Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


VII. Учение Платона об обществе и государстве



2019-12-29 219 Обсуждений (0)
VII. Учение Платона об обществе и государстве 0.00 из 5.00 0 оценок




Крупнейшие умы Греции – Эмпедокл, софист Горгий, драматург Эврипид, философ и ученый Демокрит, историк Геродот были приверженцами демократических убеждений. Они признали за всяким гражданином полиса право быть избираемым на все государственные должности независимо от его «профессиональной» подготовки к делам по управлению государством.

  Следствием этого принципа была частая сменяемость выборных лиц. Всякий свободный мог быть избран на должность.

Взглядом Платона на общество и государство принадлежит важное место в его философском мировоззрении. Его чрезвычайно занимал вопрос о том, каким должно быть совершенное общежитие и каким воспитанием должны быть люди подготовлены к такому общежитию. Платон не только классик

античной идеалистической философии, антологии и теории познания, он одновременно классик античной социологии, политической теории и педагогики.

Как говорит о Платоне Аристотель: Платон не был праздным мечтателем, он, прежде всего, думал о том, что человек должен быть гражданином государства.

Вопросам общественно-политическим Платон посвятил два наиболее обстоятельных и тщательно разработанных своих произведения: трактат, «Государство» и произведение глубокой старости «Закона». В «Государстве» учение об обществе и его идеальном политическом устройстве разработано в тесной связи с теорией «идей». В тоже время в «Государстве» запечатлено удивительное знание и понимание столь резкой критикуемой Платоном эмпирической действительности.

«Законы» - произведения гораздо более «компромиссные», чем трактат «Государство»: в нем сделан ряд уступок требованием эмпирической реальности.

Идеальному типу общежития Платон противопоставляет отрицательный тип общественного устройства, в котором главным двигателем поведения люде оказываются материальные заботы. Платон утверждает, все существующие в настоящее время государства принадлежат к этому типа: «Каково бы ни было государство, в нем всегда есть два государства, враждебные друг друга: одно – государство бедных, другое богатых» (Платон, Государство, IV, 422 Е-423 А).

Отрицательный тип государства, согласно убеждению Платона, может выступать в четырех возможных формах: как тимократия, олигархия, демократия и тирания. В них вместо единомыслия граждан, вместо справедливого распределения обязанностей – насилия и принуждения, вместо стремления правителей и воинов-стражей к высшим целям общежития – стремление к власти ради низки целей, вместо отречения от материальных интересов – алчность.

По Платону первый во времени из этих отрицательных форм выступило тимократия – власть, основанная на господстве честолюбцев. Вместе с первым признаками упадка возникает страсть к обогащению: образ жизни меняется от простого и нетребовательного к роскошному.

Отсюда происходит переход от тимократии к олигархии – господство немногих над большинством. Это – правление, основывающееся на цензе:

властвуют богатые, а бедные не имеют участия в правлении (Платон, Государство, VIII, 550 С). В олигархическом государстве не выполняется основной закон жизни общества, состоящий, по мысли Платона, в том, чтобы каждый член общества «делал свое», и при том «только свое».

Дальнейшее развитие олигархии приводит к последовательному и необходимому изменению ее еще в худшую, по Платону, форму государственного устройства – в демократию. Это власть и правление народа, большинства. При этом противоположность между богатыми и бедными обостряется еще сильнее, чем при олигархии.

Неуклонно развиваясь, имущественная противоположность становится заметной, в том числе во внешности. Рост возмущения бедных против богатых приводит к восстанию. Если в восстании побеждают бедняки, то часть богачей они истребляют, а другую сгоняют.

Самая наихудшая форма отклонения от идеального государственного строя, по Платону – тирания. Это власть в обществе одного над всеми. Возникает она как вырождение предшествующей формы правления (Платон, Государство, VIII, 563 Е).

Тирания происходит именно из демократии, сильнейшее и жесточайшее рабство – из величайшей свободы. Тиран возникает из представительства (Платон, Государство, VIII, 566 D-E).

