Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сущность и основные элементы политической системы общества



2019-12-29 213 Обсуждений (0)
Сущность и основные элементы политической системы общества 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение

 

С момента возникновения и до сегодняшних дней человеческое общество эволюционировало в сторону усложнения и дифференциации своей внутренней структуры. В процессе эволюции человеческой цивилизации усложнялись социальные связи между людьми, появлялись новые потребности и, соответственно, новые виды деятельности по их удовлетворению.

Наряду с внутренними изменениями менялись также природная среда обитания человека, международные условия существования государств. Общество постоянно вынуждено было приспосабливаться к изменениям внутренней и внешней среды, адекватно реагировать на новые факторы экономической, социальной, экологической, демографической и прочих реальностей.

Само общество представляет собой сложную систему, состоящую из многих подсистем (экономической, семейной, культурной и пр.). Политическая система - одна из них. Именно она обеспечивает адаптацию общества к изменяющейся среде его функционирования. Она представляет собой упорядоченную совокупность политических институтов, политических отношений, подчиненных кодексу политических, юридических, нравственных норм, историческим традициям конкретного общества.


Сущность и основные элементы политической системы общества

 

Система - это определенное количество взаимосвязанных элементов, которые создают стойкую целостность, имеют определенные интегративные особенности, характерные именно этой общности. В окружающем мире существуют разнообразные системы, одной из которых является политическая система. Она представляет собой целую интегрированную совокупность политических субъектов, структур и отношений, которые отображают интересы всех политических и социальных сил общества. Она активно взаимодействует с другими системами - экономической, культурной, социальной, идеологической, религиозной, этнической.

Политическая система возникла на определенном этапе развития общества вследствие его разделения на классы и появления государства. Основными признаками политической системы являются:

взаимосвязь группы элементов;

создание этими элементами определенной целостности;

внутреннее взаимодействие всех элементов;

стремление к самосохранению, стабильности и динамике;

способность вступать во взаимоотношения с другими системами.

Определяющим элементом политической системы является государство. Кроме него, в политическую систему общества входят политические партии, профсоюзы, ассоциации, инициативные группы, группы влияния и давления, социально-политические движения и другие объединения, содержанием которых являются политические процессы. (см. рис.1) [1, с.145-246]

Политическая система общества имеет свои подсистемы. Они образуют структуру политической системы - определенные взаимосвязи субординации и координации. Основными структурными элементами политической системы являются: организационная, нормативная, культурно-идеологическая и информационно-коммуникативная подсистемы. Структура политической системы общества рассматривается также как единство функционирующих государства, политических партий и движений, групп давления, средств массовой информации и самих индивидов.

 

 

 

 


Рис.1. Политическая система общества [1, с.146]

 

Такой подход слабо отражает политическую культуру субъектов общества, уровень политического сознания граждан, характер властвования и другие стороны политической динамики.

Организационная подсистема, или политическая организация общества Организационная подсистема, или политическая организация общества, включает государство как аппарат управления страной, политические партии, общественно-политические организации и союзы, социальные группы и общности, действующие в политике. Это институциональная подсистема политической системы, охватывающая государственные (официальные) и негосударственные (неофициальные) политические структуры.

Важнейшая роль в организационной подсистеме принадлежит государству. Оно обладает разветвленной и действенной совокупностью органов, каждый из которых в свою очередь является институтом властвования. Это органы законодательной, исполнительной и судебной власти, вооруженные силы, органы разведки, внутренних дел, прокуратура и др. Государство выступает примером максимального сосредоточения власти. Оно призвано, с одной стороны, выражать интересы различных субъектов общества и способствовать их воплощению на практике, а с другой - официально представить интересы всех граждан по безопасности, гражданству, социальной защищенности, уровню и качеству жизни, правам и свободам, социальному статусу субъектов общества и т.п.

Политические партии, массовые общественно-политические союзы и движения, профсоюзы, другие общественные организации - добровольно-самодеятельный компонент политической организации общества. Общественные политические организации осуществляют своеобразное посредничество между государством и гражданским обществом, обеспечивают дифференцированный учет интересов различных групп населения в государственной политике, представляют и отстаивают эти интересы.

Многие общественно-политические организации и движения не имеют преимущественно или исключительно политического характера. Основной вид их деятельности может быть неполитическим. В политическую жизнь они включаются в той мере, которая им необходима и важна. Поэтому они не наделены многими правовыми нормами участия в политике. Например, профессиональные союзы не являются собственно политической организацией. Они отстаивают и защищают, как правило, профессиональные интересы групп и слоев общества. В политическую жизнь они включаются по своему усмотрению, когда необходимо поднять профессиональные интересы до уровня политической значимости, использовать политические методы и средства для защиты профессиональных слоев и групп. Профсоюзы не имеют юридических полномочий участвовать в формировании, например, избираемых законодательных органов государственной власти по сравнению, например, с политическими партиями й объединениями. Отношение к власти, к избирательным кампаниям они выражают своими методами и средствами: стачками, демонстрациями, обращениями, лозунгами, пикетами и т.п.

Существенная роль в политической организации общества принадлежит также средствам массовой информации, церкви, группам интеллигенции. Их участие в функционировании политической организации определяется массовостью воздействия на население, профессионализмом в разъяснении или критике политических решений и действий государства, других субъектов политической организации. Они могут эффективно и оперативно формировать у граждан ту или иную политическую позицию.

Нормативная подсистема. Эта подсистема представляет сложную совокупность принципов, норм и различных политико-правовых и морально-правовых установлений, традиций и новаций, на основе которых осуществляют свою активность в политике физические и юридические субъекты. Главное содержание нормативной подсистемы составляют юридические нормы-законы, которые определяют процесс законотворчества, устанавливают конкретные права и обязанности политических организаций и движений.

Важный элемент подсистемы - морально-этические нормы и правила, политические традиции, этикет политического поведения, общения и деятельности. Нормы эффективно регулируют политические отношения, придают им упорядоченность, подчеркивают желательное или нежелательное, дозволенное или недозволенное в политической активности субъектов и успешном функционировании политической организации. Однако важно подчеркнуть, что, несмотря на наличие развитой совокупности политико-правовых и моральных норм и принципов, в современных обществах часто наблюдаются отступления от них, прямое игнорирование их и нарушение. Это свидетельствует о том, что в нормативной подсистеме могут доминировать субъективно-эгоистические или негативно-корпоративные интересы и ориентации, проявляться низкая культура политических лидеров и других субъектов.

Более устойчивой является нравственная составляющая нормативной подсистемы. Юридические нормы-законы и принципы изменяются в зависимости от нравственных позиций и установлений власти или побеждающей оппозиции. Нравственная нормативная система во многом определяет культуру и эффективность функционирования других подсистем политической организации и всей политики. Через политические нормы и принципы получают признание социальные интересы основных субъектов общества, формируется нравственно-правовой фундамент самой политической системы.

Политико-властные структуры стремятся довести до граждан свои принципы и нормы как общегражданские, рекомендуют или требуют определенные модели политической активности, согласовывают интересы групп граждан и поощряют желаемые властью инициативы, вводят необходимые, по оценкам властей или самих граждан, ограничения.

С помощью нормативной подсистемы государственная власть регулирует политические отношения, оказывает воздействие на другие виды отношений. Активное использование государством норм и принципов целенаправленно формирует политическое сознание граждан и их политические качества, вырабатывает у них мировоззренческое отношение к политике государства и гражданской позиции индивидов.

Культурно-идеологическая подсистема. Эта подсистема политической системы представляет совокупность способов и содержание политической жизнедеятельности общества и его субъектов, оцениваемых как культурные, состояние политических идеологий в обществе и политической психологии граждан, количественные и качественные характеристики общественного мнения о политике государства, деятельности политических партий и общественно-политических организаций. Культурно-идеологическая подсистема выражает в первую очередь совокупность состояний духовного мира и практики граждан, ориентированных на реальную политику государства и негосударственных институтов. Она закреплена в системе ценностей о политической власти, справедливости или несправедливости, правильности или ошибочности государственной политики, выраженности в политике интересов граждан, многих других жизненных политических позициях, а также и идеалах. При этом духовно-объективной основой политической культуры граждан выступают правдивые, открытые политические знания обыденного и рационально-теоретического уровней.

Историческая практика показывает, что политические знания в обществе могут быть ложными, содержать полуправду о политических интересах властвующих и иных субъектов. Они могут быть неполными, давать искаженную информацию о несуществующих сторонах политической жизни, специально замалчиваться или насаждаться. В подобных ситуациях политическая культура граждан, как правило, невысокая. Они инертно воспринимают действия и программы власти, стремятся отграничить себя от общественно-политических процессов.

Политическая культура населения будет достаточно высокой, если она основана, с одной стороны, на объективных политических других знаниях, соответствующих интересам личности, социальных чувствах и волевых состояниях, системе ценностей, убеждений и верований, а с другой - на зрелой и ответственной политической практике государства в интересах граждан. Расхожий тезис о том, что государственная власть или политический лидер могут игнорировать интересы и оценки населения страны при осуществлении крупных реформ в сферах экономики, власти, социальной и духовной жизни или даже смены конституционного строя, на деле всегда означает прямой обман граждан, насилие над их правом самостоятельно определять способы и содержание своей жизни. Данный тезис характеризует превышение полномочий государственной власти, создаваемой с главной целью - выражать и отстаивать интересы граждан, поскольку единственно правомерным и признаваемым как культурный источник государственной власти является народ страны.

Определенные властные функции выполняет идеология. Большинство современных государств придерживаются принципа множественности идеологий в стране, так как они предназначены для представления интересов различных, достаточно крупных и устойчиво существующих групп населения. Но имеют место и общества с одной государственной идеологией. Политическая идеология как элемент культурно-идеологической подсистемы является составной и ведущей частью идеологии. Идеология - это система концептуальных теоретических идей, обосновывающих интересы конкретной группы общества или всего общества, правомерность и важность данных интересов для институционализации субъекта и его социального статуса. Политическая идеология, исходя из сущностных признаков политики, отражает и выражает имущественные, властные, социальные и духовные интересы субъекта, которые в совокупности и обусловливают его место и роль в обществе и политической жизни. Это может быть либерально-демократическая, социал-демократическая, консервативно-монархическая, анархическая, религиозная, социалистическая, националистическая, фашистская и иная идеология в зависимости от политических ориентации тех социальных групп и общностей, интересы которых идеология обосновывает и выражает. Для государства важно, чтобы идеологический демократизм множественности идеологий дополнялся разработкой и активным проявлением государственной идеологии. Необходимость государственной политической идеологии обусловлена тем, что государство является главным субъектом политики и политической организации общества. Оно обязано в концептуально-теоретической форме обосновать и выразить общие политические интересы и ориентации граждан страны, всемерно содействовать их реализации в жизни. Действенность политических идеологий аргументируется множеством методов и средств. Одним из главных является общественное мнение.

Информационно-коммуникативная подсистема. Эта подсистема представлена средствами массовой, локальной и индивидуализированной коммуникации, научно-информационными структурами. СМИ не являются единственными распорядителями и распространителями всякой, в том числе и политической, информации. Информационно-коммуникативные задачи выполняют государственные и негосударственные организации в регионах, локальных социальных общностях (этнических, религиозных, научных и т.п.). Информационно-коммуникативную функцию реализуют и повседневное политическое общение, разнообразные виды политической деятельности.

Информационно-коммуникативная подсистема проявляет себя во взаимодействиях государства с политическими партиями и другими негосударственными общественно-политическими организациями, государства с гражданами, политических партий со своими электоратами. Данная подсистема охватывает взаимодействия политической сферы с другими сферами жизни общества, межгосударственные отношения.

Подсистемы политической системы общества постоянно действуют. Для них характерна динамика, а не статика. Поэтому важен функциональный аспект политической системы, который раскрывает механизм властвования, поступательность и результативность политических действий. [2, с.135-136]

Политическая система современной Украины представляет собой переходную форму, для которой характерно осуществление демократических преобразований, преодоление наследия тоталитаризма в политической, социально-экономической и духовно-идеологической сферах. В соответствии с новой Конституцией в Украине сформировались демократические политические институты и формы проявления политической власти.

Единым органом законодательной власти в Украине является парламент - Верховная Рада Украины, конституционный состав которой - четыреста пятьдесят народных депутатов.

К полномочиям Верховной Рады Украины, в частности, относится внесение изменений в Конституцию Украины, определение основ внешней и внутренней политики, назначение выборов Президента Украины; устранение Президента Украины с поста в порядке особой процедуры (импичмента); рассмотрение и принятие решений относительно одобрения Программы деятельности Кабинета Министров Украины; предоставление согласия на назначение Президентом Украины Премьер-министра Украины. Верховная Рада Украины осуществляет также другие полномочия, которые согласно Конституции относятся к ее компетенции.

Президент Украины обеспечивает государственную независимость, национальную безопасность и правопреемственность государства; представляет государство в международных отношениях, осуществляет руководство внешнеполитической деятельностью государства; назначает внеочередные выборы в Верховную Раду Украины и приостанавливает полномочия парламента, если на протяжении тридцати дней одной очередной сессии пленарные заседания не могут начаться; по соглашению с Верховной Радой Украины назначает Премьер-министра Украины; приостанавливает полномочия Премьер-министра Украины и принимает решение о его отставке; определяет по представлению Премьер-министра Украины членов Кабинета Министра Украины, руководителей других центральных органов исполнительной власти, а также глав местных государственных администраций и прекращает их полномочия на этих должностях; является Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил Украины.

Высшим органом исполнительской власти является Кабинет Министров Украины. Кабинет Министров отвечает перед Президентом Украины и подконтролен и подотчетен Верховной Раде Украины.

Премьер-министр руководит работой Кабинета Министров Украины, направляет ее на выполнение Программы деятельности Кабинета Министров Украины, одобренной Верховной Радой Украины. Кабинет Министров обеспечивает государственный суверенитет и экономическую самостоятельность Украины, осуществление внутренней и внешней политики государства, выполнение Конституции и законов Украины, актов Президента Украины. [3, с.155]. Исполнительскую власть в областях и районах, городах Киев и Севастополь осуществляют местные государственные организации. Таким образом, когда говорится о модели государственно-политического устройства в современной Украине, то речь идет, в частности, об устройстве, где, как это происходит в современных демократических странах, парламент принимает законы, Президент является главой государства, Премьер-министр и его кабинет осуществляют исполнительскую власть. Властные структуры, прежде всего, законодательные органы, формируются при участии политических партий. В таком государстве четко разделены функции и полномочия законодательной, исполнительной и судебной власти. Главным в нем является примат права во всех сферах гражданской жизни и подчиненность властных органов законам.

Речь идет о правовом демократическом государстве и гражданском обществе. Определение Украины правовым государством (статья 1 Конституции Украины) еще не отражает реальность настоящего, а является одним из первоочередных задач, которые необходимо решить в ближайшее время. [4, с.29]. Вывод: Таким образом, политическая система Украины представляет собой переходную форму, для которой характерны осуществление демократических преобразований, преодоление наследия тоталитаризма и авторитаризма в политической, социально-экономической и духовно-идеологической сферах.




2019-12-29 213 Обсуждений (0)
Сущность и основные элементы политической системы общества 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сущность и основные элементы политической системы общества

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (213)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)