Воспитание ценностного отношения к здоровому образу жизни
В последние годы в нашей стране наблюдается ряд тенденций, сигнализирующих об ухудшении состояния здоровья детей. Неуклонно возрастает количество детей с хроническими заболеваниями различных органов и систем организма, не позволяющими им выдерживать соответствующие возрасту физические и умственные нагрузки. Заметно увеличивается число лиц с дисгармоничным развитием, нарушением пропорций между длиной и массой тела, морфологическими и функциональными показателями. Кроме этого, нередко уже среди младших школьников возникают проблемы, связанные с курением, алкоголизмом и наркоманией [9][7]. Ухудшающееся зрение, хронические заболевания внутренних органов, астеническое состояние организма — все это последствия систематического переутомления школьников. Как показывают проведенные в Институте возрастной физиологии многолетние исследования, у значительной части детей в связи с высокой интенсивностью школьных нагрузок практически не остается свободного времени. Их рабочий день, особенно в старших классах, составляет 12-14 часов, что намного превышает продолжительность рабочего дня взрослых. А ведь на школьные годы приходится период наиболее интенсивного развития детского организма. К концу обучения детей в школе 70% функциональных расстройств принимают хроническую форму, в несколько раз возрастает количество патологий пищеварительной системы, болезней глаз, увеличивается число нервно-психических заболеваний . Чтобы остановить регресс нации и процесс ее разрушения, необходимо воспитывать у ребенка ценностное отношение к здоровью, формировать у него четкую гражданскую позицию, заключающуюся в стремлении быть крепким, сильным, гибким, быстрым и выносливым, в понимании здорового образа жизни как основного принципа жизнедеятельности и единственного пути к долгой, активной и счастливой жизни. Ценностное отношение к здоровью — это совокупность взглядов и способов поведения индивида, характеризующихся ответственным и пристальным отношением к своему здоровью, осознанной потребностью в его сохранении и направленностью на укрепление организма и усовершенствование собственных физических умений и навыков. Воспитание ценностного отношения к здоровью — это длительный и последовательный процесс, включающие в себя комплекс общешкольных, внеклассных и внешкольных мероприятий, направленных на формирование у детей устойчивой активной здоровьевьесберегающей жизненной позиции подкрепляемой формами поведения, способствующими сохранению и укреплению здоровья. В воспитании ценностного отношения к здоровью и школах используются недостаточно эффективные формы работы с детьми. Либо ребенок служит лишь пассивным объектом воздействия на него педагога (беседы, рассказы, классные часы, «уроки здоровья»), либо основной целью является создание атмосферы состязания (спортивные игры, эстафеты, Дни здоровья и др.). Роль педагога во время таких мероприятий сводится к выполнению его функциональных обязанностей. Более же эффективны такие формы работы, в которых педагог и ученики становятся активными участниками совместной творческой деятельности. Такое взаимодействие позволяет рассмотреть проблему здоровья с различных точек зрения, высказать собственное мнение и сопоставить его с мнением других, помогая сформировать у каждого из участников четкое представление по обсуждаемому вопросу и способствуя более глубокому осознанию ценности того или иного аспекта. В практике используются как традиционные (классно-урочные и лекционные), так и более креативные (игровые, сюжетно-ролевые игры, спектакли), тренинговые, художественные (конкурсы рисунков), прозаические (эссе, сочинения) и поэтические (стихи) формы работы с детьми, требующие от школьников активного участия в совместной деятельности и способствующие более эффективному усвоению знаний. Важную роль в формировании у школьников индивидуальной системы ценностей играют представления педагога о правилах и способах воспитательной деятельности, формах и приемах работы с детьми. Творческий подход к решению проблемы воспитания ценностного отношения к здоровью у школьников имеет особую значимость в передаче от учителя учащимся системы жизненных ценностей, одобряемых обществом. Выше назывались различные способы пропаганды здорового образа жизни в школе. Но детям младшего школьного возраста в силу их психофизиологических особенностей очень непросто произвольно внимать и запоминать то, что им рассказывают взрослые, в связи с монотонностью и длительностью проводимых мероприятий. Встает вопрос, как рассказать ребенку в наиболее доступной и интересной для него форме о вреде курения и употребления алкоголя, о правилах приема пищи, о важности двигательной активности человека, о необходимости соблюдения правил гигиены, пользе гимнастики или закаливания? Предполагается, что занятия с детьми младшего школьного возраста могут носить активный характер с привлечением всех членов группы (класса). Каждый ребенок имеет право высказать собственную мысль относительно того или иного вопроса или утверждения. Мнения могут обсуждаться, уточняться и дополняться другими участниками занятия, а затем их обобщает учитель. Поэтапная деятельность педагога, направленная на развитие у учащихся ценностного отношения к здоровью: 1-й этап - принятие педагогом системы убеждений, касающихся сохранения здоровья, на уровне самоактуализации. Степень информированности воспитателя, его приверженность нормам здорового образа жизни имеют существенное значение для его деятельности на последующих этапах формирования здоровьесберегающих установок у воспитанников (как и его внешний вид, личностные свойства, включая авторитет» манеры, ценностные ориентации и др). 2-й этап - рассмотрение и обсуждение понятия «здоровый образ жизни» как способ сохранения здоровья и полноценной социализации личности. Педагог, убежденный в целесообразности и актуальности здоровьесбе-регающей деятельности, сообщает свои убеждения воспитанникам (ссылки на сложившиеся традиции, на мнение, стиль и образ жизни авторитетных людей, ученых, политиков, знаменитых спортсменов и т.д., высказывание личного мнения). Учитель может использовать следующие методы: -метод противоречия - непротиворечивое аргументирование в ответ на противоречия, выявленные в доводах воспитуемого; -метод кажущейся поддержки в дискуссии — принятие доводов и даже приведение аргументов в их поддержку для создания впечатления о хорошей осведомленности с последующим представлением контраргументов; метод «извлечения выводов» - аргументы излагаются постепенно, на каждом этапе подводя ученика к согласию. Эффективность убеждения определяется несколькими условиями: • педагог, уверенный в правильности своих ценностных отношений, обращается к разуму и, что очень важно, к эмоциям воспитуемого, имеет план аргументации, представляет различные точки зрения и, переубеждая, прогнозирует различные варианты; • учитывает индивидуальные особенности школьника, подбирает доступные его образовательному и культурному уровню аргументы; • владеет культурой ведения дискуссии, противопоставляя свою точку зрения спокойно, тактично, без менторства. 3-й этап - внушение убеждений, один из важнейших аспектов формирования ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. Здесь особенно важно личное обаяние педагога, оказывающего влияние на ученика. Средством воспитательного воздействия может быть приобщение поступкам, имеющим здоровьесберегающую форму. В данном случае целесообразно использовать прием придания поступкам воспитанников нравственного содержания, а также анализ поступков с акцентом на выражение доверия к воспитаннику (поручение, разрешение, предложение). На наш взгляд, приемлемыми формами могут быть просьба, совет как выражение уважительной по отношению к воспитаннику позиции взрослого. 4-й этап - принятие ценности здорового образа жизни. На этом этапе на формирование мотивации оказывают влияние волевые качества воспитанника, его решительность, стремление к признанию, достижениям в значимой деятельности. Эти личностные качества определяют готовность школьника к ведению здорового образа жизни. Практико-ориентированная деятельность (лабораторные, практические занятия, самоанализ элементов образа жизни, самодиагностика индивидуальной концепции здоровья и т.д.) на данном этапе активизирует творческую активность, формирует стремление к самосовершенствованию и самореализации в здоровом образе жизни. 5-й этап - включение принятого ценностного отношения в реальные социальные условия действий и общения учащихся. Формы воспитательного взаимодействия - тренинги с участием учащихся, педагогов, психологов, родителей; организация здорового досуга совместно с родителями, творческая деятельность сторонников здорового образа жизни [10] [8]. Заключение Целью настоящей курсовой работы является решение проблемы формирования положительного отношения к здоровому образу жизни. Для достижения данной цели необходимо ввести комплекс воспитательных мероприятий в современной школе: · Применение валеологии как науки. · Введение комплекса физических упражнений. · Создание взаимодействия семьи и школы. · Воспитание ценностного отношения к здоровому образу жизни. Валеология – это наука, которая изучает сущность, механизмы и проявления индивидуального здоровья, методы его диагностики и прогнозирования, а также коррекции здоровья с целью повышения его уровня, улучшения качества жизни и социальной адаптации индивида. Ее можно назвать наукой о формировании здоровья педагогическими средствами. Основными целями этой системы является: создание условий для формирования, сохранения и укрепления здоровья, как важнейшего фактора развития личности; предоставление каждому ребенку возможности получить образование без потери здоровья и формирование валеологической культуры у всех участников образовательного процесса. Пути реализации: - включение в учебный план школы курса валеологии, а также спецкурсов на основе объединения валеологической тематики с другими школьными дисциплинами, формирование интереса к новому предмету о здоровье человека, привлечение к преподаванию отдельных тем курса школьного психолога, врача, специалистов извне школы; - ведение каждым учащимся личного валеологического дневника для самоконтроля за состоянием своего здоровья и выполнения практических заданий по курсу валеологии; - формирование у школьников здорового образа жизни, здорового тела, души и духа; - освоение валеологической культуры, как составной части нравственных и культурных ценностей, накопленных человечеством; - формирование гуманистической направленности личности ребенка; - возрождение семьи как основы сохранения достоинства и здоровья ребенка, его личностного потенциала, познание азбуки семейной жизни; - усвоение этики взаимоотношений полов, основ сексуальной культуры; - содействие воспитанию у детей чувства своей неразрывности с природой; - формирование представлений о здоровье как об одной из главных жизненных ценностей, чувство долга и ответственности за свое собственное здоровье и здоровье окружающих, побуждающие ученика заботиться о своем здоровье, вести здоровый образ жизни; - развитие умения эффективно использовать валеологические знания при создании индивидуальной программы здорового образа жизни и личной модели здоровья; - повышение мотивации детей к занятиям оздоровительными формами физической культуры; - усвоение определенных санитарно-гигиенических знаний для использования их в школе, общественных местах, дома, на улице; - воспитательная работа по профилактике алкоголизма, наркомании, игромании и табакокурения среди детей и подростков; - организация здоровой досуговой деятельности по месту жительства. Современная жизнь школьника — занятия в школе, приготовление уроков, чтение, телевизор — предрасполагает к малоподвижному образу жизни, поэтому необходима физическая нагрузка. В раннем детском возрасте физические упражнения способствуют развитию речи, в школе и в ВУЗе — устойчивости умственной работоспособности и психической активности, мышечная активность влияет на формирование характера человека, его способность творчески мыслить. Школьнику должна быть привита любовь самостоятельно дополнительно, систематически работать над своим физическим развитием от одного до двух раз в неделю, а также желание и упорство неукоснительно выполнять ежедневную утреннюю гимнастику, а так же желательно закаливание. Лишь в этом случае происходит значительное улучшение его здоровья и физического состояния, даже если в начальной стадии имелись нарушения жизненных функций и заболевания. Воспитание и оздоровление детей в значительной степени зависит от атмосферы в семье ребенка, от уровня понимания родителями педагогических и физкультурно-оздоровительных задач. Остроту многих проблем можно значительно сгладить, если организовать детский досуг как среду социальной, физической и психологической коррекции на основе взаимодействия семьи и школы. Взаимодействие семьи и школы рассмотрено на примере семейного физкультурно-оздоровительного клуба. Это одна из форм приобщения к здоровому образу жизни не только детей младшего школьного возраста, но и их родителей. Такой клуб под названием «Росток» организован в г. Смоленске на базе средней школы № 34. Клуб имеет свой устав и осуществляет образовательный процесс по комплексной программе. В последние годы в нашей стране наблюдается ухудшение состояния здоровья детей, возрастает количество детей с хроническими заболеваниями различных органов и систем организма в связи с высокой интенсивностью умственных и недостатком физических школьных нагрузок. Нередко уже среди младших школьников возникают проблемы, связанные с курением, алкоголизмом, наркоманией и игроманией. Чтобы остановить процесс разрушения нации необходимо воспитывать у ребенка ценностное отношение к здоровью, формировать у него четкую гражданскую позицию, заключающуюся в стремлении быть крепким, сильным, гибким, быстрым и выносливым, в понимании здорового образа жизни как основного принципа жизнедеятельности и единственного пути к долгой, активной и счастливой жизни. Ценностное отношение к здоровью — это совокупность взглядов и способов поведения индивида, характеризующихся ответственным и пристальным отношением к своему здоровью, осознанной потребностью в его сохранении и направленностью на укрепление организма и усовершенствование собственных физических умений и навыков. Воспитание ценностного отношения к здоровью — это длительный и последовательный процесс, включающие в себя комплекс общешкольных, внеклассных и внешкольных мероприятий, направленных на формирование у детей устойчивой активной здоровьевьесберегающей жизненной позиции подкрепляемой формами поведения способствующими сохранению и укреплению здоровья. Список используемой литературы 1)Дубровский В.И. Валеология здорового образа жизни. - М.: Флинта; Retorika., 1999. - с.1-35.
2)Трещева О.Л. Програмно-методические основы обучения ЗОЖ учащихся общеобразовательной школы. // Теория и практика физической культуры. - 2001, № 2. - с. 8 – 12
3) Величковский Б.Т., Суравегина И. Т., Цыпленкова Т. Т. Здоровье и окружающая среда. Учебное пособие для учащихся IX класса— М., НПЦ «Экология и образование», 1992. — 160 c. 4) Брехман И.И.Введение в валеологию - науку о здоровье. - Л.: Наука, 1987, с. 125.
5) Акбашев Т. Всеобщая валеограмотность: шаг первый //Народное образование. 1995. №5. с. 107-108.(Технология педагогического труда).
6) Лукина Т.В., Шукаева А.В. Семейно-оздоровительный клуб в школе//Начальная школа до и после.- №2.-96 с.
7) Косарева Н.В.Опыт работы молодежного волонтерского клуба «Альтернатива» по профилактике поведения высокой степени риска среди подростков и молодежи / Н.В.Косарева, П.Л. Дрибинский, А.Г.Семенова // Физкультура в профилактике, лечении и реабилитации. — М., 2004. -с. 55-58.
8) Дрибинский П.Л. Воспитание ценностного отношения к здоровью// Воспитание школьников- 2008.- №8.-с.30-33
9) Дрибинский П.Л. Преемственность как условие воспитания ценностного отношения к здоровью у детей младшего и среднего школьного возраста // Аксиологические проблемы педагогики: Сб. науч. тр. / Смоленский государственный университет. — Смоленск: Изд-во Смол-ГУ, 2007. - Вып. 3. - с. 137-145.
10) КоротенкоМ.Основы здорового образа жизни: [Опыт внеуроч. работы по курсу " Основы безопасности жизнедеятельности " в VI-X кл. сред. шк. с. Лапыгино Белгород, обл.]/ М. Коротенко // Основы безопасности жизни. -1998. - № 10. - с. 46-47
11) Васильева Т.П.Здоровый образ жизни и стратегия его формирования у младших школьников/ Т.П. Васильева // Социокультурные аспекты экологического воспитания школьников. -М., 2000. -Вып.2. - С. 25-35
12) Васильева, Татьяна Петровна. Воспитание здорового образа жизни у младших школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01/ Т. П. Васильева; Гос. НИИ семьи и воспитания РАО и М-во труда и соц. развития. РФ. - М, 2000.-20-21с. 13) Кулаковский О.А.Активные методы воспитания у школьников здорового образа жизни: [опыт Вязьевской сред. шк. Могилев, обл. Беларуси] / О.А. Кулаковский // ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ. - М., 2005. - № 5. - с. 37-41. 14) Слипченко Ф. Ф. Основы здорового образа жизни / Ф.Ф. Слипченко, А.С. Вульфович, Е.А. Шульгин; Волгогр.муж. пед. лицей. - Волгоград: Лицей, 2005. -235 с. -Библиогр.: с. 233 - 234 15) Коршунов В.В.О формировании здорового образа жизни современных школьников/ В.В. Коршунов // Институт непрерывного пед. образования (Великий Новгород). Ученые записки Института непрерывного педагогического образования. -Великий Новгород: НовГУ, 2003. -Вып.5, кн.1. - с. 44-48
16) Тменов А.Б.Формирование здорового образа жизни как основа воспитательной деятельности в современной школе / А.Б. Тменов // Теория и практика обучения и воспитания . -Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2003. -Вып.2. - с. 38-45 17) Акбашев Т. Всеобщая валеограмотность: шаг первый //Народное образование. 1995. №5. с. 107-108
18) Чумаков Б.Н. Валеология. М. 1997. Название:Чумаков Б. Н. Валеология: Учеб. пособие. - 2-е изд. испр. и доп. - М.: Педагогическое общество России, 2000 - 407 с.
19) Трещева О.Л. К вопросу системного обоснования индивидуального здоровья и его компонентов //Здоровье и образование: Матер. Междунар. конгресса валеологов. - СПб, 1999, с. 176-177.
[1]Дубровский В.И. Валеология здорового образа жизни. - М.: Флинта; Retorika., 1999. - с.1-35.
[2]Трещева О.Л. Програмно-методические основы обучения ЗОЖ учащихся общеобразовательной школы. // Теория и практика физической культуры. - 2001, № 2. - с. 8 – 12 [3] Трещева О.Л. Програмно-методические основы обучения ЗОЖ учащихся общеобразовательной школы. // Теория и практика физической культуры. - 2001, № 2. - с. 8 – 12 [4] Величковский Б.Т., Суравегина И. Т., Цыпленкова Т. Т. Здоровье и окружающая среда. Учеб. пос. для учащихся IX класса — М., НПЦ «Экология и образование», 1992.- с.17
[5] Брехман И.И.Введение в валеологию - науку о здоровье. - Л.: Наука, 1987, с. 125.
[6] Акбашев Т. Всеобщая валеограмотность: шаг первый //Народное образование. 1995. №5. С. 107-108.(Технология педагогического труда). [7] Величковский Б.Т., Суравегина И. Т., Цыпленкова Т. Т.Здоровье и окружающая среда. Учебное пособие для учащихся IX класса — М., НПЦ «Экология и образование», 1992. — c. 130-131, ил.
[8] Лукина Т.В.,Шукаева А.В. Семейно-оздоровительный клуб в школе//Начальная школа до и после.- №2.-с.9-12 [9] Косарева Н.В. Опыт работы молодежного волонтерского клуба «Альтернатива» по профилактике поведения высокой степени риска среди подростков и молодежи / Н.В.Косарева, П. Л .Дрибинский, А.Г.Семенова // Физкультура в профилактике, лечении и реабилитации. — М., 2004. - JSfe 5. - С. 55-58.
[10] Дрибинский П.Л. Воспитание ценностного отношения к здоровью // Воспитание школьников- 2008.- №8.-с.30-33
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (326)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |