Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


РУССКАЯ КУЛЬТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА



2019-12-29 224 Обсуждений (0)
РУССКАЯ КУЛЬТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА 0.00 из 5.00 0 оценок




Начавшееся с Петра I ускоренное развитие культуры и приближение ее к европейскому уровню и стандарту продол­жилось и во второй половине века. Но если в начале столетия она несла на себе явные черты подражательства Европе, то во второй его половине в России уже сформировалась вполне са­мобытная национальная культура европейского типа.

Российская империя вступила в период расцвета, она стала державой мирового уровня — и это торжество роста, мощи, национальной гордости находило свое воплощение в культуре. Свой отпечаток на русскую культуру второй половины XVIII века наложили идеи Просвещения, активным проводником которых в русскую действительность была сама императрица. Всем просветительским начинаниям Екатерины II в развитии культуры, образования сопутствовал несомненный успех.

Для просвещения народа в правление Екатерины была со­здана система воспитательных и образовательных учреждений (под руководством И. И. Бецкого). Строились они на принци­пах Руссо: изолировать детей от испорченного общества и дать возможность природе воспитать их честными, свободными и нравственно чистыми. С этой целью создавались закрытые сословные училища: училище при Академии художеств, Обще­ство двухсот благородных девиц в Петербурге (Смольный инс­титут), отделение для мещанских девиц при Смольном институте, Воспитательные дома сирот и незаконнорожденных в Москве и Петербурге, коммерческое училище (в столице), ре­формировались шляхетские корпуса (военные училища). Но массовость образование приобрело только с созданием системы двухклассных училищ в уездах и четырехклассных — в губер­нских городах. Эти училища были формально бессословными, народными, в них вводилась единая методика и организация учебного процесса — классно-урочная система, они снабжа­лись пособиями для учителей, инструкциями, учебниками. Для своего времени это была прогрессивная система.

Во главе научных изысканий стояла Академия наук (пре­зидент — Е. Р. Дашкова), уделявшая основное внимание в этот период изучению природных богатств страны. В 60—80-е годы были организованы академические экспедиции И. И. Лепехи­на, П. С. Палласа, В. Ф. Зуева, которые собрали огромный материал по географии, геологии, ботанике, зоологии, астро­номии, этнографии. Гуманитарным исследованиям Академия наук уделяла меньше внимания, но тем не менее под руковод­ством Лепехина началась работа по составлению первого тол­кового словаря русского языка.

Вольное экономическое общество в своей деятельности и изданиях уделяло большое внимание совершенствованию аг­ротехники, обработки сырья, развитию сельскохозяйственных промыслов. Основателем русской агрономии и почвоведения стал А. Т. Болотов, предложивший замену трехполья выгонной системой с травосеянием, указавший методы борьбы с сорняка­ми, составлявший методику разведения лесов и т. д.

Дворянская аристократия и Академия наук поощряли дея­тельность механиков-самоучек И. И. Ползунова, построивше­го на Алтае первую в России паровую машину, И. П. Кулибина, не только удивлявшего двор своими часами «яичной фигуры», но и создавшего проект арочного моста через Неву, изобретше­го оптический телеграф и прожектор.

Крупные исторические сочинения в этот период создали князь М.М. Щербатов и И.Н. Болтин, 20 томов исторических документов опубликовал в своей «Древней Российской Вивли-офике» Н. И. Новиков (финансировала издание императрица). Всего Новиковым в его типографии было издано более 500 книг разного содержания, в том числе много масонской литературы Развитию библиотечного дела весьма способствовала Екатери­на II: она купила библиотеки Вольтера, Дидро, Д'Аламбера, князя Щербатова, коллекцию рукописей историка Г. Ф. Мил­лера, положившие начало Архиву древних актов и Публичной библиотеке (1795).

Правление Екатерины ознаменовано высокой степенью свободы слова, проявившейся в журнальной полемике. Нови­ков издавал журналы «Трутень», «Пустомеля», «Живописец», имевшие сатирическую направленность, издательницей «Вся­кой всячины» была императрица. Как правило, журналы суще­ствовали недолго и быстро теряли читателей.

Русская литература 50—80-х годов XVIII века характери­зовалась развитием классицизма (поэты В. К. Тредиаковский, Г. Р. Державин; драматурги А. П. Сумароков, Д. И. Фонви­зин, Я. Б. Княжин, В. В. Капнист), а затем — сентимента­лизма (Н. М. Карамзин). Екатерина II сама писала пьесы и сказки для детей (для внука Александра). В литературе все большее место завоевывала проза.

Время Екатерины II — время широко распространившегося в дворянской среде увлечения театром и театрализованными празднествами. В 1776 г. была создана специальная Театраль­ная дирекция (во главе с И.П. Елагиным), утверждены штаты русского театра, размеры окладов актерам — тем самым театр признан делом государственным.

Специфическим русским явлением был крепостной театр, I который стал модным в дворянской среде. К концу XVIII века насчитывалось уже 170 театров, принадлежавших аристокра­тии, в которых играли такие выдающиеся актрисы, как П. И. Ковалева-Жемчугова, Ф. Аникеева, балерина Т. В. Шлыкова.

Большой известностью пользовалась придворная капелла, директором которой стал Д.С. Бортнянский, выступали част­ная итальянская и французская комическая оперы. Полонез М. Козловского на слова Г. Р. Державина «Гром победы раздавайся» звучал как фактический гимн Российской империи.

Русская аристократия с увлечением коллекционировала произведения искусства. Начало этому положила сама Екатерина: результатом собирательской мании императрицы было рождение Эрмитажа. В Европе императрицей было куплено 1383 картины, в том числе полотна Рембрандта, Ван-Дейка, Мурильо, Тинторетто; собрание гравюр насчитывало 80 тысяч листов, рисунков — 7 тысяч. Особенно неравнодушна была Екатерина к своему собранию камей. Создававшиеся это время знаменитые усадьбы Шереметевых — Останкино и Кусково, Юсуповых — Архангельское, Демидовых — Петровское-Алабино наполнились уникальными художественными коллекци­ями.

В царствование Екатерины осуществлялась грандиозная градостроительная программа: строились Одесса, Севастополь, Николаев, Херсон, Екатеринослав, Мариуполь. Во второй по­ловине века на смену архитектурному стилю барокко пришел строгий и величественный классицизм. Для классицизма ха­рактерны ясность форм, простота и в то же время монументаль­ность и величие, оказавшиеся созвучными мощи и силе рас­цветшей империи. Санкт-Петербург принимал свой «строгий, стройный вид», «в гранит оделася Нева». Были построены такие архитектурные шедевры как Ассигнационный банк, Академия наук, Смольный институт (Дж. Кваренги), Мраморный дворец (А. Ринальди), Старый Эрмитаж (Ю. М. Фельтен), Тавриче­ский дворец (И. Е. Старое), создавался архитектурно-парко­вый ансамбль Павловска (Ч. Камерон). В Москве строили го­раздо меньше; хотя у В. И. Баженова и был грандиозный проект перестройки Кремля, осуществить ему удалось лишь немногое (дом Пашкова). Формирование архитектурного облика Моск­вы в значительной мере связано с деятельностью М. Ф. Каза­кова, построившего старое здание Московского университета, здание Сената в Кремле, Благородного собрания (ныне Дом Союзов).

В живописи появились разные жанры: исторический (А.П. Лосенко), пейзажный (Ф. Я. Алексеев, С. Ф. Щедрин), быто­вой (М. Шибанов, И. Ерменев). Но главным было становление во второй половине XVIII века русской портретной школы, представленной целой плеядой замечательных художников: А. П. Антроповым, И. П. Аргуновым, Ф. С. Рокотовым, Д. Г. Левицким, В. Л. Боровиковским. И камерные, и парадные портреты отличало стремление художников передать внутрен­ний мир человека, раскрыть его характер. В это время начале проводиться первые художественные выставки, аукционы кар­тин, появились первые искусствоведческие работы.

Русская скульптура этого периода, представленная твор­чеством Ф. И. Шубина (скульптурные портреты М. В. Ломо­носова и Павла I), глубоко реалистична и проникнута психо­логизмом. Монументально-аллегорическую статую Самсона (символ победы России в Северной войне) для Петергофского каскада фонтанов и статую А. В. Суворова в виде бога войны Марса изваял М. И. Козловский. Одним из символов Санкт-Петербурга стал «Медный всадник» работы Э.-М. Фальконе.

Успехи русской культуры второй половины XVIII века от­ражали поступательное развитие государства и общества в це­лом, глубоко прогрессивный процесс складывания русской на­ции. Во многом они были обусловлены тем, что никогда на русском престоле — ни до, ни после — не оказывался человек столь широких духовных запросов и интересов, как Екатерина II. Сформировавшаяся в это время атмосфера особой дворянской духовности подготовила взлет русской национальной культуры в XIX веке.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Е.В. Анисимов, А.Б. Каменский "История современной России 1682–1861 гг." – экспериментальное учебное пособие для вузов, 1996 г.;

 

2. Т.М. Тимошина "Экономическая история России" под редакцией профессора Чепурина – учебное пособие, Москва, 2002 г.;

 

3. Под редакцией профессора Ш.М. Мунчаева "История российского государства", Москва 2000 г.;

 

4. П.П. Черкасов, Д.В. Чернышевский "История императорской России от Петра Великого до Николая II", Москва, 1994 г.;

 

5. "История России с начала XVIII до конца XIX века" (ответственный редактор член-корр. РАН А.Н. Сахаров), Москва, 1998 г.;

 

6. С.Г. Пушкарёв "Обзор русской истории", Ставрополь "Кавказский край", 1993 г.;

 

7. В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков "История Отечества с древнейших времен до наших дней", Москва, 2003 г.;

 

8. Под редакцией М.Н. Зуева "История России с древности до наших дней", Москва "Высшая школа", 1995 г.;

 

9. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, А.Ю. Полунов, Ю.Я. Терещенко "Основы курса истории России", Москва "Простор", 1997 г.;

 

10. Под редакцией М.М. Шумилова, С.П. Рябикина "История России IX–XX в.", Санкт-Петербург Издательский дом "Нева", 1997 г.;

 

11. С.Ф. Платонов "Лекции по русской истории", Санкт-Петербург "Кристалл", 1997 г.

 

 



2019-12-29 224 Обсуждений (0)
РУССКАЯ КУЛЬТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: РУССКАЯ КУЛЬТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (224)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)