Методические рекомендации к проведению воспитательных мероприятий.
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение........................................................................................................................................................................................ 2 1. Методические рекомендации к проведению воспитательных мероприятий....... 4 Устный журнал............................................................................................................................................................................ 4 Экскурсии....................................................................................................................................................................................... 4 Конкурсы, турниры, олимпиады......................................................................................................................................... 5 Классный лекторий................................................................................................................................................................... 5 Учебная конференция............................................................................................................................................................... 5 Внеучебная познавательная деятельность................................................................................................................... 5 1.2. Мероприятия, направленные на организацию ценностно-ориентировочной деятельности................................................................................................................................................................................... 5 Формы организации ценностно-ориентировочной деятельности....................................... 6 Диспут............................................................................................................................................................................................. 6 Уроки культуры поведения.................................................................................................................................................... 7 Беседа за "круглым столом"................................................................................................................................................. 7 Беседа: "Счастье - что это такое?"......................................................................................................................... 7 1.3. Тематические мероприятия................................................................................................................................ 8 Тема: "Хлеб - наша жизнь и наше богатство" *............................................................................................................ 8 Тема: "Вахта памяти".............................................................................................................................................................. 9 Тема: "Встречи с интересными людьми"...................................................................................................................... 10 Тема: "Ученическая конференция".................................................................................................................................. 11 Тема: "Ты и твой читательский формуляр".................................................................................................................. 12 Тема: "Организационное родительское собрание".................................................................................................. 12 //. Формы групповой деятельности. *................................................................................................................ 13 Волшебный стул....................................................................................................................................................................... 14 Презентация мира.................................................................................................................................................................... 15 Турнир ораторов........................................................................................................................................................................ 16 У зеркала...................................................................................................................................................................................... 17 Пять минут с искусством..................................................................................................................................................... 18 Защита проекта (проект-мечта)........................................................................................................................................ 19 Приглашение к чаю................................................................................................................................................................. 20 Час тихого чтения................................................................................................................................................................... 21 Гостиная: поэтическая, музыкальная, философская, театральная, спортивная..................................... 22 Интеллектуальный аукцион............................................................................................................................................... 23 Выпускной ринг........................................................................................................................................................................ 24 ///. Содержательный материал для сценариев воспитательных мероприятий....... 25 3.1. Принципы культуры поведения*............................................................................................................................... 25 3.2. Мораль и этикет................................................................................................................................................................ 26 3.3. Вкус, стиль, этикет........................................................................................................................................................... 26 3.4. Культура поведения в общественных местах и в быту................................................................................. 29 1. Поведение в театре, кино, на концерте:...................................................................................................................... 29 2. Поведение на танцах:......................................................................................................................................................... 30 3. Подарок:................................................................................................................................................................................ 30 4. В гостях:................................................................................................................................................................................ 30 5. Поведение за столом.......................................................................................................................................................... 31 6. Сервировка стола............................................................................................................................................................... 32 Сервировка "фуршетного стола"...................................................................................................................................... 33 7. Некоторые советы в отношении знакомства с девушкой:.................................................................................... 33 3.5. Свадебный обряд............................................................................................................................................................... 33 3.6. Этика семейных отношений...................................................................................................................................... 36 Ты - хозяйка............................................................................................................................................................................... 36 Ты - жена.................................................................................................................................................................................... 37 3.7. Народные традиционные праздники...................................................................................................................... 39 Пасха - праздник души и сердца.......................................................................................................................................... 39 ПАСХА......................................................................................................................................................................................... 40 КУЛИЧ (старинный рецепт)................................................................................................................................................ 40 ОКРАШИВАНИЕ ЯИЦ............................................................................................................................................................ 40 Масленица - праздник души и сердца................................................................................................................................ 40 РЕЦЕПТЫ БЛИНОВ.................................................................................................................................................................... 41 Пшеничные блины.................................................................................................................................................................... 41 Скороспелые блины................................................................................................................................................................. 42 Чтобы блин не вышел комом................................................................................................................................................ 42 3.8. Посиделки............................................................................................................................................................................ 42 ЧАЙНЫЕ РЕВЕРАНСЫ............................................................................................................................................................. 42 НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ............................................................................................................................................................ 43 НЕСКОЛЬКО РЕЦЕПТОВ ЗАВАРКИ ЧАЯ......................................................................................................................... 43 Власть над собой (вместо заключения)........................................................................................................ 44 Литература................................................................................................................................................................................ 45 Введение В настоящее время на наших глазах происходят большие изменения - страна идет к цивилизованному рынку, что естественно влечет за собой изменения социокультурных условий. К сожалению, пока эти изменения привели нас только к настоящей национальной катастрофе. Как никогда обострился дефицит воспитанности. И правы ученые, обеспокоенные этим обстоятельством. Ведь сегодня "девальвацию претерпевают те личностные качества, которые были характерны именно для России и ее граждан в течение веков: .патриотизм, трудолюбие, высокий профессионализм, доброта и милосердие и др. Дефицит воспитанности естественно ведет к росту преступности, тунеядству, ожесточению и озлоблению личности, ее последовательной деградации". * В этих условиях наблюдается некоторое замешательство, растерянность - как воспитывать сегодня; нужна ли система воспитательной работы; каковы ее направления, формы; надо ли планировать эту работу? Более того, в связи с тем, что Закон об образовании предоставляет учебным заведениям большую самостоятельность, чем ранее, в выборе форм, методов, содержания работы, некоторые вообще заняли позицию стихийности в постановке воспитательной работы, Тем более ценными являются работы специалистов, ориентирующих практиков на обновление содержания воспитательной работы, на определение необходимых ее направлении. ** Деятельность нашей кафедры по вопросам организации восптательной работы в учебных заведениях преследует цель - помочь руководителям учебных заведений, воспитателям, органам студенческого самоуправления в организации целостной системы воспитательной работы. Для этого нами подготовлены: упомянутое пособие профессора Аронова А.А. и пособие Казаковой А.Г. "Методическое обеспечение целостного воспитательного процесса". ( М.: ИПК СК, 1998). Настоящий же сборник располагает достаточным объемом разнопланового по направленности и содержанию практического материала, который явится стержневым для определенных сценариев воспитательных мероприятий. * Аронов А.А. Актуальные проблемы воспитания учащейся молодежи. Условия эффективности решения воспитательных проблем. - М.: ИПК СК, 1999. ** См. Симонов В.П. Педагогический менеджмент. - М : Педагогическое общество России, 1999, с. 84. 3 Ориентируем организаторов воспитательной работы на то, что мы предлагаем лишь сам материал, без описания методики его использования. А уже воспитатели должны его адаптировать к воспитательным условиям, к возрасту воспитуемых и т.д. То есть мы напоминаем, что конкретная методика, композиция мероприятия зависит от следующих факторов: - от цели мероприятия; - от темы; - от формы; - от содержания; - от традиции учебного заведения; - от желания учащихся, их возраста, пола, познавательных возможностей, жизненного опыта; - от опыта воспитателя, его педагогическою мастерства; - от материальных условий. Часто практические работники учебных заведений просят готовые разработки отдельных мероприятий. Сделать этого невозможно, да и непедагогично. Можно подобрать содержательный материал, подсказать методическое обеспечение подготовки и проведения воспитательного мероприятия, но конкретную методику разрабатывает сам воспитатель. Ведь только он знает свою учебную группу, каждую личность воспитанника в отдельности, их запросы, интересы, склонности и способности, интеллектуальный и душевный потенциал. Вот почему методы, приемы и средства воздействия на воспитанников, как и саму методику продумывает, прорабатывает и реализует сам воспитатель. И никто не может дать ему готового рецепта на каждый конкретный случай воспитания. По в помощь воспитателям рекомендуется типовая модель воспитательного мероприятия к нашей работе.* Для более целенаправленного осуществления воспитательной работы советуем активно использовать Приказ Министерства общего и профессиональною образования РФ от 19 июня 1997 г. № 1252 "О стратегии развития и воспитания личности в системе общего и профессионального образования России''. В Приложении 1 к данному Приказу особо подчеркивается необходимость реализации государственной политики в сфере образования, направленной на обеспечение гуманистического характера образования, свободного развития личности, воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к нравам и свободам человека, любви к Родине. * Казакова А.Г. Методическое обеспечение целостного воспитательного процесса. - М.: ИПК C'K, 199K. 4 Особое внимание обращается и на формирование у обучающихся современной картины мира, воспитания человека и гражданина.* При внимательном, творческом подходе к изучению настоящего сборника Вы, уважаемый читатель, значительно обогатите содержание воспитательной работы. В добрый путь! ** Методические рекомендации к проведению воспитательных мероприятий. 1.1. Мероприятия, направленные на организацию внеурочной познавательной деятельности обучаемых. Познавательная деятельность обучаемых осуществляется на учебном занятии и вне его. Учебная познавательная деятельность является объектом внимания классного руководителя, но не организации. Он, конечно, может определенным образом влиять на нее: стимулировать, корректировать с помощью "малого педагогического коллектива", актива, группы, родителей. Внеурочная же познавательная деятельность составляет непосредственное содержание работы классного руководителя и направлена на реализацию следующих задач: развитие познавательной активности и самостоятельности обучаемых, стимулирование их самообразования, воспитание уважительного отношения и интереса к науке и познанию*** В связи с этими задачами познавательная деятельность должна соответствовать возрастному и умственному развитию детей; быть интересной и целенаправленной; охватывать всех обучаемых, в том числе и отстающих; приобщать к различным источникам знаний, средствам и методам их самостоятельного приобретения и обогащения. Стремление к новому, увлекательному, необычному, свойственное подростковому возрасту, становится основой для развития познавательного интереса и активности ребят, помогая педагогу определить и содержание, и формы организации познавательной внеурочной деятельности. Назовем наиболее активные формы включения учеников в познавательную деятельность. * См. Бюллетень МО и ПО РФ № 9, 1997 г., с. 24. ** Уважаемый читатель! Пусть не шокируют Вас слова "школьник", "ученик", "дети". При умелом подходе к предлагаемому материалу Вы сможете его усложнить, подтянув до уровня студента. *** Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем. - М.; Педагогика, 1986, с.32. 5 Устный журнал - специально подготовленная информация, приобщающая к различным областям знаний. Так, выпуск журналов "Окно в мир", "Хочу все знать" могут быть посвящены разным вопросам; "Физик" - проблемам и открытиям науки физики; "Поэт" - творческому и жизненному пути любимого поэта и т.д. Содержание информации может быть любым, а преподносится она как чтение воображаемого журнала; обыгрывание его названия, рубрик и разделов (стихи, рисунки, песни), перед новой статьей, очерком, корреспонденцией - музыкальная заставка, ответы на вопросы и т.д. Экскурсии (в музей, на выставку, на предприятие, в природу или по городу, на стройку, в библиотеку и т.д.) расширяют представления ребят об окружающей действительности, о сферах деятельности человека, круге профессий, знакомят с событиями культурной жизни. Экскурсия должна предваряться беседой, знакомством с ее объектом по литературным источникам, а завершаться обменом впечателний, написанием микросочинений, выпуском тематического бюллетеня и т.д.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (222)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |