Наука публичного права, пожалуй, одна из самых значимых в системе общего права, поскольку она затрагивает отношения между государством и частными лицами. Тем более актуальными для нас становятся вопросы развития публичного права в настоящее время, потому что Российское законодательство нестабильно.
Нормы права – это элемент системы права, его «атом» более неделимый (хотя сама норма имеет свою структуру).
Публичное право составляют нормы, закрепляющие и регулирующие порядок деятельности органов государственной власти и управления, формирования и работы парламентов, других представительных и правительственных учреждений, осуществления правосудия, борьбу с посягательствами на существующий строй.
Главной целью норм публичного права является регулирование общественных отношений в государстве, т.е. урегулирование деятельности государственных органов и должностных лиц с целью установления основ социально – государственной жизни.
Задачи норм публичного права включают в себя урегулирование, либо обязательство, либо запрет в публично – правовых отношениях. Деление правовых норм на управомочивающие, обязывающие и запрещающие предопределяет их формулировку в нормативных актах. Хотя любая норма носит предоставительно - обязывающий характер и некоторые из них могут быть сформулированы любым способом, содержание многих норм предопределяет изложение их указанием только на право или на обязанность, либо на запрет.
Главным аспектом действия публичного права является высокий уровень гражданской правосознательности. К этому мы и должны стремиться.
2. Сравнительная таблица достоинств и недостатков законодательного антимонопольного регулирования с точки зрения общества и субъектов экономической деятельности
Достоинства
| Недостатки
|
Законодательное антимонопольное регулирование с точки зрения общества
|
Контроль над ценами;
Запрещаются действия фирмы, занимающей доминирующее положение на рынке, если их результатом оказывается существенное ограничение конкуренции и ущемление интересов других участников рынка, в том числе отдельных граждан;
Запрещаются монопольные сговоры о ценах, изъятие товаров с рынка для поддержания дефицита, раздел рынка, попытки ограничения доступа на рынок конкурирующих фирм;
Подлежат наказанию фирмы, занимающиеся недобросовестной конкуренцией, в частности: распространяющие ложные сведения о товарах и фирмах своих конкурентов, чтобы отпугнуть от них покупателей; обманывающие покупателей относительно реальных свойств и качества своего товара; незаслуженно принижающие в своей рекламе качество товаров своих конкурентов; незаконно использующие для своих товаров чужие названия и товарные знаки, а также копирующие форму, упаковку и внешнее оформление товаров своих конкурентов; похищающие у своих конкурентов их коммерческие секреты, а также техническую, производственную и торговую информацию.
| Доказать, скажем, необоснованное монополистическое завышение цен всегда очень сложно. Ведь для этого нужно установить, что цена очень сильно превышает издержки. А издержки у монополиста:
- Могут быть исходно весьма велики в силу х-неэффективности,
- Искусственно показаны выше фактического уровня с помощью труднопроверяемых бухгалтерских ухищрений.
Поэтому юридически, на бумаге монопольная цена, скорее всего не будет выглядеть как завышенная по сравнению с затратами. К тому же, даже если завышение цен будет доказано, невозможно отделить нормальное повышение цен в силу благоприятной рыночной конъюнктуры от их искусственного вздувания самим монополистом.
|
Законодательное антимонопольное регулирование с точки зрения субъектов экономической деятельности
|
Равное право доступа всех субъектов предпринимательской деятельности к рынку, к материальным, финансовым, трудовым, информационным и природным ресурсам, равные условия деятельности предприятий независимо от вида собственности и их организационно-правовых форм;
Свободный выбор предпринимателем сферы деятельности предприятия в пределах, установленных законодательством;
Создание новых предприятий, конкурирующих с монополистами, - предпочтителен во всех отношениях. К тому же новые предприятия – это всегда рост производства и новые рабочие места;
Антимонопольная деятельность государства в зависимости от степени и форм проявления монополизма направлена на предупреждение, ограничение, подавление, пресечение действий, препятствующих конкуренции или извращающих ее путем превращения в недобросовестную.
| Дело в том, что еще одна специфическая российская разновидность монополизма состоит в диктате ведомств и госорганов, продолжающих и в наше время активно вмешиваться в деятельность предприятий. Формально-юридических прав на это они не имеют – предприятия находятся в частной собственности. Но реальные рычаги давления у органов власти есть. Например, не допустить в отрасль стороннего производителя с помощью частокола инструкций и распоряжений они вполне могут;
Из-за непродуманной валютной и таможенной политики, импортная конкуренция в очень многих случаях оказалась избыточно сильной. Вместо того чтобы ограничить злоупотребления она фактически уничтожила целые отрасли промышленности.
Есть еще одна проблема, заключающаяся в том, что десятилетиями складывающаяся отраслевая монополия не может быть быстро заменена свободным и самоорганизующимся рынком, ведь утверждение конкурентных отношений — не единовременная моментальная акция, а процесс длительный, сложный, а для немалого же числа предприятий — губительный. Выжить смогут лишь те предприятия, которые обеспечат более высокое качество товара, относительно более низкие цены и быструю сменяемость ассортимента. запретить формирование финансово-промышленных групп, способных захватить доминирующее положение на местных товарных рынках отдельных регионов страны;
|