Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


II. Идеализм. Учение об «идеях» («видах»)



2019-12-29 229 Обсуждений (0)
II. Идеализм. Учение об «идеях» («видах») 0.00 из 5.00 0 оценок




Вступление

Платон – великое явление в истории мировой культуры. Он был философом, ученым, писателем. Не будь его книг, мы не только хуже понимали бы, кем были древние греки, что они дали миру, - мы хуже понимали бы самих себя, хуже понимали бы, что такое наука, философия, искусство, поэзия, что такое человек, в чем трудность его исканий и свершений. Платон разработал один из двух основных, главных типов философского мировоззрения. Платон – создатель философского идеализма. Идеализм же, как учение и мировоззрение, принципиально противоположно материализму, был осознан и развит первые Платоном. С этого времени вся последующая история философии оказывается история борьбы материализма и идеализма. Демокрит и Платон начали эту борьбу. Идеализм до Платона выступает еще в зачаточной, частичной форме. Он находится далеко от идеализма Платона. Идеализм Платона охватывает вопросы и о природе, и о человеке, и о душе человека, и о познании, и об общественно-политическом строе, и языке, и об искусстве – поэзии, скульптуре, живописи, музыке, - и о красноречии, и о воспитании. Если греки были создателями как бы «пробных систем» в философии, то Платон создал «пробную систему» идеализма.

Изучение математики Платон рассматривал не в плане одной лишь педагогики – как стадия воспитания ума, как тренировку логическую и диалектическую, но и в плане задач положительного знания. Платон-философ неотделим от Платона-математика.

Платон излагал свои философские и научные идеи в литературных произведениях. Он – философ, художник, поэт – в неразрывном единстве. Как ученый крупного стиля, Платон мыслит гипотезами, но эти гипотезы становятся у него мифами. При этом он не использует всем известные мифы,

но создает мифы заново с неистощимым и мощным воображением, смело и изобретательно. Он излагает свои идеи в диалогах. Диалоги – сцены, философские комедии и драмы. Диалоги Платона полны живого драматического движения; широко и свободно набросаны, выразительны по краскам и живописному изображению характеров, они блещут иронией, насмешкой, дышат вдохновением и страстью.

Цели, каким служит язык платоновской прозы, очень разнообразны: и средство индивидуальной характеристики лица, и средство создания и закрепления вновь возникающего термина философии, теории познания, логики.

Цель этого реферата – краткая характеристика Платона, философа, ученого, писателя-художника. Цель заключается в том, чтобы связать и осмыслить факты, достоверно известные или весьма вероятные. В большей степени реферат написан по книге Валентина Фердинандовича Асмуса «Платон».

I. Жизнь Платона

Платон был коренной афинянин, чья практически вся деятельность протекла в Афинах. После Пелопонесской войны Афины утрачивают первенствующее положение. Однако первенствующая роль Афин в греческом Просвещении не ослабевает. Через одиннадцать лет в после смерти  учителя Платона – Сократа, он основывает школу (Академию) 387 г. до н.э. Сократ способствовал блестящему развитию философии в Афинах. Он впервые орудием достоверного познания истины провозгласил понятие. Но Сократ ограничил приложение открытого им метода определения понятий областью этики. А Платон расширил область этих исследований.

Сократовский метод определения понятий он распространил на всю область онтологии, космологии, психологии, теории познания, этики, теории

воспитания, эстетики, теории общественно-политического устройства, законодательства и учения о художественном воспитании. Философский идеализм, которому Платон следовал, превращается у него – впервые в истории греческой мысли – в философскую систему.

За последние 11 лет жизни Сократа Платон был в Египте, Кирене, Южной Италии и Сицилии.

Сведения из Египта сыграли большую роль в формировании научных и политических воззрений Платона. В Египте на него произвело особо сильное впечатление форма обучения арифметике и фиксированные формы труда.

Ещё одним из важных путешествий стало путешествие в Южную Италию. Одной из задач Платона было ознакомление с учением пифагорейцев, в особенности с результатами математических исследований учеников Пифагора.                                                                                                                                                                                  

После пребывания в Южной Италии Платон отправился в Сицилию. Крупнейшим в то время городом во всём греческом мире были Сиракузы. Власть в Сиракузах принадлежала Дионисию – энергичному и властолюбивому тирану. При дворе Дионисия развивалось искусство мимов, у которых Платон, быть может, учился мастерству индивидуальной характеристики персонажей своих диалогов. Здесь же Платон знакомился со сценками сатирического поэта Эпихарма, осмеивавшего парадоксы гераклитского учения о непрерывном потоке становления.

В своей математике Платон развивал взгляды о различии между чувственными вещами и их идеальными прообразами.

Из математики Платон позаимствовал свой метод доказательства при помощи опровержения принятых гипотез. Главная мысль этого метода –

чувственно воспринимаемые вещи изменчивы и противоречивы. А истинное бытие не может обладать противоречащими свойствами.

К Академии Платона примкнули крупнейшие математики: Архит, Теэтет, Евдокс, Амикл, Менехм, Динострат и др. Теэтет и Евдокс были учителями Платона в области математики, но они же были его учениками в философии.

После основания академии Платон совершил ещё две поездки в Сицилию и там пытался осуществить свой проект идеального государственного строя. Проект не имел успеха, и Платон вернулся в Афины.

Последние годы своей жизни Платон провёл в Афинах. Попытка перестроить общество принесла ему горькое разочарование.

В последнем его крупном произведении – «Законах» - Платон отказывается от ряда ригористических черт своей первоначальной системы воспитания и политической системы.

Сочинения Платона

Платон – первый крупнейший философ, сочинения которого до нашего времени дошли все или почти все. Большая часть сочинений была заподозрена в том, что не принадлежит Платону. Многие сочинения подвергались критике. Были затруднения и в хронологической последовательности диалогов Платона. 

Для решения этой проблемы исследователи стали применять стилометрический метод – метод, который состоит в статистическом изучении некоторых повторяющихся стилистических особенностей языка платоновских диалогов.

Применяя различные методы исследования, таких как метод стилевой характеристики, исследователи выделяют несколько групп диалогов. Одна из групп диалогов Платона – сократические диалоги. В них Платон исследует

понятия этики. Например: «Евтифрон», «Хармид», «Лахет». Эти диалоги точно не вызывают сомнения, что их написал Платон.

Одна часть диалогов написана с драматической живописью изображения. Это сцены из духовной жизни Афин. Другая часть – это диалоги-трактаты. В них исследуются труднейшие проблемы диалектики. Хотя они ясно изложены Платоном, но по сложности содержания относятся к труднейшим произведениям мировой философской литературы.

II. Идеализм. Учение об «идеях» («видах»)

Идеализм – учение, по которому истинное бытие вещей – мысль, идея, понятие.

Термин «идея» был введён не Платоном, а материалистом Демокритом. У него «идея» - формы, открывающиеся уму в вещах как элементы бытия этих вещей. 

Принципиальную перемену в применении терминах «идея» вносит Платон. 

«Идея» у Платона также применяется для обозначения сущности предмета, равно как и для обозначения «формы», «фигуры», «облика», «вида»; «идея», также как и у Демокрита - форма, постигаемая не чувствами, а умом. Идеи-формы недоступны, чувствам, потому, что сама природа их отнюдь не та, что природа вещей чувственного мира. «Формы» Платона – нечувственные формы, и сознание этих форм принципиально иное, чем познание чувственных вещей.

Философия элейцев сыграла немалую роль для Платона. Он усвоил очень важное для всей философии различие между сущностью и явлением – между тем, что существует поистине и тем, что кажется существующим, но не имеет истинного бытия. Из всех сущностей Платон уделяет наибольшее внимание исследованию прекрасного. Но предметы чувственного мира оказываются и называются прекрасными в относительном смысле. Всякий предмет будет не безусловно прекрасным или даже вовсе не прекрасным в сравнении с каким-либо другим предметом.

Ни в одном из своих диалогов, Платон не развивает своё учение об «идеях» в полном и систематическом виде. Но и тексты, вкоторых можно было бы искать ответы на все эти вопросы, находятся в сочинениях Платона, принадлежащих к различным периодах его полувековой философской эволюции.

При внимательном рассмотрении текстов Платона в области «идей» Платон отмечает «иерархию».

Во-первых, к области «идей» принадлежат «идеи» высших по ценности категорий бытия. Это идеи блага, истины, прекрасного, справедливого.

Во-вторых, это «идеи» физических явлений и процессов («покой», «движение», «цвет», «звук»)

В-третьих, «идеи» существует и для отдельных разрядов существ («идея» животного, «идея» человека)

В-четвёртых, Платон допускает существование «идей» для предметов, производимых человеческим ремеслом или искусством.

В-пятых, большое значение имеет исследование понятий науки, «идеи» отношений.

В понятии об идее у Платона сочетается то, что делает «идею»:

1) Причиной

2) Образцом

3) Целью

У самого Платона на первом плане стоит онтологическое и теологическое значение слова «идея».

Итак, «идеи» Платона – это зримые умом фигуры, или формы, вещей. «Идеи» - не только сами по себе существующие формы. Платон наделяет их целым рядом важных свойств. Полная характеристика этих свойств «вида», или «идеи», развита Платоном при исследовании «идеи» прекрасного в диалогах «Федон», «Пир», «Филеб».

Говоря об «идее» следует отметить диалог «Гиппий Больший» (диалог анализировал не Асмус, но автор реферата), где учитель Платона Сократ разговаривает с софистом Гиппием. Он был известен блестящими речами, одна из которых рассказывала о прекрасных занятиях. Сократ задал вопрос: если справедливые поступки предполагают справедливость вообще, а мудрые - мудрость вообще и, следовательно, справедливость является чем-то и мудрость является чем, то и все прекрасные предметы предполагают прекрасное вообще, то есть прекрасное также является чем-то. Сократ и Гиппий приходят к выводу, что собственно прекрасное, которое, присоединяясь к любого предмета или живого существа, делает его прекрасным, является не какой-то отдельный предмет (например, прекрасная девушка, прекрасная Кобылица или прекрасный кувшин), но особого рода общая идея: если прикоснуться к ней, все становится прекрасным.

«Идея» противопоставляется у Платона всем её чувственным аналогом, подобием и отображением в мире вещей, воспринимаемых нами посредством

чувств. Чувственные вещи, в них нет ничего прочного и устойчивого. Однако «идея» прекрасно не изменяется, Эта идея и есть сущность, чувственно не воспринимаемая.

 

Платон поясняет, что в системе «идей» имеются «идеи» высшие и низшие. Высшая идея – это идея блага, поэтому всякая душа стремится к благу и всё делает ради блага. В теологическом учении Платона существование Бога необходимо для самого познания идей. Бог не только существо живое, Он - совершенство благ.

По Платону «идея» (Бытие) и «материя» (небытие) не совсем противоположны.  Это не две «субстанции» - духовная и материальная. По Платону области «идей» принадлежит безусловное первенство. Не будь «идей», не существовала бы «материи».  Мир чувственных вещей по Платону порожден этими областями находится областью бытия и небытия. Это учение указывает путь для последующего развития диалектики Гегеля.

III. Учение о знании

Рассмотренный выше логический аспект учения об «идеях» вводит нас в учение Платона о знании. Учение Платона о познании неотделимо от его учения о бытии, от его психологии, от его учения о человеке, от его учения о мире, от его диалектики.

Платоновское учение о познании тесно связано с его учением о душе. Платон видит в душе начало, посредствующее между миром нечувственных

 «идей» и миром чувственных вещей. Высшее назначение души – постижение «идей». Когда душа ведёт исследование сама по себе и не встречает препятствий, она «направляется туда, где всё чисто, вечно бессмертно и неизменно». (Платон, Федон, 79 D) Пребывая в непрерывном соседстве и соприкосновении с постоянным и неизменным, она «и сама обнаруживает те же свойства». (Платон, Федон, 79 Е) Размышляя, душа «решительно и, безусловно, ближе к неизменному, чем к изменяющемуся. Она в высшей степени подобна «божественному бессмертному умопостигаемому, единообразному». (Платон, Федон, 79 В).

В развитии мысли о «серединном» положении души между миром бытия и небытия, т.е. миром страстей и желаний, Платон различает в душе три части:

1) Разумную

2) Эффективную

3) Вожделеющую.

Платон помещает ум в голове, аффективное начало – в груди, а начало вожделения в печени. Знание, по Платону, относится к бесцветной, бесформенной и неосязаемой сущности зримой только для разума.

Для психологии Платона характерно, что души различных людей он представляет – и в отношении нравственных доблестей, и в отношении способности к познанию – далеко не однородными и неравноценными.

Душа, никогда не видевшая истины не примет человеческого образа. (Платон, Федон, 249 В) Путь к усмотрению единства лежит через воспоминания.

По Платону знания – это ни ощущения, ни правильное мнение, ни соединение правильного мнения со смыслом. Во всех случаях знание следует ограничить от чувственности и рассматривать не как порождение чувственных образов и представление, а как предшествующее им условие. Знание по Платону ценится значительно выше правильного мнения.

Следующий этап в исследовании вопроса о знании – диалог-«Пир». В нём, так же как «Теэтете» и «Меноне», рассматривается вопрос о связи знания с чувственностью. «Правильное мнение» толкуется здесь как постижение, занимающее середину между знанием и чувственностью. В «Пире» знания и чувственность сближены до неразличимости и представляется в образах мифа. В «Государстве» Платон изображает становление знания в образах мифа, и развёртывает анализ вопроса об отношении между бытием и знанием, об отношении знания и бытия к благу. Это знаменитый миф Платона о пещере. Платон делает вывод: чтобы созерцать высшее для разума человека, понадобилась бы привычка к восхождению, упражнение.  Каждый узник, который вышел из пещеры и может познать солнце, не станет завидовать людям, находящимся в пещере и их ценностям. По Платону идея «блага» не есть небытие, незнание, но начало, которым порождаются и бытие и знание.

Виды знания

В VI книге «Государства» Платон развивает понятия о видах знания. Основное деление классификации Платона – разделение знания на чувственное и интеллектуальное. Чувственное знание – низший вид, интеллектуальное – высший. Каждая из этих сфер в свою очередь делится на «мышление» и «рассудок». Под мышлением Платон понимает деятельность одного лишь ума, свободную от примеси чувственности. Под «рассудком» Платон понимает такой вид интеллектуального знания, при котором познающий также пользуется умом, но уже не ради самого ума, а для того, чтобы понимать чувственные вещи. Рассудок, согласно Платону действует между сферами ума и мнения.

Чувственное знание Платон также делит на две области: «веру» и «подобие». Посредством «веры» мы воспринимаем вещи в качестве существующих и утверждаем их в этом качестве. «Подобие» - вид уже не восприятие, а представления вещей, или интеллектуальное следствие с чувственными образами вещей. От «мышления» оно отличается тем, что здесь нет действия с чистыми «идеями». Но «подобие» отличается и от «веры», удостоверяющей существование. «Подобие» - мыслительное построение, основывающееся на «вере». С этими различиями у Платона тесно связано различение знания и мнения. Знает то, кто любит созерцать истину.

Математические предметы и математические отношения Платон выделяет в особый вид бытия и, соответственно в особый предмет знания. В системе видов знания математическим предметам также принадлежит «серединное» место. Это место между областью «идей» и областью чувственно воспринимаемых вещей, а также областью их отображения. В отличие от «идей» математические предметы и математические отношения постигаются посредством рассуждения, или размышления рассудка. Чувственные вещи постигаются посредством мнения.

Диалектика Платона

Разумное постижение истинно сущих родов бытия, или «идей» - совершеннейшее знание – Платон называет «диалектикой». Диалектика Платона, прежде всего учение о бытии. Идеализм Платона имеет явно выраженный онтологический характер. «Идеи» Платона, прежде всего, истинно сущие роды бытия.

Диалектика Платона соприкасается не только с его учением о душе (психология), учением о познании (гносеологией), учением о мышлением (логикой), учением о методе (методологией), но и совсем комплексом учений о мире (космологией), о системе небесных светил (астрономией), о числах, о душе мира и т.д. Иногда в своих размышлениях Платон придерживается метафизической характеристики бытия. В некоторых других отступают от неё. Когда философ характеризует истинно сущее как вечное, неизменное, неподвижное и тождественное, он ещё не характеризует, по Платону все его сущности. В силу доказательств, развиваемых в «Софисте», должна быть отвергнута не только безусловная подвижность, но и безусловная неподвижность сущего. Кто познает, тот действует. (Платон, Софист, 248, D-E) Познание сущего предполагает разум. Разум, может быть, мыслим только в душе, душа же будучи живой, необходимо причастна движению.

Из трудов софиста следует, что бытие по своей природе (онтологически) имеет противоположно понятию (гносеологически) определение.



2019-12-29 229 Обсуждений (0)
II. Идеализм. Учение об «идеях» («видах») 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: II. Идеализм. Учение об «идеях» («видах»)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (229)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)