Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Конфедеративное государственное устройство



2019-12-29 215 Обсуждений (0)
Конфедеративное государственное устройство 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Конфедерации представляют собой государственно-правовые объединения, союзы (от лат. « confederate» – «сообщество») суверенных государств.[23]

Конфедерация позволяет создать благоприятные условия для деятельности государств. Эти цели могут носить как временный, так и постоянный характер. Так, страны Европейского экономического сообщества в своем общении преследуют, прежде всего, экономические цели.

Для достижения поставленных целей в конфедерации создаются необходимые органы управления. Финансовые средства, требуемые для ведения общих дел, объединяются добровольно. Их размер, чаще всего, устанавливается по соглашению. В основном в конфедерациях нет общей армии, хотя и могут создаваться силы, для решения военных задач. Каждое государство-член конфедерации обладает собственным полицейским аппаратом.

Порядок вступления в конфедерацию и выхода из нее определяется входящими в нее государствами и основан на принципе добровольности и согласии всех ее членов.

Конфедерация – переходная форма.  Субъекты конфедерации являются полностью самостоятельными государствами. Ограничение их суверенитета касается только тех сторон деятельности, которые стали предметом их добровольного объединения.

Наряду с унитарными и федеративными государствами в современном мире существуют и нетрадиционные формы государственного устройства. Среди них: содружество, сообщество и союз.

Содружество – организационное объединение государств, характеризуемых наличием общих признаков, определенной степенью однородности. Объединяющие их признаки могут касаться, во-первых, экономики, во-вторых, права, в-третьих, языка, в-четвертых, культуры, в-пятых, религии. Однако содружество - это не государство, а своеобразное объединение независимых государств. В основе содружества, как и при конфедерации, могут лежать межгосударственный договор, устав, декларация, иные юридические акты.

Примером Содружества может быть Содружество Независимых Государств.

В этой связи следует отметить, что Содружество как объединение государств может носить и переходный характер. Оно может развиться в конфедерацию и даже в федерацию, либо, наоборот, при нерешенности, противоречивости интересов, целей государств, образовавших его, послужить этапом окончательной дезинтеграции специфического союза государств.

    Сообщество - является еще одной своеобразной переходной формой в государственной организации общества. В основе Сообщества, как правило, лежит межгосударственный договор. Оно в большинстве случаев усиливает интернациональные связи государств, входящих в Сообщество, и эволюционирует в сторону конфедеративного объединения (например, Европейские сообщества). В Сообщество могут входить ассоциированные члены - государства, принимающие те или иные правила, действующие в Сообществе. Порядок вступления в Сообщество и выхода из него устанавливается членами Сообщества. В Сообществе может быть свой бюджет, надгосударственные органы. Сообщество может иметь цель выровнять экономический потенциал государств, входящих в него, упростить таможенные, визовые и иные барьеры и т.д.

    Союз - это еще одна разновидность государственных соединений. В теории государства и права определение союза дается очень редко, потому что эта форма встречается не часто. Союзные формирования можно встретить в России, например союз России и Белоруссии. Этот союз является политическим объединением двух суверенных стран, с общей конституцией (в перспективе) и языком (по сути).

Таким образом, федеративное государственное устройство носит не менее важный характер, чем форма правления и является неотъемлемой частью формы государства. Оно помогает выявить связь центра государства и его субъектов, а также определить круг их полномочий.

 

4.  ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА

 

Форма государства имеет тесную связь с политическим режимом. Его значение крайне важно для всех стран. Изменение политического режима почти всегда приводит к резкому изменению внутренней и внешней поли­тики государства. Вызвано это тем, что политический ре­жим связан как с формой организации власти, так и с ее содержанием.

Политический режим — «это методы осуществления по­литической власти, итоговое политическое состояние в об­ществе, которое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил, функцио­нирования всех политических институтов и характеризует­ся демократизмом или антидемократизмом»[24].

Данный термин позволяет выделить следую­щие характерные черты политического режима:

· политический режим зависит от методов  осуществления политической власти. Если это методы убеждения, согласования, за­конности, парламентаризма, то перед вами, демократи­ческий режим. Когда же на первый план выходят методы насилия, в государстве складывается режим реакционный, антидемократический.

· зависит от соотношения политических сил. В странах, где существует устойчивый баланс политических сил или дос­тигнуто долговременное национальное согласие, результа­том такого согласия является стабильный политический ре­жим. Но если в стране происходит частая смена политического лидера, особенно, если направленность их взглядов разная, то политический режим постоянно изменяется.

Таким образом, подробное изучение политического режима является необходимым для объективного понимания формы государства.

Теория государства и права выделяет несколько основных видов политического режима. Они представляют собой широкий спектр от авторитарного до демократического режима.

 

Демократический режим

Демократический режим (греч. democratia - народовластие) - это режим, основанный на признании принципа равенства и свободы всех людей, участии народа в управлении государством. Предоставляя своим гражданам широкие права и свободы демократическое государство не ограничивается только их провозглашением, т.е. формальным равенством правовых возможностей. Оно обеспечивает для них социально-экономическую основу и устанавливает конституционные гарантии этих прав и свобод. В результате широкие права и свободы становятся реальными, а не только формальными.

В демократическом государстве народ является источником власти.

Демократический режим характеризуется следующими основными признаками:

• население участвует в формировании и осуществлении госу­дарственной власти посредством прямой демократии  и представительной;

• решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства;

• предполагается существование правового государства и гражданского общества;

• выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям;

• легитимность государственной власти;

• «силовые» структуры  находятся под демократическим контро­лем общества, используются только по прямому предназна­чению, их деятельность регламентируется законами;

• доминирование методов убеждения, согласования, компро­мисса, сужены методы насилия, принуждения, пресечения;

• господство закона во всех сферах общественной жизни;

• провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина;

• в отношении хозяйствующих субъектов и граждан действует принцип «дозволено все, что не запрещено законом»;

• политический плюрализм, в том числе многопартийность, соревнование политических партий, существование на за­конных основаниях политической оппозиции, как в парла­менте, так и вне его;

• гласность, свобода от цензуры средств массовой инфор­мации;

• осуществление принципа разделения властей на законода­тельную, исполнительную  и судебную.[25]

К странам с демократическим режимом на данном этапе развития человечества можно с уверенностью отнести государства Западной Европы и США.

Однако сами демократические режимы тоже могут быть не­однородными. В частности, особыми их разновидностями высту­пают либерально-демократические и консервативно-демократи­ческие режимы. Если либерально-демократические режимы ха­рактеризуются тем, что отдают приоритет личности, ее правам и свободам, и роль государства сводят к защите этих прав и свобод, собственности граждан, то консервативно-демократические режи­мы опираются не столько на конституцию, сколько на политичес­кие традиции, которые являются основой данных режимов.

 

Авторитарный режим

 

Авторитаризм является переходным режимом. Он находится между тоталитаризмом и демократией.

По мнению Цыганкова Л.П. авторитарные режимы характеризует:

·  стремление исключить политическую оппозицию (если таковая существует) из процесса артикуляции политических позиций и принятия решений;

·  стремление использовать силу в разрешении конфликтных ситуаций и отсутствие демократических механизмов контроля за осуществлением власти;

·  стремление поставить под свой контроль все потенциально оппозиционные общественные институты — семью, традиции, группы интересов, средства массовой информации и коммуникации и пр.;

·  относительно слабая укорененность власти в обществе и вытекающие отсюда желание и, одновременно, неспособность режима подчинить общество всеобъемлющему контролю;

·  перманентные, но чаще всего не слишком результативные поиски режимом новых источников власти (традиции и харизма лидера) и новой, способной сплотить элиту и общество идеологии;

·  относительная закрытость правящей элиты, которая сочетается с наличием внутри нее разногласий и борющихся за власть группировок.[26]

Власть в государстве с таким режимом не создается и не управляется народом.

Таким образом, при авторитарном режиме идет небольшое ослабление того контроля, который присутствует при тоталитарном режиме, хотя контроль все еще остается и немалый.

В настоящее время авторитарные режимы существуют в таких странах как Индонезия, Малайзия, Таиланд, Гондурас, Парагвай и др.

В свою очередь авторитарный режим также является непостоянным и имеет различные разновидности.

Цыганков Л.П. выделял четыре разновидности авторитарных режимов:

· Однопартийные системы;

· Военные режимы;

· Режимы личной власти;

· Бюрократически-олигархические режимы.

Однопартийные системы возникают в двух случаях: Во-первых, применительно к ситуации, когда одна партия монополизирует политическую власть, не допуская существования никаких иных партий и политических организаций. Во-вторых, когда одна партия выступает в качестве гегемонистской, а все остальные, существуя, не имеют шансов конкурировать с ней на равной основе. Примерами могут являться страны Восточной Европы после Второй Мировой войны.

Военный режим основан на власти военной элиты, устанавли­вается в результате военного переворота против осуществляющих управление гражданских лиц. Военные режимы осуществляют власть либо коллегиально (как хунта), либо во главе государства находится один из высших военных чинов. Армия превращается в господствующую социально-политическую силу, реализует как внутренние, так и внешние функции государства. В условиях военного режима создается разветвленный военно-политический аппарат, который включает, помимо армии и полиции, большое количество других органов, в том числе и внеконституционного характера, для политического контроля за населением, общест­венными объединениями, для идеологической обработки граж­дан, борьбы с антиправительственными движениями и т.п. Отме­няется Конституция и другие законодательные акты, которые заменяются актами военных властей.

Режимы личной власти характеризуются тем, что главным источником авторитета выступает индивидуальный лидер и что власть и доступ к власти зависят от доступа к лидеру, близости к нему, зависимости от него.

Португалия при Салазаре, Испания при Франко, Филиппины при Маркосе, Индия при Индире Ганди, Румыния при Чаушеску являются более или менее убедительными примерами режимов личной власти.[27]

Бюрократически-олигархические режимы имеют следующие особенности:

· Формальные полномочия принадлежат парламентским органам, который не может противостоять корпоративному блоку сил;

· Возникает в промежуточный период, когда власть и авторитет лидера ослабевают;

· Корпоративизм – формирование и относительно успешное функционирование особого типа структур, связывающих общество с государством в обход политических партий и законодательных органов власти.

Также в литературе выделяют три основных вида авторитарного режима: деспотический, тиранический и военный.

Так как военный режим был рассмотрен ранее, то остановимся на основных моментах деспотического и тиранического режимов.

В основе деспотического режима лежит абсолютно произвольная, неограни­ченная власть, основанная на самоуправстве.

Монтескье характеризует власть государя деспотическом государстве: “Если государь хотя бы на мгновение опустит угрожающую руку, если он не может без промедления уничтожить лиц, занимающих первые места в государстве, то все пропало, так как страх - единственное начало этого образа правления - исчез, и у народа нет более защитника”[28].

Деспотический режим встречался в основном в странах Средиземноморья, на Ближнем Востоке, в странах Азии, Африки, Южной Америке, словом, в государствах азиатского способа производства, рабовладельческих обществах, некоторых феодальных странах.

А тиранический режим основан на единоличном правлении, узурпации власти тираном и жестоких методах ее осуществления. Однако в отличие от деспотии власть тирана подчас устанавлива­ется насильственным, захватническим путем, часто смещением законной власти с помощью государственного переворота.

 

Тоталитарный режим

 

По мнению большинства ученых, тоталитаризм является порождением XX в. Примерами могут быть фашистские государства, а также  социалистические государства периодов “культа личности”. Термин появился в конце 20-х годов XX в. При этом политологи хотели отделить социалистическое государство, и нашли четкое определение социалистической государственности. Тоталитарный режим считается крайней формой авторитарного режима. В тоталитарном государстве действует власть, которая проникает во все сферы. Она контролирует всё и всех.

Тоталитарный режим характеризуется следующими признаками:

• стремление государства к полному господству над всеми сфе­рами общественной жизни, к всеохватывающей власти;

• монопольный государственный контроль над  всеми сферами, включая личную жизнь;

• формирование «государственной власти» бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам; она окружена «ореолом тайны» и недоступна для контроля со стороны народа;

• доминирующим методом управления является насилие, при­нуждение, террор;

• господство одной партии, фактическое сращивание ее профессионального аппарата с государством, запрет оппозици­онно настроенных сил;

• декларативность, формальный характер прав и свобод чело­века и гражданина, отсутствие четких гарантий их реализа­ции;

• крупная собственность (общинная, монополистическая, государственная) выступающая в качестве экономической ос­новы;

• наличие одной официальной идеологии, фактически устра­нение плюрализма;

• централизация государственной власти во главе с диктато­ром и его окружением;

• бесконтрольность репрессивных государственных органов со стороны общества;

• отсутствие правовой государственности и гражданского об­щества;

• произвол государственной власти, ее осуществление без учета мнения большинства, в противоречии с демократичес­кими механизмами, нормами и институтами[29].

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что при тоталитарном режиме реальных прав и свобод человека не существует, а действует всепроникающая власть. 

Особой разновидностью тоталитарного режима является фашистский режим. А.В. Малько рассматривает данную разновидность тоталитарного режима как «радикальный тоталитаризм».

Странами основательницами фашистского режима можно считать Италию и Германию. В Италии данный режим установился в 1922 году. Цель данного режима – возродить великую Римскую империю. В Германии же фашизм установился в 1933 году. Целью фашизма в Германии было установление господства арийской расы, высшей расой была провозглашена германская.

Фашистский режим является крайней формой тоталитаризма, т.к. в государстве устанавливается националистическая идеология, людей убеждают в том, что именно их нация стоит выше всех остальных, происходит большой всплеск агрессивности на другие нации.

Власть в фашистском государстве сильна и беспощадна.

Перед государством стоит несколько целей:

· обеспечение чистоты расы;

· охрана социальной общности;

· решение геополитических и социальных задач.

Венгеров А.Б. характеризует фашистский режим как «человеконенавистнический, агрессивный режим, ведущий в итоге к страданиям, прежде всего своего народа»[30].

Фашизм существует за счет националистических и шовинистических предрассудков и заблуждений. Ему выгодно использовать национальную культуру и традиции для того, чтобы достичь поставленных целей. А целью является создание конфликтов и войн между нациями, натравливание одних наций на другие.

Таким образом, форма государственного политического режима дает информацию о методах осуществления политической власти. Государственный политический режим является также составляющей формы государства и имеет большое значение.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

В ходе написания данной работы были подробно рассмотрены три важнейшие составляющие формы государства: форма правления, форма государственного устройства и форма политического режима. Именно детальное изучение этих составляющих и позволяет сделать истинно верные выводы о государстве.

Безусловно, то утверждение, что элементы формы государства оказывают непосредственное влияние друг на друга. Без данного влияния человечество не увидело бы то большое разнообразие сочетаний «триады» в различных государствах.   

Так достаточно затруднительно даже представить демократическое государство формой правления которого является абсолютная монархия.

Очень важен и тот факт, что среди элементов формы государства нет главного, то есть такого, который станет выше двух оставшихся элементов. Данная невозможность обусловлена тем, что каждый элемент: форма правления, форма государственного устройства или политический режим, оказывают равновеликое воздействие друг на друга.

В результате исследования мы выяснили, что самым оптимальным для людей и самым прогрессивным является республиканский демократический строй. Каким будет государственное устройство должен представлять народ государства. Но само государственное устройство во многом зависит от тех условий и тех целей, которые ставит перед собой отдельно взятое государство.

Но, в любом случае, приоритетными для любого государства должны оставаться демократические ценности, либеральные реформы, а также сохранение своих культурных традиций.

Самым стабильным для государств будет становление либерально-демократического режима, усиление республиканских начал в государственной власти.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1. Конституция и государственная символика Российской Федерации [Текст]. – М. :Эксмо, 2010.

2. Венгеров, А.Б. Теория государство и права [Текст]: Учебник / А.Б. Венгеров. – М. : Юрист, 1994.

3. Денисов, А.И. Теория государства и права [Текст] – М. 1948.

4. Еншбарян, Р. В., Краснов, Ю. К. Теория государства и права [Текст] / Уч. пособие. М. : Юрист, 1999.

5. Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Основы российского права [Текст]: Учебник для вузов. 2-е изд., изм. и доп. — М. : Издательство НОРМА, 2001.

6. Клименко, С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права [Текст]: Пособие для поступающих в юридические вузы. — М. : Издательство "Зерцало", 1999.

7. Корельский, В.М. Теория государства и права [Текст]: Учебник для вузов/ под ред. Проф. В.М. Корельского и проф. В.Д. Перевалова. – М. : Норма, 2003.

8. Лазарев, В.В. Общая теория права и государства [Текст]: Учебник / под ред. В.В. Лазарева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Юристъ, 1996.

9. Малько, А.В. Теория государства и права [Текст]: Учебник. М. : Юристъ, 2001.

10.  Морозова, Л. А. Основы государства и права [Текст]: Пособие для поступающих в юридические вузы / Л.А. Морозова. – М., 2000.

11.  Нерсесянц, В. С. Общая теория права и государства [Текст]: Учебник для юридических вузов и факультетов. – М. : Издательская группа НОРМА–ИНФРА, 1999.

12.  Пиголкин, А.С. Общая теория права [Текст]: Учебник для юридических вузов / под общ. ред. А.С. Пиголкина. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1996.

13.  Раянов, Ф.М. Проблемы теории государства и права [Текст]: Учебный курс. М. : Право и государство, 2003.

14. Титов, Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права России [Текст], М. : Проспект, 2000.

15. Хропанюк, В.Н. Теория государства и права [Текст] – М., 1996.

16. Черниловский, З.М. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права [Текст], М. : Гардарика, 1996. 

17. Чиркин, В.Е. Государствоведение [Текст]: Учебник для вузов – М. : Юрист, 1999.

18. Шарце, М.Г. Теория государства и права [Текст]: Курс лекций.

19. Шершеневич, Г. Ф. Общая теория права [Текст]: Тома I-II. - Москва, издание Бр. Башмаковых, 1910.

20. Ильин, И.А. О государственной форме [Текст] // Советское государство и право. 1991. №11.

21. Монтескье Ш., О духе законов [Текст], М, 1955.

22. Советский энциклопедический словарь [Текст]. М. 1989.

23. Цыганков, Л.П. Современные политические режимы: структура, типология, динамика [Текст]. 1995.

 

 


[1] Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. М.: Юристъ, 2001. С.55.

[2] Раянов Ф.М. Проблемы теории государства и права (Юрис­пруденции): Учебный курс. М.: Право и государство, 2003. С.164.

[3] Шарце М.Г. Теория государства и права: Курс лекций. С.67.

[4] Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. М.: Юристъ, 2001. С.56.

[5] Еншбарян Р. В., Краснов Ю. К. Теория государства и права/ Уч. пособие. М.: Юрист, 1999. С.78.

[6] Шершеневич Г. Ф. Общая теория права. Тома I-II. - Москва, издание Бр. Башмаковых, 1910 г. Том I. С.240.

[7] Советский энциклопедический словарь. М. 1989. С.1440.

[8] Теория государства и права: Учебник для вузов/ под ред. Проф. В.М. Корельского и проф. В.Д. Перевалова. М.: Норма, 2003. С.184.

[9] Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1996. С.92.

 

[10] Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права. Пособие для поступающих в юридические вузы. — М.: Издательство "Зерцало". 1999. С.22.

[11] Титов Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права России, М: Проспект, 2000. С.50.

[12] Черниловский З.М. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права, М: Гардарика, 1996. С.10.

[13] Денисов А.И. Теория государства и права - М. 1948.

[14] Общая теория права: Учебник для юридических вузов / Под общ. ред. А.С. Пиголкина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1996. С.72.

[15] Конституция и государственная символика Российской Федерации. – М.:Эксмо, 2010. С.26.

[16] Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Основы российского права: Учебник для вузов. 2-е изд., изм. и доп. — М.: Издательство НОРМА, 2001. С.19.

 

[17] Чиркин В.Е. Государствоведение, Учебник для вузов, М: Юрист, 1999. С.147.

[18] Венгеров А.Б. Теория государство и права, М: Юрист, 1994. С.119.

[19] Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства. Учебник для юридических вузов и факультетов. – М.: Издательская группа НОРМА–ИНФРА, 1999. С.252.

[20] Морозова Л. А. Основы государства и права Пособие для поступающих в юридические вузы

М., 2000. С.149.

[21] Ильин И.А. О государственной форме // Советское государство и право. 1991. №11. С.135.

[22] Конституция и государственная символика Российской Федерации. – М.:Эксмо, 2010. С.4.

[23] Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 1996. С.311.

[24] Теория государства и права: Учебник для вузов/ под ред. Проф. В.М. Корельского и проф. В.Д. Перевалова. М.: Норма, 2003. С.191.

 

[25] Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. М.: Юристъ, 2001. С.64-65.

[26] Цыганков Л.П. Современные политические режимы: структура, типология, динамика. 1995. С.170.

 

[27] Цыганков Л.П. Современные политические режимы: структура, типология, динамика. 1995. С.174.

[28] Монтескье Ш., О духе законов, М, 1955. С.185.

[29] Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. М.: Юристъ, 2001. С.67-68.

[30] Венгеров А.Б. Теория государство и права, М: Юрист, 1994. С.139.



2019-12-29 215 Обсуждений (0)
Конфедеративное государственное устройство 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Конфедеративное государственное устройство

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (215)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)