Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сфера действия Конвенции



2019-12-29 234 Обсуждений (0)
Сфера действия Конвенции 0.00 из 5.00 0 оценок




СОДЕРЖАНИЕ

Введение. 3

Базельская конвенция о контроле за трансграничной
перевозкой опасных отходов и их удалением.. 7

Приложение I. 39

Приложение II. 43

Приложение III. 44

Приложение IV.. 48

Приложение V A.. 51

Приложение V В.. 54

Приложение VI. 56

Приложение VII. 59

Приложение VIII. 60

Приложение IX.. 69

Протокол об ответственности и компенсации за ущерб, причиненный в результате трансграничной перевозки
опасных отходов и их удаления. 85

 

ВВЕДЕНИЕ

Первой попыткой выработки глобального подхода к решению проблем, связанных с управлением опасными отходами, стала Программа Монтевидео 1981 года, которая привела к принятию в 1985 году Руководящих положений и принципов экологически рационального удаления опасных отходов ("Каирские руководящие положения") и проведению впоследствии под эгидой ЮНЕП переговоров по глобальной конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов. 

Эти переговоры увенчались принятием Конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением Конференцией полномочных представителей в Базеле (Швейцария) 22 марта 1989 года. Тогда Конвенцию подписали представители 53 правительств и Европейского экономического сообщества. Конвенция вступила в силу 5 мая 1992 года, и по состоянию на 7 ноября 2005 года она имела 166 Сторон. 

Всеобщая цель Конвенции – защитить здоровье людей и окружающую среду от неблагоприятных последствий производства опасных отходов, их трансграничной перевозки и регулирования. Она зиждется на двух основных столпах: 

- глобальной системе контроля за трансграничной перевозкой отходов; и 

- экологически обоснованном использовании отходов. 

Базельская конвенция преследует цель регламентации трансграничной перевозки отходов посредством, в частности, системы предварительного уведомления о намерении экспортировать опасные отходы и другие отходы и требования, согласно которому Стороны должны дать письменное согласие (так называемое "предварительное обоснованное согласие" или "ПОС") до того, как такие отходы могут быть ввезены транзитом или импортированы в районы, находящие под их национальной юрисдикцией (т.е. район суши и моря или воздушное пространство, в пределах которого государство в соответствии с международным правом несет административную и нормативную ответственность). 

Необходимо отметить, что для целей Конвенции под "операциями по удалению" понимаются как операции по окончательному удалению, так и операции, которые ведут к рекуперации, рециркуляции, утилизации и повторному использованию ресурса. 

Основой для регламентации трансграничных перевозок отходов является присущая им степень опасности, которая определяется с помощью перечней категорий отходов, подлежащих регулированию (они содержатся в приложении I и приложении II), в сочетании с опасными свойствами (приложение III). 

Со времени своего принятия Конвенция претерпела ряд важных изменений, включая принятие Конференцией Сторон следующего: 

- "Запретительной поправки" в 1995 году, призванной запретить трансграничные перевозки опасных отходов для окончательного удаления и поэтапно свести на нет такие перевозки для целей рекуперации, рециркуляции, утилизации, прямого повторного или альтернативного использования из стран, которые перечисляются в новом приложении VII, в страны, которые не фигурируют в этом новом приложении. По состоянию на 7 ноября 2005 года Запретительная поправка еще не вступила в силу; 

- приложений VIII и IХ в 1998 году, где дополнительно уточняются регулируемые Конвенцией отходы, перечисленные в приложениях I и III; 

- Базельской декларации об экологически обоснованном регулировании 1999 года, где содержится набор первоочередных мер, на которых, как предполагается, будет сосредоточена деятельность в рамках Конвенции в течение первого десятилетия ХХI века, и подтверждаются такие основополагающие цели Базельской конвенции, как сокращение трансграничных перевозок опасных и других отходов, подпадающих под действие Базельской конвенции, предупреждение их образования и сведение их к минимуму, обеспечение экологически обоснованного регулирования таких отходов и активное содействие передаче и использованию экологически чистых технологий; 

- также в 1999 году - Протокола об ответственности и компенсации за ущерб в результате трансграничной перевозки опасных отходов и их удаления, цель которого состоит в создании механизма для обеспечения оперативной и надлежащей компенсации за ущерб окружающей среде, вред здоровью людей и ущерб товарам и имуществу в результате трансграничной перевозки опасных отходов и их удаления. По состоянию на 7 ноября 2005 года Протокол еще не вступил в силу; 

- в 2002 году - механизма, содействующего возможно скорейшему выявлению трудностей, с которыми сталкиваются Стороны в процессе осуществления и соблюдения, и представлению рекомендаций о путях их преодоления. Этот механизм носит "неконфронтационный, транспарентный, малозатратный и превентивный характер и является простым, гибким, не обязательным в юридическом плане и ориентированным на оказание Сторонам помощи в осуществлении положений Базельской конвенции", и он управляется Комитетом в составе 15 членов, избираемых Конференцией Сторон; 

- в 2004 году - Заявления министров о партнерстве в интересах решения глобальной проблемы отходов, которое основывается на Базельской декларации и Стратегическом плане осуществления Базельской конвенции, принятых, соответственно, в 1999 и 2002 годах. В этом Заявлении намечено четыре первоочередных направления действий на будущее: региональный подход, минимизация отходов, комплексное управление отходами и подход с позиций всего жизненного цикла. 

Как видно из приведенного выше перечня основных вех, Стороны стремятся обеспечить, чтобы Базельская конвенция и ее органы занимались решением первоочередных вопросов, порождаемых проблемой опасных отходов, в конкретный период времени. Таким образом, мы имеем гибкий механизм, с помощью которого мировое сообщество стремится защитить здоровье людей и окружающую среду от потенциальных пагубных последствий опасных отходов. Дополнительную информацию о вышеупомянутых вехах, а также других событиях в контексте Базельской конвенции можно получить на веб-сайте Базельской конвенции (http://www.basel.int). 

Настоящая публикация содержит текст Базельской конвенции с внесенными в нее изменениями и текст Протокола об ответственности и компенсации за ущерб, причиненный в результате трансграничной перевозки опасных отходов и их удаления. 

                                                      Г-жа Сашико Кувабара-Ямамото
                                                            Исполнительный секретарь
                                                    секретариат Базельской конвенции
                                                                     ноябрь 2005 года

БАЗЕЛЬСКАЯ КОНВЕНЦИЯ О КОНТРОЛЕ ЗА ТРАНСГРАНИЧНОЙ ПЕРЕВОЗКОЙ ОПАСНЫХ ОТХОДОВ И ИХ УДАЛЕНИЕМ[1]

ПРЕАМБУЛА [2]

Стороны настоящей Конвенции, 

учитывая риск нанесения ущерба здоровью человека и окружающей среде опасными и другими отходами и их трансграничной перевозкой,

сознавая растущую угрозу здоровью человека и окружающей среде в результате роста производства и трансграничной перевозки опасных и других отходов и их сложного характера, 

сознавая также, что наиболее эффективным способом защиты здоровья человека и окружающей среды от угрозы, создаваемой такими отходами, является сокращение до минимума их производства с точки зрения количества и/или их опасного потенциала, 

будучи убеждены, что государства должны принимать необходимые меры для обеспечения того, чтобы использование опасных и других отходов, включая их трансграничную перевозку и удаление, были совместимы с охраной здоровья человека и окружающей среды, независимо от места их удаления, 

отмечая, что государства должны обеспечивать, чтобы производитель выполнял обязанности в отношении перевозки и удаления опасных и других отходов способом, совместимым с охраной окружающей среды, независимо от места удаления, 

полностью признавая, что каждое государство имеет суверенное право запрещать ввоз или удаление опасных и других отходов другого государства на своей территории, 

признавая также растущее стремление к запрещению трансграничных перевозок опасных отходов и их удаления в других государствах, особенно в развивающихся странах, 

будучи убеждены, что в той мере, в какой это соответствует их экологически обоснованному и эффективному использованию, опасные и другие отходы должны удаляться в государстве, где эти отходы были произведены, 

сознавая также, что трансграничные перевозки подобных отходов из государства их производства в любое другое государство должны разрешаться только при их осуществлении в условиях, не создающих угрозы для здоровья человека и окружающей среды, и в соответствии с положениями настоящей Конвенции, 

считая, что усиление контроля за трансграничной перевозкой опасных и других отходов будет стимулировать их экологически обоснованное использование и сокращение объема такой трансграничной перевозки, 

будучи убеждены в том, что государствам следует принимать меры для обеспечения должного обмена информацией о трансграничной перевозке опасных и других отходов при вывозе из этих государств или ввозе в них и контроле за такой перевозкой, 

отмечая, что в ряде международных и региональных соглашений рассматривается вопрос о защите и сохранении окружающей среды в связи с транзитом опасных грузов, 

принимая во внимание Декларацию Конференции Организации Объединенных Наций по проблемам окружающей человека среды (Стокгольм, 1972 год), Каирские руководящие положения и принципы в отношении экологически оправданного использования опасных отходов, принятые Советом управляющих Программы Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП) в решении 14/30 от 17 июня 1987 года, рекомендации Комитета экспертов Организации Объединенных Наций по перевозке опасных грузов (сформулированные в 1957 году и обновляемые каждые два года), соответствующие рекомендации, декларации, документы и правила, принятые в рамках системы Организации Объединенных Наций, а также работу и исследования, проводимые в других международных и региональных организациях, 

учитывая дух, принципы, цели и задачи Всемирной хартии природы, принятой на тридцать седьмой сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций (1982 год) в качестве правил поведения в отношении охраны окружающей человека среды и сохранения природных ресурсов, 

подтверждая, что государства отвечают за выполнение своих международных обязательств в отношении охраны здоровья человека и защиты и сохранения окружающей среды и несут ответственность в соответствии с международным правом, 

признавая, что в случае существенного нарушения положений настоящей Конвенции или любого протокола к ней применяются соответствующие положения международного права договоров, 

учитывая необходимость продолжать разработку и внедрение экологически обоснованных малоотходных технологий, методов рециркуляции, эффективных систем административно-хозяйственной деятельности и использования отходов в целях сокращения до минимума производства опасных и других отходов,

учитывая также растущую тревогу международного сообщества в связи с необходимостью усиления контроля за трансграничной перевозкой опасных и других отходов, а также необходимость сокращения по возможности до минимума подобной перевозки, 

обеспокоенные проблемой незаконного трансграничного оборота опасных и других отходов, 

принимая также во внимание ограниченные возможности развивающихся стран по рациональному использованию опасных и других отходов, 

признавая необходимость расширения передачи технологии, особенно развивающимся странам, в целях обоснованного использования производимых внутри стран опасных и других отходов в духе Каирских руководящих положений и решения 14/16 Совета управляющих ЮНЕП о расширении передачи природоохранной технологии, 

признавая также, что опасные и другие отходы должны перевозиться в соответствии с надлежащими международными конвенциями и рекомендациями, 

будучи убеждены также в том, что трансграничная перевозка опасных и других отходов должна разрешаться лишь тогда, когда транспортировка и конечное удаление таких отходов осуществляются экологически обоснованным способом, и

будучи преисполнены решимости оградить с помощью строгого контроля здоровье человека и окружающую среду от пагубного воздействия, которое может быть вызвано производством и использованием опасных и других отходов, 

ДОГОВОРИЛИСЬ О СЛЕДУЮЩЕМ: 

СТАТЬЯ 1

Сфера действия Конвенции

1.       Для целей настоящей Конвенции "опасными отходами" считаются следующие отходы, являющиеся объектом трансграничной перевозки: 

а) отходы, входящие в любую категорию, указанную в приложении I, за исключением тех, которые не обладают ни одним из свойств, указанных в приложении III; и

b) отходы, которые не охватываются пунктом а), но которые определены или считаются опасными в соответствии с внутренним законодательством государства экспорта, импорта или транзита, являющегося Стороной. 

2.       Отходы, входящие в любую категорию, указанную в приложении II, которые подлежат трансграничной перевозке, считаются, для целей настоящей Конвенции, "другими отходами". 

3.       Отходы, которые в силу их радиоактивности подпадают под другие международные системы контроля, в том числе международные соглашения, специально применяющиеся в отношении радиоактивных материалов, исключаются из сферы действия настоящей Конвенции. 

4.       Отходы, возникающие в результате нормального функционирования морских судов, сброс которых охватывается другими международно-правовыми документами, исключаются из сферы действия настоящей Конвенции. 

СТАТЬЯ 2

Определения

Для целей настоящей Конвенции: 

1.       "отходы" представляют собой вещества или предметы, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с положениями национального законодательства; 

2.       "использование" означает сбор, транспортировку и удаление опасных или других отходов, включая последующий контроль за местами удаления; 

3.       "трансграничная перевозка" означает любое перемещение опасных или других отходов из района, находящегося под национальной юрисдикцией одного государства, в район или через район, находящийся под национальной юрисдикцией другого государства, либо в район или через район, не находящийся под национальной юрисдикцией какого-либо государства, при условии, что такая перевозка затрагивает по крайней мере два государства; 

4.       "удаление" означает любую операцию, определенную в приложении IV к настоящей Конвенции; 

5.       "санкционированные места или объекты" означают места или объекты для удаления опасных или других отходов, в отношении которых получено разрешение или лицензия от соответствующего органа того государства, на территории которого находятся такие места или объекты; 

6.       "компетентный орган" означает государственный орган, назначенный Стороной нести ответственность, в пределах таких географических районов, которые Сторона может найти уместными, за получение уведомления о трансграничной перевозке опасных или других отходов и любой информации, связанной с ней, и за обеспечение ответа на такое уведомление в соответствии со статьей 6; 

7.       "выделенный центр" означает упоминаемое в статье 5 юридическое лицо Стороны, отвечающее за получение и предоставление информации, как предусмотрено в статьях 13 и 15; 

8.       "экологически обоснованное использование опасных или других отходов" означает принятие всех практически возможных мер для того, чтобы при использования опасных или других отходов здоровье человека и окружающая среда защищались от возможного отрицательного воздействия таких отходов; 

9.       "район, находящийся под национальной юрисдикцией государства" означает любой район суши и моря или воздушное пространство, в пределах которого государство в соответствии с международным правом несет административную и нормативную ответственность за охрану здоровья человека и состояния окружающей среды; 

10.     "государство экспорта" означает любую Сторону, из которой планируется или начата трансграничная перевозка опасных или других отходов; 

11.     "государство импорта" означает Сторону, в которую планируется или осуществляется перевозка опасных или других отходов с целью их удаления или с целью погрузки до удаления в районе, на который не распространяется юрисдикция какого-либо государства; 

12.     "государство транзита" означает любое государство, не являющееся государством экспорта или импорта, через которое планируется или осуществляется перевозка опасных или других отходов; 

13.     "заинтересованные государства" означают Стороны, являющиеся государствами экспорта или импорта или государствами транзита, независимо от того, являются ли они Сторонами или нет; 

14.     "лицо" означает любое физическое или юридическое лицо; 

15.     "экспортер" означает любое лицо, находящееся под юрисдикцией государства экспорта, которое организует экспорт опасных или других отходов; 

16.     "импортер" означает любое лицо, находящееся под юрисдикцией государства импорта, которое организует импорт опасных или других отходов; 

17.     "перевозчик" означает любое лицо, осуществляющее транспортировку опасных или других отходов; 

18.     "производитель" означает любое лицо, чья деятельность ведет к образованию опасных или других отходов, или, если это лицо неизвестно, то лицо, которое владеет этими отходами и/или осуществляет над ними контроль; 

19.     "лицо, отвечающее за удаление" означает любое лицо, которому отгружаются опасные или другие отходы и которое осуществляет удаление таких отходов; 

20.     "организация по политической и/или экономической интеграции" означает организацию, состоящую из суверенных государств, которой ее государства-члены делегировали компетенцию в вопросах, регулируемых настоящей Конвенцией, и которая должным образом уполномочена в соответствии с ее внутренними процедурами подписывать, ратифицировать, принимать, одобрять, официально подтверждать или присоединяться к ней; 

21.     "незаконный оборот" означает любую трансграничную перевозку опасных или других отходов в соответствии со статьей 9. 

СТАТЬЯ 3



2019-12-29 234 Обсуждений (0)
Сфера действия Конвенции 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сфера действия Конвенции

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (234)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)