Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Законодательное регулирование науки и научно-технической политики.



2019-12-29 194 Обсуждений (0)
Законодательное регулирование науки и научно-технической политики. 0.00 из 5.00 0 оценок




На заседании совета по науке, технологиям и образованию 17-18 мая 2005 г. В.В. Путин поставил амбициозную, но необходимую задачу – обеспечить такое воспроизводство интеллектуальных ресурсов, которое даст отдачу, сопоставимую с эксплуатацией природных ресурсов. В настоящее время и тем более в будущем основу прогресса будет составлять продукция интеллекта: исследования, изобретения, высокие технологии.

Достойное место в этом процессе занимают ученые Российской академии наук, которые в 2004 году получили ряд результатов научного и практического значения, среди которых есть достижения мирового уровня.

За заслуги перед государством, большой вклад в развитие отечественной науки и многолетнюю плодотворную деятельность орденами "За заслуги перед Отечеством" отмечены академики Красовский Н.Н., Чазов Е.И., Бехтерева Н.П., Дедов И.И., Емельянов С.В., Коновалов А.И., Фаддеев Л.Д., Федосов Е.А. Всего государственных наград удостоены 72 человека. [3]

Государственные премии Российской Федерации в области науки и техники за 2003 год присуждены 55 сотрудникам РАН. Государственной премии Российской Федерации для молодых ученых за выдающиеся работы в области науки и техники за 2003 год удостоены 22 человека. [3]

Международная премия "Глобальная энергия" за 2004 год присуждена академикам Митенкову Ф.М. и Шейндлину А.Е. [3]

Демидовской премии 2004 года удостоены академики Марчук Г.И., Большаков В.Н., Деревянко А.П. [3]

Премии Независимого благотворительного фонда "Триумф" в области науки за 2004 год получили академики Гапонов8Грехов А.В., Гончар А.А., Котляков В.М., Кудрявцев В.Н., Патон Б.Е. [3]

Почетные звания Российской Федерации присвоены 70 работникам научных организаций РАН. [3]

В 2004 году Российской академией наук представлены в различные властные структуры замечания и предложения по проектам таких документов, как: Основы политики Российской Федерации в области национальной инновационной системы на период до 2010 года, Концепция участия Российской Федерации в управлении государственными организациями, осуществляющими деятельность в сфере науки и др.

В современных социально-экономических условиях государству необходимо резко увеличить расходы на науку, поскольку позитивные сдвиги в реформировании общества, развитии экономики и возрождении России возможны только на базе реального повышения научного потенциала страны.

Стратегия развития науки России должна строиться на мощном фундаменте отечественных достижений. Не механически копировать образцы зарубежных технологий, а идти вперед, внимательно изучая и при необходимости творчески используя положительный опыт других стран по тем позициям, которые помогут нашей стране достойно интегрироваться в мировое интеллектуальное пространство.

Государство должно поддерживать все виды и формы научно-образовательной деятельности, в том числе негосударственные научные организации, но не за счет какого-либо ущемления государственных учреждений. Следует не только сохранить, но и развивать ныне действующую систему "государственной науки". Поэтому приватизацию государственных организаций фундаментальной науки, под какими бы предлогами она ни преподносилась, в том числе создания некоммерческих организаций, необходимо запретить.

Необходимо законодательно обеспечить защиту прав человека на свободу научного творчества.

В настоящее время ситуация в области развития науки и инновационной деятельности характеризуется следующим.

С одной стороны, в обществе и государственных органах власти усиливается понимание роли науки в инновационном развитии экономики и общества, с другой—в нормативно-правовом обеспечении научной и инновационной сфер накопилась значительная масса нерешенных проблем.

В частности, принятые в последнее время законодательные и иные нормативные правовые акты внесли ряд существенных изменений в правоотношения в области науки. Например, Министерством образования и науки Российской Федерации предлагается значительное сокращение количества государственных научных организаций. Механизмом достижения этой цели избран процесс широкомасштабной приватизации имущества и освобождения государства от управления научно-техническим комплексом. При этом министерство предлагает полный набор способов приватизации без должной аргументации целесообразности подобных преобразований, определения будущей структуры научно-технологического потенциала и критериев оценки состояния и деятельности научных организаций.

Такие изменения приведут к дальнейшему снижению роли субъектов Российской Федерации в развитии науки и сокращению бюджетного финансирования науки и инновационной деятельности из региональных бюджетов. Разрушается многолетняя практика совместного финансирования проектов РГНФ, РФФИ, ФЦП "Интеграция" за счет средств федерального и регионального бюджетов.

Нельзя забывать, что российская наука создавалась как инструмент для решения стратегических задач государственного уровня. За предыдущие десятилетия в нее были вложены огромные средства, те самые, которые сейчас могут быть "разбазарены" в результате попыток реализации некоторых либеральных экономических идей. Надо сказать, что сегодня для российской науки огромной проблемой (может быть, даже большей, чем недостаток государственного финансирования) является недостаток государственного управления.

С этой целью необходимо в первую очередь:

1. Внести изменения и дополнения в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" в части того, что отсутствие в уставных документах организаций положений о ведении научной, научно-технической деятельности не является основанием для отказа в возможности участия в выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, заключения государственных контрактов, получения грантов, целевого бюджетного финансирования и др.; в части уточнения условий и механизмов формирования и реализации государственной научно-технической политики, уточнения правового положения Российской академии наук и академий наук, имеющих государственный статус, приведения его в соответствие с нормами гражданского законодательства, уточнения правового положения государственных научных центров. Необходимо предусмотреть право научной организации передавать закрепленное за ней имущество (в том числе и недвижимое) в безвозмездное пользование государственным высшим учебным заведениям для создания научно-образовательных структур, базовых кафедр, центров и др.; определить формы интеграции научной и образовательной деятельности; обеспечить предоставление субъектам научной деятельности права ведения образовательной деятельности на основе договоров с учреждениями высшего профессионального образования и др.[3]

2. Внести изменения и дополнения в Закон Российской Федерации "Об образовании",  и в Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в части, касающейся определения форм интеграции научной и образовательной деятельности, возможности использования закрепленного за ними имущества, включая объекты недвижимости, в целях научной и научно-технической деятельности, безвозмездной передачи имущества научным организациям для создания базовых лабораторий, повышения роли университетских комплексов и др.[3].

3. Внести изменения и дополнения в Гражданский кодекс Российской Федерации в части развития правовых основ вовлечения в хозяйственный оборот и распоряжения правами на результаты научной и научно-технической деятельности.[3]



2019-12-29 194 Обсуждений (0)
Законодательное регулирование науки и научно-технической политики. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Законодательное регулирование науки и научно-технической политики.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (194)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)