Тирану необходимо непрерывно затевать войну, чтобы простой народ чувствовал потребность в вожде. Если тирану захочется проявить власть, он также вынужден будет исподволь уничтожать своих осудителей, «пока не

останется у него ни друзей, ни врагов, от которых можно было бы ожидать какой-нибудь пользы» (Платон, Государство, VIII, 566 Е-567 Е).

Утопия Платона

Утопия Платона – одна из знаменитейших политических учений в истории.

Государством Платона руководят, как в олигархии, немногие. Но этими немногими могут быть только лица, способные хорошо управлять

государством: в силу врождённой способности и вследствие долголетней предварительной подготовки.

Справедливость – основной принцип идеального государственного устройства Платона.

В утопическом государстве Платона виды работы разделены между специальными разрядами граждан. За основу для распределения граждан государства по разрядам Платон взял различия между отдельными группами людей соответственно их нравственным задаткам и свойствам. Платон рассматривает эти различия по аналогии с разделением производительного труда. Проект Платона рассматривает разделение труда только между свободными гражданами, а не рабами. Именно в разделении труда Платон видит фундамент всего современного ему общественного и государственного строя. Платон рассматривает разделение труда не с точки зрения работника, производящего продукт, а с точки зрения потребителей, принадлежавших в греческом полисе к классу рабовладельцев.

Каждая вещь, согласно Платону, производится легче, лучше и в большем количестве, «когда человек, делая лишь одно, делает сообразно со своей природой, в благоприятное время, оставив все другие занятия» (Платон, Государство, II, 370С).

Эта точка зрения говорит Платону о том, что в разделении труда он видит не только «основу распадения общества на сословия», но и «основной принцип строения государства».      

В государстве Платона существуют многочисленные, чётко дифференцированные отрасли общественного разделения труда.

Потребность в необходимых продуктах приводит к производству излишка товаров - для внешней торговли, а также к увеличению числа работников, изготовляющих соответствующие товары. Появляются торговцы. Но этим усложнение разделения труда не ограничивается: возникает потребность в перевозке товаров.

     Платон выделяет воинов как высшую часть общества, особый класс. Это связано не только с важностью профессии, но и в силу особой её трудности, требующей особого внимания.

Однако Платон нарушает принцип деления. Нравственные черты работника хозяйства он ставит ниже нравственных достоинств воинов («стражей») и в особенности представителей третьего, высшего класса граждан – правителей государства.

Нравственная недооценка трудящихся складывается у Платона оговоркой, согласно которой все три класса граждан в равной мере необходимы идеальному государству, и, взятые все вместе, являют великое и прекрасное.

Другая оговорка Платона – состоит в признании, что между происхождением человека из того или иного класса и его нравственными и интеллектуальными свойствами нет необходимой связи: люди, наделённые высшими нравственными качествами могут родиться в низшем общественном классе и наоборот.

Главная задача трактата Платона о государстве – проблема благой и совершенной жизни общества в целом и его членов.

Наисовершеннейшее благое государство обладает, как утверждает Платон, четырьмя главными доблестями:

1) мудрость

2) мужество

3) сдерживающая мера

4) справедливость

Платон утверждает, что только при правителях-философах государство не будет знать царящего в нём зла: «Пока в городах не будут либо царствовать философы, либо искренне и удовлетворительно философствовать нынешние властители, пока государственная сила и философия не совпадут в одно… до тех пор ни для государства, ни даже, полагаю, для человеческого рода нет конца злу» (Платон, Государство, V, 473, D).

Но Платон не стремится к тому, чтобы уделить гражданам и классам граждан одинаковые права. Всеми силами он хочет оградить свой идеальное государство от смешения классов, от исполнения гражданами одного класса обязанностей и функций граждан другого класса.

Для Платона не было бедой, если бы работник производительного труда совмещал несколько различных специальностей. Но для него было гибельной бедой то, что, если бы один работник производительного труда пожелал бы заняться воинским делом, а воин, неспособный и неподготовленный к тому, чтобы быть советником и руководителем государства, посягнул бы на функцию управления или если кто-нибудь захотел бы одновременно совершать эти дела (Платон, Государство, IV, 434 A-B).

Заключение

Платон – чрезвычайно крупное явление в развитии философской мысли. Основу его учения составлял философский идеализм. Даже у тех философов, которые критиковали Платона (такие как ученик Аристотель), платонизм был установлен как основное воззрение. Критику Платона Аристотель не доводит до полного преодоления платоновской теории «идей». Аристотель лишь критикует учение Платона об отделенности идей от вещей. Но, развивая свою критику, Аристотель не замечает, что сам он, невзирая на всё остроумие и остроту своих возражений, продолжает оставаться на почве учения Платона.

Алексей Федорович Лосев – ученый, глубокий исследователь Платона и неоплатонизма. Он стремится воссоздать учение Платона во всем его

историческом своеобразии. Лосев разъяснял, что платоновская форма, или платоновский тип объективного идеализма, существенно отличается от объективно-идеалистических систем, явившихся в феодальную эпоху и в буржуазно-капиталистическом обществе Нового времени. У Платона идеи образуют особый мир: весь чувственный мир с природой и обществом. Мир у Платона мыслится наподобие прекрасного скульптурного извивания или скульптурной фигуры.

Таким образом, философия Платона, будучи объективным идеализмом, есть особый вид этого идеализма, это античный объективный идеализм. Особенность этого идеализма – одновременно в стремлении и к самому крайнему, идеалистическому пониманию космоса и идеального мира, и – стремлении «понимать идеальный мир максимально реально». Платон вводит для идеального мира двойное ограничение: «сверху» (ограничен «единым») и «снизу» (ограничен «душой мира»()нымчен "ного мира двойное огр двойное огрраничениеи идеального мира, и- льптурной фигуры.). Это ограничение связано с диалектикой.

Воззрение – характернейшая особенность платоновского объективного идеализма. Именно оно есть историческая форма, отличающая, как показал А.Ф. Люсев, учение Платона от большинства идеалистических учений Нового времени: это учение о «едином» и о «мировой душе», которые идеально осуществляют, или воплощают, себя в материальном мире. 

Космология Платона отлична от космологических учений новой науки и философии. Платон рассматривает космос как вечное живое огромное тело. По Платону, как и наша душа, бессмертно и вечно наше тело, которое включено вместе с душой в круговорот материи в природе.

Религиозные источники платоновской философии неотделимы от мифологии. Сама мифология несет на себе печать платоновской диалектики. Хотя диалектика Платона не разработана в подробностях и систематически, она лежит в основе систематически разработанной диалектики древнегреческого мира. 

У Платона было две основных стороны содержания философии. Первая – сочинения. Многие ученые и философы черпали от туда информацию. На

всех этих учёных оказывала влияние обусловленная содержанием философии Платона возможность интерпретировать космологию Платона в духе пантеизма или натурализма. Другая сторона содержания философии Платона – диалектика Платона. Не будь диалектики Платона, не было бы той формы в какой проявилась диалектика Гегеля. В диалектике Платона Гегель видел «спекулятивное» величие. Это – «ближайшее определение идеи». Под ближайшим определение идеи Платон понимал именно диалектическую характеристику. Далее Платон развивал это понятие бытия и внес в объективную диалектику Гераклита элеатскую диалектику – дело субъекта, обнаруживающее противоречия. И, наконец, мышление, которое требовал Сократ лишь для целей моральной рефлексии субъекта, Платон признал объективным мышлением, то есть идеей, «которая есть как всеобщая мысль, так и сущее».

 



2019-12-29 219 Обсуждений (0)
VII. Учение Платона об обществе и государстве 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: VII. Учение Платона об обществе и государстве

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (219)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)