Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 2. Особенности развития и вероучения монашеских орденов.



2019-12-29 254 Обсуждений (0)
Глава 2. Особенности развития и вероучения монашеских орденов. 0.00 из 5.00 0 оценок




В данной  работе нет возможности рассмотреть все ордена и конгрегации Римо-католической церкви так как объем работы будет велик, что не соответствует стандартам курсовой работы, поэтому рассмотрим некоторые из них.   

Бенедиктинский орден - первый орден Римо-католической церкви - был основан «отцом западного монашества» преподобным Бенедиктом Нурсийским.

Основатель ордена родился около 480 - 490 г. в Нурсийской провинции. Родители его были христианами и происходили из аристократического рода. Они дали сыну начальное светское образование, а после отправили учиться в Рим. Там, видя всю суетливость светской жизни и «желая быть угодным одному Богу, он решил все бросить и сделаться монахом». Три года он вел отшельническую жизнь в окрестностях Субиако, затем присоединяется к небольшой общине монахов и по их просьбе в 510 г. становится настоятелем. Но Бенедикт выдвигает слишком суровые условия для жизни в общине, монахи восстают против него и ему приходиться их покинуть. Он селится в уединенном месте, где продолжает вести свои подвиги. Вскоре слава о святом становится известной, и к нему начинают стекаться многочисленные последователи. За короткое время вокруг Субиако вырастают двенадцать монастырей, подчиненных Бенедикту. В 528 г. он переселяется в Монте-Кассино, где основывает знаменитый монастырь, ставший впоследствии колыбелью Западного монашества.

В 530 г. Бенедикт дает устав монте-кассинским монахам. Наряду с монашескими обетами целомудрия и отречения от собственности, Бенедикт вводит строгую дисциплину. Он требует от своих учеников соблюдения постоянства пребывания в монастыре и сильнее подчеркивает принцип послушания настоятелю.

Преставился святой Бенедикт около 560-570 г. В православных святцах Бенедикт представлен как святой Венедикт Нурсийский и почитается как в католической, так и в православной церкви.

После себя он оставил одно творение «Устав для монахов», который в IX в. был принят всей совокупностью западных монастырей. Устав делился на 73 главы: девять глав о монашеских обязанностях; двенадцать - о богослужении; двадцать девять - о дисциплинарных мерах; десять - об административных принципах; двенадцать - о частных проблемах.

Святой предлагает два основных правила: молись и работай, необходимо молиться, чтобы научить любить Бога и людей. Необходимо работать, чтобы любовь воплотилась в жизнь. Особое значение имела «лестница смирения», состоявшая из двенадцати ступеней, на вершине которой монах достигает совершенную любовь, которая изгоняет страх. Тогда монах выполняет все из любви к Богу, а не с «ужасом» из чувств долга.

 

Бенедикт перечисляет четыре типа монахов: киновиты, живущие общиной, под руководством аббата; эремиты или анахореты, прожившие долгое время в монастыре и укрепившееся для духовной жизни в пустыне; сарабаиты, своевольные монахи, потворствующие своим наклонностям, вместо соблюдения монашеского устава; гироваги, постоянно странствующие, переходящие из одного монастыря в другой. Сам он отдает предпочтение киновитскому монашеству. Он детально регламентирует монашескую жизнь с принятием во внимание личных сил каждого. От монахов, помимо молитвы, требуется обязательный физический труд.

В 580 г. Монте-Кассинский монастырь был разрушен лангобардами, и монахи были вынуждены искать спасения в Риме. Папа Григорий Великий ввел бенедиктинский устав в основанном им монастыре Святого Андрея, а после устав преподобного был утвержден во всех Римских монастырях. Из Рима были отправлены миссионеры в Англию и Францию. В 597 г. вАнглии бенедиктинцы основали первый монастырь в Кентербери. Из Англии вышли миссионеры в Германию (Виллиброрд и Бонифаций), а из Германии бенедиктинская монашеская дисциплина распространились в Данию, Скандинавию и Исландию.

С VI-IX вв. бенедиктинцы распространились по всей Европе. Устав ордена утверждается в Италии, Франции, Германии, за исключением Шотландии и Ирландии, где держались еще кельтские уставы святого Колумбана.

На конец VIII в. относится восстановление многих итальянских монастырей, разрушенных лангобардами. Для восстановления требовались немалые средства, поэтому орден стал заниматься торговой деятельностью: строить корабли и перевозить различные товары в Восточные страны. От государственных торговых пошлин орден был освобожден, и весь доход шел на строительство монастырей.

К IX в. относится процветание знаменитых бенедиктинских школ - в Корвейском и Новокорвейском монастырях, в Фульде, Рейхенау, Санкт-Галлене. Многие монастыри занимались ученой деятельностью, необходимой для миссионерской проповеди. Одним из основоположников ученой деятельности был известный античный философ - Кассиодор, который, приняв христианство, облекся в монашескую рясу и поступил в один из бенедиктинских монастырей. Поскольку он был человеком ученым, он и в монастыре продолжал заниматься изучением различных наук и собиранием древних рукописей.

Бенедиктинцы пользовались особым вниманием и расположением Карла Великого, который из их среды часто выбирал себе сотрудников. Монастырям покровительствовали не только папы, но и светские правители: герцоги и короли, дарившие им земли и денежные субсидии, что способствовало еще большему их укреплению.

 Но уже к началу IX в., под влиянием растущего богатства монастырей и вследствие злоупотреблений светской власти, которая создавала аббатства и отдавала их в ленное пользование простым мирянам, начинают обнаруживаются первые следы духовного разложения в жизни монахов, все, что потребовало в определенной степени реформировать структуры управления ордена.

В начале IX в. после смерти императора Карла Великого его преемником становиться Людовик Набожный, который еще во время своего правления в Аквитании завязал дружбу с аббатом Бенедиктом Анианским (деятельным реформатором, почитателем бенедиктинского правила) и взял его к себе в качестве духовного советника. В 812 г. они собрали собор аббатов в Э-ла-Шаппель, где приняли законодательство о принятии Устава святого Бенедикта всеми монастырями.

В 909 г. из-за упадка монашеской дисциплины, Аквитанским герцогом Гильомом был основан Клюнийский монастырь, строго направленный на соблюдение первоначального устава Бенедикта Нурсийского, дополненного Бенедиктом Анианским. Гильом дает монастырю полную независимость от светской власти, а папа - от власти епархиальной. Один из аббатов монастыря - Одилон, управлявший аббатством пятьдесят лет (999-1049 гг.), положил начало Клюнийскому ордену, объединив под своим руководством более 200 бенедиктинских монастырей; а последующий аббат Гуто ввел правило, чтобы настоятели всех подчиненных монастырей давали свои обеты в Клюни и проводили здесь первые три года монашеской жизни. Так создалась клюнийская конгрегация с элементами небольшой орденской централизации, неизвестной до этого времени.

Образ жизни монахов заключался в исполнении обета послушания своему аббату, благонравия, изучения Священного Писания, переписывания книг, постоянной молитвы и дел милосердия.

Наибольшего расцвета клюнийцы достигли в XII в., когда они распространились буквально по всей Европе и насчитывали до 314 монастырей. С XIII в. Клюни постепенно утрачивает свое влияние, и продолжает существовать как незначительная монашеская организация до своего расформирования в 1970 г.

Начиная с X в. из среды бенедиктинского ордена выделяется орден камальдулов, орден цистерцианцев и орден картезианцев.

Орден камальдулов основан отшельником Ромуальдом (950 - 1027 гг.) около 1012 г. в селении Камальдоли близ города Ареццо в Италии. Ромуальд был аббатом дворянского происхождения. Используя бенедиктинский устав, он ужесточил предписания умерщвления плоти, требовал строгого затворничества, ограничив недельный рацион двухразовым вкушением хлеба, воды и овощей и обязательным трехдневным недельным постом. Монахи могли встречаться друг с другом только за богослужением и трапезой.

В 1072 г. орден получил утверждение от римского престола. В XV - XVI вв. некоторые общины отделились от камальдулов и образовали отдельные конгрегации. Наибольший расцвет ордена пришелся на XVII - XVIII вв., когда камальдулы получили особенное распространение во Франции, Австрии и Польше, и орден насчитывал пять конгрегаций.

Цистерцианский орден (бернардийцы) основан Робертом Молезмским в 1098 г. в болотистом местечке Сито (лат. сistercium, откуда название ордена).

При третьем аббате - Стефане Гардинге - в Сито поступил Бернард Клеворский (1091-1153 г.), который в 1115 г. возглавил монастырь и дал предписания собственного устава (около 1155 г. папа назначил его для проповеди на Русь, но он отказался). В отличие от просто монашества, которое еще в уставе Бенедикта Нурсийского именовалось «воинством Христовым» и сражалось со злом мечом духовным, члены ордена к последнему присоединили и меч материальный.

Кроме монашеских обетов безбрачия, бедности и послушания, они давали обет с оружием в руках защищать христиан и христианскую веру. Орден участвовал в Крестовых походах и активно боролся с ересями.

 К середине XII в. богатый, влиятельный и многочисленный орден становится культурным форпостом средневековой Европы. В XIV в. цистерцианский орден приходит в упадок.

В настоящее время насчитывается около трех тысяч цистерцианцев, которые носят белое облачение и занимаются ручным трудом. Существует женская цистерцианская ветвь.

Из цистерцианского ордена 1636 г. под воздействием Рансе - аббата монастыря Ла Траппе во Франции - выделяются трапписты. Бутелье де Рансе ввел суровый аскетизм: 11 часов в сутки - молитва, остальное время - полевые работы и сохранение молчания. В XX в. трапписты оформились как самостоятельный орден.

Картезианцы (картузианцы) - монашеский орден, первый монастырь которого, был основан в 1084 г. в горной долине Ла-Шатрез (лат. сartusia), близ Гренобля. Основатель ордена - священник Бруно из Кельна. Официальное утверждение орден получил в 1176 г. В 1234 г. возникло женское отделение ордена.

Орден был крупнейшим феодалом средневековья. Один из источников дохода - производство ликера «Шатрез» (монах Дом Периньон разработал процесс смешивания разных сортов винограда с сохранением при брожении углекислого газа в самой жидкости, а не на ее поверхности). В эпоху расцвета - XIV в. орден охватывал 168 мужских и 12 женских монастырей.

В 1781 г. отделения ордена в Германии были упразднены. Во время Французской революции орден потерял большую часть монастырей во Франции. В настоящее время сохранились общины ордена в Италии, Испании и Франции.

Орден августинцев (оrdo fratrum eremitarum S. Augustini) получил название от своего устава, ложно приписываемого блаженному Августину. Устав требовал от членов монашеского общежития и полного отказа от собственности.

 Святой Августин - величайший философ и отец западного богословия, жил с 354 по 430 г. Ему приписывают авторство трех отдельных трактатов о монашеской жизни: «Obiurgatio», «Praesertum», «Ordo monastery».

В соответствии с западными представлениями блаженный Августин придавал огромное значение общежительному монашеству. Жизнь в общине, по воззрениям блаженного Августина, должна проводиться в молитве, молчании, смирении, послушании и бедности.

Из сочинений блаженного Августина и частью из других сочинений, приписываемых ему, создались три устава, известных под его именем. Впоследствии, эти уставы послужили основой почти всех нищенствующих орденов. Наибольшее значение имел так называемый третий устав. В 1216 г. его воспринял Доминик Гусман и многие общины итальянских еремитов, возникшие в XII - XIII вв. (важнейшие - вильгельмиты, бониты, бриктины, тосканские еремиты). Влияние этого устава на монашество было особенно значительным во Франции, Италии и Испании.

Из Августинцев наиболее известны уставные (или черные по цвету одеяния) каноники. В 1120 г. Норберт основал орден белых каноников или премонстрантов. С XI в. одно из ответвлений августинцев было преобразовано в конгрегацию уставных Латеранских каноников. В 1256 г. появилась еще одна монашеская конгрегация, получившая название отшельников святого Августина.

В период с 1287 по 1580 гг. на орденских капитулах были выработаны определенные правила. Во главе ордена должен стоять избираемый общим собором на шесть лет генерал (с 1865 г. - на 12 лет). Ему подчинялись четыре избираемых тем же капитулом ассистента и генеральный секретарь. Провинции подчинялись провинциалу с четырьмя дефиниторами и одним или несколькими визитаторами. Во главе каждого монастыря стоял приор (настоятель). Члены ордена разделялись на священников, светских братьев и облатов.

С XIV в. начинается внутреннее падение ордена, вызванное отступлением его от первоначальных идеалов и отчасти схизмою на Западе. Это привело сначала к возникновению внутри ордена множества отдельных конгрегаций, а затем, в 1620 г., к образованию особой конгрегации «босых августинцев» (босоногие братья отшельники).

В XVI в. в Испании возникла конгрегация братьев августинцев-созерцателей, после они перешли в Италию и Францию (Augustins deschausses или Petits Peres). В эпоху Реформации в этой конгрегации достигло большого развития отделение «улучшенных августинок» и терциариев Августина в Испании. С 1912 г. эта конгрегация принимает название «реколлектов». С 1845 г. известна конгрегация Вознесения, так же вышедшая из августинского ордена. «В Германии с XV в. в связи с обмирщением монастырей усилилось стремление к охране устава, что привело к образованию конгрегацией обсервантов (основатели: Андреас Пролес, И. Штаупиц)».

Выход из ордена августинцев Мартина Лютера, который вначале пытался реформировать этот орден, и Реформация с последовавшей за ней секуляризацией церковной собственности, продолжавшейся вплоть до XIX в. в различных Европейских странах, подорвали значение ордена.

 

Орден тамплиеров или «Бедное рыцарство Христово и Храма Соломонова» является первым военно-монашеским орденом. Орден был создан в 1118-1119 гг. группой французских рыцарей во главе с Хуго де Пэйнсом (Гуго Пайенским). Свое название тамплиеры или храмовники (рыцари Храма) получили потому, что их главным местом пребывания поначалу служило помещение, находившееся с южной стороны дворца иерусалимского короля Балдуина I и примыкавшее к церкви гроба Господня. В свое время здесь была мечеть аль-Акса, на этом же месте, по преданию, находился храм Соломона. По-французски храм - «тампль» (temple), от лат. Templum, откуда и название ордена.

Первоначальной задачей ордена была охрана паломников, хлынувших в Палестину после победы крестоносцев. Вначале этой задачей занимались всего девять рыцарей, после к ним примкнуло множество рыцарей со всей Европы.

Члены ордена тамплиеров приносили четыре обета: бедности, целомудрия, послушания и защиты паломников. «Тамплиеры обязаны были соблюдать пост и воздержание, одежда должна была отличаться простотой, отвечая военному образу жизни».

В 1127 г. все они возвратились в Европу, где были встречены с триумфом. В январе следующего года в Труа, владении графа Шампанского, был созван собор, который по представлению Бернарда Клеворского официально утвердил орден тамплиеров, признав его цели военно-религиозными. Хуго де Пэйнс получил титул Великого Магистра. Членам ордена были запрещены светские развлечения - посещения зрелищ, игра в кости, соколиная охота, возбранялись смех, пение и суесловие.

 В течение XII-XIII вв. устав ордена дополнялся и расширялся, но о нем знали только высшие руководители. В 1139 г. папа Иннокентий II предписал ордену основной принцип внутренней организации, т. е. поделил членов ордена на знатных рыцарей, капелланов и служащих братьев.

Служащие братья в свою очередь, делились на оруженосцев и ремесленников, они могли быть женатыми и, в отличие от рыцарей, носили коричневую или черную одежду. Орден имел и светских членов (терциариев), которые добровольно исполняли только часть предписаний орденского устава.

Во главе ордена стоял Великий Магистр. Подчинялся он только папе и Генеральному Капитулу, состоявшему из членов конвента (законодательного совета). Конвент состоял из начальников орденских провинций и наиболее влиятельных братьев. Генеральный Капитул собирался исключительно по желанию Магистра. Заместителем Великого Магистра являлся Сенешаль, который ведал снабжением и бытом. За военные дела и дисциплину в монастыре отвечал Маршал. Смотритель одежд отвечал за экипировку братьев.

Предписания по сохранению орденской тайны и процедуры приема в тамплиеры призваны были, по замыслу руководства ордена, поддерживать строжайшую дисциплину и формировать элитарное самосознание. Рыцари должны были происходить из рыцарского рода, быть безбрачными, они давали обет целомудрия, бедности и послушания. В свободное от воинских дел время рыцари предавались молитве в своих уединенных кельях. Братьям монастыря было запрещено выходить в город или селение. Рыцари носили белые льняные плащи с восьмиконечными крестами - символом сердечной чистоты и мученичества.

Наряду с главным Храмом в Иерусалиме начали возникать многочисленные отделения тамплиеров, рассеянные практически по всей Европе. Многие молодые аристократы из западноевропейских стран вступали в орден, со всех концов христианского мира в казну тамплиеров шли щедрые пожертвования, дарились земельные угодья, замки и поместья. Те, кто надевал на себя белый плащ, должны были отдать свое состояние в пользу ордена. Папы дозволили храмовникам открывать собственные капеллы, кладбища и даже выбирать из своей среды священников для отправления службы. В 1162 г. папа разрешил лицам, находящихся на орденской службе, выйти из-под юрисдикции местных епископов. Епископам было запрещено отлучать их от церкви. Они были широко награждены привилегиями: их избавляли от пошлин на съестные припасы, от десятины и от всяких налогов; их церквам и домам было предоставлено право убежища, сами они пользовались неприкосновенностью личности наравне с лицами духовного звания и были подсудны одному только папе.

В XII в. тамплиеры имели в своем распоряжении многочисленные замки и крепости, а также большие земельные участки и угодья. «К 1130 г. орден располагал обширными владениями во Франции, Англии, Шотландии, Фландрии, Испании и Португалии. А через 10 лет он стал крупным землевладельцем и в Италии, Австрии, Германии, Венгрии».

Сосредоточив в своих руках колоссальные богатства, тамплиеры занялись банковскими делами. Вначале эта функция должна была обеспечить поддержку паломников в Святой Земле, а после переросла в чисто мирскую цель накопления капитала. «Филиалы ордена по всей Европе и на Ближнем Востоке осуществляли выдачу денег в кредит купцам, которые постепенно попадали в зависимость к храмовникам». Таким образом, «бедные рыцари Христовы» стали крупнейшими ростовщиками своей эпохи, а парижский орденский дом превратился в центр европейских финансов. Храмовники ввели в обращение банковские чеки, какими до сих пор пользуются во всем мире. Прибыльная торговля, оживленное банкирское и вексельное дело беспрерывно увеличивали огромные наличные средства ордена, которые хранились в его главном банке - парижском Темпле.

«Располагая огромными по тем временам финансовыми средствами, орден превратился во влиятельную силу международного значения. В Европе, Палестине и Сирии тамплиеры действовали подчас как посредники между князьями и монархами». Например, в Англии великих магистров регулярно приглашали на заседания парламента.

Политическая деятельность рыцарей не ограничивалась только Западом - и с исламским миром орден установил тесные деловые отношения. Даже сарацины, против которых боролись крестоносцы, оказывали тамплиерам гораздо больше уважения, чем другим европейцам. Рыцари-храмовники, как стало известно из документов, имели сношения с ассасинами, исламским террористическим религиозно-политическим орденом. Почти на всех политических уровнях храмовники выступали как официальные третейские судьи.

Орден располагал своими портами, а также собственным флотом. Имея несколько десятков грузовых кораблей и судов для транспортировки людей, храмовники перевозили паломников из Европы в Святую Землю и в обратном направлении, получая за это приличную плату. Рыцари ордена обладали соответствующими знаниями в области медицины, мастерски изготовляли лекарства, поскольку уход за больными и ранеными составлял один из компонентов храмовнической деятельности.

В 1163 г. папа Александр III в своей булле дал право тамплиерам быть независимыми от церковных властей.

По мере того, как росло внешнее могущество ордена, менялось и его внутреннее содержание. Надменность и далеко не монашеский образ жизни рыцарей ордена Храма стали известны очень многим. Прежняя беспредельная преданность ордена церкви сменилась религиозным безразличием. Изменился и первоначальный устав ордена, составленный Бернардом. Так послушничество, бывшее прежде обязательным для поступления в орден, было отменено. Параграф 54-ый устава, запрещавший принимать в число тамплиеров рыцарей, отлученных от церкви, был изменен в обратном смысле: признано было желательным вербовать новых членов именно среди этих отверженных церковью, даже с преступниками, «дабы содействовать спасению их душ». Эти изменения в уставе привлекли в орден массу недостойных членов.

В альбигойских войнах тамплиеры были, по крайней мере, внешне, нейтральными. Однако Великие Магистры ордена даже в обращениях к папе подчеркивали, что настоящие крестовые войны следует вести лишь против сарацинов. Сохранились источники, где указано, что рыцари Храма предоставляли убежище многим катарским беженцам, нередко защищая их.

Богатства и рвение крестоносцев не спасли их государства в Святой земле от краха. В июле 1187 г. крестоносцы потерпели катастрофическое поражение в битве при Хаттине. Войска были наголову разбиты Салах ад-Дином, и через два месяца завоеванный за сто лет до этого Иерусалим вновь попал к сарацинам. В1191 г. египетский султан захватил последний «вольный» город Палестины - Акру. После падения этого города тамплиеры перенесли резиденцию на Кипр, а затем окончательно перебрались в Париж.

В начале XIV в. участились попытки нападок французского короля Филиппа IV на тамплиеров, которые и по отношению к монарху, на чьей земле они расселились, вели себя независимо и высокомерно. Кроме этого Филиппа толкали на этот шаг финансовые затруднения. Филипп был прекрасно осведомлен, насколько богаты храмовники. В марте 1306 г. во время бунта в Париже Филипп укрылся в резиденции храмовников, «тогда он своими глазами увидел роскошное убранство их помещений».

В 1307 г. Филипп написал прошение Великому Магистру Жаку де Моле, где просил оказать ему честь и сделать его, короля Франции, почетным рыцарем ордена тамплиеров, но Великий Магистр отверг прошение. Тогда король через своего ставленника - нового папу Климента V - попытался подойти к тамплиерам с другого конца: курия высказала целесообразность слияния Тамплиеров с орденом Иоаннитов. Великий Магистр Де Моле ответил решительным отказом, так как понимал, что для тамплиеров такой альянс под эгидой папы и Филиппа IV будет означать конец независимости.

 Тогда Филипп IV приказал арестовать всех французских тамплиеров, их обвинили в безбожии, поругании христианских святынь, содомском грехе и всяких непередаваемых гнусностях. Сфабрикованным обвинениям французских юристов особенно способствовали закрытость ордена и обычай хранить в строжайшей тайне его внутреннее устройство, поэтому обвинять их можно было в чем угодно. В 1310 г. на поле возле монастыря святого Антония под Парижем на медленном огне были сожжены 54 рыцаря ордена.

Двадцать второго марта 1312 г. папа Климент V упразднил орден без его предварительного осуждения. Все владения ордена Храма папа целиком передал ордену Госпитальеров. Последний Великий Магистр был сожжен на костре.

Но орден на этом не прекратил своего существования. В странах, не затронутых кровавой облавой, тамплиеры продолжали существовать. Тамплиеры Арагона и Каталонии были признаны невиновными Собором, который состоялся в Таррагоне, а тамплиеры Кастилии - Собором в Саламанке. В 1319 г. в Португалии храмовники были оправданы судом и объединились в орден Бедных Рыцарей, видоизменив устав под кармелитскую практику. Орден Бедных Рыцарей основал свою мореходную школу и способствовал развитию кораблестроения в Португалии. По его инициативе были снаряжены океанские экспедиции, открывшие острова Азорские, Зеленого мыса, Бижагош, обследовавшие реки Сенегал и Гамбия. Корабли ордена плавали под флагами с восьмиконечными тамплиерскими крестами. Под этими же флагами, каравеллы Христофора Колумба пересекли Атлантический океан и достигли острова Сан-Сальвадор в Багамском архипелаге. На землях Сицилии, Корсики, Валенсии, Арагона уцелевшие рыцари основали орден Святой Марии Монтесской. Многие германские рыцари Храма влились в состав Тевтонского ордена или перешли к иоаннитам, то же сделали и испанские тамплиеры.

Уже во времена своего деятельного существования орден в глазах современников виделся как некий мистический институт. Считалось, что тамплиеры связаны с темными силами.

В XVIII в. различные тайные ордена и организации ссылались на тамплиеров как на своих предшественников. Тамплиерам навесили ярлык оккультистов, алхимиков, магов и мудрецов, обладавших эзотерическими знаниями и тайной силой. Значительным провозглашалось воздействие тамплиерства на развитие сатанистских культов, на культ Люцифера, ангела тьмы, гордого мятежника, бросившего дерзновенный вызов Богу.

Больше всего уважали тамплиеров масоны. Такое отношение масонов к ордену объясняется тем, что они считают себя прямыми наследниками тамплиеров, утверждая, что орден Рыцарей Храма никогда не переставал существовать, и что после разгрома ордена, многие тамплиеры укрылись в Шотландии и вступили в союзы каменщиков, из которых впоследствии возникло тайное общество франкмасонов. Так, например, в конце XIX в. в Германии и Австрии был основан «орден новых тамплиеров», которые в качестве эмблемы ордена избрали знак - свастику. Рыцари-храмовники в своем новом обличии получили огромное распространение и весьма популярны в нынешнее время, но не следует забывать, что к первоначальному военно-монашескому ордену тамплиеров они не имеют никакого отношения, т. к. орден тамплиеров был распущен папскими предписаниями и после этого не воссоздавался.

 

Тевтонский (национальный) орден Неофициальные названия - «Немецкий орден», «Прусский орден» или «орден Крестоносцев» (лат. оrdo domus Sanctae Mariae Teutonicorum, нем. Deutscher оrden).

В 1190 г. (при осаде Акры во время третьего крестового похода) купцы из Любека на базе госпиталя «Дома св. Марии» для германских крестоносцев основали братство, которое в 1198 г. было преобразовано в духовно-рыцарский орден. Полное название - орден дома св. Марии в Иерусалиме.

Главной задачей ордена должна была стать борьба с язычеством и распространение христианства. Первым магистром стал Генрих Вальпот.

В 1198 г. сын Фридриха Барбороссы придал ордену военный характер, взяв за образец устав ордена тамплиеров. В этом же году папа Иннокентий III утвердил устав нового ордена. В 1221 году папа Гонорий III распространил на тевтонцев все привилегии, которыми пользовались иоанниты и тамплиеры.

Орден состоял из полноправных братьев-рыцарей, приносивших три монашеских обета: целомудрия, бедности и послушания; братьев-священников и полубратьев (первоначально только немец - член старого дворянского рода - имел право вступить в орден с дальнейшим посвящением в рыцари). Во главе ордена стоял пожизненно избираемый великий магистр, обладавший правами имперского князя. При нем существовал совет из пяти высших сановников. Генеральный капитул собирался нерегулярно и играл лишь подчиненную роль.

Члены ордена жили в замках, выстроенных в мрачном стиле, в которых грандиозные залы соседствовали с холодными спальнями. Большое место отводилось физической подготовке.

Орден располагал обширными владениями на территории Германии, во главе его территориальных отделений стояли ландмейстеры (ливонский, германский). Обширные владения и многочисленные привилегии позволили тевтонам создать собственное орденское государство. Отличительным знаком рыцарей тевтонского ордена стал черный крест на белом плаще.

В XIII в. орден воевал с мусульманами в Палестине, где прославился жестокостью и беспощадностью. При поддержке папы орден приобрел ряд земель в Малой Азии, Южной Европе и особенно в Германии. Владения ордена были объединены в провинции и округа. На захваченных орденом территориях проводилось насильственное окатоличивание населения.

В 1211г. орден был приглашен в Венгрию с целью защиты Трансильвании от половцев, однако в 1224 - 1225 гг. из-за стремления создать свое отдельное государство на территории Венгрии, орден был выгнан венгерским королем Эндре II.

В Крестовом походе на пруссов, длившемся полстолетия (1231-1274 г.), удалось покорить их и обратить их в христианство. За это император Фридрих II Гогенштауфен разрешил полностью отдать Пруссию тевтонцам. С этого времени возникает Прусское государство ордена.

Чтобы удержать свое господство над Прибалтикой, они продолжали беспощадно истреблять всех, кто пытался оказать им хоть малейшее сопротивление.

С четвертого десятилетия XIII в. орден был главным организатором и исполнителем Крестовых походов, объявленных папой.

В 1237 г. к Тевтонскому ордену присоединились остатки ордена меченосцев, реорганизованные в Ливонский орден, потерпевшие незадолго до этого поражение.

Тевтонцы пытались утвердить латинство и на территории Руси. Вступив в союз со шведским феодалами, тевтонцы стали угрожать Пскову и Новгороду. Псковичи в 1227 г. были вынуждены заключить мирный договор с Ливонским орденом. Но тевтонцы не остановились т.к. папский посол Вильгельм Моденский спешно сколачивает союз с целью захвата пути по Неве. По условиям договора - две трети отвоеванных земель должны были отойти к шведскому королю, одна треть - тевтонцам, а десятина с населения - католической церкви.

В июле 1240 г. шведское войско подошло к невским берегам, но потерпело поражение от новгородского князя Александра Ярославича. Однако на этом нападки не закончились - немцы снова пошли на Русь. Князь Александр Невский вновь собирает ополчения и весной 1242 г. разбивает врага на Чудском озере.

С 1283 г. под предлогом распространения христианства орден стал нападать на Литву и Польшу. Он стремился захватить Жемайтию и земли у Немана, чтобы соединить Пруссию и Ливонию. В 1308 - 1309 гг. было захвачено Восточное Поморье с Данцигом, в 1329 - Добжинские земли, в 1332 - Куявия. В 1346 г. орден приобрел у Дании Северную Эстонию.

Четырнадцатый век был временем наибольшего процветания ордена. Изменилось и внутреннее устройство ордена, и его цели. Тевтонцы только теоретически продолжали оставаться монашеским орденом. Обеты послушания, целомудрия, бедности давались только формально, а члены ордена продолжали вести разгульную жизнь.

Переломным для тевтонцев оказался 1409 г., когда Польско-Литовское княжество вместе с Русью выступило для войны с орденом. Решающая битва произошла 15 июля 1410 г. под Грюнвальдом (Польша).

Гроссмейстеру тевтонцев Ульрих фон Юнгингену удалось собрать под свои знамена почти двадцать семь тысяч немецких, французских и других рыцарей, а также отряды наемников. В результате битвы Великий Магистр был убит, а лагерь тевтонцев захвачен. Вместе с богатством орден потерял свою военную мощь и политическое значение.

 Но на этом функционирование тевтонцев не закончилось. Орден был еще нужен немецким феодалам для решения завоевательных задач, но главный покровитель - папа - уже сделал свой выбор, отказавшись от искусственно созданного и поддерживаемого силой меча образования тевтонских рыцарей.

 

Францисканский орден. Основателем ордена францисканцев (оrdo Fratrum Minorum Conventualis (OFM Conv), оrdо Fratrum Minorum (ОFМ), оrdo Fratrum Minorum Capucinorum (ОFМ Сар)) является Франциск Ассизский - величайший святой Римо-католической церкви.

Франциск родился в 1182 г. в зажиточной купеческой семье Петра и Пики Бернардоре. В детстве принял крещение, а после учился разным наукам. Достигнув четырнадцати лет, по указанию отца, он стал заниматься купеческим ремеслом. Во время службы в армии его войско потерпело поражение, и он попал в плен. В 1205 г. был организован новый военный поход. На первой же стоянке во время сна Франциск услышал призыв, требовавший следовать за Господом. Он отдает коня с доспехами и идет в родной город. С этого времени Франциск теряет любовь к развлечениям и к торговым делам своего отца. Выручку от торговли он начинает раздавать бедным, что сильно раздражает его отца. Терпение отца закончилось, когда Франциск пожертвовал священнику из церкви святого Дамиана довольно большую сумму денег. Перед епископским судом отец публично лишил Франциска наследства. Франциск уходит из дома и в течение двух лет ведет жизнь отшельника, вкладывая силы в ремонт часовен и храмов в окрестностях Ассизи.

В 1208 г. во время богослужения Франциск услышал слова Евангелия: «ничего не берите на дорогу ни посоха, ни сумы» (Лк. 9, 3) и воспринял их как повеление Божие для себя, после чего, с согласия епископа Ассизи, начал проповедовать. Вскоре к нему присоединились двое уважаемых граждан Ассизи - Петр Каттани и Бернардо да Квинтавалле. В качестве правил жизни они приняли фрагменты Евангелия, говорящие о подражании Христу. Вначале они называли себя «кающимися братьями», а после - «Меньшими Братьями».

Когда число братьев возросло, Франциск составил правила для общины. В 1209 г. папа Иннокентий III устно утвердил устав. Так же Франциск пишет устав и для братьев-отшельников, которых обязывал жить по три-четыре человека.

В 1220 г. Франциск отказался возглавлять орден, и верховным генералом стал сначала Петр, а после него - Илия Кортонский. В 1223 г. на генеральном капитуле одобрили устав нового ордена, а в ноябре того же года в своей булле его официально утвердил папа Гонорий III. Устав заповедовал монахам бедность, физический труд, проповедь и миссионерство среди неверных.

Остаток жизни Франциск провёл в уединённых молитвах. Семнадцатого сентября 1224 г., находясь в отшельнической келье на горе Берне, он получил стигматы. Третьего октября 1226 г. последовала смерть Франциска. Через два года Римо-католическая церковь его канонизировала.

Еще во время жизни своего основателя и сразу после его кончине орден начинает экспансию в другие страны мира: в 1219 г. францисканцы появляются в Германии, Франции, в 1220г. - Англии, в 1228 г. - Венгрии, Бельгии, Польше, Дании, Норвегии, Исландии.

При Илии Кортонском сложилась четкая система управления орденом. Он разделил орден на провинции, развернул широкое строительство монастырей и храмов. В это время в ордене обозначились два течения, по-разному понимавшие заветы Франциска, а главное - его отношение к бедности и к строгости соблюдения устава. Поэтому папа Григорий IХ был вынужден в своей булле от 28 сентября 1230 г. дать толкование устава Франциска.

В середине XIII в. положение в ордене осложнилось еще двумя обстоятельствами: распространением среди братьев апокалиптического учения Иоахима Флорского и отрицательным отношением их к науке и образованию. Эти проблемы были разрешены седьмым генералом ордена - Бонавентурой, который по праву считается вторым основателем ордена. В 1260 г. в Нарбонне Бонавентура провел генеральный капитул, на котором 6ыли приняты очень важные для ордена решения, получившие название «Нарбоннских конституций». Во-первых, было осуждено чрезмерное увлечение бедностью, начавшей в сознании некоторых заменять все другие добродетели; во-вторых, было поддержано развитие больших монастырских общин - «conventum», - которые изымались из-под власти епископа; в-третьих, подчеркивалась необходимость обучения монахов и организации школ и кафедр в университ



2019-12-29 254 Обсуждений (0)
Глава 2. Особенности развития и вероучения монашеских орденов. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 2. Особенности развития и вероучения монашеских орденов.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (254)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.02 сек.)