Цель: повторить и обобщить содержание важнейших химических понятий на уровне атомно-молекулярного учения; проанализировать и обобщить связи, существующие между понятиями; сформировать у учащихся умения выполнять действия описания, сравнения, установления причинно-следственных связей, систематизации, обобщения, моделирования, объяснения
Внимательно прочитайте цель урока. Работайте индивидуально.
УЭ-1
1. Составьте схемы классификаций веществ по составу и строению; приведите пример вещества каждого типа и дайте объяснение.
2. Покажите схему реакции разложения воды электрическим током
Работайте в парах. Ответьте на вопросы.
УЭ-2
УЭ-2
Актуализация, обобщение и систематизация знаний .
1 группа.
Задания на обобщение знаний о химических элементах:
1) запишите в столбик знаки химических элементов N. Mg. H. Zn. Ca. S. Fe
2) укажите возможные валентности перечисленных химических элементов;
3) подчеркните знаки металлов одной чертой, неметаллов – двумя чертами;
4) какие свойства характеризуют химические элементы?
5) рядом со значением элементов запишите значения их относительных атомных масс;
6) сколько химических элементов известно науке в настоящее время
7) дайте определение химического элемента.
2 группа.
Задания на обобщение знаний о веществе:
1) на какие группы по строению можно разделить вещество?
2) Используя знания физики и химии опишите строение : меди и кислорода, поваренной соли и льда. Приведите примеры зависимости физических свойств от их строения;
3) Сравните строение и свойства сухого льда (твердого углекислого газа) и сульфида цинка;
4) Спишите и расставьте валентности элементов в формулах, Al 2O3 Fe2O3
CuO N2 PH3 SiO2 CH4 H2 H 2S P 2O5
3 группа.
1) состав, выражаемый химической формулой вещества, является их важнейшей и постоянной характеристикой. Проанализируйте качественный и количественный состав веществ, формулы которых:
CuO Fe2O3 CaO
2) сравните содержание понятий : смесь и чистое вещество, простое и сложное вещество, химический элемент и простое вещество
3) объясните, какое содержание несут следующие записи: N N2, О и О2, 3О, 2N, N2O3 3N2O3
4) уточните содержание понятий: коэффициент, индекс, химический знак, химическая формула. Объясните причины расстановки индексов и коэффициентов и укажите их связь с законами химии.
4 группа.
Задания на обобщение знаний химической реакции:
1) дополните уравнения реакций:
1) ?Н2+?О2= ?
2) ? Р + ? О2 = ?
3) ? S + ? О2 = ?
4) ? Fe(ОН)3 = ? Fe2O3 + ?
5) ? Mg + ? ZnCl2= MgCl2+ ?
2) как называются вещества, вступающие в реакцию и образующиеся в ее результате?
3) Объясните изменения, происходящие в составе исходных веществ в результате химических реакций:
а) с атомами, образующими исходные вещества;
б) с молекулами исходных веществ?
4) Дайте определение химической реакции с позиций атомно- молекулярного учения.
Работайте в группах, выполняя задания 1,2,3,4,5,6,7
Учащиеся работают с моделями и схемами кристаллических решеток, выполняйте задания с применением знаний о валентности и индексах.
Обсудите вопросы, корректируйте их и оцените.
Стройте схему взаимосвязи этих понятий, дайте определения понятий и формулировки законов.
Работайте в тетрадях и проверьте друг у друга.
Проверьте знание определения друг у друга.
УЭ-3
Проверка знаний определений по теме
Работайте в парах
УЭ-4
Ответьте на вопросы теста. Оцените свою работу:
«отлично»- все ответы верны
«хорошо»- один ответ неверен
«удовлетворительно»-два ответа неверны
Работайте в парах. Обсудите результат.
УЭ-5
Подведение итогов (рефлексия)
1. Прочитайте цель занятия .
2. Достигли ли вы цели занятия?
3. Что бы вы могли улучшить в своей работе?
Заключение :
1. Элемент, обладающий определенными свойствами (атомная масса, валентность, способность образовывать химические соединения), являются исходной основой для образования веществ и их составной частью.
2. Всеобщими характеристиками веществ являются состав, строение, свойства, имеющие индивидуальное проявление у отдельных веществ. Основным способом выражения состава веществ являются химические формулы. Анализ состава позволяет делать заключение о некоторых свойствах веществ. Химические свойства веществ проявляются в химических реакциях.
3. К химическим реакциям относятся такие явления, в ходе которых происходит превращение исходных веществ в новые вещества (продукты реакции) с иным составом и свойствами. Условной записью химических реакций, отражающей сущность превращения веществ, служат химические уравнения. В основе принципов составления химических формул и уравнений лежат законы химии, которым подчиняются состав и строение веществ и протекание химических реакций.
4. Важнейшие объекты изучения химии (элементы, вещества, реакции) взаимосвязаны между собой. Эта связь отчетливо проявляется в процессе превращения веществ