговой аттестации.
Первый этап осуществляется с применением современных комплексных программных средств.
Экзаменационный билет состоит из двух теоретических вопросов (первый – по дисциплине Теория государства и права, второй – по дисциплинам специального модуля) и практической (ситуационной) задачи.
Перечень дисциплин, входящих в государственный экзамен первого этапа приведен в табл.2.
Таблица 2
Перечень учебных модулей и дисциплин,
входящих в государственный экзамен первого этапа
Иностранный язык в сфере юриспруденции
|
Безопасность жизнедеятельности
|
Информационные технологии в юридической деятельности
|
История
|
Культура речи
|
Логика
|
Правоохранительные органы
|
Физическая культура
|
Философия
|
Экономика
|
Введение в юриспруденцию
|
Конституционное право
|
Уголовный процесс
|
История государства и права России
|
При этом студент должен показать следующие знания, умения и навыки, приведенные в табл.3.
Таблица 3
Результаты обучения, соотнесенные с общими результатами освоения
образовательной программы
Элемент
| Содержание элемента
|
| 1 этап
|
ЗНАТЬ
| -основные события, явления и процессы истории России
базовые теоретические понятия культуры речи и стилистики русского языка;
-общепрофессиональную терминологию на иностранном языке
законодательные и правовые основы в области безопасности жизнедеятельности;
-понятийно-терминологический аппарат в области безопасности жизнедеятельности;
-основные негативные факторы среды обитания;
-способы и технологии защиты в чрезвычайных ситуациях
-основные философские законы и категории, закономерности развития природы, общества и мышления
-грамматические особенности коммуникации на иностранном языке
-социальную роль физической культуры в жизни современного человека и общества в целом
-сущность и значение информатизации в развитии современного общества
-основные положения отраслевых юридических и специальных наук, сущность и содержание основных понятий, категорий, институтов, правовых статусов, субъектов правоотношений в различных отраслях материального и процессуального права
-основные категории логики, логическую характеристику основных форм абстрактного мышления: понятий, суждений и умозаключений; сущность и содержание основных формально-логических законов, условия их соблюдения в ходе осмысления явлений и процессов правовой действительности; познавательную, методологическую и мировоззренческую значимость формально-логического научного знания.
-принципиальные положения Конституции РФ о верховенстве основных прав и свобод человека и гражданина;
-основные государственно-правовые механизмы охраны и защиты чести, достоинства, деловой репутации и иных неимущественных прав человека и гражданина, сущность правоохранительной деятельности государства;
-содержание основных законодательных актов, определяющих нормы правоохранительной деятельности в области защиты прав и свобод человека и гражданина
-различные типы экономических систем: экономику полной, частичной и динамичной занятости ресурсов;
-структуру рыночной экономики;
рынки потребительских товаров: спрос, предложение, рыночная цена;
- основные этические понятия и категории;
- содержание и особенности профессиональной этики в юридической деятельности
|
|
УМЕТЬ
| -применять понятийно-категориальный аппарат к анализу основных этапов и закономерностей исторического развития
-составлять и редактировать несложные тексты наиболее частотно употребляемых жанров официально-делового стиля (заявление, служебная записка и др.).
-идентифицировать основные опасности среды обитания человека, оценивать риск их реализации;
-выбирать методы зашиты от опасностей среды обитания
-выбирать способы обеспечения комфортных условий жизнедеятельности
-читать и понимать аутентичные тексты различных уровней трудности
-автоматизировать решение профессиональных задач с использованием программных средств;
-анализировать и толковать правовые нормы
-использовать средства и методы физического воспитания для профессионально-личностного развития, физического самосовершенствования, формирования здорового образа и стиля жизни
-применять формально-логические и логико-диалектические методы постижения действительности, организации познавательного процесса, профессиональной деятельности
логически структурировать свою речь и оперировать юридическими понятиями и категориями;
-анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения; анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы;
- принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом.
-оценивать факты и явления профессиональной деятельности с этической точки зрения;
|
|
ВЛАДЕТЬ
| -исторической терминологией;
-навыками работы с историческими источниками
навыками активного использования формул служебного речевого этикета и этикета повседневного общения как средства поддержания психологически комфортной рабочей атмосферы
-навыками и способами оказания первой помощи в экстремальных ситуациях
-методами устного и письменного перевода
-средствами и методами укрепления индивидуального здоровья, физического самосовершенствования
-навыками поиска, сбора, хранения, анализа, преобразования и
-передачи данных с использованием компьютерных технологий
-юридической терминологией
-базовыми навыками соблюдения требований основных формально-логических законов в письменной и устной речи, в вопросно-ответных ситуациях
-навыками анализа правоприменительной и правоохранительной практики
-анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы в области охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина,
-принимать необходимые решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом.
-способами выявления и оценки коррупционного поведения и его пресечения
|
2 этап
|
ЗНАТЬ:
| - природу и сущность государства и права;
- основные закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права, исторические типы и формы государства и права, их сущность и функции;
- механизм государства, систему права, механизм и средства правового регулирования, реализации права;
- роль государства и права в политической системе общества, в общественной жизни;
- особенности государственного и правового развития России.
|
УМЕТЬ:
| - оперировать юридическими понятиями и категориями;
- анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения;
- анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы;
- принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом;
- осуществлять правовую экспертизу нормативных правовых актов;
- давать квалифицированные юридические заключения и консультации;
- правильно составлять и оформлять юридические документы;
- оперировать специальной юридической терминологией.
|
ВЛАДЕТЬ:
| - юридической терминологией;
- навыками: работы с правовыми актами; анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектом профессиональной деятельности; анализа правоприменительной и правоохранительной практики; разрешения правовых проблем и коллизий; реализации норм материального и процессуального права; принятия необходимых мер защиты прав человека и гражданина.
- навыками работы с нормативно-правовыми актами;
- навыками толкования различными способами права и закона.
|
СПЕЦИАЛЬНЫЙ МОДУЛЬ
|
ЗНАТЬ
| : - основные положения Конституции Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы, а также общепризнанные принципы, нормы международного права и международные договоры Российской Федерации;
-процедуру национального и международного нормотворчества;
- основные положения отраслевых юридических и специальных наук, сущность и содержание основных понятий, категорий, институтов, правовых статусов, субъектов правоотношений в различных отраслях материального и процессуального права;
- основные положения отраслевых юридических и специальных наук.
|
УМЕТЬ
| - применять Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы, а также общепризнанные принципы, нормы международного права и международные договоры Российской Федерации;
- оперировать юридическими понятиями и категориями;
- анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы;
- анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правоотношения, анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы;
-осуществлять правовую экспертизу нормативных правовых актов.
|
ВЛАДЕТЬ
| - навыками оперирования основными положениями Конституции Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами, а также общепризнанными принципами, нормами международного права и международными договорами Российской Федерации;
- юридической терминологией;
- навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, разрешения правовых проблем и коллизий;
- навыками работы с нормативными правовыми актами;
- навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности.
|