Примерная памятка докладчику
1. Определив тему выступления, сформулировав его основную мысль, подберите литературу по данному вопросу и получите консультацию педагога. 2. Внимательно прочитайте источник (книгу, статью, документ), в котором наиболее полно раскрыта тема доклада. 3. Изучая дополнительную литературу, справочные издания, делайте выписки на отдельных листках, с указанием их темы. Вы облегчите себе таким образом дальнейшее использование материала. 4. Закончив подготовительную работу, приступайте к оформлению выступления: - уточните его план; - составьте развернутый план сообщения, укалывая в скобках фактический материал (порядковый номер выписки), получите консультацию педагов; - тщательно аргументируйте выводы; - завершать выступление следует краткими выводами 16 5. Старайтесь многократно "проговорить" текст дома, чтобы привыкнуть к себе-оратору и точно установить время доклада. Приложение № 2. Наиболее распространенные просчеты в проведении конференции: - непродуманный выбор темы, которая не соответствует задачам воспитания и интересам учащихся; - деление учащихся при подготовке и проведении конференции на актив и пассив, предварительная подготовка только выделенных докладчиков при отсутствии работы с коллективом учащихся; - чтение на конференции заранее подготовленных текстов, конспектов, отсутствие живого обмена мнениями, заинтересованности в обсуждении вопросов; - отсутствие связи с жизнью, с повседневной деятельностью и закрепления результатов конференции последующей работой ученического коллектива; - погоня за числом проведенных мероприятий в ущерб содержанию. Тема: "Ты и твой читательский формуляр" Цель собрания: стимулировать читательскую активность воспитанников. Примерный план: 1. Роль книги в воспитании, образовании и самообразовании молодежи (вступительное слово классного руководителя или библиотекаря). 2. Анализ читательских формуляров учащихся. 3. Выступления учащихся на темы: "Что я прочитал за год", "Книга в моей жизни", "Что я читаю вне учебных программ", "Роль книги в самообразовании". 4. Выступление председателя первичной организации добровольного общества любителей книги. 5. Принятие решения. Тема: "Организационное родительское собрание" Цели: - сплотить родительский коллектив дня целенаправленной систематической внеклассной работы; - вовлечь родителей в активную помощь классному руководителю в соответствии с их интересами, имеющимися умениями и навыками; 17 - формировать ответственность коллектива родителей за воспитание всех детей (класса, студенческой группы). Содержание; знакомство с воспитательными задачами, содержанием работы в новом учебном году; выборы родительского актива. Op ганизация собрания Подготовительная работа: 1. Определение содержания и задач воспитательной работы классного руководителя и родительского коллектива на учебный год. 2. Составление плана работы. 3. Встречи с родительским активом, определение воспитательного потенциала родителей, предварительные обсуждения кандидатур для избрания в родительский комитет, обсуждение плана предстоящего собрания к его решения. 4. Встречи с родителями учащихся (около половины) для психологической подготовки их к активному участию в родительском собрании, выявления желания (или отсутствия его) работать с детьми всего детского коллектива. Примерная структура данного собрания: - встреча родителей; - анализ деятельности родительского комитета группы по выполнению воспитательных задач за прошедший учебный год (председ. род. ком.); - выступление классного руководителя о задачах, стоящих перед, группой в новом учебном году, и значении помощи родительской общественности в их выполнении; - обсуждениесообщений, ответы на вопросы; - выборы родительского актива; - принятие решения собрания; - распределение обязанностей между членами родительского актива (проводится после окончания собрания). //. Формы групповой деятельности. * Предлагаемые профессором Щурковой Н.Е формы групповой деятельности детей носят камерный характер, когда работа протекает в уютной комнате в обстановке теплой душевной близости каждого каждому и количество детей небольшое, и массовый характер, когда
