Методы бюджетирования и его процедуры
Разработка бюджета основной деятельности предприятия включает составление бюджетов продаж, производства продукции, прямых материальных затрат и расходов на оплату труда производственного персонала, себестоимости продукции, общехозяйственных и коммерческих расходов, подготовку бюджетов прибылей и убытков, инвестиций, движения денежных средств и завершается составлением прогнозного баланса основной деятельности на конец бюджетного периода времени. Рассмотрим принципиальную схему процедур его разработки на упрощенном примере. Составление бюджета основной коммерческой деятельности начинают с разработки бюджета продаж, который показывает объем реализации по видам продукции, товаров и услуг в натуральных и стоимостных показателях на протяжении бюджетного периода (табл.1). Таблица 1 Бюджет продаж
Подготовка бюджета продаж - одна из самых ответственных работ в процедуре бюджетирования. В последовательности составления бюджетов он стоит первым, поскольку любое изменение показателей в бюджете продаж скажется на всех последующих бюджетах. Как никакой другой, бюджет продаж связывает предприятие с внешней средой - покупателями и непосредственно влияет на величину доходов и конечные результаты деятельности организации. При подготовке бюджета продаж должны быть учтены внутренние и внешние группы факторов. Внутренние факторы определяют ограничения, связанные с самим предприятием, например: § возможности создания и предложения рынку новых продуктов; § уровень технологий, которыми располагает предприятие (например, наличие необходимого оборудования); § уровень производственных мощностей и возможность их использования (способность производить продукт в необходимом покупателю количестве и в заданные сроки); § наличие необходимых материалов или средств для их приобретения и т.д. Поскольку данные факторы связаны с самим предприятием, определение их величины должно предшествовать разработке бюджетов продаж. Внешние факторы отражают состояние внешней (по отношению к предприятию) среды и место предприятия в этой среде, например: § уровень спроса на производимую предприятием продукцию и степень его сезонных колебаний; § эластичность спроса (зависимость спроса от уровня цен); § платежеспособность покупателей и динамика ее изменений; § сложившаяся доля предприятия на данном рынке; § количество и поведение конкурентов; § общая экономическая ситуация в стране. Достаточно точно определить количественные и качественные значения внешних факторов довольно затруднительно. Тем не менее они должны быть учтены при формировании бюджета продаж как тенденции. Если к началу планового периода предприятие уже подписало договоры и сформировало пакет заказов, при подготовке бюджета продаж достаточно перенести в него данные из договоров. Подобная ситуация возможна при подготовке бюджета на ближайший месяц, реже - на ближайший квартал. При формировании годового бюджета при отсутствии или неполном портфеле заказов на весь год продажи придется прогнозировать. При прогнозировании продаж чаще всего используют фактические данные прошлых периодов, на их основе строится прогноз будущих продаж. Для этого используются две группы инструментов: § математические методы (средних квадратов, трендовый анализ); § экспертная оценка, когда прогнозирование ведется на основе опыта и интуиции менеджеров. При использовании любого из вариантов необходимо принять во внимание влияние основных рассмотренных выше факторов внешней среды. На основе данных, сформированных в бюджете продаж, формируется бюджет производства в натуральном выражении (табл.2). Таблица 2. Бюджет производства
Если на предприятии возможен значительный остаток незавершенной продукции, бюджет производства следует скорректировать следующим образом: На основе количественных данных о выпуске продукции составляется группа бюджетов затрат и закупок, отражающая потребности в необходимых для этого ресурсах. Бюджет прямых материальных расходов затрат содержит информацию о затратах в предстоящем бюджетном периоде сырья, материалов, комплектующих изделий в натуральном и стоимостном выражении по видам продуктов, местам их изготовления и в целом по предприятию. Производственная потребность сырья и материалов в натуральном выражении рассчитывается путем умножения запланированного количества выпуска продукции по каждому наименованию на нормы потребления материальных ресурсов на единицу продукции (табл. 3). При составлении бюджета потребления сырья важное значение имеет применяемый на предприятии способ оценки материалов при включении их в затраты производства. Для этого используют один из применяемых в управленческом учете способов оценки потребления сырья и материалов: § метод средневзвешенной оценки; § метод ФИФО (по первым партиям поставки материалов на склад). Таблица 3. Бюджет прямых материальных затрат
В нашем примере потребление сырья рассчитывается по методу ФИФО. Бюджет закупок сырья и материалов зависит от производственной потребности в материалах, начальных запасов и норм запасов на конец периода. При составлении бюджета закупок учитываются как потребности производства, так и нормы запасов сырья, материалов и комплектующих изделий (табл..4). Для каждого вида материальных ресурсов потребность в закупках рассчитывается по формуле: Таблица 4. Бюджет закупок сырья и материалов.
Структура бюджета закупок может включать не только стоимость приобретаемых материалов, но и издержки по снабжению (стоимость транспортировки, разгрузки, затраты по складированию и хранению, командировочные расходы, затраты на посреднические услуги, связанные с приобретением материалов, таможенные пошлины, проценты за банковский кредит, затраты служб снабжения). Бюджет прямых затрат на оплату труда отражает потребность в основном производственном персонале и затраты на оплату его труда в плановом периоде (табл.5). Эти затраты в большинстве случаев зависят от норм времени на изготовление продукции и расценок за 1 час работы. Исходными данными служат результаты расчетов бюджета производства и данные штатного расписания, тарифно-квалификационных справочников и других нормативов. Таблица 5. Бюджет затрат на оплату труда
Бюджет общепроизводственных расходов затрат отражает затраты на содержание производственной инфраструктуры, необходимой для выполнения бюджета производства. Расчет, а также учет фактических издержек рекомендуется осуществлять в постатейном разрезе (табл. 6). Таблица 6. Бюджет общепроизводственных расходов
Норматив запасов готовой продукции в натуральной величине и денежной оценке на конец отчетного периода на этапе планирования деятельности предприятия определяются его руководством. Для составления бюджета стоимости остатков готовой продукции необходимо вычислить плановую себестоимость единицы продукции (табл 7).
Таблица 7. Плановая калькуляция себестоимости единицы готовой продукции
К стоимости запасов готовой продукции обычно прибавляют величину запасов сырья, материалов и комплектующих изделий (табл. 8). Таблица 8. Бюджет остатков готовой продукции
Бюджет себестоимости продаж отражает затраты на производство планируемой к продаже продукции (табл. 9) . Себестоимость продаж рассчитывается по следующей формуле:
Таблица 9. Бюджет себестоимости продаж
Сложность формирования бюджета общехозяйственных и коммерческих расходов состоит в том, что затраты по его статьям трудно прогнозируются ввиду их разнообразия и зависимости от различных факторов. Большинство расходов не имеют ярко выраженной связи с динамикой производства и продаж и являются постоянными. Задачу планирования таких затрат можно решить путем построения бюджета по видам внутрихозяйственной деятельности. Агрегированный бюджет общехозяйственных и коммерческих расходов составляют на основе исходных данных штатных расписаний персонала, расходов на содержание служебных помещений, средств связи, планируемого числа командировок и прочее. В необходимых случаях разрабатывают гибкие бюджеты этих расходов при разных объемах производства и продаж (табл. 10). Таблица 10. Бюджет общехозяйственных и коммерческих расходов
Бюджет прибылей и убытков отражает структуру и величину доходов и расходов предприятия в целом, отдельных центров ответственности (или направлений деятельности) предприятия и планируемый к получению финансовый результат в предстоящем бюджетном периоде (табл. 11).
Таблица 11. Бюджет прибылей и убытков.
Доходная часть данного бюджета формируется на основании содержащейся в бюджете продаж информации о размере выручки от реализации, расходная - на основании бюджета себестоимости продаж и бюджета общехозяйственных и коммерческих расходов. При составлении бюджета прибылей и убытков кроме показателей вышеперечисленных операционных бюджетов учитываются данные специальных бюджетов, например, бюджета по налоговым и приравненным к ним платежам. По результатам предварительного анализа финансовых показателей бюджета операционный бюджет должен корректироваться, в частности, при решении задач сокращения расчетной величины финансового дефицита денежных средств и других оборотных активов предприятия. Бюджет инвестиций (план капитальных затрат) отражает инвестиции, которые предприятие предполагает осуществить в предстоящем бюджетном периоде с указанием их размера и направления использования (табл. 12).
Таблица 12. Бюджет инвестиций
Инвестиционные потребности предприятия включают как текущие закупки оборудования для обеспечения производственной программы, так и долгосрочные переходящие программы капитального строительства, по длительности освоения средств и получения эффекта, охватывающие ряд краткосрочных бюджетных периодов. Для составления инвестиционной программы на средних и крупных промышленных предприятиях целесообразно составлять долгосрочный инвестиционный бюджет сроком на один-три года. Бюджет движения денежных средств представляет собой план поступлений денежных средств и платежей на плановый период (табл. 13). Его назначение в обеспечении сбалансированности поступления и списания денежных средств. В бюджете суммируются все притоки и оттоки средств как результат планируемых операций на всех стадиях бюджетирования. В целом он показывает ожидаемое конечное сальдо на счете денежных средств и во многом характеризует финансовое положение предприятия для каждого планируемого периода. Большой уровень сальдо на счете денежных средств, как правило, означает, что средства не будут использованы с наибольшей эффективностью, низкий — что организация, возможно, будет не в состоянии расплатиться по своим текущим обязательствам.
Таблица 13. Бюджет движения денежных средств
Для определения ожидаемых поступлений используют информацию из бюджета продаж, данные о продаже в кредит и за наличные.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (166)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |