Реализация методов и форм работы социального педагога в органах социальной защиты в Республики Беларусь с различными категориями населения
Продолжается процесс реформирования форм и методов социальной помощи пожилым людям, инвалидам и другим категориям граждан государственных органов социальной защиты и социального страхования, действующих в тесном контакте со службой милосердия Общества Красного Креста, Фондом милосердия и здоровья, ветеранскими и другими общественными организациями. Сегодня на Беларуси наблюдается значительный рост числа инвалидов, увеличение удельного веса инвалидов трудоспособного возраста, снижение их занятости, уровня социальной защиты. Социальная работа государственных и негосударственных структур по защите и поддержке инвалидов осуществляется по следующим основным направлениям: а) профилактика (предупреждение) инвалидности; б) медико-социальная экспертиза; в) медицинская реабилитация; г) профессиональная реабилитация и рациональное трудоустройство; д) социальная реабилитация, включающая социальную помощь, социальное обслуживание инвалидов и другие направления. Основными видами социальной помощи инвалидам со стороны государства стали денежные выплаты, натуральное обеспечение, социальные услуги, создание «безбарьерной» среды жизнедеятельности. В соответствии с Положением на территории района, города создано по одному Отделению социальной помощи на дому для обслуживания пенсионеров и инвалидов, нуждающихся в посторонней помощи вследствие частичной утраты способности к самообслуживанию. Основными направлениями деятельности отделений стали: выявление и учет пенсионеров и инвалидов, нуждающихся в обслуживании на дому; оказание им социально-бытовой и иной помощи; организация сбора, хранения и выдачи одежды, обуви и других предметов первой необходимости; содействие в предоставлений обслуживаемым лицам льгот и преимуществ, установленных действующим законодательством. Сегодня особое беспокойство общества вызывает состояние семьи, материнства и детства, которое можно охарактеризовать как кризисное. На решение этих проблем направлена деятельность отдела семьи и гендерных проблем [2,c.178]. К настоящему времени сложились четыре основных методов и форм государственной помощи семье: 1.денежные выплаты (пособия и пенсии); 2.трудовые, кредитные, медицинские льготы; 3.бесплатные выдачи (питание, одежда, обувь); 4.социальное обслуживание семей (консультирование, социальные услуги) [13,c.92]. Cоциальная защита с самого своего зарождения привлекала внимание многих исследователей разных направлений. Поэтому на ее развитие и сегодня оказывают влияние мировые теории. Прежде всего, это такие теории и модели, каждые из них использует свои формы и методы воздействий на личность, группу, разрешая их социальные проблемы: 1.Социолого-ориентированные теории и модели (они направлены на улучшением социальных предпосылок, условий осуществления социальной защиты. Главными формами и методами социальной работы здесь выступают: социальный контроль за поведением представителей различных групп населения (особенно групп риска), оказание помощи клиентам в том, чтобы они сами нашли свое место в жизни. В качестве механизма здесь выступает разработка различных социальных проектов, программ, в которых участвуют как социальные службы, так и сами группы нуждающихся). 2.Психолого-ориентированные теории и модели (главной целью считают задачу помощи клиентам в активизации собственных усилий по изменению ситуации, возникшей на личностном или социальном уровне, оптимальном использовании своих личностных и социальных ресурсов). 3. Комплексно-ориентированные теории и модели (здесь выделяют несколько частных моделей: «ролевая теория»; «социально-педагогическая модель»; «когнитивная модель». Формирование современной национальной модели социальной защиты в Республике Беларусь базируется на использовании тех концептуальных посылок каждой из названных моделей, которые в наибольшей мере соответствуют белорусскому менталитету. Прежде всего, национальная модель организации социальной защиты тяготеет к социолого-ориентированной модели, основывающейся на признании особой роли социальной политики, создании условий, предпосылок эффективной социальной защиты среди различных категорий, нуждающихся, а также опору на структурные компоненты системы, оптимизацию деятельности учреждений и организаций социальной сферы и социальных работников. В соответствии с этими концепциями в республике идет поиск наиболее эффективных организационно-управленческих построений системы социальной защиты, совершенствуется деятельность ее структурных подразделений, разворачивается подготовка профессиональных кадров социальной сферы. Перемены в теоретико-концептуальных взглядах на сущность современной социальной защиты, повлекшие за собой обновление организационно-управленческих конструктов, не могли не сказаться на практическом решении конкретных человекозащитных задач. Они коснулись различных организационных уровней и различных категорий, нуждающихся в социальной защите, отразив тем самым единство теории и практики, значимость системного решения социальных проблем. Позитивные перемены характерны, прежде всего, государственной службе социальной помощи семье, женщине и детям,системе охраны материнства и детства. Новым явлением в решении женских проблем стало появление кризисных центров для женщин, подвергшихся сексуальному и бытовому насилию. Центры предназначаются для оказания квалифицированной психологической, педагогической, юридической, материальной, реабилитационной, социальной помощи женщинам, находящимся в кризисной ситуации. Однако говорить о широком развитии этих методов и форм защиты пока рано. Активно работают с детским населением и семьями, нуждающимися в социальной помощи, специальные подразделения в составе Территориальных центров социального обслуживания населения (ТЦСОН), являющихся государственными учреждениями, подчиняющимися органам по труду и социальной защите местных исполнительных и распорядительных органов. Деятельность семейно-детских подразделений ТЦСОН и самостоятельных центров ориентирована, в первую очередь, на самые социально незащищенные категории населения - многодетные, неполные семьи, семьи, где есть дети-инвалиды, семьи из групп риска, безработные и т.д. На эти категории семей создаются социальные паспорта, в которых отражается полная характеристика каждой семьи и проблемы, с которыми она сталкивается. Кроме основных видов оказываемых услуг, многие центры разрабатывают индивидуальные программы, выделяют важные методы и формы, по которым осуществляют свою деятельность [7,c.259]. В последние годы в республике появились новые методы и формы работы с детьми-сиротами:внедряется практика использования детских домов смешанного типа, где дети только живут, а обучаются в общеобразовательной школе; постепенно приживаются такие широко распространенные на Западе организационные формы работы с детьми, как дома для сирот семейного типа и детские деревни, ориентированные на воспитание детей в домашней обстановке в условиях многодетной семьи. В Беларуси появились детские приюты, находясь в которых ребенок должен пройти медицинское обследование (с целью оценки общего состояния здоровья), психологическую диагностику (для установления уровня психического развития и необходимых мер коррекции), социальную диагностику (для определения уровня адаптивности ребенка, выявления структуры его социальных связей). На основе результатов этих процедур выбирается тип реабилитационного учреждения, куда потом и направляется ребенок. В Республике формируется система социально-психологической помощи семьям и детям, практикуется создание временно приемных семей, в которые можно определить детей, оказавшихся в неблагополучных жизненных ситуациях, оказание неотложной психолого-педагогической помощи, индивидуальное консультирование. В Минске создана первая в Беларуси социально-психологическая служба по упреждению всех форм насилия над детьми «Дети - не для насилия». С января 2000 года в Минске работает Республиканский реабилитационный центр, предназначенный для социальной реабилитации детей-инвалидов с заболеваниями опорно-двигательного аппарата и другими заболеваниями, следствием которых является нарушение опорно-двигательных функций. Министерством образования разработана и утверждена новая концепция обучения, воспитания и подготовки к жизни детей-инвалидов, расширены возможности этих детей для получения образования в профессионально-технических училищах, средних специальных и высших учебных заведениях. С начала 90-х годов в Беларуси реализуется экспериментальная модель интегрированного обучения детей с особенностями психофизического развития в общеобразовательных школах и учебных заведениях (до этого они учились и воспитывались только в специальных школах). Ряд позитивных перемен произошел в социальной защите молодежи. Прежде всего - работа многопрофильных молодежных центров и их объединений, нацеленных на пропаганду и утверждение здорового образа жизни среди молодежи и подростков. Функционирует Молодежная биржа занятости, при которой работает агентство по информации итрудоустройству, учебно-производственные мастерские, а также имеется пункт профконсультации. Конкретно и результативно работают молодежные социальные службы в Минске и регионах, в составе которых функционируют различные службы, способствующие решению многих молодежных проблем трудового и досугового плана. Это студенческие бюро услуг, с помощью которых студенты могут выполнять частные заказы, поступающие от населения, предоставляется возможность в свободное от учебы время и в период каникул заняться различными видами общественнополезного труда, организовать оздоровительный отдых [2,c.185]. Важной формой социальной защиты одаренной молодежи является осуществляемая по инициативе фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов работа по предоставлению стипендий победителям международных и республиканских олимпиад, конференций, конкурсов. Неотъемлемой частью современной модели социальной защиты являются новшества, появившиеся в социальной работе с людьми пожилого возраста и инвалидами. Прежде всего, это оказание им социальных услуг в нестационарных условиях, т.е. деятельность служб социальной помощи на дому, которые действуют в составе Территориальных центров социального обслуживания населения (ТЦСОН). В некоторых регионах существует практика предоставления малоимущим пенсионерам товаров длительного пользования напрокат (стиральные машины, пылесосы, холодильники). Одиноким и одиноко проживающим малоимущим престарелым гражданам оказывается адресная натуральная и материальная помощь со стороны предприятий, организаций, колхозов, совхозов. Во многих районах установлены доплаты к пенсиям за счет средств местных бюджетов. Проводятся благотворительные акции по сбору средств для поддержки малообеспеченных граждан, открываются благотворительные счета, оказывается гуманитарная помощь. В последнее время появились примеры организации социальной помощи пожилым на смешанной основе, т.е. предоставление услуг государственными и негосударственными структурами, создания на общественных началах «отрядов милосердия», состоящих из студентов вузов, учащихся медучилищ, для обслуживания нуждающихся престарелых и инвалидов. Совершенствуют оздоровительную работу санатории и пансионаты для пенсионеров, ветеранов войны и труда и другие учреждения медицины, физкультуры, культурно-просветительной работы. В республике продолжается реализация комплекса мероприятий, направленных па решение проблем занятости инвалидов: развитие сети специализированных предприятий, трудоустройство инвалидов на условиях сокращенного рабочего дня или недели, предоставления дополнительных перерывов в работе и т.д. Совершенно новыми группами людей, нуждающихся в особых видах социальной помощи, являются лица, пострадавшие от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и мигранты (вынужденные переселенцы и беженцы). В числе мер социальной защиты пострадавших, особенно детей и подростков, первоочередное место занимает оздоровление, создание системы многопрофильных детских реабилитационно-оздоровительных центров. Для снижения уровня напряженности в обществе оказывается высококвалифицированная помощь населению в клинике НИИ радиационной медицины [13,c.111]. Таким образом, формы и методы социальной защиты человека должны быть дифференцированными, но обязательно доступными, полноценными, не унижающими человеческое достоинство, максимально ориентированными на профилактику и способы положительного разрешения отдельной личностью сложных критических ситуаций. Необходима разработка новых законодательных актов по названной проблематике и внесение изменений в действующие нормативно-правовые акты, совершенствование социально-бытового обслуживания на дому (оказание специализированной помощи утратившим способность к самообслуживанию, круглосуточный уход за больными на платной основе, развитие системы платных услуг), оказание адресной помощи (создание банка данных, разработка и осуществление программ адресной помощи с привлечением средств государственных и негосударственных учреждений, общественных и религиозных организаций). ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитие государственной социальной политики в современных условиях требует новых механизмов, форм и методов ее реализации, основанных на оказании населению необходимого комплекса прямых социальных услуг. Одним из важнейших звеньев этого механизма является создание системы социального обслуживания, обеспечивающей разнообразные формы социальной защиты с различными категориями населения на территориальном уровне. Она должна включать в себя комплекс разнообразных целевых услуг различным социальным группам, находящимся в зоне риска и нуждающимся с учетом новых социальных реалий в общественной поддержке, помимо той, которая предоставляется централизованно. Приоритетные направления развития системы социальной защиты населения в современных условиях: • разработка теории социальной защиты; • усиление социальной политики; • концентрация материальных, финансовых, интеллектуальных ресурсов; • совершенствование и всемерное укрепление системы социального обслуживания как важнейшего направления социальной защиты; • поддержка развития социального обслуживания в нестационарных учреждениях различного вида: центрах комплексного обслуживания, учреждениях социального обслуживания семьи и детей, специализированных отделениях социальной помощи на дому; • обеспечение дифференцированного подхода к осуществлению социальной защиты различных категорий нуждающихся; Негативные социальные проблемы в области социальной защиты населения невозможно устранить за короткие сроки. Для реформирования системы социальной защиты необходимы: • время; • различные ресурсы (организационные, правовые, материально-технические и др.); • разработка адекватных, востребованных технологий; • подготовленные специалисты; • активная поддержка общественных организаций, всего населения. Главная задача социальной политики состоит в гармонизации общественных отношений, обеспечении политической стабильности и гражданского согласия. Это достигается поддержанием баланса между денежными доходами населения и товарными ресурсами, созданием условий для решения жилищной проблемы, удовлетворением спроса населения на количество и качество товаров и услуг, созданием базы для укрепления здоровья населения, роста его духовности, образованности, культуры. Важное звено в социальной политике отводится политике социальной защиты населения. Новые социально-политические реалии переходного периода выдвинули задачи усиления адресности социальной поддержки слабозащищенных слоев населения, обеспечение основных социальных гарантий, развитие сети учреждений социального обслуживания и разработке социальных программ. Переход Беларуси по ряду объективных, причин в иное геополитическое пространство вызвал ряд явлений, ранее ей несвойственных: резкую дифференциацию доходов населения, повышение стоимости жизни, снижение уровня социальной защищенности. Доминирующие тенденции в обществе приобрели безработица (особенно среди женщин и специалистов высокой квалификации), вынужденная миграция, ухудшение криминогенной обстановки, нищенство, снижение рождаемости на фоне увеличения старения населения, снижение психологической устойчивости и т.п. Это обусловило необходимость перестройки всей системы социальной защиты населения и поиск новых методов и форм работы социального педагога в органах социальной защиты. Постепенно реформируются государственные институты социального обеспечения и социального страхования, усиливается адресная помощь и дифференцированность в удовлетворении минимальных жизненных потребностей различных категорий нуждающихся. При приоритете распределения ресурсов на социальную защиту из Республиканского бюджета происходит поиск внутренних ресурсов всех отраслей и сфер, производящих социальную политику. Многообразие современных видов, методов и форм социальной помощи и поддержки достигнуто в основном за счет появления и расширения деятельности общественных организаций благотворительного характера. Их влияние особенно ощутимо в деле помощи больным детям и детям-сиротам, престарелым и инвалидам. В настоящее время все более ощущается настоятельная необходимость скорейшего внедрения научно-обоснованной национальной концепции социальной защиты населения. Необходимо более качественно разрабатывать методы и формы работы в органах социальной защиты для того, чтобы они были эффективными и результативными.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Григорьев А.Д. История социальной работы. В 2 ч. Ч. 1 (до н.XX в.): учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - Мн.: ТетраСистемс, 2006. - 464 с. 2.Григорьев А.Д. Социальная работа на Беларуси: история, опыт, проблемы. - Мн.: Дизайн ПРО, 2000. - 240 с. 3. Дивицына Н. Ф. Семьеведение : учеб. пособие.- М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. - 325 с. 4.Закон Республики Беларусь «Об основах государственного социального страхования» от 31 января 1995 г. 5.Закон Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» от 17 апреля 1992 г. 6.Закон Республики Беларусь «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь» от 11 ноября 1991 г. 7.Кунгурова Н.И., Терехов В.К. Социальная работа. - Мн.: МФЦП, 2007.- 448с. 8.Курбатов В.И. Социальная работа: учеб. пособие. - М.: Ростов н/Д: Наука-Пресс, 2007. - 480 с. 9.Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 480 с. 10.Организация работы органов социальной защиты: учеб. пособие для студ. учреж. сред. проф. образ. /Под ред. А.Н.Савинова, Т.Ф. Зарембо.- М.: изд. центр «Академия», 2004. - 192 с. 11.Социальная защита населения: опыт организационно-административной работы: учеб. пособие для студ., обуч. по спец. «Социальная работа». Изд. 4-е, доп. и перераб./Под ред. B.C. Кукушина. - М.: изд. центр «МарТ», 2004. - 400 с. 12.Социальная работа: Введение в профессиональную деятельность: учеб. пособие. / Отв. ред. проф. А.А. Козлов - М: КНОРУС, 2005.- 368 с. 13.Социальная работа: Теория и организация: учеб. пособие. / Под ред. П.П. Украинец. - Мн.: ТетраСистемс, 2005. - 288 с. 14.Социальная работа: теория и практика: учеб. пособие. / Отв. ред. проф. Е.И. Холостова, проф. А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2004. - 427 с. 15.Тетерский С.В. Введите в социальную работу: учеб. пособие. - М.: Акад. Проект, 2004.- 496 с. 16.Технология социальной работы. / Под ред. И. Г. Зайнышева - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.-240 с. 17.Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М., 2001.- 432 с. 18.Холостова Е. И. Генезис социальной работы в России: учеб. пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2006. - 232 с. 19.Холостова Е. И. Социальная политика и социальная работа: учеб. пособие. - М.,2007. - 216 с. 20. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: изд. центр «Академия», 2002. - 260 с.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (290)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |