Описание веществ | ||
Сходные свойства | Различные свойства | |
1.Сахарный песок 2.Поваренная соль И т.д. |
Закрепить эти умения можно с помощью следующих домашних заданий:
1. Основываясь на наблюдении уксусной кислоты и воды, установите их сходство и различия.
2. Опишите 2—3 вещества (по выбору) и укажите их применение, основанное на свойствах этих веществ.
При дальнейшем изучении химии у учащихся возникает вопрос, имеется ли связь между внешним проявлением свойств веществ и их внутренним строением? Ответ на него дает урок «Вещества молекулярного и немолекулярного строения». В курсе физики учащиеся получили первые представления о строении некоторых твердых веществ, о явлениях диффузии и об агрегатном состояние веществ, узнали определения атома и молекулы. Актуализация и пополнение полученных знаний новыми примерами позволяют уточнить эти важные для химии понятия. Работа с рисунками и моделями, раскрывающими внутреннее строение знакомых веществ, сравнительное и целенаправленное наблюдение явлений, сопровождающих прокаливание нафталина и кварцевого песка, помогает сформулировать выводы:
1 Некоторые вещества состоят из молекул, другие — нет.
2.Свойства веществ определяются их строением.
3.Вещества молекулярные и немолекулярные различны по
свойствам.
Закономерность «строение — свойства» трудна для усвоения, но важна для прогнозов явлений. Повысить уровень ее усвоения можно путем решения познавательных задач.
1. Поваренная соль при сильном нагревании накаливается, но не расплавляется, не испаряется. Чем это можно объяснить?
2. На лотке с мороженым лежат куски сухого льда, опишите и объясните его роль, укажите изменения, происходящие с последним в жаркую погоду.
На основе изученного учащиеся делают обобщение, составляют схему.
Обращаясь к моделям и рисункам, отражающим строение знакомых веществ, учащиеся устанавливают, что молекулы одних из веществ состоят из атомов одинаковых, других — из разных. Отсюда, признаком сравнения может быть состав, по которому вещества делятся на простые и сложные. Даются определения: простыми называются вещества, которые состоят из атомов одного вида. Сложными называются вещества, состоящие из атомов разного вида.
Уроки по темам: «Закон постоянства состава», «Химические формулы», «Валентность», «Составление формул по валентности», имеют принципиальное значение для осознания всеобщей характеристики всех веществ — их состава. Они направлены на понимание количественных отношений атомов в веществе. К пониманию сущности закона постоянства состава и химических формул учащиеся подводятся через эксперимент, с его помощью показываются разные способы получения одного из веществ (диоксида углерода, воды и др.). Делается вывод: одно и то же вещество можно получить разными способами. Ставится вопрос: как определить истинный состав вещества и соотношение атомов его составляющих? Ответ на этот вопрос дает количественный опыт разложения воды электрическим током. Находят соотношение атомов водорода и кислорода в молекуле воды через соотношение масс элементов: m (Н) : m (О) = (0,089*2) : (1,429*1) = 1:8 Ar(H) = l, Ar(O) = 16. Следовательно, отношение этих атомов в молекуле воды: п (Н) :п(О)=2: 1, а ее формула Н2О. Делается вывод: вода имеет постоянный состав, независимо от того, где и каким образом она получена. Формулируется закон постоянного состава, указываются границы его действия (молекулярные вещества). Анализ состава воды и вывод формулы воды являются логическим переходом к изучению валентности элементов. Валентность раскрывается как свойство атомов элемента присоединять к себе подобные атомы или атомы других элементов. Дается представление о постоянной и переменной валентности атомов. На основе выполнения тренировочных упражнений вырабатываются умения определять валентность по формулам бинарных соединений и составлять таковые по валентности. Упражнения убеждают учащихся, что формула молекулярного вещества отражает качественный и количественный состав их молекул. Но не все вещества состоят из молекул. Какую информацию о составе этих веществ несут их формулы? На этот вопрос учащиеся получают ответ, анализируя модели кристаллов и опираясь на знания физики о строении твердых тел. Учащиеся делают вывод: формулы немолекулярных веществ выражают простейшие отношения атомов или ионов их составляющих. Молекулы, атомы и ионы выделяются как структурные единицы этих веществ. На основе изучения веществ формулируются положения атомно-молекулярного учения:
1.Мельчайшей, химически неделимой частицей вещества является атом.
2.Многообразие веществ обусловлено различным сочетанием атомов.
3. При соединении атомов могут образовываться вещества молекулярного
(мельчайшей частицей которых являются молекулы) и немолекулярного (состоящие из атомов и ионов) строения.
4. Молекулы и атомы находятся в непрерывном движении.
5. Атомы одного вида отличаются от атомов других видов массой, разме-
рами, свойствами.
6.При химических реакциях атомы сохраняются, происходит их перегруп-
пировка в другие вещества, с иными свойствами.
На этом этапе изучения веществ ведущим остаются эмпирические методы познания, но усиливаются элементы теоретического познания. Одним из приемов изучения веществ является их описание по развернутому плану.
План изучения элементов и простых веществ:
1. Химический знак и характеристика элемента.
2. Относительная атомная масса.
3. Химический состав простого вещества.
4. Формула и относительная молекулярная масса.
5. Физические свойства.
6. Растворимость.
7. Химические свойства.
8. Физиологическое действие.
9. Круговорот в природе.
10. Получение.
11. Применение (кислород, водород).
12. Зависимость: состав—свойства — применение.
На примере изучения кислорода покажем цели изучения, содержание и графическое обобщение изучаемого материала.
Урок по теме: «Кислород — химический элемент и простое вещество».
Цель урока: развить у учащихся понятия о химическом элементе и простом веществе (на примере кислорода); выделить закономерности их познания: состав — строение — свойства — применение.
Основной метод: экспериментальное изучение свойств кислорода и графическое обобщение в процессе проблемной беседы.
На основе наблюдения опытов, обобщения изложенного учителем и дополненного учащимися в ходе беседы составляется схема-конспект урока.
При изучении кислорода, водорода, воды и их производных — оксидов, кислот, солей, оснований внимание учащихся следует сосредоточить на усвоении зависимостей «состав — свойства», «состав— свойства — получение», «свойства—применение» в процессе выполнения следующих заданий:
1. Охарактеризуйте зависимость применения кислорода от его свойств.
2. Установите и объясните закономерную связь между составом, свойства
ми и способами получения водорода.
3. На примере любого вещества раскройте следующую зависимость:
Состав_____ свойства______ получение, применение
Важно также научить учащихся анализировать и истолковывать символические обозначения, и прежде всего химические формулы, используя для этого ориентировочные основы действий (план, алгоритм).
Кислород
Химический элемент | Простое вещество |
Состав
Строение
Свойства
выводы
План анализа химической формулы:
1. Химическое соединение, обозначаемое формулой, и его описание.
2. Признаки и отношения, выделяемые формулой, их качественное и коли
чественное выражение.
3. Законы, которым подчиняется и которые отражает данная формула.
4. Определение по формуле класса, к которому принадлежит вещество.
5. Предсказание по формуле свойств вещества и способов получения.
6. Познавательные действия и расчеты на основе данной формулы.
7. Оценка роли химической формулы в познании веществ.
Изучение приведенных выше веществ и таких их классов, как кислоты, соли, основания, можно существенно сократить во времени в 3—5 раз, если раскрыть их концентрированно, крупным блоком, используя коллективный способ обучения. Приведем схему, отражающую связь данного материала и логику его раскрытия при таком способе изучения.
Изучение двух и более разделов, тем на основе коллективного способа обучения широко практикуют учителя школ.
Ориентацию учащихся на содержание темы (раздела) перед их самообучением учитель осуществляет разными способами (вводная лекция, схема-конспект, обобщающая весь материал, инструкция по его изучению и др.). Самообучение организуется в динамических парах учащихся путем работы с текстом учебника и выполнения предложенных заданий. Завершаются такие уроки коллективным обсуждением результатов или обобщающей лекцией, приводящих в систему весь изученный материал.
Обобщение знаний об основных классах неорганических соединений имеет целью привести в систему первоначальные сведения об оксидах, кислотах, основаниях и солях, углубив их новыми признаками этих веществ и знаниями их взаимосвязей. Основная идея обобщения — зависимость свойств от состава вещества. Весьма важным в понимании периодического закона является урок на тему «Взаимосвязи между неорганическими веществами».
Цель урока: систематизация полученных знаний о неорганических веществах и их классах, установление между ними генетических связей и взаимосвязей, образование системы понятий об основных классах неорганических соединений.
Урок начинается с актуализации сделанных ранее обобщений о классах соединений и умений оперировать этими знаниями. Она проводится в форме вопросов, упражнений, выполнения экспериментальных задач. Учащиеся выполняют следующие упражнения:
1. Какие вещества называются оксидами? Каков их состав, на какие группы и по каким признакам делятся оксиды? Приведите примеры.
2. Экспериментально докажите принадлежность оксида фосфора (V) и ок
сида кальция к определенным группам оксидов.
3. Установите взаимосвязь состава, свойств и применения оксидов.
(Подобные типы заданий предлагаются и по другим классам соединений.)
Основная часть урока отводится обобщению и систематизации знаний на основе ведущих идей курса, составлению схемы классификации и установления взаимосвязи веществ разных классов.
Специфические (особенные) свойства каждого класса рассматриваются со всеобщими признаками (состав, строение, свойства) и учетом индивидуальных признаков их представителей.
По анализу состава как классификационного признака вещества делятся на простые и сложные. Учащиеся приводят определения, примеры и описания простых и сложных веществ. Сложные вещества разделяются на классы. Учащиеся дают их характеристику, указывают признаки деления, приводят доказательства принадлежности тех или иных веществ к определенному классу соединений, раскрывают общие свойства класса, противопоставляют свойства веществ, относящихся к одному классу, но разным его группам. Итогом систематизации этих знаний является схема классификации неорганических веществ.
Следующая часть урока отводится установлению взаимосвязи между соединениями разных классов. Сначала проблемно устанавливаются генетические связи, затем проводится постановка проблемы: можно ли с помощью химических реакций перейти от простых веществ к сложным и от одного класса соединения к другим? Учащиеся высказывают предположения о возможности таких переходов, составляют схемы превращений, конкретизируют их уравнениями реальных реакций, подтверждают некоторые из них опытами, устанавливают генетические связи веществ. Пример схемы превращений: Ca->CaO-Ca(OH)2—CaSО4.
Цепь этих превращений показывается экспериментально. Аналогично исследуются возможности подобных превращений неметаллов на примере серы или фосфора. С помощью конкретных и общих схем генетических связей соединяют цепи превращения металлов и неметаллов между собой:
Ca->CaO->-Ca(OH)2 . Me-*-MeO-*Me(OH)s
S -»• SO2 -> H2SO3 ‘ HeMe-* неМеО--> НхНеМеОу
Важно использовать не только прямые переходы от простых веществ к сложным, но и обратные, от сложных к простым:
Cu(OH)2-»-CuO->Cu.
Необходимо также раскрыть взаимосвязь между веществам: разных классов .
Учащимся задается вопрос: могут ли существовать связи между веществами, разными по составу и свойствам? Учащиеся приводят примеры, доказывающие наличие таких связей На основе схем генетических связей составляют схему взаимосвязи веществ разных классов, записывают уравнения, подтверждающие их. Делают общий вывод: между различными элементами и их соединениями существует взаимосвязь. Она проявляется в процессе взаимодействия веществ и активно используется в практической деятельности человека.
При выполнении упражнений следует широко использовать диалектический принцип «оборачиваемости метода». В данном случае он проявляется в том, что свойства одного вещества или целого класса одновременно рассматриваются и как основа применения этого вещества, и как способ получения других веществ.
Приведем примеры подобных упражнений:
Используя оксид кальция, раскройте общие признаки этой группы веществ и установите взаимосвязи его состава, свойств и применения.
Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить
следующие превращения:
Ва -> ВаО -> Ва(ОН)2 -»• ВаС12.
Укажите условия их протекания.
3. С какими из перечисленных веществ: CaO, Р2О5, MgO, CO2, Ва(ОН)2 —
будут реагировать: а) вода, б) гидроксид натрия, в) соляная кислота? Запиши
те уравнения возможных реакций и дайте объяснение указанным взаимодействиям.
3. ОБРАЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПОНЯТИЙ О ВЕЩЕСТВЕ
ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПЕРИОДИЧЕСКОГО ЗАКОНА И ПЕРИОДИЧЕСКОЙ
СИСТЕМЫ ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ Д. И. МЕНДЕЛЕЕВА,
ТЕОРИИ СТРОЕНИЯ ВЕЩЕСТВ
При изучении этого центрального вопроса курса химии учащиеся должны усвоить систему понятий о веществе на уровне осознания ее абстрактного инварианта. Для этого необходимо обеспечить:
1) усвоение ведущих идей курса: периодичности и зависимости
свойств веществ от их строения (структуры);
2) овладение современным понятием «химический элемент»;
3) понимание сути периодического закона и периодической
системы как научного обобщения и систематизации химически знаний;
4) осознание причин, механизмов образования, важнейших
характеристик разных видов химической связи и типов кристалли-
ческих решеток, понимание уровней усложнения химической организации веществ;
5) содержательное обобщение отдельных понятий о веществе
и его строении в теоретическую систему, усвоение ее инварианта;
осознание функций и перспектив развития данной системы.
Изучению периодического закона и периодической систем предшествует обобщение материала о классификации элементов, их оксидов и гидроксидов. Этот материал расширяется включением знаний о явлении амфотерности. Учащиеся знакомятся с ним на примере экспериментального исследования свойств гидроксида цинка. Чтобы у них не сложилось мнения, что амфотерность — индивидуальная особенность оксида и гидроксида цинка, следует этот материал дополнить примерами других оксидов, гидроксидов, обладающих амфотерными свойствами (алюминия, сурьмы (III), олова (II) и др.). Знакомство с амфотерностью направлено на то, чтобы убедить учащихся в условности деления элементов и простых веществ на металлы и неметаллы, показать, что многие их оксиды и гидроксиды обладают свойством амфотерности. Составленная ранее схема классификации оксидов и гидроксидов дополняется группами амфотерных соединений.
Важной предпосылкой понимания методологии открытия периодического закона и периодических закономерностей является изучение доменделеевских классификаций элементов в сравнении с подходом к решению этого вопроса Д. И. Менделеева, ; также знакомство учащихся с некоторыми естественными семействами элементов.
Уроки по теме: «Естественные семейства элементов (галогены щелочные металлы, инертные элементы)».
Цели уроков: 1. Показать недостаточность классификации элементе на металлы и неметаллы, дальнейшие попытки систематизации элементов путем выделения естественных их семейств. 2. Сформировать понятие о естественной группе элементов. 3. Установить закономерности изменения свойств элементов внутри группы (семейства), подвести учащихся к выводу об атомной массе как важнейшей характеристике атомов элементов.
Выявленные закономерности внутри семейства обобщаются.
1. Естественные группы элементов объединяют сходные по свойствам
элементы.
2. Внутри групп у элементов прослеживается изменение относительной
атомной массы (Аг) и связанное с ней изменение физических свойств.
3. При проявлении сходных химических свойств элементами одного семейства химическая активность каждого из них закономерно различна: по мере возрастания Аг у щелочных металлов она увеличивается, а у галогенов падав!
4. Элементы, относящиеся к одному семейству, проявляют сходные валентности в кислородных и водородных соединениях.
5. Элементы всех рассмотренных групп, несмотря на их существенные различия, имеют общую количественную характеристику — относительную атомную массу и проявляют общую закономерность: зависимость их свойств от Аг и их изменений в группах в связи с увеличением относительной атомной массы.
Изучение периодического закона и периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева на основе теории строения атома существенно пополняет знания учащихся о составе и структуре вещества. Атомы рассматриваются здесь как целостные ядерно-электронные образования с определенным внутренним строением и свойствами. Анализируя состав атомов, выделяют три его основные частицы: протоны, нейтроны и электроны, а при рассмотрении строения атомов — их электронную структуру (конфигурацию). Внимание учащихся обращаем на то, что неглубокие изменения внешних электронных оболочек атомов, при сохранении их атомного остова, приводят к разным валентным состояниям атомов, к образованию разных дискретных форм вещества (атомов, ионов и других атомных частиц). Важнейшим свойством атомов является их способность к образованию химических связей, химических соединений определенных форм и состава. Понятие «форма соединения» введено в химию Д. И. Менделеевым. Оно отражает определенные сочетания атомов в соединениях как формах существования элементов. В обобщенном виде это понятие характеризует состав типичных соединений определенных групп элементов. Д. И. Менделеев придавал особое значение этому понятию в понимании явлений периодичности и включал его в состав формулировки периодического закона. При рассмотрении характеристики элементов и раскрытии периодических закономерностей большую роль играет определение форм высших кислородных и водородных соединений элементов, которым соответствуют их общие формулы типа: R2O3, HRO3, RH3 и другие. Подчеркивая абстрактность и наглядность последних, Д. И. Менделеев отмечал, что они дают возможность сравнивать элементы абсолютно легко, а группы аналогов — элементов кажутся совершенно ясными и очевидными. «Форм окислов восемь, а потому и групп восемь»,— писал Д. И. Менделеев.
Знания о составе и строении атомов, о составе и форме химических соединений элементов имеют принципиальное значение для формирования понятия «химический элемент», для осознания его природы, которая, по мнению Б. М. Кедрова, находит свое выражение в таком содержательном признаке его, как «место элемента в периодической системе».
Следует обратить внимание учащихся на различия в подходах к систематизации элементов Д. И. Менделеевым и его предшественниками. На основе обсуждения данных вопросов учащиеся могут их указать самостоятельно.
Изучая периодический закон, учитель заостряет внимание на тех приемах деятельности
Д. И. Менделеева, которые сыграли особую роль в открытии периодического закона.
Усвоение идей и приемов сравнения и систематизации элементов позволяет включить учащихся в деятельность по самостоятельному выводу периодических закономерностей на основе работы ( карточками — характеристиками элементов и установить связь изменений свойств элементов с нарастанием их Аr: 1) валентности элементов по кислороду и водороду;
2) форм и свойств их оксидов, гидроксидов и газообразных водородных соединений
3) характера самих элементов.
Делаются обобщения: при линейном нарастании количественных характеристик элементов (порядкового номера, Аr) происходит периодическое изменение и: свойств, т. е. качественных характеристик.
Изучение электронного строения атомов элементов непосредственно связано с раскрытием содержания периодической системы
Цели изучения: 1. Ознакомить учащихся со строением атомов элементов I—IV периодов, с закономерностями изменения их электронных структур, обусловленных увеличением их порядкового номера. 2. Раскрыть физический смысл периодического закона. 3. Дать элементарные представления о природе электронов и их состоянии в атомах. 4. Дать понятия о периодах, труппах и подгруппах химических элементов и изменении свойств элементов в за -висимости от Аr и строения их атомов. 5. Выделить принципы построения периодической системы и отражаемые ею периодические закономерности. 6. Показать теоретическое и практическое значение периодического закона и систем элементов, научный подвиг Д. И. Менделеева.
Опираясь на имеющиеся знания о строении атомов, используя таблицу, отражающую распределение электронов в атомах элементов I—IV периода, учащиеся приходят к выводам:
1) электроны в атоме располагаются слоями, число которых находится в прямой зависимости от заряда ядра и количества электронов в атоме;
2) электронное строение атомов элементов, особенно их наружного слоя, с увеличением № порядкового номера периодически повторяется;
3) электронное строение атомов находится в периодической зависимости от увеличения зарядов ядер атомов элементов.
Имеющиеся знания позволяют раскрыть физический смысл периодического закона: периодические изменения свойств элементов объясняются периодической возобновляемостью на все более высоких энергетических уровнях (электронных слоях) сходных электронных структур атомов.
Возникают учебные проблемы: 1. Почему электронные структуры атомов элементов изменяются периодически? 2. Почему одни электронные слои атомов являются завершенными, другие — незавершенными?
Разрешить данные проблемы помогут следующие вопросы:
1. Характеристика движения электрона как непрерывного, идущего с колоссальной скоростью, подчиненного законам микромира, отражающего двойственную природу электрона.
2. Представление о пути, описываемом электреном, как расплывчатом электронном облаке, о вероятности нахождения его oтносительно ядра, о разной плотности электронного облака.
3. Понятие об oрбитали, включающее представления о форме электронного облака и его ориен- тации в пространстве, о собственном направлении движения электрона.
4. Энергетические характеристики состояния электронов в атоме.
5. Принципы заполнения электронных уровней.
6. Строение атома и периодический закон, периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.
Узловым понятием системы знаний о периодичности является химический элемент. Заряд ядра атома выделяется как существенная характеристика элемента. Из нее выводится другая важная характеристика —порядковый номер элемента.
Обобщенной характеристикой элемента является его место в периодической системе Необходимо, чтобы эти характеристики учащиеся четко усвоили. С учетом последней уточняется формулировка периодического закона:
Свойства элементов, а также формы и свойства их соедине-
ний находятся в периодической зависимости от заряда ядра
атомов элементов.
Обобщение полученных знаний направляется на раскрытие общей структуры периодической системы и принципов ее построения. Особое внимание уделяется отражаемым в ней периодическим закономерностям, знание которых позволяет затем широко использовать в обучении их эвристические функции. Поэтому важно «обнажить» эти закономерности с помощью их графического обобщения .
План характеристики элемента на основе его положения в периодической системе:
1. Анализ положения в периодической системе (порядковый номер, период,
ряд, группа, подгруппа).
2. Заряд ядра атома, количество частиц (р, п, ё), относительная атомная
масса (Аr).
3. Электронная структура атома элемента. Валентные электроны.
4. Вид элемента (s; p; d; f).
5. Формы и характер высших кислородных и водородных соединений, валентность элемента в них.
6. Определение характера элемента.
7. Сравнение элемента и его соединений с элементами-аналогами.
8. Обобщенная характеристика элемента.
Важной задачей является отработка в упражнениях двух обобщенных умений: 1) дать сравнительную характеристику элемента на основе его места в системе, 2) прогнозировать и объяснять химические явления на основе периодической системы.
Особенность методики изучения вопросов строения веществ на атомном и молекулярном уровнях химической организации вещества обусловлена невозможностью наблюдать природу атомов, молекул, ионов, механизмы образования их связей и взаимодействий. Определяют методику и высокую абстрактность, теоретичность учебного материала, раскрывающего внутреннее строение веществ. Поэтому ведущим средством обучения здесь являются модели, а основным методом — модельное описание и теоретическое объяснение. Осознание этого сложного материала осуществляется через деятельность учащихся, управляемую посредством специально подобранных познавательных задач, которые могут быть предъявлены в форме различных заданий. На npимере изучения строения веществ раскроем методические приемы отбора и включения заданий в структуру уроков. В историческом плане вопрос о строении (структуре) веществ как более высоком гомологе их состава выяснялся после познания состава химических соединений, следовательно, изучение химической связи кристаллических решеток должно опираться на анализ состава атомов и их химических соединений.
Центральным понятием в системе знаний о веществе является химическая связь. Исходной основой ее изучения служат сформированные на основе периодической системы представления о реакционной способности атомов, о спаренных и неспаренных электронах и четкие символические изображения последних. Они помогают учащимся уяснить причину образования химических связей атомов и других атомных частиц. Важным моментом понимай сути химической связи является раскрытие ее единой природы — спаривания неспаренных электронов, заполнения свободных орбиталей, ведущих к снижению энергии реакционной системы. Опираясь на полученные знания, учащиеся прогнозируют механизм образования молекулы водорода, записывают схему предполагаемого процесса. Учитель уточняет и объясняет схему, характеризует данный вид химической связи.
На примерах молекул кислорода и азота показывается образование двойных и тройных химических связей, их влияние на повышение прочности молекул.
Это подтверждается энергетическими характеристиками. Необходимо при обсуждении механизмов образования ковалентной химической связи остановиться на содержании понятия «электронная пара».
На основе полученных знаний учащиеся подводятся к формулировке определения ковалентной связи: химическая связь атомов осуществляемая двухэлектронным облаком повышенной плотности (электронной парой) называется ковалентной.
В данном месте курса логично и необходимо раскрыть понятие «относительная электроотрицательность» элемента. Наиболее успешно его усвоение достигается при активном использовании периодической системы и решении познавательных задач, предъявляемых в форме различных заданий.
2019-12-29 | 258 | Обсуждений (0) |
5.00
из
|
Обсуждение в статье: Сравнительное описание веществ |
Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓ |
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...
Система поиска информации
Мобильная версия сайта
Удобная навигация
Нет шокирующей рекламы