Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Предупреждение экстремизма органами внутренних дел России



2019-11-13 290 Обсуждений (0)
Предупреждение экстремизма органами внутренних дел России 0.00 из 5.00 0 оценок




Органы внутренних дел играют особую роль среди субъектов, осуществляющих противодействие терроризму и экстремизму. Она определяется разнообразием и широтой компетенции, обширным спектром полномочий по осуществлению оперативно-розыскной, административно-юрисдикционной, уголовно-процессуальной и иных видов деятельности по борьбе с основной массой преступлений, наличием в структуре разных служб и подразделений, включая специализирующиеся на предупреждении преступлений террористического характера. Исходя из этого, в зависимости от ситуации субъектами предупредительной деятельности в отношении терроризма и экстремизма могут выступать любые службы и подразделения органов внутренних дел и их представители.

Приказом МВД России от 25 декабря 2001 г. № 1152 утверждено наставление, в котором впервые на ведомственном уровне четко определены правовые основы деятельности органов внутренних дел по контролю над терроризмом и экстримизмом, организационная структура по предупреждению этого явления. В нем названы наиболее важные задачи главных управлений (управлений) МВД России, субъектов Федерации, подразделений и служб по предупреждению преступлений террористического характера.

Условно их можно разделить на несколько групп:

§ участие в разработке и реализации комплексных программ деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений террористического характера;

§ изучение в пределах своей компетенции на федеральном и межрегиональном уровнях социальных, экономических и других факторов, способствующих совершению преступлений террористического характера и участие в разработке мер по их устранению;

§ организация взаимодействия и координация деятельности органов внутренних дел с субъектами, осуществляющими борьбу с терроризмом, в части обмена информацией;

§ информирование населения и средств массовой информации о состоянии и мерах по предупреждению преступлений террористического характера;

§ повышение профессиональной подготовки работников органов внутренних дел: изучение, обобщение и распространение положительного опыта по предупреждению преступлений террористического характера.

Названным нормативным документом определена также деятельность главных управлений МВД России и по федеральным округам. Основными задачами Главного управления МВД России по федеральному округу являются: обеспечение выполнения нормативных правовых актов, решений Президента Российской Федерации, его полномочного представителя на территории соответствующего федерального округа, а также Министерства внутренних дел РФ в деятельности органов и подразделений внутренних дел по предупреждению преступлений террористического характера.

Решение этих задач предполагает:

§ организацию взаимодействия органов внутренних дел, находящихся на территории федерального округа, в деле предупреждения преступлений террористического характера;

§ участие совместно с заинтересованными подразделениями МВД России в проведении межрегиональных специальных операций по перекрытию каналов поступления финансовых средств террористическим организациям (сообществам), террористическим группам.

На территориальные органы внутренних дел возлагаются:

§ непосредственная реализация на обслуживаемой территории мероприятий по предупреждению преступлений террористического и характера;

§ защита особо важных и режимных объектов, объектов жизнеобеспечения населения;

§ сбор и реализация информации о террористических организациях (сообществах) и террористических группах;

§ обследование объектов административных зданий, жилого сектора с целью выявления и устранения причин и условий, способствующих совершению преступлений террористического характера;

§ участие в комплексных профилактических мероприятиях антитеррористической направленности, проводимых вышестоящими органами внутренних дел;

§ информирование населения и средств массовой информации о состоянии и мерах по предупреждению преступлений террористического характера.

В Наставлении закреплен комплекс задач, возлагаемых на различные структурные подразделения территориальных органов.

Так, службе охраны общественного порядка предписывается:

§ проведение периодических проверок правомерности проживания граждан, использования квартир и подвальных помещений, сдаваемых в аренду (под наем) предприятиям, учреждениям, организациям и частным лицам, а также гостиниц, ресторанов с целью установления и принятия мер к лицам (организациям), незаконно хранящим оружие, боеприпасы и другие средства поражения;

§ контроль над доступом в пустые помещения, чердаки и подвалы;

§ прекращение деятельности частных охранных предприятий и служб безопасности, находящихся под контролем террористических организаций (сообществ);

§ проведение разъяснительной работы среди населения, в общественных организациях, трудовых коллективах в целях предупреждения преступлений террористического характера;

§ корректировка системы единой дислокации с целью максимального сближения постов и маршрутов патрулей к местам возможного совершения преступлений террористического характера.

Управление Федеральной миграционной службы:

§ устанавливает место нахождения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, в отношении которых имеется информация о намерении совершить преступление террористического характера;

§ выявляет лиц, нарушающих правила регистрационного учета а также пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации;

§ информирует заинтересованные службы о лицах, прибывших из зон внутренних вооруженных конфликтов, для дальнейшей проверки их возможной причастности к совершению преступлений террористического характера.

Подразделения ГИБДД осуществляют проверку документов у водителей и пассажиров в целях выявления и задержания лиц, подозреваемых в принадлежности к террористическим организациям (террористическим группам), а также незаконно перевозящих оружие, боеприпасы, взрывчатые устройства, зажигательные, химические, сильнодействующие ядовитые вещества, бактериологические, наркотические и психотропные средства, и передачу их в органы внутренних дел.

Криминальная полиция в своей предупредительной деятельности применяет наряду с общими специальные формы и методы антитеррористического контроля. В частности, на подразделения уголовного розыска возлагается работа по следующим направлениям:

§ получение и реализация информации о террористических организациях (сообществах), террористических группах;

§ проведение на территории обслуживания совместных с заинтересованными подразделениями оперативно-розыскных мероприятий по выявлению и перекрытию каналов поступления террористическим организациям (сообществам), террористическим группам финансовых средств, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, устройств и других средств поражения;

§ проведение оперативно-розыскных мероприятий по выявлению мест расположения террористических групп и реализации полученной информации;

§ розыск террористов, скрывшихся от следствия и суда, а также лиц, в отношении которых имеется информация о намерении совершить преступление террористической направленности.

В своей антитеррористической работе сотрудники уголовного розыска:

§ анализируют информацию о деятельности этнических организованных сообществ или групп;

§ проводят разведывательные опросы лиц без определенного места жительства, иностранцев, проживающих без регистрации и представляющих оперативный интерес;

§ получают и анализируют информацию из НЦБ Интерпола о въезде в Российскую Федерацию лиц, причастных к международному терроризму;

§ проводят оперативную работу в этнических криминальных группах с целью выявления лиц, имеющих связи с террористическими и экстремистскими центрами в других странах; проводят оперативные мероприятия в религиозных исламских центрах, направляющих молодежь на обучение исламу в арабские страны и имеющих связи с террористическими организациями;

§ проводят оперативные и поисковые мероприятия в местах проживания и обучения студентов из исламских государств: проводят опросы, оперативные осмотры, ведут наблюдения за местами концентрации лиц, имеющих связи с криминальными сообществами, а именно: казино, бары, сауны, кафе, рестораны, вокзалы, рынки, гостиницы, общежития, места отстоя железнодорожного и грузового иногороднего транспорта, автотехцентры, места отстоя автотранспорта и др.;

§ собирают и изучают информацию о лицах, склонных к совершению либо замышляющих совершение преступлений террористического и экстремистского характера: проводят соответствующие поисково-разведывательные мероприятия в сети Интернет, фиксируют необходимую информацию в системах мобильной и подвижной связи;

§ получают, обмениваются и анализируют информацию из консульских учреждений, органов ФСБ о въезде в Российскую Федерацию и выезде иностранных граждан, проживающих за границей и причастных к терроризму;

§ проводят комплекс мероприятий по пресечению незаконного оборота наркотиков, оружия, боеприпасов, взрывчатых устройств и веществ в местах их изготовления, хранения, реализации; проверяют лиц, судимых за указанные преступления, на причастность к террористической деятельности; устанавливают источники их финансирования: осуществляют оперативно-розыскные мероприятия в приграничных районах России с целью выявления фактов контрабанды оружия, боеприпасов и др.;

§ выявляют организованные преступные структуры, занимающиеся торговлей оружием, боеприпасами, наркотиками, кражами и угонами автотранспорта и др.;

§ перекрывают каналы нелегального поступления финансовых средств для обеспечения организованных преступных сообществ и групп террористической и экстремистской направленности, которое включает в себя проверку крупных коммерческих, кредитно-финансовых учреждений и их связей с ОПС; выявляют преступные группы и сообщества, действующие в наиболее доходных отраслях экономики, экономических структурах, связанные с террористами, налагают аресты на их счета и приостанавливают их деятельность.

