Общая характеристика образования и системы образования Республики Беларусь
ВВЕДЕНИЕ
Переход современного общества от индустриального к информационному обусловливает возрастание роли и социальной значимости образования. Для человека становится все более необходимым приобретение знаний, умений, навыков, чтобы обеспечить устойчивость собственного положения в обществе. Это касается не только его сегодняшней практической деятельности, но и будущего. Образование является основным источником повышения интеллектуального, культурного, профессионального и кадрового потенциала. В период с 1990 по 2004 Республика Беларусь, подобно всем постсоветским обществам, переживает острые проблемы системной трансформации. Новые социально политические условия в значительной степени повлияли на последующее развитие системы образования в целом, обусловили необходимость разработки новой образовательной модели. Образование предоставляет человеку не только знания, умения и навыки. Оно определяет его личностные качества, мировоззренческие и поведенческие приоритеты. Гармоническое сочетание знаний с личными качествами человека является главным моментом в процессе обучения и воспитания. Тема курсовой работ является актуальной, интересной и своевременной, так как государственному регулированию образования в республике в последнее время уделяется огромное внимание, в связи со стремлением присоединиться к Болонскому процессу. Более того, в Республике Беларусь на нужды образование выделяется недостаточное количество средств из государственного бюджета. Цель курсовой работы – изучить сущность государственного регулирования образования на современном этапе развития государства. Задачи исследования: - дать общую характеристику системы образования и перечислить основные законы, концепции, программы Республики Беларусь в сфере образования; - изучить государственные органы, регулирующие управление системой образования в республике, - проанализировать основные недостатки и преимущества существующей системы образования Республики Беларусь; - выделить основные этапы реформирования системы образования - определить перспективы развития системы образования. Курсовая работа состоит из введения, основной части, включающей три главы, заключения и списка использованной литературы. Во введении определена актуальность работы, цель и задачи исследования, дана краткая характеристика структуры и списка используемых источников информации. Первая глава работы - теоретическая в ней рассматриваются вопросы, связанные с сущностью образования, во второй главе – охарактеризованы государственные органы, регулирующие управление системой образования, в третьей - выделены основные этапы реформирования системы образования и определены перспективы развития системы образования. В заключении сделаны выводы и подведены итоги работы. В завершении – список использованных источников информации. При подготовке материала к работе использовались следующие источники Закон Республики Беларусь от 29 октября 1991 г. № 1202-XІІ «Об образовании», Закон Республики Беларусь от 29 июня 2003 г. № 216-З (с изменениями и дополнениями) «О профессионально-техническом образовании», Закон Республики Беларусь 5 июля 2006 г. № 141-З «Об общем среднем образовании», монографии Листопада Н.И., Ковалев М., Федотова Н. И. и др. Понятие образования и системы образования
Общая характеристика образования и системы образования Республики Беларусь
Образование - это сложная развивающаяся социокультурная система воспроизводства личности. Главное его содержание - способы, формы и средства формирования социальных и духовных качеств личности, и здесь образование неотделимо от воспитания. В широком социальном контексте под образованием следует понимать целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства, главной целью которого является формирование свободной, образованной, имеющей целостное представление об окружающем человека материальном и духовном мире творческой и моральной личности. Главной целью развития образования является удовлетворение потребностей населения в гармоничном развитии личности, творческих способностей, повышение интеллектуального и культурного потенциала страны. Согласно Закона Республики Беларусь от 29 октября 1991 г. № 1202-XІІ «Об образовании» (далее Закон) образование подразделяется на основное и дополнительное. Основное образование в Республике Беларусь включает следующие уровни (ст. 7 Закона) [1, с. 25]: дошкольное образование; общее базовое образование; общее среднее образование; профессионально-техническое образование; среднее специальное образование; высшее образование; послевузовское образование. Дополнительное образование направлено на расширение возможностей в интеллектуальном, эстетическом, нравственном и физическом развитии личности при получении основного образования, углублении профессиональной компетентности, а также на решение задач кадрового обеспечения всех сфер социально-экономической деятельности (ст. 8 Закона) [1, с. 25]. Дополнительное образование может осуществляться на всех уровнях основного образования, а также включает: внешкольное воспитание и обучение; повышение квалификации и переподготовку кадров. Таким образом, национальная система образования РБ включает (рис.1):
Рисунок 1 – Национальная система образования РБ дошкольное образование; общее среднее образование; внешкольные формы образования; профессионально-техническое образование; среднее специальное образование; высшее образование; подготовку научных и научно-педагогических кадров; повышение квалификации и переподготовку кадров; самостоятельное образование граждан. Основными приоритетами национальной системы образования в Республике Беларусь являются[11, с.748]: • становление национальной культурной основы образования; • ориентация образования на воспитание свободной творческой и нравственной личности; • укрепление физического и психического здоровья нации и человека; • децентрализация и гуманизация образования; • взаимодействие образования с наукой, производством, социально-духовной сферой; • регионализация образования; • экономическая направленность обучения и воспитания; • интеграция национальной системы образования в мировое образовательное пространство. Основными функциями образования как социальной системы являются: • передача накопленных знаний; • усвоение ценностей человеческой культуры; • влияние на социальную мобильность и формирование социально-профессиональной структуры общества; • участие в процессах социализации личности и обеспечение преемственности социального опыта. Важную роль в регулировании развития образования играют планирование, программирование и прогнозирование. В прогнозах и планах социально-экономического развития Республики Беларусь находят отражение цели и задачи, стоящие перед развитием национальной системы образования, система показателей, характеризующая развитие отрасли, выделяемые государственные ресурсы. Планирование и прогнозирование осуществляется также в разрезе общего, первоначального профессионально-технического, среднего специального и высшего образования. При планировании и прогнозировании развития общего и первичного профессионально-технического образования исходят из контингента учащихся, который лежит в основе расчета всех других показателей (сети школ и учебных заведений, классов, педагогических кадров и т.д.). Потребность в финансовых, материальных, и трудовых ресурсах обосновывается действующими в отрасли нормами и нормативами. Общее среднее и первоначальное профессионально-техническое образование в республике сохраняется бесплатным. При планировании и прогнозировании подготовки специалистов со средним и высшим образованием исходят из потребности в специалистах соответствующих отраслей народного хозяйства и сфер деятельности. Важнейшими показателями являются: • прием в высшие и средние специальные учебные заведения, в том числе за счет средств республиканского бюджета; • выпуск специалистов по группам специальностей, видам обучения и вузам. Развитие национальной системы образования в Республике Беларусь нашло отражение в: • Программе реформы общеобразовательной школы в Республике Беларусь; • Программе развития профессионально-технического образования в Республике Беларусь; • Программе развития внешкольного образования и воспитания учащихся. Важную роль в обеспечении соответствующего уровня образования играют: государственная аккредитация, подтверждающая государственный статус образовательного учреждения, соответствие качества подготовки требованиям образовательных стандартов; аттестация образовательного учреждения как государственно-общественный контроль за образовательной деятельностью и установлением соответствия содержания и качества обучения и воспитания требованиям государственных стандартов; лицензирование (на основе заключения экспертной комиссии, создаваемой соответствующими органами государственного управления, выдается лицензия на ведение образовательной деятельности); финансирование развития образования и содержания учреждений образования, которое в соответствии с республиканским законодательством должно составлять не ниже 10% от валового внутреннего продукта, осуществляется за счет средств государственного бюджета на основе установленных нормативов, определяемых в расчете на одного обучающегося по каждому типу, виду учреждений. В последние годы отрасль образования из государственного бюджета получала лишь 60-70% необходимых для развития средств [11, с.749]. На протяжении последних четырех лет сумма бюджетных ассигнований на содержание учреждений образования не превышала 7% от ВВП, что значительно ниже уровня, определенного законом об образовании (не ниже 10%) и недостаточно для решения существующих проблем в образовании и проведения намеченных мероприятий по его преобразованию в соответствии с требованиями устойчивого развития экономики страны. Выделяемые средства не покрывают всех затрат, увеличивающихся намного большими темпами, чем доходная часть бюджета, и не позволяют решать назревшие в отрасли проблемы, и в первую очередь — технического оснащения учебных заведений, обновления и расширения их материально-технической базы. Улучшить финансовое положение отрасли могли бы внебюджетные источники. Однако они занимают небольшой удельный вес в общем объеме финансирования, что объясняется отсутствием экономической базы для создания развитой сети благотворительных фондов, развития меценатства и спонсорства. В ближайшей перспективе в Республике Беларусь государственная политика в области финансового обеспечения образования будет направлена на: • сохранение прямого бюджетного финансирования; • создание условий для привлечения внебюджетных средств методами экономического стимулирования; • развитие платных услуг в сфере образования; • введение в практику образовательного кредита; • разработку механизма инвестирования отраслями народного хозяйства подготовки для них кадров необходимых специальностей; • поиск механизмов экономии государственных средств, направляемых на образование. Дальнейшее расширение в государственных высших и средних специальных учебных заведениях получит обучение на платной основе. Основой развития системы образования является социальный заказ, в системе образования его формируют: государство, регионы, учебные заведения, предприятия, активные группы населения, общественные организации, этнические группы, религиозные конфессии, средства массовой информации, наука и искусство, вооруженные силы. Стратегическая линия государства в области образования в Республике Беларусь направлена на: создание эффективной системы образования, гарантирующей и обеспечивающей конституционное право каждого жителя страны на получение качественного образования в соответствии с его потребностями и способностями; признание приоритетности образования как движущей силы общества к прогрессу; обеспечение равного уровня образования в городской и сельской местности; формирование высокообразованного человека, способного творчески мыслить и принимать реалистические решения. Главная цель дальнейшего развития образования в республике - удовлетворение потребности граждан в образовании, гармоничное развитие личности и творческих способностей человека, повышение интеллектуального и культурного потенциала страны на основе создания национальной системы образования Республики Беларусь. Реализация этой цели предполагает: • обеспечение общедоступного, в т.ч. гарантированного бесплатного образования в пределах государственных образовательных стандартов на всех ступенях и уровнях системы в соответствии с законами Беларуси; • совершенствование системы подготовки кадров и обеспечение ее качественного уровня; • создание оптимальной по структуре и территориальному размещению сети учреждений образования, альтернативных по формам и методам обучения, содержанию образования; • обеспечение баланса спроса и предложения на рынке труда и удовлетворение потребностей жителей страны в образовательных услугах; • качественное обновление и расширение материально-технической базы отрасли; • разработка государственных образовательных стандартов для общеобразовательных школ, начального, среднего и высшего профессионального образования, обеспечивающих получение знаний на необходимом уровне; • решение проблемы финансирования отрасли, в том числе путем стимулирования привлечения внебюджетных средств и инвестиций в сферу образования. Реализация главной цели дальнейшего развития образования в республике затрагивает все уровни, типы и виды образовательных учреждений: в дошкольном воспитании требуется создать условия для развития многообразных видов, типов, профилей дошкольных учреждений, ориентированных на максимальное удовлетворение запросов родителей по обучению и воспитанию их детей, расширение национальной основы воспитания; в общеобразовательной школе необходимо осуществить переход от унифицированного, жестко регламентированного образования к дифференцированному, вариативному, содействующему углублению фундаментальных знаний учащихся; наряду с общеобразовательными средними школами с двенадцатилетним сроком обучения должны получить развитие лицеи и гимназии различного профиля, новые типы профессионально-технических и средних специальных учебных заведений, сеть учебных заведений негосударственного типа; в области высшего образования следует обеспечить переход к общей подготовке специалиста, университетской технологии обучения. Одновременно должны быть расширены возможности выбора формы получения образования и типа образовательного учреждения, а также перечень образовательных услуг. Средства предоставляются вузам в качестве полной и частичной оплаты обучения студентов и выплаты им стипендий. В соответствии с потребностями населения в республике создана государственная сеть образовательных учреждений, среднего профессионального образования и система высшего профессионального образования.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (274)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |