Тенденции развития инновационно-инвестиционной деятельности в сфере нанотехнологий.
Освоение, применение научных нововведений в производстве и управлении является многоплановым, сложным, дорогостоящим и рискованным процессом, но это дает обществу значительный экономический эффект. Например, в США, где наиболее полно реализуется этот эффект, среднегодовой прирост производительности труда в частном, нефинансовом секторе хозяйства в 1995—2002 годах был почти вдвое выше, чем в 1973—1995 годах. Он был достигнут главным образом за счет научно8технического прогресса, а именно использования информационно-коммуникационных технологий. Кроме того, в современных условиях экономически развитые страны всемерно способствуют приоритетному развитию научных исследований в области нанотехнологий, их активному внедрению в производство. Дальнейшее промедление продолжит инерционное сползание России на обочину научно-технического прогресса. Для развития индустрии нанотехнологий необходимо использовать разные формы государственной поддержки, в том числе целевое финансирование проектов развития нанотехнологий, предоставление налоговых преференций субъектам развития индустрии нанотехнологий.[11] В мире, особенно в развитых и новых индустриальных странах, на протяжении последних двух-трех десятилетий накоплен опыт формирования благоприятной среды для инноваций с учетом рыночного спроса, возможностей его удовлетворения и приоритетов в научной, производственной и управленческой сферах. Инновационная среда рассматривается как комплексное понятие, включающее государственную политику в научной, инновационной сферах, кадровую, организационную и технологическую инфраструктуру инновационно - инвестиционного процесса. На сегодняшний день большинство стран разработали и реализуют собственные инновационно-инвестиционные стратегии. При этом особое внимание уделяется формированию институциональной основы экономики знаний — национальной инновационной системы, основанной на использовании стремительно растущих интеллектуальных ресурсов. Отмечается быстрое увеличение численности и повышение общественной значимости так называемого креативного класса, который включает не только представителей творческих профессий, но и специалистов, занятых в сфере НИОКР, наукоемких отраслях промышленности и сфере услуг. Если в 1950 году на него приходилось менее 15% экономически активного населения развитых стран, то в начале XXI века — 25—30%. Обобщение мирового опыта создания благоприятной инвестиционной среды и стимулирования инноваций с учетом особенностей отдельных стран, достигших положительных результатов, позволяет выявить наиболее рациональные подходы и инструменты для использования в российской практике стимулирования инновационно-инвестиционной деятельности. Это особенно актуально в настоящее время, когда в стране идут поиски оптимальной модели хозяйственного развития, разрабатываются основы национальной инновационной системы, способной генерировать и коммерциализировать возрастающий поток нововведений, учреждаются фонды денежных средств и конструируются механизмы отбора и реализации перспективных инновационно-инвестиционных проектов. От масштабов и результатов инновационной деятельности зависят будущее России, ее место в мировой экономике и международном разделении труда.[11] Важнейшей проблемой развития инновационных процессов в России является недостаточный уровень высокотехнологичной промышленности, не позволяющей отечественным товаропроизводителям обеспечить конкурентоспособность выпускаемой продукции. Неспособность реального сектора экономики воспринять результаты новейших отечественных научных исследований и разработок приводят к их оттоку за границу. Одной из причин такого положения является отсутствие адекватной государственной промышленной политики. На перспективу, исходя из структуры современного научно-технологического переворота, прогнозных технологических потребностей российской экономики, имеющегося задела и оценок эффективности, необходимо сконцентрировать ресурсы на следующей системе инновационно-технологических приоритетов. 1. Нанотехнологии, фотоника, оптоинформатика; программирование и моделирование; национальные информационные системы в области медицины, науки, образования, культуры; экомониторинг. 2. Создание новых поколений лекарственных препаратов и пищевых добавок, сельскохозяйственных растений и животных, биотехнологических средств их защиты; извлечение полезных компонентов из руд биотехнологическими методами; использование биотехнологических методов в экологических целях. 3. Междисциплинарные фундаментальные исследования и долгосрочные прогнозы: человек и общество в XXI веке, формирование новой научной парадигмы; фундаментальные основы шестого технологического уклада и постиндустриального технологического способа производства; становление ноосферы и устойчивое развитие; долгосрочные прогнозы социально-экономического, научно-технического, инновационного и экологического развития мира и России. 4. Композиты и пластмассы новых поколений; керамика; катализаторы; сверхтвердые и интеллектуальные материалы. 5. Принципиально новые генераторы энергии и средства ее передачи, водородная и гелиоэнергетика; возобновляемые энергоресурсы; энергосбережение. 6. Новые поколения космических и летательных аппаратов, систем связи, железнодорожного, водного, автомобильного транспорта, струнные транспортные сети. 7. Системы машин и технологий новых поколений (КАЛС-технологии; робототехнические комплексы; гибкие производственные системы; лазерные, плазменные, мембранные технологии).[11] Механизмами реализации государственной политики в области развития науки и научно-технологического комплекса с целью устойчивого развития социально-экономической сферы являются:
- льготное налогообложение инновационной деятельности, правовая защита и определение состава имущества организаций, которое используется для инновационной деятельности и может облагаться налогами по сниженным ставкам; - правовая конкретизация роли особых экономических зон, технопарков, технополисов, наукоградов и т. п. в научно8образовательном и инновационном комплексах Российской Федерации. Следует уточнить порядок создания в них научно-образовательных структур, утверждения программ их развития и реализации мер государственной поддержки; - создание системы нормативного правового стимулирования увеличения доли внебюджетных ресурсов в продвижении результатов интеллектуальной деятельности на рынок. Развитие правовых основ вовлечения в хозяйственный оборот и распоряжения правами на результаты научной деятельности; - разработка нормативной и методической базы создания фондов (бюджетных и внебюджетных) в инновационной сфере, учета в уставных капиталах научных организаций и образовательных учреждений произведенных ими объектов интеллектуальной собственности; - государственная поддержка и облегченный порядок таможенно-тарифного регулирования, оформления и контроля экспорта и импорта научной и научно-технической продукции, научно8технологического оборудования, экспорта продукции с защищенными правами на результаты интеллектуальной деятельности; - совершенствование нормативно-правовой базы инновационной деятельности, обеспечение эффективного функционирования национальной инвестиционной системы; - совершенствование механизмов государственного содействия в реализации перспективных инновационных проектов; - организация государственного мониторинга состояния внутреннего и международного рынков инновационной продукции, разработка прогнозов инновационно-технологического развития Российской Федерации и регионов.[10]
Заключение. Подводя итоги, можно коротко сформулировать основные задачи по повышению эффективности научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям науки, техники и технологий: - снизить избыточный объем и неоправданную сложность систем управления научными организациями; - повысить эффективность использования государственного имущества для исполнения уставных функций в сфере науки; - оптимизировать многообразие используемых организационно-правовых форм; - повысить уровень интеграции науки и высшего профессионального образования; - усилить мотивацию научно-образовательных комплексов на повышение эффективности бюджетных затрат; - расширить процессы создания центров коллективного пользования и обеспечить доступ к научной инфраструктуре всех организаций, занятых исследованиями и разработками, независимо от формы собственности; - сконцентрировать ресурсы государственного бюджета на реализацию наиболее значимых государственных задач в области науки (фундаментальные научные исследования, национальная безопасность, антитеррористические разработки и др.), опережающими темпами за счет негосударственных инвестиций развивать практико-ориентированный сектор образования и сферу прикладной науки, осуществляющие подготовку кадров и научные разработки для реальной экономики. В заключение хочу еще раз подчеркнуть особую роль законодательства как основного механизма совершенствования и развития системы образования и науки. Считаю, что нынешнее законодательство не соответствует целям, задачам и роли отечественного научно-технического комплекса и требует радикального совершенствования. В современных условиях крайне важно, чтобы законотворческая деятельность предвосхищала научно-образовательную практику. Это трудно, но возможно. Вместе с тем следует помнить, что ключ к решению многих социальных проблем общества—в максимальном сочетании интересов личности, государства и экономики.
Список используемой литературы 1 Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127 ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»// ГАРАНТ – справочная правовая система. – [ФЗ от 23.08.1996 № 127-ФЗ] 2 Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125 ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»// ГАРАНТ – справочная правовая система. – [ФЗ от 22.08.1996 № 125-ФЗ] 3 Шудегов В.Е. Законодательное регулирование науки и научно-технической политики // Законодательное обеспечение развития науки, образования, туризма и экологии в Российской Федерации. Статьи, доклады, интервью 2005-2006 гг..- Издание совета Федерации – С. 26-35. 4 Шудегов В.Е. Основные направления региональной научно-технической политики в современных условиях // Законодательное обеспечение развития науки, образования, туризма и экологии в Российской Федерации. Статьи, доклады, интервью 2005-2006 гг..- Издание совета Федерации – С. 37-43. 5 Шудегов В.Е. Перспективы развития нанотехнологий в России // Законодательное обеспечение развития науки, образования, туризма и экологии в Российской Федерации. Статьи, доклады, интервью 2005-2006 гг..- Издание совета Федерации – С. 45-51. 6 Шудегов В.Е. Развитие инновационно-инвестиционной деятельности в Российской Федерации // Законодательное обеспечение развития науки, образования, туризма и экологии в Российской Федерации. Статьи, доклады, интервью 2005-2006 гг..- Издание совета Федерации – С. 68-72. 7 Шудегов В.Е. Тенденции развития инновационно-инвестиционной деятельности в сфере нанотехнологий // Законодательное обеспечение развития науки, образования, туризма и экологии в Российской Федерации. Статьи, доклады, интервью 2005-2006 гг..- Издание совета Федерации – С. 74-79. 8 Шудегов В.Е. Новый виток реформы образования: государственное вмешательство // Законодательное обеспечение развития науки, образования, туризма и экологии в Российской Федерации. Статьи, доклады, интервью 2005-2006 гг..- Издание совета Федерации – С. 84-91. 9 Научно-техническая политика новой России – Режим доступа: http://ww.chelt.ru/2001/9/kochetkov_9.html 10 Д.К. Рыжиков. Защитим Российскую науку – Режим доступа: http://www.za-nauku.ru/?mode=text%id-1341 11 Российские нанотехнологии – Режим доступа: http://www.nanorf.ru/2553/ 14863.html 12 Проблемы научно-технической политики – Режим доступа: http://atlas.iot.ru/_stat/sci_in_russia/analiz13.htm
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (239)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |