Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Структура общества и ее функционирование



2019-12-29 203 Обсуждений (0)
Структура общества и ее функционирование 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Человек - существо политическое, утверждал Аристотель. Однако политика - не единственная забота человека, и отнюдь не занимает всех его помыслов. Прежде чем заниматься политикой, индивид должен удовлетворить свои повседневные потребности в еде, одежде, жилье, в настоящее время - в образовании, в коммуникации с себе подобными и т.д. Политика, власть, государство интересуют его как инструмент выражения и реализации своих личных и групповых повседневных интересов. За рамками политики и государства остается огромный и разнообразный мир со спонтанно созданными общественными неполитическими институтами - семьей, профессиональными объединениями, другими ассоциациями, выражающими тот или иной интерес, те или иные потребности людей. Эта повседневная жизнь индивидов, ее первичные формы составляют сферу гражданского общества. [5, с. 195]

Основополагающим элементом гражданского общества выступает отдельная конкретная личность, наделенная правами и свободами, гарантом осуществления которых выступает государство. Однако было бы ошибочным представлять себе гражданское общество как мир изолированных индивидов. Гражданское общество представляет собой систему самостоятельных и независимых от государства общественных отношений и институтов, создающих условия для самореализации личности и коллективов, реализации частных интересов и потребностей, индивидуальных и коллективных. Эти интересы выражаются и осуществляются через такие институты гражданского общества, как семья, церковь, система образования, научные, профессиональные, творческие и иные объединения, ассоциации, союзы. Повседневные потребности граждан разнообразны и неравнозначны, что порождает определенную соподчиненность сфер гражданского общества.

Первый уровень межличностных взаимосвязей обеспечивает базовые, первичные потребности людей в пище, одежде, жилье и т.д. Эти потребности реализуются через профессиональные объединения, потребительские ассоциации, частные предприятия и т.д.

Второй уровень межличностных взаимосвязей реализует комплекс социокультурных отношений. Основными институтами этого уровня являются семья, церковь, школы, вузы, творческие союзы, спортивные общества и т.д.

Третий уровень межличностных взаимосвязей составляют потребности в политическом участии. Они реализуются с помощью политических партий, групп давлений, общественных движений - экономических, молодежных, антивоенных и т.п.

Современное гражданское общество индустриально развитых стран мира соткано из огромного числа различных спонтанно созданных ассоциаций и объединений. Это - муниципальные коммуны, благотворительные фонды, потребительские, спортивные общества, религиозные, политические объединения, выражающие самые различные интересы во всех сферах общественной и частной жизни граждан. Их интересы различным образом переплетаются, конкурируют, отталкиваются, в чем-то совпадают друг с другом. Не полагаясь на государство, население самостоятельно решает проблемы своих территорий, социальных групп в области образования, здравоохранения, защиты окружающей среды; критикует и разоблачает социальное зло в политике, в экономике, поднимает вопросы нравственного здоровья нации. [5, с. 203-204]

Теоретической базой формирования гражданского общества в Украине является положение Основного Закона Украины, несмотря на отсутствие в его тексте самого термина "гражданское общество". В Украине сегодня происходит постепенный процесс становления гражданского общества, который еще очень далек от завершения. Необходимо отметить, что в какой-то мере гражданское общество существовало в нашем государстве и в советское время, но в тоталитарном обществе сфера частной жизни людей подчинялась государству, сокращалась к масштабам "кухонного" свободомыслия.

В Украине сформированы органы власти разного уровня, но гражданское общество характеризует не только наличие "властной пирамиды", но и эффективность ее функционирования, чего на практике в нашем государстве не наблюдается. Многочисленные министерства, ведомства, комитеты, подкомитеты, комиссии и т.д. пока еще демонстрируют несостоятельность вывести страну из системного кризиса, поэтому имеет место динамический процесс отчуждения граждан от государства, власти и политики. По выводам отечественных политологов и социологов, Украина является лидером среди постсоциалистических европейских государств по уровню недоверия населения властным структурам.

Для гражданского общества характерна система представительства интересов разных групп населения в виде объединений граждан. В условиях гражданского общества партии выражают интересы и формулируют политические приоритеты определенных социальных групп. На сегодня политические партии не достаточно способствуют надлежащему установлению каналов связи между государством и гражданами. Немало партий - особенно во время избирательных кампаний - пытаются показать себя представителями интересов не определенных социальных групп, а всего народа, что является популистским недальновидным шагом.

Неразвитость гражданского общества в Украине прослеживается в угрожающе низком уровне привлеченности граждан к организованной общественно-политической деятельности и очень низком уровне политической эффективности (оценка субъектом своей возможности влиять на политические события и решения), что связано со слабым развитием правовой системы в государстве и правового сознания у людей.

Для становления гражданского общества в Украине необходимой является реструктуризация украинского общества. К тенденциям трансформации социальной структуры нашего государства можно отнести фактическое отсутствие среднего класса и значительного продвижения в его формировании, люмпенизацию многочисленных слоев населения, появление новых владельцев, поляризация богатства и бедности, сохранение старой номенклатурой своих позиций. Свыше 70 процентов населения Украины занимает положение ниже среднего класса и существует в условиях крайней неопределенности и неуверенности. Через несформированность среднего класса, расслоение общества на богатых и бедных преобладает принцип силы, а не принцип права, хотя повсеместно декларируется намерение построения правового государства.

Факторами формирования в Украине гражданского общества имеются свободные и альтернативные политические выборы, референдумы, независимые (в первую очередь, от органов власти) средства массовой информации, развитие местного самоуправления, политические партии, способные представлять групповые интересы, наличие рыночных отношений и экономического плюрализма. [6, с.90]

Следовательно, подводя итог, можно констатировать, что те элементы гражданского общества, которые существуют на Западе, могут появиться в Украине при кардинальном сдвиге в экономике, политической структуризации украинского общества, при незаангажированности украинских масс - медиа. Формирование гражданского общества является необходимым условием перехода к рынку и правовой государственности.

Суть идеи гражданского общества состоит в признании дуализма общества и государства, индивидуального и коллективного начал. Причем такой дуализм характерен главным образом для общественно-политической системы, отождествляемой с капитализмом, политической демократией и правовым государством. Здесь, как в целостном социуме, выделяются следующие взаимосвязанные и взаимозависимые подсистемы: производственная (или экономико-хозяйственная), социальная, духовная и политическая. Производственная подсистема обеспечивает материальную инфраструктуру, а политическая - механизм реализации общей воли и общего интереса всех основных составных элементов системы в целом. Социальная и духовная сферы в совокупности составляют гражданское общество, которое также можно обозначить как единую подсистему.

С идеально типологической точки зрения гражданское общество - это своего рода социальное и социокультурное пространство, в котором люди связаны и взаимодействуют между собой в качестве независимых как друг от друга, так и от государства индивидов. Именно в гражданском обществе обеспечиваются самые различные формы плюрализма - от сугубо социального до конфессионального и этнонационального. Это арена деятельности частных лиц, классов, групп, корпораций, сословий, институтов, которая регулируется гражданским правом и прямо не зависит от государства. Оно напоминает поле боя, где сталкиваются частные интересы, причем чрезмерное развитие одних элементов гражданского общества может привести к подавлению других его элементов.

Иначе говоря, гражданское общество представляет собой форму самоорганизации людей, включающую разного рода добровольно сформировавшиеся негосударственные социальные, экономические, профессиональные, образовательные, религиозные, культурные и иные институты, организации, объединения, союзы. Это система обеспечения жизнедеятельности социальной, социокультурной и духовной сфер, их производства и воспроизводства, система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечить условия для социализации и самореализации отдельных индивидов и коллективов, реализации частных интересов и потребностей, будь то индивидуальные или коллективные. Общество - прежде всего союз личностей, и вне этих последних оно лишено всякого смысла. Качество общества зависит от качеств составляющих его личностей, налагающих печать своей воли, своих устремлений, нравственных ориентиров на формы общественной жизни. Здесь возможно одно из двух: либо режим всеобщего принудительного согласия, исключающий какое-либо отклонение от намеченного плана жизни общества, либо условия для полного проявления творческих потенций каждого индивида, противоречий и конфликтов, без чего нельзя представить себе сам животворящий дух истории. Естественно, что формирование гражданского общества неразрывно связано с формированием идеи индивидуальной свободы, самоценности каждой отдельно взятой личности.

При всем сказанном гражданское общество нельзя представлять как промежуточное звено, некую прокладку между сферой производства и сферой политической. Оно органически проникает в сферу как политического, так и экономики. С определенными оговорками можно сказать, что гражданское общество и правовое государство в свою очередь предполагают определенный тип экономики, основанный на частной собственности и системе свободного рынка (применительно к современному обществу, возможно, на принципах свободы экономического выбора). Более того, можно сказать, что экономика, если абстрагироваться от ее инфраструктурных и чисто технико-экономических аспектов, является частью гражданского общества.

Показателем единства всех подсистем человеческого социума является также существование комплекса так называемых промежуточных институтов, которые выступают в качестве несущих конструкций одновременно и самого гражданского общества, и мира политического. Гражданское общество - это не только определенный комплекс институтов, но и система отношений. В этом качестве оно есть духовное, социокультурное и политико-культурное образование.

Соответственно оно включает не только институты, функционирующие в этих сферах, но и всю произведенную в них продукцию, как материальную, так и духовную. Поэтому естественно, что гражданское общество невозможно представить без национальных, религиозных и других традиций, обычаев, мифов, символов, стереотипов поведения, морально-этических норм, ценностей и т.п. Следует учесть также то, что гражданское общество - это не только определенный комплекс институтов, но и система отношений. В этом качестве оно есть духовное, социокультурное и политико-культурное образование.

Соответственно оно включает не только институты, функционирующие в этих сферах, но и всю произведенную в них продукцию, как материальную, так и духовную.

Поэтому естественно, что гражданское общество невозможно представить без национальных, религиозных и других традиций, обычаев, мифов, символов, стереотипов поведения, морально-этических норм, ценностей и т.п.

Оно включает систему социальных связей, в которой формируются и реализуются экономические, профессиональные, культурные, религиозные и иные интересы людей.


Заключение

 

В процессе трансформации политической и экономической систем в Украине продолжается поиск эффективной модели развития экономики. Очевидно, что новая экономическая система не может быть "чистым капитализмом", который преобладал в середине XIX в.

Тем более что в развитых странах доминируют смешанные общества. У них взаимодействуют рынок как средство повышения эффективности экономики и система коррекции рынка как средство достижения оптимально справедливого распределения доходов через структуру социального законодательства.

Модель экономического развития Украины предусматривает поэтапное осуществление целеустремленной, научно обоснованной программы выхода из кризиса путем сочетания регулирующего влияния государственных органов на экономику и ввод рыночных отношений.

Ключевым фактором в создании экономической сферы, благоприятной для предпринимательской деятельности, имеется государство, которое, не вмешиваясь в деятельность частных предприятий, управляет рынком и поддерживает его, сдерживает негативные тенденции через соответствующие юридические рычаги - программы налогообложения, монетарную политику. Государство призвано заботиться о сочетании частных и общественных интересов.

Осуществляя стратегию выхода из экономического кризиса, важно принимать во внимание, что переход общества от тоталитарного уклада к демократическому не происходит за несколько лет.

Экономика Украины нуждается в существенных структурных изменениях, а это невозможно без формирования механизма воссоздания целостной национальной экономики (за годы независимости так и не удалось его сформировать).

Поэтому нужна всесторонне обоснованная концепция экономических реформ, соответствующие управленческие структуры, профессионально подготовленные кадры, которые бы в совершенстве владели механизмами превращения современной экономики


Литература

 

1. Лавківський К.М., Піча В. М., Хома Н.М. Політологія. Л.: Магнолія Плюс, 2004. - 476с.

2. Каверин Б.И., Демидов И.В. Политология. М.: ЮНИТИ, 2004. - 335с.

3. Політологія. За заг. ред. Ю.І. Кулагіна. К.: Альтерпрес, 2002. - 612с.

4. Коментар до Конституції України. - К., 1996. - С.29

5. Матвеев С.А., Буланенко Л.С., Михеев С.А. Политология. Х.: Одиссей, 2004. - 336с.

6. Гелей С., Рутар С. Політологія. К.: Знання, 1999. - 427с.



2019-12-29 203 Обсуждений (0)
Структура общества и ее функционирование 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Структура общества и ее функционирование

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (203)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)