*Щуркова Н.Е. Собранье пестрых дел. - М.: "Новая школа", 1994. 18 совместная или коллективная деятельность охватывает большую группу детей и проходит в обширном пространстве. Необходимо и то, и другое: сопричастность ребенка к миру рождается н его расширяющейся сопричастности к группам людей: семье, друзьям, школе, городу. родине, земле, космосу. При всей многоцветности и непохожести описанные в сборнике формы групповой деятельности объединяет нечто общее, принципиальное. Во-первых, все они организуются при опоре на самые повседневные реальные предметы действительности как на воспитательное средство: стул, орех, цветок, очки, корзина... Одна из новых методических идей состоит в обращении к любым окружающим педагога средствам, а ими может стать абсолютно все, за исключением человека. Такая исходная позиция позволяет каждому педагогу стать творцом новой формы и беспредельно расширять калейдоскоп интересных форм. Во-вторых, организация их и проведение чрезвычайно просты и поэтому требуют минимальной подготовки, что, в свою очередь, важно в работе с детьми, которые в силу высокой эмоциональности очень быстро увлекаются делом, но столь же быстро охладевают. Все представленные групповые дела не занимают у педагога личное время и не нуждаются в максимуме физических и психических сил. Правда, все они обеспечиваются интеллектуальными профессиональнымн способностями педагога. При наличии же этих способностей предлагаемые формы просты и легки в практическом воплощении. В-третьих, предъявленные формы работы с детьми родились как потребность современной педагогической культуры, но методики их организации требует высокой психологической, эстетической, гигиенической, философской культуры. В-четвертых, все многообразие групповых форм деятельности детей, родившееся сегодня в школе, - это всегда духовное усилие школьника "здесь и сейчас", в тот самый момент, когда продумывается предметная деятельность, школьник совершает это усилие, а не откладывает его на будущее, в котором он планирует жить каким-то иллюзорным человеком, в которого он якобы превратится. Этого превращения не происходит - жизнь личности идет сегодня, и качество личности по ее сегодняшним поступкам и определяется. Достойная жизнь ведется либо не ведется школьником сейчас, и в контексте этой действительной жизни протекают все предъявляемые формы групповой деятельности, а сама эта групповая деятельность есть часть жизни школьника. Мнениеиз предложенных форм групповой деятельности детей имеют игровую инструментовку или напрямую являются игрой. Это не случайно. Потребность в игре никогда не исчезает у человека, если ее целенаправленно не искоренить или не ставить человека в нечелове- 19 ческие условия. Для ребенка же игра представляет особую ценность и в плане его общего развития, физического и духовного, и в плане его подготовки к разным сферам жизни. Организуя игру, педагог создает щадящее вхождение ребенка во взрослую жизнь с ее жесткими нормами. Но игровая инструментовка оправдана и психологически: в игре ребенок беззаботен, психологически раскован и потому более, чем когда-либо, способен на полное выражение своего индивидуального "я". Обобщая сказанное, отметим характерный для современного школьного педагога профессионально-педагогический подход к своей работе. Еще недавно именуя себя "биологом", "физиком", "словесником", сегодня учитель начал осознавать себя педагогом прежде всего. И понял, что его профессиональное ремесло заключается в первую очередь в умении работать с ребенком и с группой детей. Завершая вступительное слово к книге "Собранье пестрых дел" ее автора Надежды Егоровны Щурковой, не могу обойти стороной один эпизод из моей педагогической практики. Как-то, работая на курсах повышения квалификации преподавателей вузов, я проводила видеотренинг по общению. Тренинг прошел очень оживленно, содержательно, заинтересованно, с высоким психологическим настроем. И как же были удивлены мои взрослые слушатели, когда узнали, что для проведения тренинга с.ними я организовала форму групповой деятельности, используемой в основном в начальных классах. Таким образом, я еще раз ориентирую Вас, уважаемый читатель, на необходимость формировать у себя умения адаптировать интересную форму, метод воспитательного воздействия к учащимся (в том числе, студентам) любого возраста. Волшебный стул Психологизация воспитательного процесса в школе, обусловленная новой педагогической позицией отношения к личности школьника как субъекту жизни, вывела педагогическую практику на ряд простых форм групповой деятельности, которые позволяют развивать у школьников интерес к человеку как таковому и содействовать формированию достоинства как черты личности. "Волшебный стул" - одна из таких форм. В ней сочетаются ценностно-ориентированная и игровая деятельность. На "волшебный стул" приглашаетя один из участников игры: как только он садится, "высвечиваются" и становятся очевидными все его достоинства; присутствующие громогласно объявляют то, что видят их глаза; предполагается. что при этом ни один недостаток не способен "высветить" 20 "волшебный стул", зато все положительные стороны личности ярко представлены для глаз присутствующих. Педагог предлагает в тишине проверить свои впечатления, а питом произнести вслух все, что видят глаза. Дети называют качества ("умный", "нежный", "добрый"...) или указывают на поведенческие характеристики ("он всегда помогает", "у него можно попросить что-то, он дает"...), иногда выделяют черты характера ("веселый", "общительный"...), иногда сообщают о случаях, во время которых проявлялась личность ("когда я болел, он ко мне приходил...", "никто не остался убирать класс, а он остался..."). Для группы старших подростков и юношества чрезвычайно важны провозглашения достоинств внешнего портрета ("красивая", "грациозная", "он сильный", "у него красивые волосы"...). "Волшебный стул" как бы отстраняет товарища от группы, набрасывает игровой флер таинственности ("эта дама, сидящая перед нами...", "этою господина мы видим...", "у этого юноши"...), на него смотрят как бы впервые. И обычно дети легко идут на такие игровые условия, потому что слишком близкие отношения мешают взглянуть на товарища с социально-ценностной позиции. Отстраненная же позиция снимает смущение, позволяет произносить то, что пока нетрадиционно для нашего общения - говорить комплименты друг другу сейчас и теперь, не дожидаясь смерти, похорон и траурных митингов. Такого рода упражнения не бесследны, они помогают обрести уверенность в себе, подымают школьника к осознанию себя как носителя достоинств, изменяют его положение в группе, развивают эмпатию у детей, смягчают психологический климат в группе и в итоге переориентируют внимание детей с "недостатков" на "достоинства". Полезной оказывается такая групповая игра и для педагога: он начинает принимать новую точку зрения на "достойного человека", который отличен не тем, что у него нет недостатков, а тем, что у него есть достоинства. "Волшебный стул" проводится неоднократно, так чтобы через момент возвышения прошел каждый ребенок группы. Педагог должен жестко фиксировать (в памяти или на бумаге) тех ребят, которые не успели пройти через игровую ситуацию "волшебного стула", и серия игры не завершается, пока все до единого ученика не побывают в роли "дамы, достоинства которой мы видим" или "господина (сударя), чьи достоинства обнаруживают волшебные силы". Решающим в воспитательном влиянии этого группового дела является тональность протекающего маленького события. Тон, конечно же, задает педагог. Его педагогическая техника (голос, мимика, пластика) как бы лепят эмоциональную ауру, вовлекая детей в добрую расположенность к каждому, кто находится в комнате, и желание сказать любому ободряющее и аозвышающее его как личность.
21 Презентация мира "Презентация мира" как форма групповой деятельности выступает дополнительным фактором перевода предметного восприятия реальности в ее ценностное восприятие. Организуется духовное усилие ' каждого школьника в момент данной деятельности: предъявляется какой-либо предмет группе и предлагается описать роль этого предмета в жизни человека, зачем он для человечества, какую роль исполняет в реализации стремлений человека к счастью, какие отношения несет в самом себе, когда включен в повседневное существование. Такого рода интеллектуально-эмоциональное усилие высвечивает для школьника духовную ценность материального предмета, смещает границы духовного и материального, развивает способность к одухотворению, а в конечном итоге подымает школьника над ситуацией, помогает ему обрести свою личностную сущность - стать субъектом отношений, освобождаясь от зависимости вещно-предметной. Ни в коем случае мы не хотим сказать, что с помощью "презентации мира" педагог разовьет в ребенке духовность как качество личности. Мы говорим лишь, что эта форма групповой деятельности является одним из элементов общей системы духовного развития школьника. Избирается любой предмет из окружающей школьника действительности (бессмысленно избирать нечто, лежащее за пределами реальности, например, тостер - детям далекой сельской школы, не знающим и газовой плиты, или пуанты - детям, не видевшим балета), задается вопрос о его роли в жизни человека, утилитарном и духовном предназначении, в том числе и вопрос о личном отношении к данному предмету. Этот предмет представлен для общего восприятия так, чтобы все его достоинства и особенности были подчеркнуты, обставлен как некая ценность общечеловеческой культуры. Например, на драпированном столике - очки, на красивом блюде - красное яблоко, через эпидиаскоп на экране - иголка с ниткой, на демонстрационном кубе - кусочек мела. Педагог предлагает взглянуть на этот предмет свежим глазом, отыскать в предмете весь спектр пользы и ценности для людей или, пойдя от обратного, представить жизнь без этого предмета. Дети поочередно высказывают свои соображения. При этом они подходят к предмету, берут его в руки (может быть, впервые осторожно и бережно), демонстрируют всей группе через призму своего видения, раскрывая то содержание, которое обнаружено ими. Не страшно, если ребенок. показывая почтовый конверт, скажет только, "для писем"; ничего плохого нет в том, когда ребенок в кувшине видит лишь "сосуд для молока" - это все тоже социальное предназначение и участие предмета 22 в социальной жизни. Мысль детей обычно довольно скоро подымается до духовных вершин, "почтовый конверт" служит "любви", "помощи", "поддержке другому человеку", а "кувшин" становится средством "добра", "общения", "заботы". Предметом презентации могут стать явление, событие, факт, процесс. Но на первых порах лучше всего начинать с вещей, непосредственно находящихся вокруг. Дети и сами могли бы предлагать такие предметы, открывая в них скрытые отношения, вознося их на пьедестал жизненных человеческих ценностей. Если группа небольшая по численности, возможен вариант поочередного предъявления предмета индивидуально каждым участником: тут интересны индивидуальный выбор и веер таких выборов. На случай профессиональной неуверенности мы рекомендуем избрать предмет яркий, эстетически богатый, ценностное отношение к которому социально закреплено. Например, розу. Благоухающая роза с трепещущими лепестками, предъявленная детям как объект особого восприятия и осмысления, сразу вызывает положительные переживания, инициирует духовные усилия - дети увидят за розой "подарок", "любовь", "поздравление", "украшение", "симпатию", "добрые пожелания"... Не исключено, что кто-то увидит за розой "товар" и "способ обогащения", пусть выскажет и такое мнение. Презентация объекта - это всестороннее рассмотрение явления с позиции жизненно-ценностной, обнаружение за предметной реальностью отношенческого мира. Коль скоро каждый волен видеть за объектом то, что он видит, и ничего другого, "презентация мира", таким образом, приобретает дополнительную функцию - быть формой диагностирования воспитанности детей, что дает возможность в последующем проводить тонкую и скрытую коррекцию поведения и формирующегося отношения. "Презентация мира" может выступать частью какой-то обширной программы, например, проводиться на вечере отдыха, во время чаепития, в лесу на полянке и даже на уроке по ходу изучения нового для детей научного явления. Разумеется, исходным условием такого широкого использования служат профессиональные качества педагога, а именно его ценностно-духовное восприятие мира. Турнир ораторов Трудно переоценить влияние турнира ораторов, вернее, цикла традиционных ораторских турниров, на психологический климат школы, группы, на интеллектуальное и социальное развитие детей. Это способ культивировать речь учащихся, это способ развивать логическое мышление, это влияние на характер лидерства в коллективе 23 детей, интерес к слову и умение слышать слова и ценить значение каждого слова, и, наконец, это деятельность, предоставляющая огромные возможности проявить ребятам индивидуальные особенности. Методика проведения турнира ораторов очень проста. В первую очередь следует выдвинуть параметры состязания: логика выступления, художественность речи, общение с публикой, пластическая выразительность, этичность, умение демонстрировать наглядный материал и т.д. Отбор таких характеристик обусловлен конкретными обстоятельствами и учетом меры развития речи детей. Жюри намечает темы для выступлений ораторов-конкурсантов: общую - для первого тура; несколько - для жеребьевки во втором туре; несколько - для свободного выбора во время заключительного тура. Темы должны быть предельно простыми (в турнире участвуют дети разного возраста), связанными с непосредственным окружением, например: "Дождь", "Кастрюля", "Книга", "Автомобиль", "Блокнот". Заключительный тур выводит ораторов на уровень философских обобщений, предлагая темы такого рода: "Время", "Добро", "Старость", "Солнце", "Животные в жизни человека". Судейство состязающихся ораторов легко организуется. Публика получает при входе на турнир один картонный жетон. По окончании турнира этот жетон опускается в ящичек (коробку) под номером того оратора, который более всего понравился. Количество опущенных жетонов в адрес каждого оратора - это количество баллов. Победителем становится тот, кто набирает наибольшее количество баллов. Выступление оратора ограничено во времени. Обычно предоставляется не более одной минуты, чтобы дети не могли остро ощутить свою интеллектуальную бедность - пока не удается широко развернуть мысль. Рекомендуется первый турнир посвятить способности к логическому выстраиванию речи по формуле "тезис - аргумент - иллюстрация". В дальнейшем учет этой способности производится как нечто естественное и внимание акцентируется на новом требовании к речи оратора. Нельзя забывать о публике. Ее приглашают красивым огромным объявлением. Установка на доброжелательность производится правилом: "Нет плохих ораторов -,есть плохой слушатель, ибо выступление каждой личности интересно, как сама личность". Вводится правило "одного голоса", для того чтобы любой силы голос был услышан в аудитории (непродуманное увлечение в школе микрофоном провоцирует некультурное поведение детей). Кстати, введение правила "одного голоса" очень полезно и для учебных занятии; на уроке тоже звучит лишь один голос. 24 Конечно, жюри для ораторов-конкурсантов проводит предварительную консультацию. Но если это делают педагоги по классным группам, то надобность в общем консультировании отпадает. Победителей турнира ораторов поздравляют, их имена появляются на плакате, где сообщается решение жюри и предположительные сроки следующего турнира и содержание состязания. У зеркала Умение отдавать себе отчет в собственной жизни является одним из значительных признаков личностного развития человека. Формированию данного умения можно способствовать, ставя воспитанника в ситуацию жесткого вопроса: "Чего ты хочешь?" Этот вопрос сам по себе очень хорош, когда его ставят перед ребенком в минуту необъяснимых его реакций или нежелательного поведения. Однако неплохо было бы расширить пространство для духовных усилий по осознанию себя как личности. Для этого существует несколько методических форм, рожденных в школе: "Разговор при свечах", "Расскажи мне обо мне", "Рейтинг по кругу", "Портрет в анкете" и др. Исключительное место среди них занимает групповая работа с детьми под названием "У зеркала". Суть этого группового дела - поставить подростка или юношу перед самим собою хотя бы на мгновение, предоставив возможность взглянуть на себя как на некое неповторимое, отличное от всех, как на носителя человеческих свойств и качеств, некоторый эмансипированный, самостоятельный внутренний мир в его автономии от окружения. У зеркала (вокруг зеркала) рассаживается группа, либо каждый член группы - перед отдельным зеркалом, перед каждым участником работы лежит веер цветных карточек, на обороте которых написаны незавершенные фразы. Поочередно перевертывая карточки, участники группового занятия, глядя на свое изображение в зеркале, завершают фразу про себя, мысленно, или же вслух. Если зеркало одно и большое, то подростки подходят к нему и садятся перед ним, а остальные располагаются слева или справа, чтобы "собеседник с собою" оставался условно наедине. Если же зеркало имеется у каждого, то по просьбе педагога все одновременно берут одного цвета карточку и сообщают зеркальному отражению свое мнение. Не рекомендуем эту форму занятий всем педагогам. Дело тут не в "хорошем" или "плохом" специалисте. Здесь недопустима и толика фальши, и капля сомнения в значимости занятия. Только педагог духовной ориентации может проводить такую работу с детьми, и только искренний и технически (голос, мимика, пластика разнообразны и бо- гаты) подготовленный учитель способен извлечь из "Зеркала" максимум ценностного результата. Приведем примеры текста карточек: "Я вижу перед собою...", "Я обнаруживаю в себе...", "Мне интересен этот человек, потому что...", "Я бы не возражал побеседовать с ним, потому что...", "Я хотел бы задать ему прямой вопрос...", "В моем собеседнике мне непонятным кажется...". Варианты содержательного наполнения общения с зеркальным отражением создаются при опоре на вычленение функций зеркала как социально-психологического феномена общественной жизни и жизни индивидуальной*. Зеркало регулирует наш внешний облик, вернее костюм, в котором мы выходим на общение с "другим человеком". В минуту проверки нашего внешнего облика с помощью зеркала мы как бы стали на место этого "другого" и его глазами взглянули на себя. Зеркало сообщает о мере соответствия внешнего облика внутреннему содержанию нашей личности, возрасту, ситуации, предмету общения, качествам, идеологии, - обращаясь к зеркалу, мы корректируем тут же мимику, жесты, пластику, приводя их в соответствие сейчасному состоянию. В зеркале мы воспринимаем лишь оболочку человека без его содержательного наполнения, оно - своеобразный идеологический вакуум, который мы вправе наполнить самовольно собственным идеологическим соком. Зеркало помогает нам вывести наше "я" за пределы нас самих, увидеть на время свою личность со стороны, представив ее в качестве объекта рассмотрения и наблюдения. Отмечая функции зеркала, педагог создает смену позиций для подростка и юноши, севших перед зеркалом. Можно избрать одну из функций. Стимулирующим моментом может послужить художественное полотно, где герой представлен перед зеркалом (например, полотна Серова, Веласкеса). Рассматривая миг общения человека с самим собой посредством зеркала, дети вместе с педагогом обнаруживают разнообразие функций этого чудесного изобретения человечества. Попутно спросим у детей: как ведет себя кошка или собака перед куском стекла, покрытого серебром?
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (218)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |