Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Императрицей Екатериной II был утверждён Устав благочиния или полицейский



2019-11-13 352 Обсуждений (0)
Императрицей Екатериной II был утверждён Устав благочиния или полицейский 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение

На мой взгляд, в процессе исследования данной проблемы слушателям к подготовке к делу нужно брать за базу более значимые утверждения о формировании российских организаций внутренних дел в момент с IX вплоть до XIX столетия, созданные российской многознаменательной наукой. Анализ этой проблемы нужно принять со свойствами Древнерусской страны. В рамках исследуемого времени сохранение режима выполнялось, с одной стороны, муниципальным механизмом, с другой, органом самоуправлением ‑ вервью (общиной). Заключительная тянула обязанность из‑за положения покоя и существовала в собственной местности. То, что относится стражей порядка функций страны, в таком случае они исполнялись, в первую очередь в целом, стольными дружинами (знаменитого и районных князей). С данного периода представители полиции функции получили милитаризованный вид, таким образом, равно как исполнялись с поддержкой. Согласно грани определенного усложнения текстуры правительственного агрегата возможно определить муниципальные аппараты, какие исполняли представители полиции функции. Выделиться существовали посадники (исполняли руководство городками), волостели (правили волостью аграрной территориальной единицей). Следует заметить, что с появлением дворцовой системы управления полицейские функции стали осуществляться также должностными лицами этой администрации. Ими являлись дворецкий (управитель дворца), конюший, ловчий и др. Иногда должностное лицо дворцового управления именовалось тиуном. Наступление феодальной раздробленности вызвало немалые перемены в осуществлении полицейских функций государства. Следует констатировать, с одной стороны, общий рост их объема в связи с ростом населения и преступности. С другой стороны, нужно отметить некоторое сокращение полицейской деятельности княжеской администрации (центральной и местной) и появление функций по охране порядка у вотчинника. В процессе преодоления феодальной раздробленности и создания единой Русской державы государственный аппарат разрастался и значительно укреплялся. Активизировалась его деятельность по охране общественного порядка, по борьбе с преступностью. Появилась новая форма процесса - розыскной процесс, характеризующийся доминирующим участием государства в борьбе с преступностью и в разрешении гражданско-правовых споров. Поэтому полицейские функции государства получили свое дальнейшее развитие. По-прежнему их носителями были органы местного управления - наместники (управители уездов) и волостели (управители волостей), опиравшиеся на различных подчиненных им должностных лиц (тиунов, доводчиков и др.), учреждения дворцового управления и пути, а также общинное самоуправление.

На рубеже XV - XVI вв. появляются своеобразные сыскные органы. Это так называемые особые обысщики, которые приезжали из Москвы на места «в случае умножения в какой-либо местности разбоев. В начале XVI века в городах были учреждены должности городовых приказчиков, которые в некоторых пределах осуществляли также полицейские функции. Пристав и его помощники осуществляли вызов в суд, а праведник, в частности, выступал в качестве судебного исполнителя. В период сословно-представительной монархии в системе учреждений, поддерживающих государственную безопасность и общественный порядок, произошла коренная реорганизация. Она выразилась, во-первых, в отмене кормления и введении губного и земского самоуправления; во-вторых, в ликвидации дворцового управления и учреждения приказной системы; в- третьих, в создании воеводского управления. Данные мероприятия привели к повсеместному упразднению многих старых должностей и образованию новых учреждений, осуществляющих полицейские функции.

Изучение темы продолжает время самостоятельного правления царя Петра I (правил в 1689-1725 гг.), которое стало периодом значительных преобразований во всех сферах жизни общества. Реформы коснулись и правоохранительных органов России: постепенно создается полиция, тоесть исполнительный орган государственного управления, повседневно и профессионально занимавшийся охраной правопорядка. В 1701 г. был ликвидирован Сыскной приказ, а в 1702 г. указом Петра I были ликвидированы должности губных старост. В 1710 г. после образования губерний функции по охране правопорядка перешли к губернаторам. С учреждением в 1719 г. провинций полицейские функции были переданы воеводам, в помощь которым создаются выборные советы из местных дворян. В Санкт-Петербурге, основанном в 1703 г., в отличие от других территорий России, охраной правопорядка занимались губернская канцелярия во главе с губернатором А.Д. Меньшиковым и 8 подчинявшиеся ей Городовая канцелярия, а с 1705 г. и Адмиралтейская делопроизводство. - концепция организаций военно-мореходного управления Российской федерации, сформирована в 1712 г. вместо аннулированного Адмиралтейского указа, в базе, имевшейся в Санкт-Петербурге с 1707 г. Адмиралтейской канцелярии, занимавшейся проблемами кораблестроения в Варяжском море-окиян. Основанный в Петербурге с 1712 г. Армейский мореходный флот (руководитель А.В. Кикин) покорялся адмиралу, и располагался проблемами кораблестроения, вооружения, ремонтних работ и обеспечения судов. Сохранившаяся в Столице Адмиралтейская контора (учреждение) обладала в собственном ведении проблемы домашней, экономической доли флота и Навигационное среднее учебное заведение. С 1715 г. капиталами мореходного ведомства, заведованием адмиралтействами и верфями, вооружением флота, экипажными торговыми центрами управлял вицечиновник К.И. Крюйс, руководивший Адмиралтейскую канцелярию, предложенную в СанктПетербург. Согласно указу ПетраI с 28 октября 1715 г. интеллигентен мореходный наркомат и учреждено место комиссара, какое назначен Г.П. Чернышев. Ему подчинена Армейская мореходная флотаписьмоводство и "кто именно во флоте предназначается, кроме того все без исключения использованные материалы, какие сотрудниками готовятся". В ведение К.И. Крюйса перешли "все материалы, которые покупаются и подряжаются, а также и люди, к верфи надлежащие", кораблестроение, портовые управления и корабли, сдававшиеся в порт после окончания летней кампании. 8 ноября 1717 г. произведено новое распределение обязанностей в системе военно-морского управления. Чернышеву - госпитали, аптеки, провиантские склады и закупка продовольствия, доходы морского ведомства. К.И. Крюйсу - кораблестроение, артиллерия, ластовые суда и пильные мельницы со всеми служащими. Для заведования выделяемыми на эти цели финансами и всеми казенными строениями морского ведомства создана должность комиссара (полковник Норов). Частями управления, подведомственными адмиралу К.И. Крюйсу, руководила расположенная в Петербурге Адмиралтейская контора, в состав которой входили адмиралтейская и кораблестроительная канцелярии.

В Петербурге решением Петра I создается полицейская канцелярия, которая руководила деятельностью солдат и унтер-офицеров по охране правопорядка, следила за соблюдением правил строительства в городе. Таким образом, в России впервые возникает термин «полиция», постепенно вытеснивший старорусское понятие «благочиние». Используя зарубежный опыт, Петр приступает к созданию профессиональной полиции. В 1721 г. Петром I был издан Регламент Главного Магистрата, которым определялись функции, полномочия и порядок деятельности основных государственных учреждений, в том числе полиции. В 1722 г. указом Петра I в Москве учреждается должность полицмейстера и полицмейстерская канцелярия, а Петербургская полицмейстерская канцелярия становится Главной, которой подчиняется Московская. Руководство Московской и Главной полицмейстерских канцелярий осуществлялось на коллегиальных основах. Для несения службы по охране правопорядка в распоряжение полицмейстерских канцелярий поступали воинские команды на определенное время. Полицейские органы в первой четверти XVIII в. имели значительные полномочия по расследованию уголовных дел. Они вели дознание по всем обнаруженным полицией преступлениям, приводили в исполнение приговоры. В 1730 г. был воссоздан Сыскной приказ, который, опираясь на местные, административные и полицейские органы, проводил розыск подозреваемых и преступников. В этом же году создается Должный приказ для производства полицейских действий в отношении злостных неплательщиков и банкротов. В 1733 г. был издан законодательный акт «Об учреждении полиции в городах», который стал правовой основой строительства регулярных полицейских органов в масштабе всей страны. В соответствии с ним создавалась полиция в губернских и других городах. Значительные изменения в развитии российской полиции произошли в 70-80-х гг. XVIII в. 7 ноября 1775 г. императрицей Екатериной II (правила в 1762-1796 гг.) было утверждено «Учреждения для управления губерний Российской Империи», по которому производилось новое административно- территориальное деление страны. Основой для создания губерний и уездов стало число проживавшего на их территориях податного населения. В губернии (во главе с губернатором) от 300 до 400 тыс. крестьян мужского пола, в уезде (во главе с земским капитаном-исправником) - 20-30 тыс. Две- три губернии могли быть объединены в наместничество, которые (а также отдельные губернии) возглавляли наместники (генерал-губернаторы), назначаемые монархом. На наместнические (губернские) правления возлагалось руководство местной полицией. При проведении реформы создается специальный полицейский орган в уезде - нижний земский суд. Одновременно была создана регулярная полиция в большинстве уездных городов во главе с городничим, должностным лицом с функциями полицмейстера. Городничий назначался по представлению наместника Сенатом и единолично руководил охраной правопорядка в городе. В обязанности городничего вменялось: подавлять массовые бес- порядки, проводить следствие по правонарушениям, надзирать за местами, дорогами и переправами, размещать воинские части, не допускать пожаров, поощрять трудолюбие, заботиться о нищих и пр. Таким образом, несмотря на сокращение общеадминистративных функций полицейских органов, до полной специализации было еще далеко.

В 1780 г. указом императрицы Екатерины I ликвидируется Главная полицмейстерская канцелярия (в связи с передачей дел существовала до 1 января 1783 г.). В Санкт-Петербурге и Москве полицией стал руководить обер-полицмейстер, подчиненный соответствующему генерал-губернатору. Несмотря на проведение губернской реформы, положение полицейских органов оставалось не совсем определенным, прежде всего в вопросе их компетенции. В связи с этим через некоторое время началась подготовка к полицейской реформе. Она завершилась 8 апреля 1782 г., когда Екатериной II был подписан Устав благочиния или полицейский. Этим законом во всех городах создавались единые правоохранительные учреждения - управы благочиния или полицейские как коллегиальные органы административно- полицейского управления.

В XVIII в. происходило дальнейшее развитие органов политического сыска России. Еще в 1689 г. Петром I был создан Преображенский указ с целью войн с соперниками увеличения единой правительству государя. В 1718 г. в свойстве специального органа общественно- политического сыска существовала образованое скрытое делопроизводство в руководстве П.А. Густым. В периодуправления Екатерины II органом общественно политического сыска начала основанная в 1762 г. Скрытая поход Сената руководителю с прокурором С.И.Шелковским. Он мог вмешиваться в деятельность любых государственных органов, давать им указания, оставаясь при этом полностью10 независимым, так как подчинялся исключительно императрице. Таким образом, были обеспечены максимальная централизация и независимость от других органов, сохранение необходимой секретности. XIX столетием, когда в Российской Империи проводятся крупные реформы в системе органов государственного управления. Наиболее значительным преобразованием императора Александра I явилось создание министерств, в качестве органов центрального управления. Манифестом от 8 сентября 1802 г. было образовано восемь министерств, в том числе и внутренних дел. В январе 1803 г. утвержден штат Канцелярии МВД, получивший название Департамента внутренних дел. Первоначально Департамент состоял из четырех экспедиций: народного продовольствия и соляной части; спокойствия и благочиния; государственного хозяйства (совершенствование земледелия, руководство государственными фабриками и заводами, добыча полезных ископаемых, контроль над состоянием дорог); общественного призрения (приказы общественного призрения, больницы, богоугодные заведения, тюрьмы). Одной из первых инициатив МВД было включение в сметы расходов городов и уездов, специальных статей на содержание полиции, что позволило существенно улучшить материальное положение полицейских чиновников.

В 1807 г. создается особый Комитет для рассмотрения дел по преступлениям, клонящимся к нарушению общего спокойствия. В 1831 г. министром внутренних дел был назначен статс-секретарь Д. Н. Блудов, имевший большой опыт административной работы. С его приходом значительно усилился контроль МВД над местными органами охраны правопорядка. В 1842 г. новый министр внутренних дел граф Л. В. Перовский расширил систему личного контроля, ввел должность вице- директора Департамента полиции исполнительной и сделал обязательными длительные командировки для руководства Департамента. Одновременно было создано отделение для обозрения присутственных мест МВД, занимавшееся инспектированием местных органов Министерства. Вместо канцелярии министра учреждается Департамент общих дел; вновь образуется Особенная канцелярия министра внутренних дел для ведения секретного делопроизводства, анализа данных негласных ревизий, борьбы со злоупотреблениями чиновников полиции.

В 1810-1811 гг. в России по предложению М. М. Сперанского был преобразован механизм управления государством. В том числе, по инициативе генерал-адъютанта А. Д. Балашова было создано Министерство полиции. 25 июля 1811 г. были опубликованы подписанные императором Александром I Общее учреждение министерств, а также Учреждение и Наказ министру полиции. В первом акте предусматривалось усиление единоначалия и персональной ответственности министров; создавался совет министра, куда входили высшие чиновники Министерства. Второй документ регламентировал функции и компетенцию нового Министерства полиции. В Министерство полиции входили: Департамент хозяйственной полиции, Департамент исполнительной полиции, Медицинский департамент, а также Медицинский совет, Общая и Особенная канцелярии.

В 1819 г. умер министр полиции С. К. Вязьмитинов, однако, его пост остался вакантным. В этом же году министром внутренних дел был вновь назначен В. П. Кочубей, который добился ликвидации Министерства полиции и включения его департаментов в структуру МВД. Следует обратить внимание, что после восстания 14 декабря 1825 г. стало ясно, что организация политической полиции, которой руководила Особенная канцелярия МВД, оставляет желать много лучшего. Генерал А. X. Бенкендорф подготовил и представил императору Николаю I проект «Об устройстве высшей полиции», в котором намечались общие принципы построения такого органа: строгая централизация и организация всех его звеньев на местах, использование только самых проверенных кадров. В результате тщательного изучения проекта императором в 1826 г. было учреждено Третье отделение собственной его императорского величества канцелярии, начальником которого стал А. X. Бенкендорф. Вначале в Третье отделение входило 4 экспедиции. Первая из них ведала политическими делами, осуществляла наблюдение за революционными организациями, следила за общественным мнением, составляла отчеты, обзоры и т. п. Вторая осуществляла наблюдение за существующими сектами и расколами, занималась должностными преступлениями, делами, связанными с фальшивомонетничеством и подделкой документов. Третья экспедиция следила за проживавшими в России иностранцами. Четвертая вела учет всех происшествий в государстве и ведала личным составом третьего отделения. Однако строгого разграничения функций между экспедициями на тот момент не существовало.

В 1842 г. в третьем отделении была учреждена пятая экспедиция, осуществлявшая контроль и цензуру периодических изданий и театральных постановок. В штате каждой экспедиции было по 3,4 чиновника возглавляемые экспедитором, который подчинялся непосредственно управляющему, а через него начальнику Отделения. Таким образом, штат третьего отделения был, немногочисленным и в разные годы в нем было от 16 до 72 чиновников. К функциям этого государственного ведомства были отнесены следующие. Все распоряжения и известия по всем случаям, имеющим отношение к отделению. Сбор сведений о числе существующих в государстве сект и расколов. Известия об открытиях по фальшивым ассигнациям, монетам, штемпелям, документам. Подробные сведения обо всех людях, под надзором полиции состоящих, и все распоряжения по ним. Высылка и размещение подозрительных людей. Руководство всеми местами заточения государственных преступников. Издание и контроль над исполнением постановлений и распоряжений об иностранцах, выезжающих и проживающих в России; сбор статистических сведений, имеющих отношение к делам полиции. Для более полного уяснения учебного материала по данной теме следует заметить, что по инициативе императора Александра II в 60-70-х гг. XIX в. в России были проведены крупнейшие преобразования, обеспечившие переход от феодального к буржуазному государству. Было ликвидировано крепостное право, введено местное самоуправление, создана новая судебная система, проведена военная реформа. Уже в ходе подготовки столь крупных изменений стала ясна необходимость в проведении преобразований органов охраны правопорядка, и прежде всего на уровне уезда.

В 1862 г. император утвердил «Временные правила об устройстве полиции в городах и уездах губерний», по которым были реорганизованы полицейские учреждения в губерниях Европейской России, кроме Царства Польского и Области Войска Донского. Согласно Временным правилам сельские (земские) и городские органы охраны правопорядка были объединены в единое, уездное полицейское управление во главе с уездным исправником, который отныне назначался правительством, а не избирался. Уезды по-прежнему подразделялись в полицейском отношении на станы во главе со становыми приставами, которые руководили работой сотских и десятских. В губернских и столичных городах Временные правила 1862 г. сохранили прежний порядок организации полиции. Во главе полицейского управления находился полицмейстер, который назначался губернатором и был независим от уездного управления. В каждое управление входили канцелярия, секретарь и рассыльные. При полицейских управлениях состояли пожарные команды. Города делились на части со своими приставами. Участки, в свою очередь, - на околотки, возглавляемые околоточными надзирателями. Приставы руководили деятельностью помощников пристава и околоточных надзирателей. Околоточным надзирателям подчинялись городовые, дворники, которые следили за внешним порядком, освещением улиц, чистотой дворов и улиц, соблюдением паспортного режима, правильным ведением торговли и т. д. Городовые несли постовую службу на улицах по охране правопорядка. Посты были стационарные и подвижные, суточные, ночные или дневные. В 1867 г. прошла реорганизация корпуса жандармов, было утверждено Положение о Корпусе жандармов. Согласно Положению Корпус состоял из Главного управления, управлений Кавказского, Варшавского и Сибирского округов, 561 губернских управлений, 50 уездных управлений Северо-западного края, Наблюдательного состава, Петербургского и Московского дивизионов, 13 конных команд и полицейских управлений на железных дорогах.

Создание специального государственного органа по охране общественного порядка и борьбе с преступностью - полиции - произошло в период реформ Петра I. До учреждения данного органа полицейские функции выполнялись центральными и местными органами власти наряду с иными функциями управления. В 1715 г. была образована Главная полицмейстерская канцелярия, впоследствии подчиненная Санкт-Петербургскому генерал - полицмейстеру. Указ от 25 мая 1718 г. содержал "Пункты, данные С. - Петербургскому генерал - полицмейстеру", в которых определялась его компетенция. В 1722 г. полицмейстерская канцелярия была создана в Москве, ее возглавлял обер-полицмейстер, которому подчинялась городская полицейская команда.

В иных городах полицейские функции выполнялись местными органами власти - губернаторами, воеводами, земскими комиссарами, магистратами.

После эпохи царствования Петра I достаточно часто происходило переподчинение полиции. Решение о создании полиции в 23 губерниях и провинциальных городах Российской Империи было принято 23 апреля 1733 г.

Создавая специальные полицейские органы, государство не отказывалось от использования населения в полицейских целях. Полицейские обязанности в столицах и провинциальных городах исполняли старосты с помощью сотских (сотников). Сотни делились на 10 дворня во главе с десятскими (десятниками). В Санкт-Петербурге в конце 1740 г. полицейскую повинность несли 235 человек, в том числе 23 старосты, 27 сотских, 185 десятских.

Время царствования Елизаветы I характеризуется усилением роли Генерал - полицмейстера, который был выведен из подчинения Сената и подчинен Императрице. В 1746 г. в структуре Главной полицмейстерской канцелярии была создана Особая Экспедиция для розысков по делам воров и разбойников. В марте 1762 г. учреждена должность Главного директора над всеми полициями, который подчинялся непосредственно Императору.

В январе 1762 г. Петром III был издан указ, в соответствии с которым должности полицмейстеров в городах упразднялись, а городская полиция переходила в подчинение губернских, провинциальных и воеводских канцелярий. Однако 22 марта 1762 г. был издан Именной указ об учреждении должностей полицмейстеров в тех провинциях и городах, где нет полиции. Первые годы правления Екатерины II также характеризуются дальнейшей децентрализацией полиции. В соответствии с Сенатским указом от 26 июля 1762 г. исполнение ранее принятого указа от 22 марта 1762 г. (в части назначения полицмейстеров в тех местах, где посчитает необходимым генерал-директор над полициями) приостанавливалось. В Наставлении губернаторам от 21 апреля 1764 г. было еще раз указано, что все гражданские учреждения, ранее не подчинявшиеся губернаторам, поступали в их ведение.

В 1775 г. в Российской Империи была осуществлена реформа местных органов управления. Это в свою очередь повлияло на организацию полиции в стране. Главная Полицмейстерская канцелярия как центральный орган руководства полицией упразднялась. Функции управления полицией передавались губернаторам и губернским правлениям.

В соответствии с Учреждением для управления губерний Всероссийской Империи от 7 ноября 1775 г.5 была создана сельская полиция. В каждом уезде дворяне на своих собраниях избирали нижний земский суд, осуществлявший полицейские и судебные функции. Нижний земский суд состоял из возглавлявшего его земского исправника (капитан - исправника) и двух заседателей. В городах, где находились воинские части, полицейские функции выполнял комендант; в тех же городах, где не было коменданта, вводилась должность городничего. Городничий назначался Сенатом по представлению наместнического (губернского) правления. Если в столице губернии отсутствовал военный комендант, то вводилась должность обер-полицмейстера.

   

Императрицей Екатериной II был утверждён Устав благочиния или полицейский

Рисунок 1.

Апреля 1782 г.


8 (19) апреля 1782 г. Екатериной II был утверждён «Распорядок благочиния либо полицейский», в соответствии с которым формировался новейший общегородской административно ‑ полицейский аппарат.

Как и говорилось ранее, первые полицейские органы России появились в период преобразований Петра I, однако создание соответствующих органов не вышло за пределы Санкт-Петербурга и Москвы. При преемниках Петра формированию и дальнейшему развитию полицейских органов, превращению их в систему не только центральных, но и местных органов необходимого внимания не уделялось. Возникающие на местах проблемы требовали решения на общегосударственном уровне и могли быть решены путём реформирования центрального и местного управления, создания новых звеньев государственного аппарата, совершенствования законодательства.

При императрице Екатерине II, в ходе реформ местного самоуправления (1775-1785 гг.), обсуждалась и система полицейского управления. С 1779 г. началась работа над проектом Устава о благочинии, которая была завершена в 1781 г. Главными источниками Устава стали: Учреждение о губерниях, материалы уложенной комиссии и иностранные полицейские нормы, и правовые трактаты. Предполагалось создать в городах полицейские органы для охраны благочиния, покоя и добронравия.

8 (19) апреля 1782 г. Устав был утверждён. Он состоял из 274 статей и разделялся на 14 глав. Устав регламентировал структуру полицейских органов, их систему и основные направления деятельности, содержал перечень наказуемых полицией деяний.

Сохранение «благочиния, добронравия и порядка» в городе было возложено на управу благочиния — коллегиальный орган, в который входили: полицмейстер комендант или городничий, приставы гражданских и уголовных дел, выборные члены от купечества.

Управа благочиния была подчинена губернскому правлению и выполняла разнообразные административно-хозяйственные и судебные функции.

Каждый город, насчитывавший более 4 тыс. дворов, разделялся на части (по 200-700 дворов), которые в свою очередь делились на кварталы (по 50-100 дворов). В части главой полицейского управления был частный пристав, в квартале — квартальный надзиратель.

Полиция наблюдала за нравами и развлечениями, принимала меры к сохранению народного здравия, городского хозяйства, торговли и народного продовольствия. Она пресекала мелкие уголовные дела, вынося по ним собственные решения, осуществляла предварительное следствие и розыск преступников. К ведению полиции относились действия связанные с непослушанием законам или решениям полицейских властей; направленные против православной церкви и богослужений; нарушающие общественный порядок; нарушающие нормы благочиния (пьянство, азартные игры, брань, непотребное поведение, самовольная застройка); нарушающие порядок управления или суда (взяточничество); преступления против личности и имущества. Устав благочиния фактически сформировал новую отрасль права — полицейское право.

Помимо организационных основ полицейского управления, в уставе были изложены определённые морально-нравственные правила, которыми должны были руководствоваться и полиция, и городское население.

Также устав нарисовал портрет идеального должностного лица, наделённого комплексом добродетелей и лишённого пороков и недостатков.

Реформы местного управления, проведённые в царствование Екатерины II, позволили привести полицейские органы в определенную систему, хотя специального органа управления полицией в это время не было создано. После буржуазных реформ 60–70-х гг. XIX ст. из компетенции управ благочиния были исключены судебные дела, городское благоустройство и к концу XIX ст. они повсеместно были закрыты.



2019-11-13 352 Обсуждений (0)
Императрицей Екатериной II был утверждён Устав благочиния или полицейский 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Императрицей Екатериной II был утверждён Устав благочиния или полицейский

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (352)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)