Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 10. Расходы бюджета на социальную сферу. Государственные внебюджетные фонды.



2019-12-29 222 Обсуждений (0)
Тема 10. Расходы бюджета на социальную сферу. Государственные внебюджетные фонды. 0.00 из 5.00 0 оценок




10.1

Любая политика органично связана с жизнедеятельностью общества и поэтому называется социальной. В рыночной экономике общество делится на богатых, средних, бедных и неимущих граждан. Для их мирного сосуществования и взаимодействия государство с помощью социальной политики обеспечивает материальное благосостояние необеспеченных слоев населения путем перераспределения средств состоятельных граждан. Основным финансовым инструментом реализации социальной политики в России служит бюджетная система.

Расходы государства на содержание бедных осуществляются за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, внебюджетных фондов. Расходы федерального бюджета на социальную политику можно разделить на три группы: пенсии, социальная помощь, миграционная политика.

Пенсионные расходы – главное направление социальной политики федерального бюджета. Особая значимость пенсионных расходов федерального бюджета настоятельно требует выделения их в специальный федеральный целевой бюджетный фонд пенсионного страхования с непосредственным подчинением министру (заместителю министра) финансов РФ. В результате будет восстановлено экономическое содержание расходов на пенсию и повышена персональная ответственность за использование страховых ресурсов населения.

Часть социальной политики, обращенная к нуждающемуся населению, выступает в форме социальной защиты или помощи. Особой социальной помощи требует такая категория трудоспособного населения, как безработные. По оценкам экспертов, в стране насчитываются миллионы переселенцев, беженцев, бомжей и детей-беспризорников, которые, как никто другой, нуждаются в государственном социальном обеспечении.

Ассигнования на социальную помощь осуществляются из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, а также государственных социальных внебюджетных фондов и прежде всего Фонда социального страхования. Наибольшие расходы производятся на выплату пособий по безработице, профессиональное обучение и содержание органов службы занятости.

Социальная политика и особенно механизм социальной помощи нуждаются в развитии и совершенствовании. В последнее время растет дифференциация доходов населения, увеличивается доля бедного населения. Эффективная социальная политика предполагает комплексный подход с учетом экономического состояния страны и возможностей бюджета.

Одной из характерных черт социально-экономической жизни современной России стала миграция.

Расходы на социальные нужды – это самый крупный вид расходов. К таким относятся расходы на здравоохранение, просвещение, социальное обеспечение, социальное страхование. Социальное обеспечение охватывает еще не работающих и не способных работать постоянно или временно по состоянию здоровья. Основная часть расходов социального характера финансируется за счет бюджетных и внебюджетных фондов. В последние годы существенно возрастает роль местных финансов в покрытии расходов по расширению и совершенствованию учреждений просвещения и здравоохранения. Расходы имеют тенденцию к постоянному росту ввиду развития научно-технического прогресса и роста роли профсоюзов. За счет социальных расходов государства, финансируется мероприятия, обеспечивающие воспроизводство рабочей силы, квалификацию работников, выплачиваются пособия по безработице.

Тема 11. Расходы государства на управление и обеспечение безопасности.

11.1

Государственное управление, вооруженные силы, правоохранительные органы, образование –  это такие виды деятельности государства, которые сами не зарабатывают, а только находятся на содержании государства.

Государственное управление входит в состав приоритетных направлений, т.к. ни одно современное общество не может обойтись без государственного управления и соответственно расходов на его содержание. Исходной расчетной единицей в управленческих расходах является чиновник –  должностное лицо в системе управления. Именно от количества и соответствующего ему качества (рангов) чиновников зависит объем управленческих ассигнований. Чем больше чиновников, а, следовательно, сложнее управленческая иерархия, тем больше средств необходимо для их содержания.

Общая численность работников органов государственной власти за последние годы постепенно увеличивается. Отсюда возникает объективная необходимость и настоятельная потребность тщательного исследования механизма финансирования управления, создания оптимального эффективно функционирующего аппарата управления. Выполнение этой задачи –  актуальнейшая проблема любого государства. Снятие ее с повестки дня неминуемо оборачивается, как свидетельствует многолетняя практика, неудержимым разрастанием управленческого аппарата и ростом расходов.

Обеспечение правопорядка и безопасности в стране –  одна из ключевых функций государства. С развитием товарно-денежных отношений и многообразия форм собственности, ростом материального состояния и дифференцированности доходов отдельных граждан общества происходит неуклонное увеличение государственных расходов на поддержание внутреннего правопорядка.

К затратам на обеспечение правопорядка также следует отнести расходы по разделу «Судебная власть», так как по своему социально-экономическому смыслу и назначению судебная деятельность представляет собой основу обеспечения правопорядка. Расходы на судебную власть и обеспечение правопорядка — наиболее растущие в федеральном бюджете. Страна будет вынуждена ежегодно увеличивать количество судей всех видов, аппаратных работников и адвокатов, поскольку граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица все чаще начинают обращаться к правовой системе.

Расходы на оборону страны относятся к важнейшим государственным расходам. В их состав всегда входят следующие основные группы расходов: на содержание личного состава, на вооружение, на материально-техническое оснащение, на строительство военных объектов, на военные исследования и разработки, на пенсионное обеспечение военнослужащих и их семей, на подготовку кадров на создание запасов на случай войны и др. Это прямые военные расходы, но существуют и косвенные такие как: на ликвидацию последствий после войны, пенсии, пособия участникам войны, на восстановление разрушения хозяйства, затраты на перевод экономики на мирные рельсы. Скрытые военные расходы включают исследовательские расходы, расходы на подготовку к мобилизационным мероприятиям, на подготовку населения на случай войны. При формировании военного бюджета следует учитывать его безвозвратность и не производительный характер. Лишь часть затрат а именно на военные исследования и разработки могут принести косвенный доход.

Среди функций государства выделяют социальную функцию – финансирование системы различных социально-культурных мероприятий, основное место среди которых принадлежит образованию подрастающего поколения. Освобождая родителей от воспитательной и учебной деятельности, государство способствует более эффективному использованию рабочей силы. В связи с этим во всех бюджетах РФ социальные расходы на воспитание и обучение молодого поколения неуклонно возрастают.

Основное финансирование образования осуществляется из бюджетов субъектов Федерации и особенно местных бюджетов. К сфере финансирования образования относятся расходы на дошкольное образование, общее образование, начальное профессиональное образование, среднее профессиональное образование, переподготовку и повышение квалификации, высшее профессиональное образование, разработки и исследования в области образования, прочие нужды.

В настоящее время реальное финансирование образовательных учреждений значительно отличается от планового, несмотря на выполнение и перевыполнение сетевых показателей. По существу, средства выделяются главным образом на оплату труда; все другие, и даже защищенные, статьи финансируются в урезанном виде. Основная причина – отсутствие средств в соответствующих бюджетах вследствие неполного учета нормативной базы или внеплановых дефицитов.



2019-12-29 222 Обсуждений (0)
Тема 10. Расходы бюджета на социальную сферу. Государственные внебюджетные фонды. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 10. Расходы бюджета на социальную сферу. Государственные внебюджетные фонды.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (222)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)