Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Исследования А. де Токвиля



2019-12-29 220 Обсуждений (0)
Исследования А. де Токвиля 0.00 из 5.00 0 оценок




Что такое демократия?

 

Демократия с точки зрения политологии – это разновидность политического режима, который может быть демократическим или авторитарным. В первом случае он базируется на развитом гражданском обществе и с учетом прав и свобод личности, тогда как второй вид есть жесткая власть одного или нескольких лиц, в результате которой ограничиваются права и гражданские свободы.

       Таким образом, демократия определяется, прежде всего, как элемент формы государства, в которой верховенство принадлежит общей воле народа. Это есть самоуправление народа, без его различия на «черных и белых», «пролетариев и буржуазию», т.е. всей массы народа в совокупности. Следовательно, демократической идее одинаково противоречит всякое классовое господство, всякое искусственное возвышение одного человека над другим, какими бы людьми они ни были.

       Вопрос прав и свобод человека и гражданина на сегодня является важнейшей проблемой внутренней и внешней политики всех государств мирового сообщества. Именно состояние дел в сфере обеспечения прав и свобод человека, их практической реализации является тем критерием, по которому оценивается уровень демократического развития любого государства и общества в целом.

       Когда говорят о демократическом государстве, то в первую очередь имеют ввиду его социальность: какие права и свободы провозглашены в этом государстве и как граждане могут пользоваться этими правами, как государство заботится о своих гражданах?

       У понятия «демократия» множество определений. Одно из них принадлежит американскому президенту Аврааму Линкольну (1809-1865): демократия – это «правление народа, избранное народом и для народа». Чаще всего демократию понимают и объясняют как «власть народа» или «народовластие» (греч. demos-народ + cratos-власть). Словарное определение: это политический режим, при котором установлены и осуществляются на практике народовластие, закрепленные в законах свободы и равноправие граждан.

       Демократия понималась как форма государства, в котором власть принадлежит всем или большинству свободных граждан, подчиняющихся закону. Такое представление о демократии сложилось вплоть до конца XIX века, до времен Великой французской революции. В новоевропейской политической мысли понятие демократии было перенесено с форм на принципы политического устройства.

Политическая система США конституционно основана на таких демократических признаках, как народный суверенитет, разделение властей, уважение прав человека, многопартийность.

Конституция США.

 

Ныне действующая конституция США была принята 17 сентяб­ря 1787 г. Она несет на себе глубокий отпечаток той историчес­кой эпохи, в которой разрабатывалась.

Начавшаяся в 1775 г. освободительная война 13 американских колоний против господства Англии, по целям и результатам была одновременно революцией буржуазно-демократической по своему характеру. В ходе революции в 1776 г. была провоз­глашена "Декларация независимости Соединенных Штатов Америки", закрепившая право народа на восстание против уг­нетателей, неотъемлемые права человека (право на жизнь, свободу и стремление к счастью) и освобождение "от всякого подданства британской короне". Принятые в 1777 г. (вступили в силу в 1781 г.) "Статьи Конфедерации и вечного союза", оформили межгосударственный союз 13 штатов с сохранением их суверенитета и с очень слабыми зачатками централизованной (союзной) власти. В 1783 г. был подписан мирный договор, и Англия признала независимость США.

Однако народные массы остались недовольны итогами рево­люции, внутренней политикой правящих кругов, высокими нало­гами. Страна была охвачена манифестациями и даже восстани­ями, крупнейшее из которых вспыхнуло в штате Массачусетс под руководством Д.Шейса (1786-1787 гг.). Правящие круги были напуганы этими выступлениями. Главнокомандующий Д.Вашингтон писал: "Государство (если это можно назвать госу­дарством) потрясено до основания и может быть опрокинуто первым же взрывом. Это конец: если не найти вскоре проти­водействия, то неизбежно последует смятение и анархия". В обществе настойчиво высказывались требования о необходи­мости проведения реформы Конфедерации и централизации государственной власти.

Для реализации указанной цели в мае 1787 г. в Филадельфии созывается Конвент, в котором принимало участие 55 делегатов от штатов. Конвент вместо реформирования Конфедерации уч­реждает союзное государство (федерацию) и принимает 17 сентября 1787 г. конституцию, как сказано в ее преамбуле для "обеспечения внутреннего спокойствия". После ратификации конвентами 1 1 штатов конституция США вступила в силу 4 марта 1789 г.

Конституция США является выдающимся политико-правовым актом. Выражая дух американской революции, "отцы-основа­тели" конституции выработали для своего времени прогрессив­ный документ, оказавший историческое влияние на конституци­онное развитие многих государств мира.

Конституция США — первая в истории писаная конституция крупного государства. Это событие способствовало распространению во всем мире доктрины конституционализма. Она закре­пила победу американского народа над английскими колониза­торами и образование независимого суверенного государства. Конституция гарантирует защиту человека от произвола влас­тей, поставив преграду деспотическому правлению. Она способ­ствовала становлению и развитию демократических институтов:

народный суверенитет, народное представительство, парламен­таризм и др.

Конституция США учредила республиканскую форму правле­ния в виде президентской республики: президент республики — глава государства и правительства; правительство не несет от­ветственность перед Конгрессом; президент не обладает пра­вом роспуска палат Конгресса.

Конституция наибольшее внимание уделяет порядку формиро­вания и деятельности центральных органов власти (Конгресс, президент, Верховный суд). Их конституционные взаимоотноше­ния основаны на принципе разделения властей, который в амери­канской действительности трансформировался в систему "сдержек и противовесов".

Конституция США определила новые отношения между шта­тами, установив федеративную форму государственно-террито­риального устройства.

Опираясь на конституцию. Верховный суд приобрел функцию конституционного надзора, что позволяет ему признавать от­дельные акты президента, Конгресса неконституционными. Су­дебный прецедент, как источник конституционного права, до­полняет содержание конституции.

Конституция провозглашена верховным правом США. В статье VI записано: "Настоящая Конституция и законы Соединенных Штатов, изданные в ее исполнение, равно как и все договоры, которые заключены или будут заключены Соединенными Штата­ми, являются высшими законами страны...".

Конституция США относится к числу наиболее стабильных и устойчивых. За 208 лет своего существования в нее было внесено лишь 27 поправок. Она предусматривает весьма "жест­кую" процедуру принятия поправок. Поправки принима­ются 2/3 членов обеих палат Конгресса (либо специально со­званным по инициативе 2/3 штатов Конституционным конвен­том). В обоих случаях принятые поправки должны быть ратифи­цированы законодательными собраниями 3/4 штатов (либо 3/4 конвентами штатов, созываемых по решению Конгресса). Рати­фикация поправок штатами и является главным тормозом обнов­ления конституции США. Поправки могут десятилетиями и даже веками рассматриваться законодательными собраниями штатов. Примером может служить процесс принятия ХХУП поправки. В 1789 году Конгресс, по предложению Дж. Мздисона, принял поправку к конституции: "Никакой закон, в котором говорится

об увеличении компенсации к жалованию сенаторов и членов палаты представителей за службу в Конгрессе не вступит в силу до очередных выборов в палату представителей". Эта поправка находилась на стадии ратификации 203 года. И лишь 7 мая 1992 г. она была ратифицирована 38-м штатом (Мичиган) и вступила в силу. С 1917 г. Конгресс стал обычно устанавливать сроки для ратификации, и если штаты их не соблюдают, то поправка снимается с повестки дня. Поправки не изменяют первоначаль­ную форму конституции. Они хронологически опубликовывают­ся в качестве дополнений к первоначальному тексту.

Некоторые правоведы считают конституцию США исключи­тельно прагматичной. Она включает 7 статей и 27 поправок. Краткость и лаконичность конституции США привели к тому, что многие элементы государственной системы не были конституци­онно закреплены. Совет национальной безопасности, порядок образования и деятельности постоянных комитетов палат Кон­гресса, процедура контроля постоянными комитетами деятель­ности членов правительства, компетенция Верховного суда при осуществлении конституционного контроля — все эти и некото­рые другие вопросы не регламентируются конституцией США. Конституционные пробелы дополняются законами Конгресса, актами президента, судебными прецедентами, конституционны­ми обычаями. Все это дает основание некоторым юристам говорить о "живой конституции" США, соответствующей жиз­ненным реалиям современного мира.

 

Исследования А. де Токвиля

 

Примерно через полвека после принятия американской конституции французский политолог А. де Токвиль посвятил одно из своих исследований политической системе США, а конкретно, - американской демократии.

В своей книге «Демократия в Америке» он рассматривает институт демократии и сравнивает его с особенностями аристократического общества.

Так, в качестве демократических методов для препятствий злоупотреблению со стороны центральной правительственной власти он называет:

- выборы должностных лиц местного самоуправления;

- общественные ассоциации;

- свободу прессы;

- уважение к формальностям со стороны государственных служащих и граждан как залогу соблюдения прав последних;

- препятствование тому, чтобы общественная власть могла бы принести в жертву отдельные права нескольких граждан во имя реализации своих глобальных замыслов.

Таким образом, еще раз подчеркивается мысль о том, что мнение большинства преобладать над интересами большинства не может: каждая социальная группа должна обладать равными правами и обязанностями, не может быть приоритета одних перед другими.

Токвиль прямо указывал, что, уничтожив различные силы, которые сверх всякой меры сдерживают рост индивидуального самосознания, демократические народы станут поклоняться абсолютной власти большинства, зло лишь изменит свой облик.

Очевидно, что уже в работе Токвиля указываются не только достоинства демократического правления, но и его откровенные недостатки, а точнее то, к чему может привести не ограничиваемая всеобъемлющая «власть народа».

Так, он отмечает, что историки, живущие при демократии, не только отказывают любым отдельным гражданам в возможности влиять на судьбу своего народа, но также отнимают у самих народов способность изменять собственную участь, подчиняя их либо непреклонному провидению, либо своего рода слепой неизбежности. По их мнению, каждая нация имеет свою неизбежную судьбу, предопределяемую ее положением, происхождением, ее прошлым и врожденными особенностями, и эту судьбу никакие усилия не смогут изменить. Если эта доктрина фатальной неизбежности, столь привлекательная для тех, кто пишет об истории во времена демократии, передаваясь от историков к читателям, проникнет таким образом во все слои народных масс и овладеет общественным сознанием, то можно предвидеть, что она вскоре парализует активность современного общества и превратит христиан в турок.

А то, что сказал Токвиль в отношении граждан демократического государства, откровенно выглядит критикой демократического строя. «У демократических народов все граждане независимы и слабы, почти ни на что не способны поодиночке. Все они были бы беспомощны, если бы не научились добровольно помогать друг другу. Общественные ассоциации играют роль могущественных вельмож средневековья». «В демократических обществах длинная рука правительства отыскивает в толпе каждого отдельного человека, чтобы персонально подчинить его общим для всех законам».

Как видно, Токвиль разрывался между восторженным отношением к демократии и страхом, что она сделает жизнь однообразной и вновь приведет к установлению государственного деспотизма.

К сожалению, на сегодняшний день слишком очевидно, что при всех несомненных достоинствах демократии в Америке страхи Токвиля сбылись.

 



2019-12-29 220 Обсуждений (0)
Исследования А. де Токвиля 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Исследования А. де Токвиля

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (220)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)