Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 5. СЕМЕЙНОЕ ПРАВО



2019-11-13 323 Обсуждений (0)
Тема 5. СЕМЕЙНОЕ ПРАВО 0.00 из 5.00 0 оценок




5.1. Римская семья

5.2. Понятие брака. Виды брака

5.3. Имущественные отношения супругов

5.4. Отцовская власть

5.5. Опека и попечительство

5.1. Институт, который регулировал семейные отношения, распространялся только на лиц, являющихся гражданами Рима. Римская семья носила патриархальный характер. В ее состав входили глава семьи, жена, дети, родственники, зависимые люди и рабы. Семья представляла собой область личных прав, которые имеют связь с конкретным лицом. Тот факт, что в Риме существовали большие семьи, объясняется тем, что была необходима дополнительная производительная сила. Широко применялся коллективный труд всех членов семьи, в том числе и рабов. Римская семья называлась familia. Данный термин произошел от латинского слова «famel» – «раб». Из смысла термина выходит, что familia обозначает нахождение в зависимости членов семьи от главы. Термин «фамилия» также обозначал имущество семьи. Семья в Древнем Риме строилась на культе предков, которые почитались всеми членами семьи.

В IV в. до н. э. патриархальная семья превратилась в малую патриархальную семью, где со смертью отца, главы семьи, его сыновья становились во главе собственных семей. Правоспособностью в римской семье обладал только глава семьи, он являлся самостоятельным, ни от кого не зависимым лицом. Все остальные члены семьи не обладали правоспособностью и находились под властью отца. Главе семьи предоставлялось право жизни и смерти, он мог предавать смерти членов своей семьи, но только в качестве дисциплинарного наказания, иначе его действия пресекались публичной властью. Домовладыка был вправе не признать новорожденного ребенка своим, и тогда дитя выбрасывалось. Только признанный отцом ребенок становился членом семьи. Глава семьи мог передать одного или нескольких членов своей семьи третьим лицам для возмещения ущерба, а также сдавать их в качестве рабочей силы. Это право домовладыки было впоследствии ограничено: было запрещено продавать своего сына, члена семьи, более трех раз, в противном случае глава семьи утрачивал свою отцовскую власть над сыном. Власть главы семьи над женой и детьми была абсолютной и практически не отличалась от власти над рабами. Но постепенно власть домовладыки ограничилась, и подвластные члены семьи стали получать признание в праве.

Римское право признавало два вида родства – агнатическое и когнатическое. К агнатическим родственникам относились все лица, которые принадлежали к одной семье, поэтому родственниками признавались все лица, которые находились под властью одного главы семьи. Агнатическое родство – законное родство. Когнатическое родство (или кровное) следует из общности крови. Лицо, которое является агнатом, является и когнатом, но не всегда когнат является агнатом.

5.2. Брак – союз мужчины и женщины Он определяет правовое положение детей, рожденных в браке (или до него), а также имущественные отношения супругов и их наследственные права . При заключении брака на супругов возлагаются определенные обязанности. Так, муж и жена должны соблюдать верность друг другу; жена должна жить вместе с мужем и получить его сословие и звание; супруги не могут предъявлять иск друг к другу и пр. Правильный брак – союз мужчины и женщины одного правового качества. Указанный брак заключался в специальных, признанных законами формах и порождал все соответствующие последствия для супругов. Неправильный брак – союз мужчины и женщины разного права (между гражданином Рима и женщиной другого гражданства, между перегринами и т. п.) . Данный брак порождал все правовые последствия для мужа и жены, в соответствии с предписаниями цивильного права .

Характерными чертами брака признавались:

1) взаимность: в брак вступали два партнера, однако их безусловное равенство не являлось обязательным условием;

2) согласие партнера;

3) наличие половой связи между партнерами в браке;

4) желание партеров заключить брачный союз;

5) совместная жизнь супругов Отсутствие одного пиз услоъвий ставило под сомнение правовой смысл брачного союза.

От брака отличался конкубинат – разрешенное законом постоянное сожительство мужчины и женщины, которое не являлось законным браком. Формы римского брака:

1) брак с властью мужа (cum manu) – жена поступала либо под власть мужа, либо под власть домовладыки, если муж сбыл подвластным лицом Данная форма брака имеет древнее происхождение В результате заключения брака с властью мужа жена полностью находилась под властью мужа или домовладыки. Многие историки полагают, что данный брак возник на основе купли-продажи женщины из другого рода, а равно ее похищения Муж в отношении жены имеет те же права, что и на детей В том случае, если жена приносила в новую семью какое-либо имущество, оно становилось собственностью мужа. Супруг был вправе отдать жену в кабалу, наказать ее смертью и пр.

2) брак без власти мужа (sine manu) – жена либо оставалась под властью прежнего домо-владыки, либо была самостоятельным лицом. Это наиболее поздний вид брака. Указанный вид брака необходимо было ежегодно возобновлять После того как жена проживет с мужем один год, она подпадает под его власть (по давности). Не желая этого, жена должна ежегодно отлучаться из своего дома на тори ночи, что будет являться перерывом в их годичных отношениях. В римском праве существовало три способа установления брака: религиозный обряд, светская форма брака и приобретательная давность.

5.3. Имущественные отношения супругов зависели от формы брака. В браке cum manu имущество жены переходило в собственность мужа, который имел права им распоряжаться Право мужа на владение имуществом жены не могли ограничить даже родственники жены В результате заключения брака sine manu действовал принцип разделения имущества супругов. Муж мог осуществлять управление и распоряжение имуществом жены, но не мог его отчуждать без соответствующего разрешения . Управлять имуществом жены муж мог только в том случае, если супруга сама передала его для этих целей. В данной ситуации взаимоотношения супругов определялись по правилам договора поручения Родственники жены могли предъявить к супругу требования о восстановлении имущества или даже иск по поводу злоупотреблений в управлении имуществом. Несмотря на то, что жена была собственником своего имущества, она не могла самостоятельно распоряжаться этим имуществом в хозяйственном отношении. При заключении брака sine manu супругам было запрещено осуществлять взаимные дарения.

На особом правовом положении находились категории брачного имущества: приданое и брачные дары. Приданое (dos) – материальный дар, предоставляемый женой, ее отцом (домовладыкой) или иным третьим лицом. Приданым могли быть различное имущество или имущественное право: вещи на праве собственности или владения, право на чужие вещи (сервитут), отказ от каких-либо вещных прав, отказ от наследства в пользу мужа и т. д. Приданое являлось имуществом жены, но правом собственности на него обладал муж. Плоды от имущества находились в собственности мужа, но муж не мог отчуждать земельные участки. Движимые вещи муж мог отчуждать только с согласия жены, за исключением скоропортящихся и заменимых вещей, которые муж мог отчуждать самостоятельно. На мужа возлагалась ответственность по сохранности приданого. Приданое передавалось путем проведения особого обрядового акта либо оформления соответствующих документов. Приданое нельзя было заменить другой вещью, даже если она была более ценной. Кроме этого, вещь, находящаяся в составе приданого, не могла изменить свое назначение. В период заключения браков cum manu правовое положение приданого никак не регулировалось. Если не было соответствующего соглашения, то приданое вместе с другим имуществом жены переходило в собственность мужа. Когда стали заключаться браки sine manu, для приданого, передававшегося мужу, был установлен особый правовой режим.

5.4. Власть главы семьи в отношении своих подвластных – особый институт римского семейного права. Все члены семьи подчинялись главе семьи. Сын мог занимать высокие государственные должности, иметь в своем подчинении армию, но в семье он был подчинен только отцу и действовал с его непосредственного согласия. Данное правило действует, даже если сын сам имеет семью. Имущественная правоспособность наступала гораздо позднее политической – после смерти отца. Отцовская власть распространялась только на тех детей, которые были рождены в законном браке. Отцовская власть над внебрачными детьми принадлежала тому лицу, которое публично демонстрировало брачные отношения. Выделялось несколько оснований возникновения отцовской власти:

1) рождение детей в браке лиц, являющихся гражданами Рима. Законными признаются дети, которые рождены не ранее 182 дней после свадьбы и не позднее 300 дней после свадьбы. Дети, рожденные до 182 дней после свадьбы, признавались законными, если муж признавал свое отцовство;

2) признание законными детей, рожденных вне брака;

3) усыновление.

Отец в отношении своего ребенка обладал многими правами. Отец мог распоряжаться жизнью ребенка вплоть до достижения им совершеннолетнего возраста. Однако это право ограничивалось нравами и обычаями. Домовладыка был вправе оставить ребенка безнадзорным. Отец нес ответственность за правонарушения, совершенные его ребенком. Он мог отвечать лично либо выдать ребенка лицу, которое является потерпевшим. Кроме этого, отец мог продать в рабство своего ребенка исходя из имущественных интересов семьи или в наказание. Домовладыка имел право виндикационного иска к лицу, удерживающему его детей. Дети, находясь под властью отца, не обладали никаким самостоятельным имуществом за исключением: имущества, приобретенного сыном на войне, которое признавалось его собственностью; имущество, полученное по наследству от матери или из ее семьи, также признавалось собственностью ребенка. Отцовская власть над детьми прекращалась по таким основаниям, как: смерть отца; утрата им статуса свободы или римского гражданства; высвобождение (это добровольный акт отца, который по своей форме и содержанию приравнивался к освобождению раба на свободу). Принудительно-правовые основания применялись за нарушения родителями своих обязанностей в отношении детей. Согласно частному праву сын был вправе выкупиться из-под власти отца, если последний отказывал в добровольном высвобождении. Дочери не обладали никакой самостоятельностью (ни личной, ни имущественной) и переходили из-под власти одного домовладыки к другому (брату, племяннику и т. д.).

5.5. Если ребенок родился у лиц, не состоящих в законном браке, то родители должны признать его рождение законным.Способы узаконения ребенка:

1) заключение брака между родителями внебрачного ребенка;

2) издание специального соответствующего указа императора (рескрипта) при отсутствии или смерти матери;

3) зачисление сына в члены муниципального сената, а если вне брака будет рождена дочь, то выдача ее замуж за члена муниципального сената.

Усыновление – установления отцовской власти над чужими детьми.Формы усыновления:

1) arrogatio – усыновление семейно-самостоятельных лиц. На первоначальном этапе осуществлялось публично в Народных собраниях, затем императором и судом. Но особенно важным было то, чтобы об усыновлении было публично объявлено

2) adoptio – усыновление семейно-подвласт-ных лиц, в результате чего происходила смена домовладыки, которому подчинялся подвластный. Данный вид усыновления влек за собой разрыв кровных связей с прежней семьей и возникновение родства с семьей усыновителя.

Усыновление семейно подвластных лиц осуществлялось в два этапа: 1) освобождение подвластного от власти предыдущего отца семейства. Для этого осуществлялась троекратная фиктивная продажа лица с последующим освобождением мнимым покупателем.В Древнем Риме досрочное освобождение из-под отцовской власти в осуществлялось при посвящении дочери в весталки, а сына – во фла-мины, а в период Римской империи – при назначении на высшие государственные или церковные должности; 2) вступление под власть нового отца семейства путем предъявления виндика-ционного иска, возникающего из отцовской власти. После продажи ребенка в третий раз мнимый покупатель не отпускал его на свободу, а использовал в качестве ответчика по указанному иску, который к нему предъявлял усыновитель, в соответствии с заранее достигнутой договоренностью. Усыновитель и его подвластный являлись к претору, где и признавали иск. После указанной процедуры претор объявлял подвластного состоящим под властью отца семейства, усыновителя. Усыновителями могли выступать мужчины. Женщины могли выступать усыновителями только в исключительных случаях (для возмещения потери сына). Также усыновителем могло выступать только семейно-самостоятельное лицо. Подвластные не могли выступать усыновителями по той причине, что ответственность за совершаемые сделки нес глава семейства. Усыновитель должен был быть старше усыновляемого на 18 лет, но не моложе 60 лет. В период Римской империи был отменен запрет на усыновление несовершеннолетних детей.

Литература: Новицкий И.Б. Римское право. М., 1996 г., Медведев С.Н. Римское частное право. М., 1994 г., Гай, Институции. Книги 1-4. Под ред. В.А. Савельева, Л.Л. Кофанова, М., 1997г.

Тема 6. ВЕЩНОЕ ПРАВО

6.1. Понятие вещей

6.2. Классификация вещей

6.1. Понятие вещей в классический период в римском праве использовалось в широком смысле. В него входили не только вещи материальных предметов внешнего мира, но также юридические отношения и права. Термин «вещь» (res) употреблялся в нескольких значениях. Вещами считалось как все то, что существует в материальном мире (с этой точки зрения термин «вещь» употреблялся не только юристами, но и философами Древнего Рима), так и объекты имущественных прав и правовые отношения в целом. Наиболее общим образом вещи делились на:

1) вещи Божественного права (священные, святые и религиозные). К вещам Божественного права относились храмы, земля, на которой они находились, гробницы, скульптуры богов;

2) вещи человеческого права:

— публичные, принадлежащие политической совокупности граждан. К таким вещам относились театры, стадионы, реки, пользование берегами рек;

— частные, принадлежавшие отдельным лицам. Частные вещи в свою очередь также делились на группы.

6.2. Классификация вещей. В римском праве кроме телесных и бестелесных существовали и другие категории вещей:

1) изъятые и не изъятые из оборота;

2) манципируемые и неманципируемые;

3) простые и сложные;

4) потребляемые и непотребляемые;

5) делимые и неделимые;

6) главные и побочные;

7) определяемые родовыми признаками и индивидуально-определенные;

8) движимые и недвижимые;

9) телесные и бестелесные.

Литература: Новицкий И.Б. Римское право. М., 1996 г., Медведев С.Н. Римское частное право. М., 1994 г.

Тема 7. ВЛАДЕНИЕ

7.1. Понятие и виды владения

7.2. Установление и прекращение владения

7.3. Защита владения

7.1. Понятие владения. Владение (possessio) — это такое об щественное отношение, при котором данное лицо считает ту или иную вещь находящейся в составе своего хозяйства, а также считает ее своей. Это реальное господство лица над вещью. В каждом факте владения, как учили римские юристы, следует различать два элемента: corpus possessions, т. е. тело владения, фактическое обладание вещью — это телесный момент, и animus possessions — душу владения, т. е. наличие желания, намерения владельца иметь вещь у себя, сохранить ее за собой и обращаться с ней как с собственной. Только такое владение считается юридическим и будет подлежать юридической защите, где есть сочетание указанных двух элементов: факта нахождения вещи в хозяйстве и наличия желания сохранить, иметь эту вещь у себя. Первый элемент является объективным, второй — субъективным. Термин «possessio» является сравнительно поздним. По цивильному праву владение обозначалось словом «usus», т. е. «пользо вание». Обычно владелец и собственник как бы сливаются. Поэтому говорят о «владеющем собственнике». Но владение может возникать и вне связи с правом собственности, и даже быть его нарушением. Некоторые римские юристы говорили: «Собственность не имеет ничего общего с владением». Обычно владельцем становится первый приобретатель. Установление фактического господства над вещью именовалось завладением (apprehensio), например, некто захватил дикое животное. В передаче владения (traditio — от одного лица другому) римское право усматривало производное приобретение владения. Владение могло приобретаться и через третьих лиц. «Corpus» некогда понималось как физическое обладание вещью: в руках, в доме, во дворе. Позднее стали рассуждать так: «corpus» — налицо во всех случаях, когда при нормальных условиях обеспечена возможность длительного и беспрепятственного проявления господства лица над вещью.

7.2. Виды владения. Различаются несколько видов владения исходя из законности владения вещью:

1) законное владение (posessio iusta) — вещью владеет ее собственник;

2) незаконное владение (posessio vitiosa) — когда тот, кто владеет вещью, не имеет на это права:

— добросовестное владение (posessio bona fidae) — владелец вещи не знает, что вещь принадлежит не ему;

— недобросовестное владение (posessio malae fidae) — владелец знает, что вещь ему не принадлежит, но ведет себя так, как будто вещь ему принадлежит. В этом случае не дей ствует приобретение права собственности по давности, и предъявляются более строгие требования относительно возмещения реальному владельцу после суда стоимости плодов или ухудшения состояния вещи;

3) производное владение возникало из временного нахождения вещи у третьего лица.

