Глава 2. Формирование положительного отношения к здоровому образу жизни
Валеология как наука Валеология - это наука, которая изучает сущность, механизмы и проявления индивидуального здоровья, методы его диагностики и прогнозирования, а также коррекции путем оптимизации механизмов здоровья с целью повышения его уровня, улучшения качества жизни и социальной адаптации индивида. В конце ХХ в. валеологии как научному направлению, поставившему в центр своих научных интересов индивидуальное здоровье, исполнилось 20 лет. В 1980 г. И.И. Брехман впервые высказал идею о необходимости выделения здоровья индивида в качестве предмета исследования, в 1982 г. четко оформил ее в виде методологической статьи «философско-методологические аспекты проблемы здоровья человека», а в 1987 г. выпустил первую монографию по проблеме[5][4]. Валеология сформировала несколько научных направлений со своими собственными предметами исследования. В медицине - это механизмы индивидуального здоровья, возможности управления этими механизмами, в педагогике - закономерности вовлечения личности в процесс собственного здравостроительства. Наличие своего предмета исследования - явилось основанием для выделения медицинской и педагогической валеологии в самостоятельные научные дисциплины. На стадии начального формирования находится психовалеология. Общество предъявляет требование к системе образования - усилить работу по оздоровлению школьной среды, укреплению здоровья детей и формированию у них здорового образа жизни. Эту проблему решает новая область знаний - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ВАЛЕОЛОГИЯ, которая объединяет валеологию и педагогику в единый научно-методический комплекс. Ее можно назвать наукой о формировании здоровья педагогическими средствами. Девиз педагогической валеологии: "Здоровье через образование". Под понятием "педагогическая валеология" понимается научная концепция формирования, сохранения и укрепления здоровья детей в ходе обучения и воспитания. Педагогическая валеология опирается на теорию и методику воспитания здорового человека, создающие устойчивую мотивацию к здоровью, формирование научного понимания сущности здорового образа жизни, выработку индивидуального валеологически обснованного способа жизнедеятельности. Школа должна обеспечить физическое, психоэмоциональное и нравственное здоровье, т.е. оптимальное развитие этих сфер личности учащихся. Необходимо значительно усилить работу по оздоровлению школьной среды. Отечественная школа должна стать "школой здоровья", в которой обучение не влияет отрицательно на здоровье детей и педагогов. Чтобы российская школа смогла стать "школой здоровья" в ней необходимо формировать валеологическую учебно-воспитательную систему[6] [5]. Основные цели этой системы можно сформулировать так: 1. Создать условия для формирования, сохранения и укрепления здоровья, как важнейшего фактора развития личности. 2. Предоставить каждому ребенку возможность получить образование без потери здоровья. 3. Сформировать у всех участников образовательного процесса валеологическую культуру. Ведущим элементом валеологической учебно-воспитательной системы современной школы является ВАЛЕОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА (СЛУЖБА ЗДОРОВЬЯ). В ее задачи входит координация, организация, осуществление и контроль над всей валеологической работой в школе. В состав валеологической службы должны входить специалисты, обеспечивающие различные направления валеологической работы: например зам.директора по учебно-воспитательной работе может курировать проблемы валеологической педагогики, учитель биологических дисциплин - биологическое и физиологическое развитие человека, школьный психолог - проблемы психологического, духовного развития ребенка, учитель физвоспитания - физическое здоровье, учитель трудового обучения – общественно-полезный труд, организатор воспитательной работы - проблемы воспитания, социальный педагог - взаимодействие с семьей и т.д. В состав рабочей группы валеологической службы могут входить: директор школы, районный методист, врач школы, психолог, дефектолог, логопед, преподаватели-предметники, зав. столовой, представители административных органов, общественных организаций, родители и др. Задачи направления: 1. Формирование личности ребенка (самосознание, мировоззрение, эстетические чувства). 2. Воспитание навыков межличностного общения. 3. Половое воспитание и формирование ценностей семьи. 4. Физическое воспитание с основами гигиены. 5. Воспитание экологической культуры. 6. Воспитание основ безопасной жизнедеятельности. Пути реализации: - включение в учебный план школы курса валеологии, а также спецкурсов на основе объединения валеологической тематики с другими школьными дисциплинами, формирование интереса к новому предмету о здоровье человека, привлечение к преподаванию отдельных тем курса школьного психолога, врача, специалистов извне школы; - ведение каждым учащимся личного валеологического дневника для самоконтроля за состоянием своего здоровья и выполнения практических заданий по курсу валеологии; - формирование у школьников здорового образа жизни, здорового тела, души и духа; - освоение валеологической культуры, как составной части нравственных и культурных ценностей, накопленных человечеством; - формирование гуманистической направленности личности ребенка; - возрождение семьи как основы сохранения достоинства и здоровья ребенка, его личностного потенциала, познание азбуки семейной жизни; - усвоение этики взаимоотношений полов, основ сексуальной культуры; - содействие воспитанию у детей чувства своей неразрывности с природой; - формирование представлений о здоровье как об одной из главных жизненных ценностей, чувство долга и ответственности за свое собственное здоровье и здоровье окружающих, побуждающие ученика заботиться о своем здоровье, вести здоровый образ жизни; - развитие умения эффективно использовать валеологические знания при создании индивидуальной программы здорового образа жизни и личной модели здоровья; - повышение мотивации детей к занятиям оздоровительными формами физической культуры; - усвоение определенных санитарно-гигиенических знаний для использования их в школе, общественных местах, дома, на улице; - воспитательная работа по профилактике алкоголизма, наркомании, игромании и табакокурения среди детей и подростков; - организация здоровой досуговой деятельности по месту жительства. В реформируемой школе предстоит создать атмосферу демократии и гуманизма, провести такие изменения структуры, содержания и технологий обучения, которые позволили бы ей создать валеолопгческое воспитательное пространство. Основные направления воспитательной работы валеологической службы школы в решении этих проблем следующие: - повышение валеологической грамотности учителей; - оказание помощи администрации школы и учителям в работе по формированию здорового образа жизни учащихся и самих педагогов, создание банка данных по вопросам здоровья; - осуществление валеологической экспертизы учебного процесса в целом по школе, а также в отдельных классах (анализ расписания занятий, выявление перегрузки детей учебным процессом и т.д.); - валеологическая экспертиза учебных программ, особенно авторских, на соответствие их Госстандартам образования; - валеологический анализ уроков и внеурочной деятельности учащихся. Возможными формами конкретной работы валеологической службы в школе могут быть: 1. Создание лабораторий валеологических исследований, которые позволят выявлять социально-педагогические факторы, вызывающие ухудшение здоровья детей и педагогов. 2. Анкетирование и анализ самооценки знаний учителей по вопросам валеологии. 3. Тестирование с целью выявления оценки деятельности преподавателей со стороны коллег и учащихся. 4. Выявление мотивации учащихся в выборе форм поведения, образа жизни. 5. Психодиагностика с участием психолога и других специалистов. 6. Разработка рекомендаций к структурированию учебного процесса. 7. Валеологическое обоснование и экспертиза опытно-экспериментальной работы в школе. 8. Разработка и внедрение валеологических технологий применительно к отдельным урокам, курсам и всему учебно-воспитательному процессу. 9. Работа по включению участников педагогического процесса в систему естественного оздоровления с использованием природных факторов (организация кабинета психофизиологической разгрузки, формирование групп здоровья и др.). 10. Разработка рекомендаций и программ для классных руководителей и воспитателей по разным направлениям работы (например, предупреждение переутомления и психосоматической дезадаптации в разных возрастных группах; формы внеклассной работы, совмещенную с уроками валеологии по пропаганде здорового образа жизни, валеологическая работа с родителями и др.). Через воспитательную деятельность в современной школе должно осуществляться оздоровление всего общества. Поэтому актуальна разработка проблем методологических, управленческих, экономических, психологических и др. в системе валеологического воспитания в современной школе, а также методических подходов к валеологическому воспитанию в школе.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (196)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |