Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Развитие профильного образования в контексте модернизации образовательной системы в Российской Федерации и Краснодарском крае



2019-12-29 210 Обсуждений (0)
Развитие профильного образования в контексте модернизации образовательной системы в Российской Федерации и Краснодарском крае 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Глобализация экономики и задача формирования общества, основанного на знаниях, ставят новые требования перед системой образования и обучения. Развитие образования теснейшим образом связано и с основными направлениями социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу. Основные направления модернизации образовательной системы в Российской Федерации определены Концепцией модернизации образования до 2010 г. Направления развития допрофессионального обучения и довузовской подготовки в российской школе, в основном, соответствует мировым тенденциям развития образования.

Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования. Для достижения указанной цели будут решаться в первоочередном порядке следующие приоритетные, взаимосвязанные задачи: обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования; достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования; формирование в системе образования нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов; повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки; развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса: обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. предусматривает создание "системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования".

Пути реализации поставленной задачи и перспективы развития общего и профильного образования определены в Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования. Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.

Краснодарский край одним из первых в стране подошел к реализации всего комплекса задач организации профильного образования в контексте модернизации образовательной системы. Краснодарский край был включен в перечень субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, участвующих в эксперименте по профильному обучению в 2003/2004 учебном году. Губернатором Краснодарского края было издано распоряжение «О проведении эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования в 2003/2004 учебном году» (№ 979-р от 22 июля 2003 года).

В 2004 году были разработаны и утверждены план мероприятий по введению профильного обучения в Краснодарском крае, порядок открытия профильных классов, региональный базисный учебный план для 10-11 классов экспериментальных общеобразовательных учреждений и другие норматино-правовые документы.

В 2004 году общеобразовательные учреждения края перешли на новый федеральный Базисный учебный план, которым предусмотрено введение профильного обучения на старшей ступени общего образования и предпрофильной подготовки в 9-х классах начат. С сентября 2004 года в десятых классах 30 школ города Краснодара и 7 Павловского района было введено профильное обучение – всего открыт 101 профильный класс по 29 профилям. Предпрофильную подготовку стали апробировать 422 общеобразовательных учреждения из всех муниципальных образований края.

По итогам первого года эксперимента по введению профильного обучения в г. Краснодаре и Павловском районе проведен мониторинг.

На проведение эксперимента в 2004 году из краевого бюджета были выделены средства в объеме 1 млн. рублей. Проведена работа по укреплению материально-технической базы экспериментальных общеобразовательных учреждений. Поставлена компьютерная техника в 10 школ г. Краснодара и Павловского района, приобретены химические реактивы и мини лаборатории для 3 школ Павловского района, открывших химико-биологический профиль. Для организации центров сопровождения эксперимента в управления образования г. Краснодара и Павловского района приобретена компьютерная и множительная техника. Подготовлены и изданы сборники программ элективных курсов для учащихся 9-х классов, разработанные педагогами экспериментальных образовательных учреждений г. Краснодара и специалистами ККИДППО.

Продолжалась работа по организации предпрофильной подготовки в 9-х классах основной школы. Во «вторую волну» эксперимента по предпрофильной подготовки были включены 46 территорий края (422 учреждения). В рамках краевого конкурса педагогических инициатив открыты 4 краевые экспериментальные площадки по организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений при организации профильного обучения в старшей школе.

Для 11 категорий педагогических работников, участвующих в эксперименте по введению профильного обучения, за счет целевых средств, предусмотренных в Фонде развития образовательных учреждений, на базе ККИДППО, школ г. Краснодара и Павловского района проведены курсы повышения квалификации. В течение первого года реализации эксперимента в них приняли участие 6439 человек из всех территорий края.

Ход эксперимента был рассмотрен на коллеги департамента образования и науки (ноябрь 2004г.) и представлен на Всероссийской научно-практической конференции (октябрь 2004).

Эксперимент выявил ряд серьезных проблем и противоречий. Так, в частности, в анализе итогов первого года внедрения профильного обучения подчеркивается следующее. Не снято противоречие между условиями профильного обучения на старшей ступени общего образования и требованиями ЕГЭ. Не решены вопросы стимулирования педагогических работников, участвующих в эксперименте по введению профильного обучения на старшей ступени общего образования и предпрофильной подготовки в 9-х классах. Не развернута в должном объеме работа по экспериментальной апробации сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений, учреждений НПО и СПО.

Вместе с тем принято однозначное решение продолжить работу по созданию условий для перехода общеобразовательных учреждений на профильное обучение, а именно: расширить число общеобразовательных учреждений, реализующих предпрофильную подготовку; обеспечить разработку программ элективных курсов для 9 и 10 классов, организовать переподготовку кадров и использование информационных технологий в профильных классах, укрепление учебно-материальной баз экспериментальных ОУ.

Можно утверждать, что на сегодня в ходе федеральных экспериментов по профилизации отечественного образования и созданию университетских образовательных комплексов в Краснодарском крае разработана региональная модель довузовской подготовки и психолого-педагогическое сопровождение ее реализации с учетом региональных особенностей и результатов мониторинга развития гибкой системы профилей. Эта модель выступает в тесной связи ее основных компонентов (блоков): довузовской подготовки в учреждениях среднего (полного), дополнительного и профессионального (начального, среднего и высшего) образования, проектирует новые формы и механизмы организации взаимодействия с социальными партнерами и отражает педагогические условия становления и развития региональной системы довузовской подготовки в образовательном пространстве края.

Основные приоритетные направления становления и развития довузовской подготовки в Краснодарском крае выстроены на местном, региональном уровне с учётом потребностей рынка труда, специальностей, исходя из экономических условий территории и отражают как поиск новых форм предпрофессиональной подготовки в рамках традиционных систем, так и дополнение общепринятых форм довузовской подготовки иными, альтернативными способами с позиций личностного развития обучающихся.

Реализация в различных формах и по нескольким направлениям Программы развития социального партнёрства в Краснодарском крае способствует осуществлению профориентационной работы; участию работодателей в разработке нормативно-правовой и учебно-программной документации; совершенствованию содержания и организации учебного процесса; привлечению социальных партнёров к формированию стратегии развития учебного заведения, участию их в практическом обучении студентов с предоставлением современной технологической базы; созданию учебно-производственных комплексов путём интеграции с производством; предоставлению обучающимся рабочих мест; руководству практикой наиболее квалифицированными специалистами предприятия или организации; оперативному реагированию на потребности рынка труда; обеспечению занятости выпускников. Эффективная система социального партнёрства в учебных заведениях позволила создать условия для успешной подготовки обучаемых на всех уровнях системы непрерывного образования в Краснодарском крае.

По итогам первых лет эксперимента в крае созданы координационные советы, разработаны разноуровневые банки нормативно-правовой информации, сформирован аннотированный каталог курсов по выбору. Краевой институт дополнительного профессионального педагогического образования обеспечивает научное, методическое сопровождение эксперимента, а это — экспертиза, авторские курсы по выбору, технологические карты, методические пособия, моделирование сетевого взаимодействия образовательных учреждений разного статуса, мониторинг, прогнозирование и многое другое. Проводится краевой (заочный) конкурс программ элективных курсов для 10-11-х классов, которые разрабатывают педагоги экспериментальных учреждений. Серьезно поставлен вопрос об обучении муниципальных и школьных координаторов эксперимента. Ежегодно пять с половиной тысяч учителей повышают квалификацию, делается акцент на перестройку логики преподавания учебной дисциплины от «узкопредметной» к «детоцентристской», учитывающей потребности ученика. Учителя осваивают интерактивные технологии, проектно-исследовательские, блочно-модульные методы и т.д. Кроме того, постоянно изучаем потребности территорий в предпрофильной подготовке и профильном обучении.

Таким образом, можно сделать следующие выводы. Направление развития профильного обучения в российской школе в основном соответствует мировым тенденциям развития образования. Краснодарский край в числе десяти регионов страны первым начал внедрение профильного обучения. Выводы, сделанные в ходе эксперимента, позволили подтвердить как правильность выбранного пути модернизации образовательной системы России, так и увидеть все проблемы, препятствующие ее развитию. Эффективное развитие профильного обучения предполагает серьезную подготовительную работу по обновлению содержания образования и его обеспечения (стандарты, учебные планы, примерные программы, учебники и методические пособия, переподготовка кадров и проч.). Должна быть продолжена работа по созданию нового поколения учебной литературы, уточнению базисных учебных планов, разработке и принятию примерных учебных планов профилей и ежегодному расширению числа школ и обучающихся, переходящих на профильное обучение на основе соответствующих региональных программ. Органам управления образованием различных уровней целесообразно разработать предложения по сетевому взаимодействию образовательных учреждений, обеспечивающему наиболее сбалансированный спектр возможностей получения старшеклассниками полного среднего образования на профильном уровне, а также в непрофильных (общеобразовательных) школах, классах и группах.

Дальнейшее развитие профильного обучения предполагает так же создание на базе университетских комплексов объединений учреждений общего, дополнительного и профессионального (начального, среднего и высшего) образования, а также иных учреждений различных форм собственности и ведомственной принадлежности, некоммерческих организаций или выделенных из их состава структурных подразделений.

Сегодня решение проблемы профилизации в городе или районе, как правило, переложено на плечи школы и образовательной сети территорий, при этом каждая школа должна в одиночку выбирать профили, учитывая свои возможности и ресурсы, не связывая выбор профилей с экономической ситуацией территории. Однако системе муниципального образования в одиночку не решить эту проблему, поэтому профилизация должна быть «привязана» к региональным и муниципальным программам развития. Систему профильного обучения необходимо строить на местном, региональном уровне, исходя из экономических условий территории, игнорирование которых в современных социально-экономических условиях может стать тормозом к последующей профессиональной и социально-психологической адаптации молодых людей.

 



2019-12-29 210 Обсуждений (0)
Развитие профильного образования в контексте модернизации образовательной системы в Российской Федерации и Краснодарском крае 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Развитие профильного образования в контексте модернизации образовательной системы в Российской Федерации и Краснодарском крае

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (210)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)