Владение вещью третьим лицом осуществляется до разрешения спора о том, чья это вещь на самом деле (фактически он — хранитель вещи). Такие отношения считались владением с целью упрощения возможности хранителю осу ществить защиту вещи в случае посягательств на нее. В этом случае о защите нельзя попросить и собственника, ведь он не известен. Владение вещью залогодержателем владения осуществляется также с целью защиты вещи от посягательств. Также различали следующие виды владения:

цивильное владение (posessio civilis) — владение в соответствии с ius civile (цивильным правом). Этот вид владения существовал в древнее время еще до принятия Законов XII таблиц. Цивильный вла делец должен был быть лицом правоспособным (sui iuris), поэтому чаще всего таким владельцем являлся глава семьи. Он владел имуществом на свое имя, подвластные владели имуществом также на его имя. В то время были уже известны сроки для обращения владения в право собственности по давности владения;

посредственное владение — нахождение вещи во владении у третьих лиц (фактически — держание вещи). Оно не признавалось владением, несмотря на то, что имело место воздействие на вещь, но держатель не имел права владеть вещью от своего имени. Чаще всего в роли держателей выступали поверенный, поклажеприниматель и ссудоприниматель. Они были экономически зависимы от владельца и владели «для него». По усмотрению владельца вещи такое держание могло быть прекращено. С течением времени отношения держания развивались, стали появляться договоры пожизненного «посредственного владения» землей и другим имуществом по договору найма;

преторское владение — владение, признанное претором и защищаемое им до истечения срока владельческой давности. Претор предоставлял свою защиту на основе интердикта. С течением времени защита претора стала предоставляться любому лицу, осуществляющему господство над вещью, при наличии у него кроме фактического обладания вещью намерения владеть ею. Защита предоставлялась вне зависимости от способа, которым это лицо приобрело право владения, кроме незаконного недобросовестного.

7.3. Защита владения. Владение защищалось специальными правовыми средствами, т. е. интердиктами (interdicta). Интердикты (запрещения) издавались римскими магистратами в форме распоряжения о немедленном прекращении действий, нарушающих права граждан. Первоначально они издавались преторами после фактической проверки права владения просителя на оспариваемую вещь как прямое и категорическое указание передать вещь реальному владельцу, а впоследствии — как условные распоряжения: «если подтвердятся доводы просителя, то передать ему вещь, запретить посягательства на его вещь».Виды интердиктов:— интердикты, служащие для защиты владения прежнего владельца (interdicta retinendae possessionis). Такой интердикт применялся при владении и движимыми, и недвижимыми вещами, если владение требовалось защитить от посягательств третьих лиц.Интердикт, издаваемый для защиты недвижимых вещей, назывался «uti possidetis», он издавался по просьбе заинтересованного лица независимо от давности владения. Таким образом, этот интердикт защищал последнего владельца недвижимости.Интердикт для защиты движимых вещей (interdictum utrubi) — до Юстиниана мог применяться только в том случае, если владелец вещи владеет ею большую часть года в том календарном году, когда издается интердикт.При Юстиниане на движимые вещи стали распространяться такие же правила, что и на недвижимость:— интердикты, предназначенные для повторного установления владения в интересах владельца, который противоправно был лишен владения (interdicta recuperandae possessions). Фактически это интердикт о возврате владения тем, у кого оно было отнято силой. Этот интердикт мог применяться любым владельцем, даже если вещь была приобретена противоправным путем.Защита владения также могла осуществляться при помощи иска с фикцией (публицианов иск).

Литература: Омельченко О.А. Основы римского права. М., 1994г., Осокина А.Н. Римское право. М., 1995г.



2019-11-13 323 Обсуждений (0)
Тема 5. СЕМЕЙНОЕ ПРАВО 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 5. СЕМЕЙНОЕ ПРАВО

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (323)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)