Подготовка и методика организации экскурсионных маршрутов.
Создание экскурсии – сложный процесс, требующий от организатора экскурсионного дела больших творческих усилий. Подготовка экскурсии – это всегда разработка новой темы экскурсии, обусловленной предполагаемыми запросами потенциальных клиентов туристического предприятия и определяемой экскурсионными возможностями своего города, региона. Процесс подготовки новой экскурсии включает в себя: определение темы, постановку цели и задач экскурсии, изучение и отбор экскурсионных объектов, составление маршрута экскурсии, изучение литературных источников по теме экскурсий, экспозиций и фондов музеев, консультации у специалистов, написание контрольного текста экскурсии, комплектование «портфеля экскурсовода», выбор методических приёмов проведения экскурсии, составление технологической карты экскурсии. В основу подготовки любой экскурсии должны быть положены главные принципы и требования педагогической науки, такие как взаимосвязь обучения и воспитания, учёт логики предмета, последовательность и систематичность, ясность и доступность изложения, наглядность, эмоциональность, учёт возрастных особенностей экскурсантов. Для разработки новой экскурсионной темы создаётся творческая группа экскурсоводов в составе обычно 3-6 человек. Наиболее опытный и знающий из них становится руководителем. Наиболее целесообразно распределить обязанности в процессе подготовки экскурсии в соответствии с определёнными подтемами. Каждый член творческой группы должен подготовить свой материал, который далее объединяется и редактируется руководителем. При выборе подтем для более качественной подготовки экскурсии необходимо учитывать интересы и профессиональную подготовку экскурсоводов. Каждая экскурсия имеет свою определённую тему. Это то, что положено в её основу, на чём строится показ и рассказ. Она является критерием для отбора экскурсионных объектов, определяет содержание рассказа экскурсовода, особенно при показе многоплановых объектов, которые имеют обширную информацию и могут включаться в несколько различных экскурсий. Темами экскурсий могут быть архитектура старого города, творчество литераторов, живших в данном городе, история одной из значительных улиц города, показанная через архитектурные памятники, лекарственные растения степи, экологическое состояние зелёного ожерелья города, его экономическое развитие и многое другое. Тема нередко раскрывается самим названием экскурсии, поэтому важно, чтобы название было чётким, выразительным, запоминающимся для экскурсантов. При определении названия экскурсии следует избегать: · Применения различного рода штампов, обезличивающих тему; · Использования сокращённых слов, аббревиатур; · Применения иностранных, заимствованных слов, которые могут вызвать нежелательные ассоциации. Общими требованиями к названию экскурсии считаются следующими: индивидуальность, точность, образность, лёгкость запоминания и воспроизведения, благозвучие, отсутствие отрицательных ассоциаций, содержательный смысл. Нельзя браться за создание экскурсии, предварительно не обозначив её цели. Цель – это то, к чему стремятся, чего хотят достичь. Верно сформулированная цель имеет важнейшее значение как при создании экскурсии, так и при дальнейшем её проведении. В экскурсии можно пропустить по разным причинам один из объектов показа, а вместе с ним не осветить и целую подтему, но нельзя проводить экскурсию, не стремясь достигнуть какой-либо цели. Цели подчиняется всё, что показывается и о чём рассказывается в ходе экскурсии. Целями экскурсии могут быть: · Воспитание патриотизма; · Интернациональное воспитание; · Трудовое воспитание; · Эстетическое воспитание; · Экологическое воспитание; · Показ достижений города в экономике страны; · Показ исторической роли города; · Знакомство с творчеством выдающегося архитектора; · Знакомство с особенностями природы края и др. У одной экскурсии может быть несколько целей, например, показ исторической роли города и знакомство с его архитектурными особенностями. Но ставить более трёх целей в экскурсии нецелесообразно, можно не достигнуть ни одной. Задачи экскурсии более локальны, конкретнее, чем цель. Если целью городской обзорной экскурсии, разработанной для школьников, является воспитание чувства патриотизма, любви к своей «малой Родине», то её задачами – знакомство экскурсантов с историей возникновения города, выдающимися людьми, жившими и творившими в нём, достижениями в экономике и др. Цели и задачи определяют окончательный отбор экскурсионных объектов, маршрут экскурсии, содержание экскурсионного рассказа, подбор наглядных пособий из «портфеля экскурсовода», эмоциональный настрой экскурсии и отдельных её частей. Таким образом, без определения цели и задач нельзя начинать работу над созданием экскурсии, этого сложного, многопланового произведения, в котором заключены образовательные и воспитательные функции. Изучение и отбор экскурсионных объектов Весь материальный мир находится под пристальным взглядом экскурсоводов. Бесконечное множество экскурсионных объектов на Земле, и каждый из них заслуживает глубокого рассказа. Экскурсионные объекты являются зрительной основой восприятия положений, развиваемых в экскурсиях, дают представления о характерных чертах природы, особенностях определённой эпохи развития общества, хозяйства, науки, искусства. В качестве экскурсионных объектов могут выступать: · памятники архитектуры и градостроительства – архитектурные ансамбли и комплексы, исторические центры, кварталы, площади, улицы, остатки древней планировки и застройки населенных пунктов; сооружения гражданской, промышленной, военной, культовой архитектуры, народного зодчества, инженерные сооружения (крепости, мосты, башни); архитектурные сооружения, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся личностей; · памятники археологии – городища, курганы, земляные валы, остатки древних поселений, дорог, горных выработок, каналов, курганы с захоронениями, каменные изваяния, наскальные изображения; · памятники искусства – произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного, садово-паркового и других видов искусства; · памятники природы – леса, рощи, сады, парки, реки, озера, пруды, заповедники и заказники, отдельные деревья, реликтовые растения и т. п.; · экспозиции государственных и народных музеев, картинных галерей, постоянных и временных выставок; · памятные места – места, связанные с важнейшими событиями в жизни страны, развитием общества и государства. Статус памятника присваивается наиболее ценным с эстетической или исторической стороны объектам, после чего их охраной занимаются государственные или местные инспекции по охране памятников. В конце ХХ века на государственном учете находилось более 150 тыс. памятников истории, археологии и культуры, а в музеях страны хранилось около 40 млн. экспонатов. Экскурсионные объекты классифицируются по содержанию, по функциональному назначению, по степени сохранности. По содержанию выделяют: · одноплановые (произведения живописи, растения, здания) и многоплановые (архитектурные сооружения, одновременно являющиеся историческими памятниками) памятники. · По функциональному назначению – основные, на базе которых раскрываются подтемы, и дополнительные, показываемые во время переездов (переходов) между основными объектами и в ходе логических переходов в рассказе. По степени сохранности экскурсионные объекты бывают полностью сохранившимися, сохранившимися со значительными изменениями (перестроенные и реконструированные), частично сохранившимися и утраченными. При подготовке экскурсии перед экскурсионными работниками стоит задача – из множества памятников, соответствующих теме экскурсии, отобрать самые интересные по внешнему облику и по той информации, которую они несут, поскольку правильный отбор объектов, их количества, последовательность показа влияют на качество и эффективность экскурсии. В практике подготовки экскурсии используется методика отбора экскурсионных объектов на основе определения ценности и значимости данного объекта для раскрытия темы. Ее применение особенно важно, когда на маршруте разложено несколько объектов, сходных по содержанию, и необходимо выбрать те из них, которые наиболее актуальны для данной темы. Для оценки объектов, которые потенциально могут быть включены в экскурсию, рекомендуется применить следующие критерии. · Познавательная ценность, то есть связь объекта с конкретными историческими событиями, жизнью и деятельностью выдающейся личности, а также художественные достоинства памятника. · Известность, то есть популярность памятника среди населения. · Необычность (экзотичность) объекта, то есть особенность, неповторимость памятника. Необычность может быть архитектурного характера, связанная с особенностями конкуренции содержания, природного характера, например сталактито-сталагмитовые кастовые пещеры. Наконец, экзотичность объекта может быть связана с историческим событием, которое произошло в данном здании или на месте установки данного памятника. · Выразительность объекта,то есть внешняя выразительность памятника, его взаимодействие с окружающей средой – другими зданиями, сооружениями, природой. Предпочтение отдается тому объекту, который оптимальным образом вписывается в местность, гармонирует с другими объектами. · Сохранность объекта, то есть состояние памятника в данный момент, его подготовленность к показу экскурсантам и способность своим внешним видом вызвать у них положительные эмоции. · Месторасположение объекта оценивается с точки зрения расстояния до памятника, удобства подъезда (подхода) к нему, пригодности дороги для автотранспорта или пешеходов, наличие наблюдательной площадки. · Временное ограничение показа объекта (по времени суток, месяцам, сезонам) имеет место, когда посещение и осмотр объекта невозможны по причине плохой видимости, плохой погоды, сезонности и других преходящих явлений. Правильный отбор памятников как экскурсионных объектов обеспечивает зрительную основу восприятия экскурсии и глубокое раскрытие ее темы. Необходимо следить за тем, чтобы объекты одной экскурсии не дублировались другой. При невозможности этого избежать при показе таких объектов и в рассказе о них каждый раз рекомендуется использовать иной фактический материал, применять другие методические приемы показа и рассказа, одним словом, должен иметь место новый поворот в подаче материала в соответствии с темой экскурсии и экскурсионной аудиторией. Экскурсия не должна быть перегружена большим количеством посещаемых объектов, поскольку это увеличивает ее длительность, повышает утомляемость экскурсантов, приводит к поверхностному освещению темы, так как о большинстве объектов даются лишь справки. Для городской обзорной экскурсии, рассчитанной на 4 - 5 академических часов, рекомендуется отбирать 15 - 20 объектов. В тематических экскурсиях их число значительно меньше и составляет 8 - 10. Число объектов в экскурсии зависит от ее цели, темы и экскурсионной аудитории. В экскурсию могут входить как объекты одной группы, например памятники архитектуры, так и объекты разных групп: памятники архитектуры, истории, природы, памятные места. Набор объектов зависит все от тех же факторов: темы экскурсии, ее цели, состава экскурсионной группы. Следует избегать однообразия в построении зрительного ряда, особенно в