Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Общие понятия прокурорского надзора в РФ



2019-12-29 330 Обсуждений (0)
Общие понятия прокурорского надзора в РФ 0.00 из 5.00 0 оценок




КУРСОВАЯ РАБОТА

НА ТЕМУ:

“Система, структура, принципы организации и деятельности органов прокуратуры РФ”

 

 

 

 

Екатеринбург

ПЛАН:

Введение………………………………………………….…...… ... ..стр. 3

1. Общие понятия прокурорского надзора в РФ………….....стр. 4-5

2.  Функции прокуратуры……………………………….…....стр. 6-11

3. Принципы организации и деятельности прокуратуры……………………………………………………………...стр. 12-16

4. Система и структура органов прокуратуры РФ………………………………………………………….........стр. 17-36

4.1. Система органов прокуратуры РФ……………….....стр. 17-32

4.2. Структура органов прокуратуры………………….. . стр. 32 - 3 7

5. Основные направления деятельности прокуратуры. Отрасли прокурорского надзора………………………………….…...стр. 38-41

Заключение…………………………………………………….стр. 42-43

Список литературы………………………………………………стр. 44

 

 

Введение

Прокуратура является одним из важнейших правоохранительных органов в России. Учреждена она Петром I 12 января 1722 года. Проводимые им масштабные государственные реформы требовали не только консолидированных действий властей всех уровней, но и неукоснительного соблюдения издаваемых им указов и предписаний. Её предназначение он определил относительно генерал-прокурора словами «сей чин, яко око наше и стряпчий о делах государственных…».

В последующие годы предпринимались попытки сворачивания либо существенного ограничения её функций, а также полной ликвидации. Вместе с тем исторические реалии развития российской государственности диктовали неизбежную необходимость не только сохранения данного органа, но и укрепления его правового статуса, усиления независимости от каких-либо ведомственных и местнических интересов.

В 1936 году прокуратура стала единой централизованной системой органов, осуществляющих надзор за точным и неуклонным исполнением законов всеми организациями, должностными лицами, гражданами, а также осуществляющих уголовное преследование и координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

К настоящему времени в Российской Федерации прокуратура является уникальным органом с особым конституционным статусом, который способен осуществлять эффективный надзор за соблюдением Конституции России и исполнением законов, обеспечением единого правового пространства федеративного государства. Всё заметнее становятся усилия прокуратуры по обеспечению законности в области реализации прав и свобод граждан, интересов общественных организаций и государства. И это реальное отражение той роли, которую она сегодня играет в механизме обеспечения законности и укрепления российской государственности. Эти обстоятельства вызывают обоснованный интерес к названному государственному органу как в Российской Федерации, так и за рубежом.

 

Общие понятия прокурорского надзора в РФ

Прокуратура РФ – это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ. [1]

Прокурорский надзор представляет собой специфическую форму государственной деятельности, сущность которой заключается в обеспечении точного и неуклонного соблюдения Конституции России и исполнения законов на всей территории РФ. Прокурорский надзор осуществляется специально созданными для этого органами – органами прокуратуры, которые имеют особый конституционный статус: по сути не принадлежа ни к одной из ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной, они, вместе с тем, тесно взаимосвязаны с ними. Никакие другие органы не наделены столь широкими полномочиями.

Прокурорский надзор всегда осуществляется от имени государства. Решая поставленные задачи, прокурор выражает и отстаивает не собственные интересы либо интересы отдельно взятых органов государственной власти, местного самоуправления, других организаций и лиц, а интересы государства и общества в целом. Государственный интерес в сфере осуществления прокурорского надзора всегда выражается в установлении точного, единообразного и неуклонного исполнения требований закона, обеспечении режима законности в обществе в целом и в каждом из сфер общественной жизни. Выступая в защиту общественных интересов либо интересов отдельных лиц и организаций, прокурор всегда соотносит интересы вышеуказанных лиц с интересами государства. Неправильное применение закона, его нарушения, ущемляющие интересы отдельных субъектов общественных отношений, затрагивают одновременно и интересы государства в обеспечении законности.

Таким образом, прокурорский надзор – осуществляемая от имени государства деятельность специально уполномоченных должностных лиц - прокуроров – по обеспечению соблюдения Конституции РФ, точного исполнения и единообразного применения законов на всей территории Российской Федерации путём своевременного выявления и принятия мер к устранению любых правонарушений, причин и условий, способствующих им; восстановлению законности; обеспечению привлечения виновных лиц к установленной законом ответственности.[2]

 

 

2. Функции прокуратуры

Место прокуратуры в государственном механизме России предметно воплощается в её функциях, осуществляемых с использованием специфических форм и методов в рамках точно очерченных полномочий (компетенции).

Функции прокуратуры на различных этапах развития государства не остаются неизменными. Их “набор” зависит от социальных и правовых условий развития общества и государства. Современную ситуацию отражает перечень функций прокуратуры, закреплённый Законом о прокуратуре РФ.

Одной из основных функций прокуратуры является надзор за исполнением законов участниками общественных отношений. Традиционные особенности построения российской прокуратуры, её сильная централизация, предусмотренная и ст. 129 Конституции РФ, обусловлены прежде всего необходимостью осуществлять надзорную функцию.

Согласно ст. 1 Закона о прокуратуре РФ прокуратура осуществляет надзор за:

· надзор за исполнением законов федеральными министерствами, службами, агентствами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

· надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, службами, агентствами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

· надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

· надзор за исполнением законов судебными приставами;

· надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры содержания задержанных и заключённых под стражу.

Осуществляя надзор за исполнением законов, который на практике называется общим, прокурор может использовать ряд полномочий, предоставленных ему законом: право беспрепятственно входить на территории и в помещения предприятий; проверять исполнение законов в связи с заявлениями и иными сведениями о фактах правонарушений; требовать от должностных лиц представления необходимых документов, материалов; вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов. В случае установления факта нарушения прав и законных интересов личности прокурор вправе освободить своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию несудебными органами, опротестовать противоречащие закону акты либо обратиться в суд за защитой прав и охраняемых законом интересов граждан, общества и государства, возбудить уголовное дело или производство об административном правонарушении, внести представление об устранении нарушений закона. Актами прокурорского реагирования на нарушение закона являются протесты, представления и предостережения прокурора.

Для усилия правозащитного потенциала прокуратуры в Законе о прокуратуре РФ в качестве отдельного направления её надзорной деятельности выделен надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. При этом поднадзорными являются в том числе органы управления и руководители коммерческих и некоммерческих организаций. Однако здесь органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций.

Для осуществления надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина прокурор наделён разнообразными полномочиями, перечень которых, установленный ст. 27 Закона о прокуратуре РФ, значительно превышает общепринятые в мировой практике права народного правозащитника. Прокурор:

· рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина;

· разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;

· принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причинённого ущерба;

· использует полномочия, характерные для общенадзорной деятельности (истребует необходимые документы, вызывает должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений закона, возбуждает уголовное дело или производство об административном правонарушении и др.).

В случае нарушения защищаемых в порядке гражданского судопроизводства прав и свобод человека и гражданина, если пострадавший по состоянию здоровья, возрасту либо иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы, либо если нарушения затрагивают права и свободы значительного числа граждан, либо если в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.

Прокурор или его заместитель приносит протест на акт, нарушающий права человека и гражданина, в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенное правонарушение.

Важное значение для защиты прав граждан имеет надзор прокурора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Деятельность этих органов (МВД, ФСБ, ФСКН и др.) связана с ограничениями ряда конституционных (прежде всего личных) прав и свобод граждан. Прокурорский надзор должен противодействовать возможным нарушениям в этой сфере. Применяется здесь не только уже названные средства прокурорского реагирования, но и другие (дача согласия дознавателю, следователю на возбуждение уголовного дела; отстранение дознавателя, следователя от производства расследования, если ими допущено нарушение требований закона и др.).

Прокурорский надзор является важным инструментом защиты прав граждан, находящихся в местах содержания задержанных, местах предварительного заключения, отбывающих наказание. Прокурор обязан систематически посещать места содержания задержанных, предварительного заключения, уголовно-исполнительные учреждения, опрашивать задержанных, арестованных, осуждённых, знакомиться с документами, на основании которых эти лица лишены свободы, проверять на соответствии законодательству приказы, распоряжения и постановления администрации исправительных колоний и опротестовывать их в случае противоречия закону. Он в праве отменять дисциплинарные взыскания, наложенные нарушения закона на лиц, содержащихся под стражей, а также отбывающих наказание в местах лишения свободы, не медленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, дисциплинарного изолятора. Прокурор обязан немедленно освободить своим постановлением каждого содержащегося без законных оснований в местах лишения свободы или учреждениях, исполняющих другие меры принудительного характера, либо в нарушение закона подвергнутого задержанию, предварительному заключению или помещению судебно-психиатрическое учреждение.

Особая функция прокуратуры – участие прокуроров рассмотрения дел судами. Специфика деятельности прокурора состоит в том, что он, с одной стороны, выступает как субъект судебного разбирательства, а с другой - осуществляет некоторые надзорные функции в отношении судебных решений.

Значение прокурора в судебном разбирательстве уголовных дел весьма велико. Он обладает широкими процессуальными правами, выполняет возложенную на него государства функцию государственного обвинителя. Не менее значительны правовые возможности прокурора как участника гражданского судопроизводства, если того требует защита интересов государства и граждан. Здесь прокурор не подменяет собой лица, он предъявляет иск в защиту заинтересованных лиц. Прокурор вступает в процесс и даёт заключение по делам о выселении, восстановлении на работе, возмещении вреда, причинённого жизни и здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных законом (ст. 45 ГПК РФ).

При вынесении судом незаконных или необоснованных решений органы прокуратуры могут сыграть важную роль в восстановлении ущемлённых прав граждан. Законодательство России наделяет прокуратуру широкими полномочиями: прокурор или его заместитель в пределах своей компетенции вправе приносить в вышестоящий суд кассационное или частное представление на незаконное или необоснованное судебное решение.

Самостоятельная функция прокуратуры – расследование преступлений, которое является формой защиты прав потерпевшего от преступного посягательства. Осуществляя уголовное преследование, прокуратура проводит расследование по делам о преступлениях, отнесённых уголовно-процессуальным законом к её компетенции.

Закон (ст. 151 УПК РФ) разграничил подследственность преступлений между ведомствами, наделёнными правом производства предварительного следствия, - прокуратурой, МВД, ФСБ, ФСКН. К исключительной подследственнсти органов прокуратуры относится расследование наиболее опасных и сложных преступлений – убийств, изнасилований, преступлений против конституционных прав и свобод человека и гражданина, преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, преступлений против правосудия и др. Производство расследования преступлений, отнесённых к исключительной компетенции органов прокуратуры, иными следственными аппаратами не допускается.

Следует иметь в виду, что согласно закону прокурор вправе принять к своему производству либо поручить подчинённому ему прокурору или следователю расследование любого преступления.

Функцией прокуратуры является участие прокурора в правотворческой деятельности государства. Прокуроры, осуществляя надзор за исполнением законов во всех сферах правовых отношений, служат для государства надёжным индикатором соответствия действующих законов потребностям общества. Им должна быть предоставлена реальная возможность информировать законодательные и иные правотворческие органы о любом несоответствии права потребностям общества. Отказ от использования уникальных возможностей прокуратуры для своевременного преодоления государством возникающих противоречий между стабильностью и динамизмом права совершенно недопустим. В связи с этим трудно признать оправданным тот факт, что Конституция РФ не включила Генерального прокурора РФ в перечень субъектов права законодательной инициативы.[3]

 



2019-12-29 330 Обсуждений (0)
Общие понятия прокурорского надзора в РФ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Общие понятия прокурорского надзора в РФ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (330)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)