Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 2. Быт и нравы пиратов.



2019-12-29 262 Обсуждений (0)
Глава 2. Быт и нравы пиратов. 0.00 из 5.00 0 оценок




Возможно, это покажется странным, но в основном во всех пиратских

обществах были введены строгие правила, регламентировавшие поведение

пирата. Пират (XII века) всегда должен был спать в одежде. Жестоко

карались те из них, кто оставался спать на берегу. Особые меры наказания

применялись к тем, которые принуждали своих товарищей пьянствовать, если

последние отказывались от этого.

Английский пират Бартоломей Робертс в 1719 году запретил на своих

кораблях азартные игры в карты и кости, не разрешал приводить на корабль

женщин. За появление на борту переодетых мужчинами дам виновному грозила

виселица. Драки между членами команды исключались. Все дуэли происходили

на берегу в присутствии секундантов. В восемь вечера на корабле Робертса

играли отбой и гасили свет. Если кто-либо желал выпить рому после

сигнала, он должен был выйти на палубу и напиться на глазах капитана,

который был убежденным трезвенником и пил только чай!

Китайская пиратка Цин установила для своих подчиненных следующие суровые

правила:

• если матрос самовольно сойдет на берег, то ему проткнут уши в

присутствии всего личного состава флота. При повторении случая он будет

казнен;

• воспрещается самовольно присваивать даже мелкие вещи, добытые

кражей или грабежом. Все подлежит учету, причем пират получает две части

(двадцать процентов), а остальные восемь частей поступают на склад,

составляющий общее достояние. Присвоение предметов общего фонда грозит

смертной казнью.

А. О. Эксквемелин, бывший пиратом с 1667 по 1672 года и впоследствии

выпустивший книгу "Пираты Америки", писал:

"Пираты очень дружны и во всем помогают друг другу. Тому, у кого ничего

нет, сразу же выделяется какое-либо имущество, причем с уплатой ждут до

тех пор, пока у неимущего не заведутся деньги. Пираты придерживаются

своих собственных законов и сами вершат суд над теми, кто совершил

вероломное убийство. Виновного в таких случаях привязывают к дереву, и

он сам должен выбрать человека, который его умертвит. Если же окажется,

что пират отправил на тот свет своего врага вполне заслуженно, то есть

дал ему возможность зарядить ружье и не нападал на него сзади, товарищи

убийцу прощают".

Но эти идиллические картины дружбы пиратов не означают, что у пиратов

были прекрасные взаимоотношения, что они были честными и порядочными

людьми. Отнюдь нет. Очень часто между пиратами и их командирами

происходили ссоры, кончавшиеся убийством.

Однажды кто-то из команды спьяну оскорбил капитана Бартоломея Робертса.

Тот убил обидчика на месте. Один из присутствующих при этом пиратов стал

возмущаться - Робертс ударил его саблей. Раненый, рассвирепев, бросился

на капитана, команда немедленно разделилась на две партии, и на палубе

"Королевской удачи" чуть было не вспыхнуло настоящее сражение, но пираты

опомнились: без опытного капитана не видать богатой добычи! Отыгрались

на мятежнике: его приговорили к порке, и, когда рана зажила, каждый член

экипажа нанес ему по два удара. Наказанный, естественно, не признал себя

виновным и искал случая отомстить. Он уговорил лейтенанта Томаса Анстиса

отделиться от Робертса и принять на себя командование захваченной

бригантиной. Но его месть не удалась: пираты устроили контрзаговор и

ночью убили Анстиса прямо в койке выстрелом из пистолета в голову.

Для поддержания дисциплины капитан пиратского судна часто имел

осведомителей, сообщавших о настроении команды. Так, знаменитый в начале

XVIII века капитан Эдвард Тич, по прозвищу "Черная Борода", писал в

судовом журнале: "Ром кончился, наша компания в дьявольском

замешательстве. Ведутся разговоры об отделении". Только когда удалось

захватить судно с большим запасом ликера, Тич смог записать: "Снова все

идет хорошо".

В договоре, подписанном всеми пиратами Георга Лоузера, на борту

"Избавления" запрещалось играть на деньги. Если кто-нибудь обманом

выманивал у другого хотя бы шиллинг, следовало наказание, назначаемое

капитаном и большинством компании.

Но, пожалуй, самым забавным было то, что, подписывая договор, пираты

клялись в верности его соблюдения и в подчиненности капитану на...

Библии!

Дележ добычи

I. Доэллинская эпоха

К сожалению, вынужден сознаться, что, несмотря на все усилия, мне не

удалось найти каких-либо указаний и правил о том, как делили добычу

древнейшие пираты: египетские, финикийские и пр.

II. Средиземноморье, античные времена

Античные пираты делили свое добро более или менее поровну, копируя

практику дележа трофеев в войсках. Греческие и римские солдаты получали

равные доли. Большие части добычи могли получить крупные военачальники

или те, кто отличились в бою.

Греческие обычаи хорошо описаны Ксенофоном - наемным солдатом и

историком (умер ок. 355 года до н.э.). Если армия становилась лагерем на

отдых, любой человек мог выйти из лагеря для грабежа и все награбленное

по праву принадлежало ему. Но если армия находилась в походе, все, что

добывалось одним человеком, объявлялось общей собственностью.

Пленные становились частью общественной собственности и охранялись до

тех пор, пока их не продавали или дарили. Солдаты могли присваивать себе

любую мелкую вещь, найденную на поле боя. Римские законы объявляли рабов

государственной собственностью, и, как правило, командиры поровну

распределяли все, взятое у пленных.

Все свидетельства говорят о том, что практика дележа пиратской добычи

соответствовала практике дележа в регулярных войсках. В поэме Гомера

моряки Одиссея делили трофеи поровну. Жители Этолии и городов Крита

поощряли пиратство и заключали официальные соглашения, содержанием

которых был раздел ожидаемой добычи. По критским законам, добыча

делилась на количество человек в отряде. Перед дележом городские

правители забирали себе десятую часть, как объявлялось, для

пожертвования Аполлону. В "Эфесских рассказах" говорится, что все

делилось поровну, но капитан выбирал первым. Согласно "Эфиопским

приключениям" право первого выбора доставалось тому, кто первым

взобрался на борт вражеского корабля.

III. Средиземноморье, средневековье

У христианских пиратов, плававших в Эгейском море в XIV веке по

сообщению Санудо, существовал следующий порядок дележа добычи: одну

пятую от всего добытого получал капитан, на большую долю претендовал

также и кормчий. Если капитан плавал на своем собственном корабле, он

получал сверх своей доли 150% от расходов на снаряжение судна. Его доля

увеличивалась до 200%, если нападение совершалось на другого пирата -

вероятно, в связи с повышенным риском.

Если собственником корабля являлось правительство Венеции, оно

удерживало одну треть добычи, а остаток распределяло среди команды.

Кроме того, оно выплачивало принимавшим участие в сражении по три дуката

на человека за каждого плененного и проданного в рабство мусульманина.

Набирая экипаж, капитан заключал с командой договор, в котором

оговаривалась доля пирата в добыче и компенсация за понесенное увечье в

бою. В качестве примера можно привести договор, заключенный в 1385 году

Балтазаром Коссой. В нем, в частности, говорилось:

"Все добытое в операциях - будет немедленно делиться на четыре части.

Две из них будет получать экипаж, четверть пойдет моим верным и храбрым

друзьям - Ринери, Джованни, Ованто, Берардо и Биордо. Последнюю четверть

буду получать я, как капитан корабля и руководитель операцией. Если в

нашей операции кто-то потеряет глаз, он получит компенсацию в 50 золотых

цехинов, дукатов или флоринов, или 100 скудо или реалов, или 40

сицилийских унций. Или, если он это предпочтет, - одного раба-мавра.

 

Потерявший оба глаза получит 300 цехинов или дукатов, или 600 скудо или

неаполитанских реалов, или 240 сицилийских унций. Или, если захочет, -

шесть рабов.

 

Раненный в правую руку или совсем потерявший ее получит 100 золотых

цехинов, флоринов или дукатов, или 200 скудо или неаполитанских реалов,

или 100 сицилийских унций. Или, по желанию, - двух рабов.

 

Если кто-нибудь потеряет обе руки, он получит компенсацию в 300 дукатов

или цехинов, или 600 реалов или скудо, или 240 сицилийских унций. Или

шесть рабов. Парализованная рука или нога приравнивается к

потерянной...".

IV. Берберские государства, средневековье

В отличие от своих главных конкурентов - мальтийцев - берберы

придерживались относительно простых правил), истианские летописцы

отмечали отсутствие ссор и скорый суд). Основные правила менялись на

протяжении столетий, но всегда оставались простыми. Солдаты и моряки

присваивали себе все, что удавалось добыть на захваченных кораблях и у

пленных пассажиров, а капитан имел право на все, что лежало в каютах.

Корабельная оснастка, груз и пленные направлялись в общий фонд.

До начала дележа из добычи выплачивались долги и налоги правительству.

Коран требовал, чтобы пятая часть отходила обществу. Хасан Венециано

Паша вызвал гнев пиратов, потребовав от них отчислять в казну пятую

часть награбленного. До этого большинство правителей довольствовалось

одной седьмой или одной десятой долей рабов и груза. Также правитель

получал захваченный корабль, это правило было отменено только в конце

XVII века. Дополнительные налоги - обычно два или три процента - шли на

содержание портов и платы портовым чиновникам и духовенству.

Хозяин и команда корабля получали половину добычи, оставшейся после

вычета упомянутых выше налогов. Многие корабли принадлежали синдикатам,

и в этом случае добыча делилась в соответствии с размером вклада каждого

из совладельцев. То, что предназначалось команде, разделялось на

несколько сотен частей, и количество добычи, которое получал каждый,

зависело от его ранга.

На больших кораблях наряду с матросами и гребцами находились янычары. Во

все времена матросы получали большую долю, чем солдаты. Однако янычары

также получали регулярное жалование, даже находясь в море. Рабы (включая

христиан) получали такие же доли, как вольные матросы и гребцы, но

хозяева рабов присваивали себе их премии целиком или частично.

В 1634 году в Алжире капитан получал 10 или 15 частей сверх того, что он

мог получить как владелец корабля. Старшие офицеры и янычарские генералы

получали по три части. Матросы, янычары и командоры получали по две

части, гребцы получали одну часть. В конце первого десятилетия XVIII

века алжирские капитаны получали 40 частей, матросы - три, а янычары -

только полторы.

Груз и рабы обычно продавались на аукционе. Некоторые еврейские купцы

специализировались на перепродаже награбленного. Товар с измененной

маркировкой и упаковкой, либо продавался христианским купцам в Северной

Африке, либо посылался еврейским корреспондентам в европейских

"свободных портах", таких как Ливорно.

V. Мальта, средневековье

У рыцарей-госпитальеров добыча делилась чрезвычайно запутанным способом,

и случаи судебных разбирательств были нередки. Остров служил базой для

двух флотов: регулярного военно-морского флота и пиратских кораблей под

командованием рыцарей ордена или других капитанов. Добыча военного флота

не делилась, так как орден присваивал все трофеи, а матросы и солдаты

служили за жалование. Рыцари, плававшие на своих собственных кораблях,

передавали три четверти трофеев ордену.

Согласно общему правилу, капитаны, не принадлежавшие ордену,

отчитывались перед Оружейной палатой, которая занималась продажей

награбленного, вела учет и распределяла прибыль. Это было нелегким

делом. Корсарам редко удавалось захватить богатый груз, как правило,

наиболее ценной добычей становились корабль и команда. Некоторые корабли

отправляли на Мальту под командованием захватившего их капитана, который

получал дополнительные доли за эту опасную работу. Но часто груз и рабы,

захваченные в Ливане, размещались в местных портах. Начальник

хозяйственной службы вел строгий учет поступлениям. Кроме того, часто

корсары охотились в сообществе, называемом Консерва .

После того как Оружейная палата определяла размер добычи корабля,

фиксированные доли выплачивали верховному магистру и капитану. Магистр

получал 10 процентов, включая одну десятую часть всех рабов (также

меньшие доли получали другие чиновники и монахини монастыря. Св.

Урсулы). Капитан получал 11 процентов, но он делил свою часть прибыли с

офицерами.

Владельцы и команда разделяли остаток согласно заключенному контракту.

Наиболее распространенное соглашение - Терцо Бускайно (Terzo Buscaino) -

предусматривало, что две трети отходили совладельцам, оставшуюся треть

команда делила между собой. Таким образом, владельцам доставалась

примерно половина всей добычи, а команде - примерно четверть. Поскольку

оплата всех расходов шла из кармана владельцев, зачастую у них не

оставалось почти ничего. Согласно другому соглашению - Алла Фратеска

(Alla Fratesca) - команде принадлежало все отобранное у пленных и

найденное на палубе. Остальная добыча делилась между командой и

инвесторами, после вычета всех расходов.

Объектом всеобщего дележа были только поступления от продажи корабля,

груза и рабов. Офицеры имели сложные для понимания права на

собственность и деньги пленных пассажиров и команды. Также некоторые

члены команды имели право на получение предметов, имеющих отношение к их

работе. Так, коку отдавали котелки и кастрюли, корабельному хирургу -

медицинские инструменты и препараты. Все были обязаны выплачивать 10

процентов верховному магистру.

Эти правила было трудно соблюдать в неразберихе абордажного боя. Пираты

хватали все, что попадалось под руку, и часто жестоко обращались с

пленными. Например, с пассажиров и команды (даже если они были

христианами) в поисках драгоценностей срывали всю одежду.

Независимо от флага пиратские суда могут быть захвачены кораблями или

летательными аппаратами, состоящими на службе какой-либо страны и

уполномоченными для этой цели.

Пиратство существует и по нынешний день, главным образом в Восточной и

юго-восточной Азии, а также в некоторых водах Северо-Западной Африки.

Заключение

Таким образом, на основании изложенного материала, с учетом исторических

справочников, можно сделать следующие выводы:

1.    Пиратство, как историческое явление, существовало не в

отдельно взятой стране, а по всему миру, отличаясь национальными

особенностями.

2.    Общими чертами пиратства различных стран и времен являются

государственная заинтересованность в легкой наживе, укрепление военного

флота, пополнение государственной казны.

3.    Пиратство в различных регионах мира отличалось жестокими

законами, военной дисциплиной на кораблях, определенными условиями

деления добычи.

4.    Несмотря на современные способы борьбы с пиратством, оно

продолжает существовать и в настоящее время, изменяя тактику ведения

войны в соответствие с новыми технологиями.

5.    Пиратство является историческим явлением, основанным на жажде

легкой добыче, расширении морских и земельных владений, установление

господства над экономически выгодными районами.

 

                                        Список литературы.

1.    Бейкер Дж. История географических открытий и исследований.

М., 1950

2.    Верн Ж. Открытие земли Л., 1958

3.    Верн Ж. Мореплаватели XVIII века. Л., 1959

4.    Всемирная история: Начало колониальных империй. М., 1999

5.    Горбовский А. В поисках Эльдорадо // Неделя, 1966, № 47

6.    Гребельский П. Пираты СПб., 1992

7.    Гришин Ю. А. История мореплавания. М., 1972

8.    Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых

Философов. М. 1979

9.    Кремер В. 300 путешественников. М., 1966

10.  Магидович И. Очерки по истории географических открытий. М.

1957

11.  Маковский Я. История морского пиратства. М., 1972

12.  Мерьен Ж. "Энциклопедия пиратства", М., 1999

13.  Можейко И. Пираты, корсары, рейдеры. СПб., 1994

14.  Морской энциклопедический справочник. Л., 1987, т. 1, 2

15.  Непомнящий Н., Низовский А. Тайны кладов. М., 2001

16.  Нойкирхен X. Пираты. Морской разбой на всех морях. М., 1980

17.  Парадисис А. Жизнь и деятельность Балтазара Коссы. Папа

Иоанн XXIII. М., 1975

18.  Парер Ф. Открытие Америки, город?1999

19.  Рогожинский Ж. Энциклопедия пиратов. город? 1999

20.  Росс С. Пираты: история буканьеров, каперов, корсаров и их

похождений..., город?1999

21.  Семенова М. "Викинги", 1999

22.  Светоний Транквил Гай. Жизнь двенадцати Цезарей. М., 1966

23.  Снисаренко А. Эвпатриды удачи. Л., 1990

24.  Стриннгольм А. Походы викингов, город? 1999

25.  Хоккель Р. Чертежи судов XVI-XVII вв. Л., 1975

26.  Четверухин Г. История корабельной и береговой артиллерии

М., 1968

 



2019-12-29 262 Обсуждений (0)
Глава 2. Быт и нравы пиратов. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 2. Быт и нравы пиратов.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (262)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)