Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Роль института президентства в системе разделения властей



2019-12-29 255 Обсуждений (0)
Роль института президентства в системе разделения властей 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Президентская республика характеризуется значительной ролью Президента в системе государственных органов, соединением в его руках полномочий главы государства и главы Правительства. Данная форма правления на современном этапе применяется весьма часто. Однако реальная практика показывает, что показатели проникновения президентских полномочий в сферы государственной власти могут сильно различаться. В некоторых странах президентские полномочия сильно ограничивают полномочия, принадлежащие иным органам государственной власти.

Практика показывает, что конституционные полномочия Президента РФ намного шире, чем полномочия президентов Франции, США и других стран.

Говоря о полномочиях Президента РФ, закрепленных в Конституции, интересно отметить, что из 137 статей главе государства так или иначе посвящены более 30. Руководитель Департамента города Москвы по конкурентной политике Геннадий Валентинович Дегтев не без оснований называет Конституцию РФ «президентской Конституцией, проект которой был предложен Президентом и разработан специалистами, полностью разделяющими идею сильной президентской власти».[25] Несмотря на это, конституционные положения, касающиеся статуса Президента, представляются некоторым правоведам нечеткими и фрагментарными, а его полномочия — недостаточно регламентированными.

Сильная президентская власть противоречит требованиям демократического государственного режима. Однако ряд политологов сходятся на мнении, что централизация власти в России способна обеспечить политическую стабильность и эффективное управление.

В настоящее время и в научных кругах, и в прессе активно обсуждаются проблемы соотношения и взаимодействия президентской и исполнительной власти в Российской Федерации. Некоторые ученые-конституционалисты уделяют внимание так называемым «скрытым полномочиям» главы государства, под которыми по общему правилу понимают полномочия Президента, предусмотренные ст. 80 Конституции РФ.

В соответствии с этой статьей Президент РФ по Конституции РФ является главой государства. Также он выступает как гарант Конституции и «прав и свобод человека и гражданина». Президент обязан охранять суверенитет страны, ее независимость и государственную целостность, «обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти» (ч. 2 ст. 80). В данной статье также указывается на полномочия Президента определять основные направления внутренней и внешней политики государства.

В соответствии со ст. 10 Конституции РФ государственная власть в России осуществляется на основании разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Важно провести параллель с ч. 1 ст. 11 Конституции РФ, в которой указывается, что «государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации». Хотя по общему правилу институт президентства не относится ни к одной ветви власти, по характеру и отличительным признакам данный институт относится именно к исполнительной власти.

Анализ ст. 83 Конституции РФ показывает, что Президенту РФ принадлежат не только полномочия по формированию Правительства РФ, но и возможность непосредственной координации деятельности Правительства (назначение с согласия Государственной Думы Председателя Правительства, право председательствовать на заседаниях Правительства, право принимать решение об отставке Правительства). Таким образом, мы можем сделать вывод, что исполнительная власть фактически подчинена Президенту или, по крайней мере, находится в непосредственной зависимости от Президента РФ.

Анализируя текст ныне действующей Конституции, нельзя не обратить внимание на фактическое отсутствие системы сдержек и противовесов против попытки узурпации власти Президентом. В ней содержится предписание общего характера: «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации» (ч. 4 ст. 3). Однако применительно к Президенту такая формулировка не имеет большого практического значения, поскольку верховная власть, судя по объему полномочий, предоставлена именно ему.

Подводя итог сказанному в данной главе, хотелось бы обратить внимание на тот факт, что принцип разделения властей в Российской Федерации находится на стадии формирования. Ветви власти не столько сдерживают друг друга, сколько конкурируют между собой за власть. В России необычайно сильна роль Президента. Этот факт во многом определяет фактическое доминирование исполнительной ветви над остальными ветвями государственной власти. 

 


Заключение

 

В основе правового государства лежит принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Данный принцип является гарантией стабильности демократического общества, прав и свобод человека и гражданина. Он защищает государство от попыток узурпации власти в одних руках. Каждая ветвь власти призвана осуществлять строго очерченные функции, сдерживая и уравновешивая две другие ветви. Равновесие властей базируется на ключевой составляющей принципа разделения властей – системе сдержек и противовесов.

Сущность государства познается только через его содержание – в первую очередь, через публичную власть. Публичная власть во многом формирует отношения между государством и обществом. Основная задача теории разделения властей – охранять свободу граждан.

Таким образом, современная теория разделения властей стала намного шире и объемнее, чем во времена ее основателей Дж. Локка и Ш. Монтескье. Сегодня действительный смысл теории разделения властей охватывает своим содержанием практически все стороны отношений между государством и обществом.

Как показывает практика, как и во всем, к данной проблеме нужен творческий подход. Ибо принцип разделения на три ветви власти не может существовать как застывшая теория. Каждая страна, в том числе и Россия, должна принимать данную теорию как с учетом исторических традиций, так и современных демократических преобразований.

Определения справедливого баланса разделения властей также требуют творческого подхода и учета не только традиционных ветвей (прокуратура, царская власть). Уже ясно, что появляются современные факторы, способные влиять на власть и на государство.


Список литературы

 

1. Конституция Российской Федерации 25.12.1993 (в ред. от 30.12.2008)

2. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации»

3. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 №1-ФКЗ (ред. от 27.12.2009) "О судебной системе Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 06.01.1997

4. Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (ред. от 02.08.2011) // Собрание законодательства РФ, 18.10.1999

5. Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений. Норма, Инфра-М., Москва, 2012

6. Краснов Ю.К. Принцип разделения властей в России: теория и практика. // Право и управление. XXI век. – 2005. – №1

7. Проблемы теории государства и права. Под ред. Марченко М.Н., Норма, Инфра-М., Москва, 2012

8. Локк Д. Сочинения: В 3 т. М., 1988.

9. Тхаркахо М.М. Зарождение и развитие института президентской власти в зарубежных странах // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2007. – №1 (25)

10.  Проблемы теории государства и права. Под ред. Марченко М.Н., Норма, Инфра-М., Москва, 2012

11. Состояние судебной система в России. Доклад исследовательской комиссии по судебной реформе в РФ. 20-24 июня 2010 года. Женева, 2010

12. López Guerra Luis. The Report «The Judiciary and the Separation of Powers» // Conference for Constitutional and Supreme Court Judges from the Southern African Region (Siavonga, Zambia, 12-13 February 2000). Strasbourg, 22 March 2000. CDL-JU (2000).

13. Станских С.Н. Особенности конституционного принципа разделения властей. // Конституционный вестник №1 (19). 2008

14. Сперанский М.М. Введение к уложению государственных законов // Проекты и записки. М.-Л., 1961

15. Карамзин Н.М. Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях. Москва, Наука, 1991

16. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. – С.–Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1907. Т. 21

17. Муравский В.А. Разделение властей: исторический опыт и конституция Российской Федерации. Официальный сайт Российской Академии наук (Уральское отделение). http://www.ifp.uran.ru/

18. Официальный сайт Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. http://www.council.gov.ru/

19. Дегтев Г.В. Становление и развитие института президентства в России: теоретико-правовые и конституционные основы. Москва, 2005

20. Воротилин Е.А. Политико-правовые учения в государствах Древнего Востока // История политических и правовых учений: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. / под редакцией д.ю.н., проф. О.Э. Лейста. М., 2004

 

 


[1] Н.Ф. Дератани, Н.А. Тимофеева. Хрестоматия по античной литературе для высших учебных заведений. В 3 т. Просвещение. М., 1965. Т. 2

[2] Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений. Норма, Инфра-М., Москва, 2012

[3] Там же.

[4] Краснов Ю.К. Принцип разделения властей в России: теория и практика. // Право и управление. XXI век. – 2005. – №1

[5] Проблемы теории государства и права. Под ред. Марченко М.Н., Норма, Инфра-М., Москва, 2012

[6] Локк Д. Сочинения: В 3 т. М., 1988. Т. 3.

[7] Тхаркахо М.М. Зарождение и развитие института президентской власти в зарубежных странах // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2007. – №1 (25)

[8] Проблемы теории государства и права. Под ред. Марченко М.Н., Норма, Инфра-М., Москва, 2012

[9] Дж. Локк. Сочинения: В 3 т. М., 1988. Т. 3.

[10] Состояние судебной система в России. Доклад исследовательской комиссии по судебной реформе в РФ. 20-24 июня 2010 года. Женева, 2010

[11] López Guerra Luis. The Report «The Judiciary and the Separation of Powers» // Conference for Constitutional and

Supreme Court Judges from the Southern African Region (Siavonga, Zambia, 12-13 February 2000). Strasbourg,

22 March 2000. CDL-JU (2000). Тезисы, обозначенные далее, переведены мною с английского языка. 

[12] Станских С.Н. Особенности конституционного принципа разделения властей. // Конституционный вестник №1 (19). 2008

[13] Там же.

[14] Сперанский М.М. Введение к уложению государственных законов // Проекты и записки. М.-Л., 1961

[15] Там же.

[16] Карамзин Н.М. Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях. Москва, Наука, 1991

[17] Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. – С.–Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1907. Т. 21

[18] Проблемы теории государства и права. Под ред. Марченко М.Н., Норма, Инфра-М., Москва, 2012

[19] Муравский В.А. Разделение властей: исторический опыт и конституция Российской Федерации. Официальный сайт Российской Академии наук (Уральское отделение). http://www.ifp.uran.ru/

 

[20] Официальный сайт Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. http://www.council.gov.ru/

[21] Редакция части 1 приведена в соответствии с Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 30 декабря 2008 года №6-ФКЗ «Об изменении срока полномочий Президента РФ и Государственной Думы», вступившим в силу со дня его официального опубликования 31 декабря 2008 года.

[22] Часть 1 дополнена новым пунктом «в» в соответствии с Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 30 декабря 2008 года №7-ФКЗ «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства РФ», вступившим в силу со дня его официального опубликования 31 декабря 2008 года.

[23] Аванесова Т.И. Роль парламентаризма в определении социально-экономических задач через долгосрочные целевые программы. // Сборник материалов региональной научно-практической конференции «Региональный аспект российского парламентаризма: прошлое, настоящее и будущее». / отв. Ред. А.Я. Исаков. – Петропавловск-Камчатский, КамчатГТУ, 2010

[24] Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации»

[25] Дегтев Г.В. Становление и развитие института президентства в России: теоретико-правовые и конституционные основы. Москва, 2005



2019-12-29 255 Обсуждений (0)
Роль института президентства в системе разделения властей 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Роль института президентства в системе разделения властей

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (255)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)