В случае выявления лиц, групп террористической направленности проводятся следующие мероприятия:

§ подбираются источники оперативной информации о лидерах и организациях террористической направленности;

§ ведется оперативная разработка лиц, задержанных и арестованных за преступления террористического характера;

§ корректируются оперативные позиции в экстремистски настроенных организациях, а также среди лиц, замышляющих и подготавливающих террористические акции;

§ осуществляется оперативный контроль за лицами, подозреваемыми в связях с незаконными вооруженными формированиями.

Особые антитеррористические функции выполняет Интерпол. Главной ее задачей стадо создание базы данных о лицах, причастных или подозреваемых в террористической деятельности. В Интерполе существует отдельная база данных на преступные организации, замеченные в совершении террористических актов. Отслеживаются их связи с другими преступными сообществами, преимущественно теми, которые занимаются наркобизнесом, торговлей оружием, взрывчатыми веществами.

Интерполом регулярно проводятся симпозиумы по борьбе с международным терроризмом. Местом их проведения бывает не только штаб-квартира Интерпола (Лион, Франция), но и отдельные региональные центры в Азии, Африке, на Американском континенте.

Интерпол ежегодно отчитывается по делам о террористических актах общеуголовного характера на сессиях Генеральной ассамблеи наравне с такими же обязательными отчетами о борьбе с незаконным оборотом наркотиков, с кражами произведений искусства, фальшивомонетничеством.

Заключение

      Таким образом, к преступлениям экстремисткой направленности могут относится любые деяния, предусмотренные Особенной частью УК РФ, если они совершены по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, указанным в п. «е» ч. 1 ст. 63 УК РФ как обстоятельство, отягчающее наказание, а также классические экстремистские преступления, предусмотренные статьями 280, 282, 2821, 2822 УК РФ, которые могут быть поделены на виды в зависимости от особенностей квалифицирующих признаков, от объекта посягательств и формы построения.

    Экстремизм как и терроризм -это сложное явление, имеющее тенденцию к саморазвитию. Его появление обусловлено наличием целого ряда причин и факторов, тесно взаимосвязанных между собой.

 

Так, с точки зрения целей, мотивов, идеологической платформы выделяют: государственный терроризм, имеющий внешнюю (осуществление насилия в отношении международных органов, иностранных граждан или государств) и внутреннюю направленность (применение насилия к политическим оппонентам, к населению страны в целом для укрепления своей власти) и международный терроризм, осуществляющийся на территории нескольких государств.

В самом широком смысле понятием терроризм обозначают все многообразие методов борьбы, связанных с использованием и выдвижением на первой план различных форм насилия или устрашения и проявляющихся в шантаже государственных деятелей, в нелегальной подрывной деятельности, государственном терроре, геноциде и репрессиях, а также открытой насильственной форме диктатуры и практике разовых политических покушений, террористических актах, осуществляемых в целях устрашения населения или оказания воздействия на органы власти.

Основными направлениями противодействия экстремизму являются:

1) принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих ее осуществлению;

2) выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц.

Сотрудники подразделений по противодействию экстремизму: проводят мониторинг оперативной обстановки в области противодействия экстремистской деятельности; принимают меры по разобщению экстремистских организаций (сообществ) на ранних стадиях формирования путем поиска и своевременной реализации информации упреждающего характера; осуществляют ОРМ по предупреждению преступлений, отнесенных к компетенции подразделений по противодействию экстремизму; в пределах компетенции осуществляют мероприятия по недопущению проникновения представителей экстремистских организаций (сообществ) в органы государственной власти; участвуют в правовой пропаганде и информировании населения о результатах работы в установленной области деятельности; разрабатывают и организуют проведение специальных операций и оперативно-профилактических мероприятий в установленной области деятельности; выявляют при проведении ОРМ причины и условия, способствующие совершению преступлений, принимают в пределах компетенции меры по их устранению.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Антонян Ю.М. Природа этнорелигиозного терроризма // Российский следователь. 2010. № 6. С.15.-27

2. Бирюков В.В. Еще раз об экстремизме // Адвокат. 2009. № 12

3. Бурковская В.А. Криминальный религиозный экстремизм в современной России. М., 2009

4. Винников А.Я., Гиренко Н.М., Коршунова О.Н., Серова Е.Б., Узунов В.Г. Социогуманитарная экспертиза преступлений на почве ненависти. М., 2009

5. Винокуров А. Борьба с экстремизмом средствами прокурорского надзора // Законность, № 11, 2011

6. Добрынина Е. Употребление власти. На борьбу с экстремизмом россияне выдали государству "кредит доверия" // Российская газета. 2010 31 окт.

7. Мотив национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды при совершении убийства / отв. ред. Л.М. Дробижева. М.: ИНИОН РАН, 2009.

8. Экстремизм: понятие, система противодействия и прокурорский надзор: методическое пособие / под ред. профессора А.И. Долговой. М., Российская криминологическая ассоциация. 2009.

9. Емельянов В.П. Терроризм как деяние и состав преступления. Харьков, 2009.

10. Зайцев С. Противодействие экстремизму // Законность. 2009. № 11.    Иванов С.Б. Россия - НАТО: стратегические партнеры перед лицом новых угроз // Право и безопасность. 2004. N 3. С. 47 - 52;

12. Комиссаров В.С., Емельянов В.П. Террор, терроризм, "государственный терроризм": понятие и соотношение // Вестник Московского университета. 2009. N 5.

13. Лапаева В.В. Конституция РФ об основаниях и пределах ограничения прав и свобод человека и гражданина // Законодательство и экономика. 2010. N 1. С. 11 - 17.

14. Родионов А.В. Лидер в молодежной среде - проблемы противодействия молодежному экстремизму // Общество и право. 2009. № 1. С. 24.

15. Сальников Е.В. Органы местного самоуправления как субъект противодействия экстремизму // Государственная власть и местное самоуправление, 2009, № 6

16. Салимов К.Н. Современные проблемы терроризма. М., Юрайт. 2009. - 518с

B i9iNUqTEbIoUxCJCMdWep9kxCWZn0+w2if/e0R70Mo/hDe99ky0n16qB+tB4NnAzS0ARl942XBl4 2z5eL0CFiGyx9UwGvijAMj8/yzC1fuRXGopYKQnhkKKBOsYu1TqUNTkMM98Ri/fhe4dR1r7StsdR wl2rb5PkTjtsWBpq7GhVU/lZHJ2BsdwMu+3Lk95c7daeD+vDqnh/NubyYnq4BxVpin/H8IMv6JAL 094f2QbVGpBH4u8Ub76Yg9qfVOeZ/s+efwMAAP//AwBQSwECLQAUAAYACAAAACEAtoM4kv4AAADh AQAAEwAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAW0NvbnRlbnRfVHlwZXNdLnhtbFBLAQItABQABgAIAAAAIQA4 /SH/1gAAAJQBAAALAAAAAAAAAAAAAAAAAC8BAABfcmVscy8ucmVsc1BLAQItABQABgAIAAAAIQDk QUXC/AIAAP4FAAAOAAAAAAAAAAAAAAAAAC4CAABkcnMvZTJvRG9jLnhtbFBLAQItABQABgAIAAAA IQDrxsCk2QAAAAMBAAAPAAAAAAAAAAAAAAAAAFYFAABkcnMvZG93bnJldi54bWxQSwUGAAAAAAQA BADzAAAAXAYAAAAA " filled="f" stroked="f">
[1]Леньшин Д.И. К вопросу о классификации преступлений экстремистской направленности //Евразийский юридический журнал. - 2010. - №7. - С. 64:

[2]Фридинский С.Н. Противодействие экстремистской деятельности (экстремизму) в России (социально-правовое и криминологическое исследование): Автореф. дис. … доктора юрид.наук. М., 2011. - 37с.:

 

 



2019-11-13 290 Обсуждений (0)
Предупреждение экстремизма органами внутренних дел России 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Предупреждение экстремизма органами внутренних дел России

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (290)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)