обзорных городских экскурсиях. В ходе подготовки экскурсии изучать объекты рекомендуется непосредственно на месте расположения, в их естественной среде. Это позволяет экскурсоводу свободно ориентироваться у памятника, квалифицированно вести его показ, давать более четкую словесную характеристику. Отбор экскурсионных объектов заканчивается составлением карточки, или паспорта, на каждый из них. В карточку вносят сведения, разносторонне характеризующие данный объект: 1. Наименование объекта (первоначальное и современное, а также то, под которым памятник известен у населения); 2. Историческое событие, с которым связан памятник, его дата; 3. Местонахождение объекта, его почтовый адрес; 4. Описание памятника (автор, дата сооружения, из каких материалов изготовлен, текст мемориальной доски, наличие скульптуры, изразцов, стенописи и т. п. во внутреннем и внешнем декоративном убранстве памятника); 5. Источник сведений о памятнике (литература, архивные данные, устные предания и др.); 6. Сохранность памятника (состояние памятника и территории, на которой он находится, дата последнего ремонта, реставрации); 7. Охрана памятника (на кого возложена, каким решением) 8. Экскурсии, в которых памятник используется в качестве объекта показа; 9. Дата составление карточки. К карточке прикрепляется фотография объекта, воспроизводящая его нынешний и прежний виды. Наличие карточек на все экскурсионные объекты, расположенные на территории данного города (области), ускоряет разработку новых экскурсий, позволяет разнообразить использование памятников в экскурсиях на разные темы, делает их показ более многогранным и эффективным. Во многих регионах России проведена паспортизация и составлены своды памятников. В 70-е годы НИИ культуры Министерства культуры РСФСР и местными управлениями культуры были подготовлены своды памятников истории и культуры России по территориям. Материалы свода включают в себя только одну группу недвижимых памятников: мемориальные дома, усадьбы, могилы, памятные места. Методика организации маршрута Экскурсионный маршрут представляет собой путь следования экскурсионной группы. Необходимо грамотно и профессионально составлять туры, организовывать дифференцированное обслуживание групп различного социального и возрастного состава. Чтобы привлечь туристов, на маршруте должно быть то, что они захотели бы увидеть или чем захотели бы заняться. Привлекать туристов можно чем угодно: историческими местами, живописной местностью, культурными мероприятиями и выставками, охотой, рыбной ловлей, редкими животными, птицами, фестивалями и многим другим. Однако всё, что может привлекать туристов, не будет иметь коммерческую ценность, пока туристы не воспользуются всем этим. Основные принципы организации туристских маршрутов следующие: 1. Доступность. Предполагает использование на туристском маршруте различных видов транспорта: автомобиля, автобуса, поезда, самолёта, а для пеших маршрутов – обустроенной туристской трассы. Большинство туристов предпочтёт те места, до которых легко, дёшево и удобно добраться. 2. Содержательность туристского маршрута означает наличие познавательных элементов, способствующих знакомству с природой, естественными богатствами и памятниками культуры, истории, архитектуры и так далее. Принцип содержательности позволяет туристам в относительно короткий промежуток времени больше узнать, обогатить себя знанием многих культур, интересных достопримечательностей, побудить желание к дальнейшим увлекательным путешествиям. 3. Функциональность. Предполагает круглогодичное использование одного и того же туристского маршрута, но с различным набором сезонных услуг. Так, летом горный маршрут в значительной мере слагается из походов по ущельям с осмотром горных озёр, водопадов, снежников и ледников, несложных восхождений на панорамные вершины с целью обзора местности. В зимнее время основное внимание уделяется горнолыжному спорту. 4. Многоаспектность туристского маршрута требует наличия в программе туристского обслуживания заранее подготовленных вариантов. Необходимость в многовариантности определяется изменчивостью погодно-климатических условий, непостоянством состава туристов, пребывающих на маршруте (различиями в их физической подготовленности, возможностях и запросах). 5. Комфортность. Туристы будут отдавать предпочтение тем маршрутам, на которых созданы условия для жилья и питания. Абсолютный минимум – это немного пищи и палатка, оптимум – трёхразовое питание, ночлег в закрытом помещении на кровати, горячее водоснабжение. Туристы могут проживать в отеле, отдельных домиках, небольших гостиницах, пансионатах, в трейлерах, частных домах. В сельской местности для туристов могут быть предложены мотели и кемпинги. Рестораны, другие места питания могут быть как в помещении, так и на открытом воздухе, большими и малыми, простыми и элегантными. Самое главное, чтобы пища была с хорошими вкусовыми качествами, даже при простом меню. 6. Информированность. Туристский маршрут может отвечать всем перечисленным выше требованиям, но туристов на нём может не оказаться, так как они ничего не слышали и не знали о нём, то есть не были информированы. Информированность туристского маршрута достигается различными средствами рекламы – в брошюрах, журналах, газетах, на радио и телевидении, а также через агентов, туристических бюро и через туристов, у которых большой опыт путешествий. Турист должен знать, что он увидит, чем он будет заниматься на маршруте, как будет добираться и где останавливаться, прежде чем решит отправиться по данному маршруту.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (458)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |